Музей Кастельвеккьо, Верона

Музей Кастельвеккьо (Старая крепость) — один из самых важных музеев Вероны, в основном посвященный итальянскому и европейскому искусству. Музей был отреставрирован и создан в соответствии с современными критериями между 1958 и 1974 годами Карло Скарпа, из которых он стал одним из наиболее полных и лучше всего сохранившихся вмешательств. Он расположен в комплексе скалигеровской крепости Кастельвеккьо, занимая около тридцати комнат и связанных с ними секторов: скульптура, итальянская и зарубежная живопись, старинное оружие, керамика, украшения, миниатюры и древние городские колокола.

 

История

Замок Скалигеров
Замок был построен между 1354 и 1356 годами по приказу Кангранде II делла Скала из оборонительных соображений, но на короткое время он также был местом жительства делла Скала. Его предполагаемое использование оставалось военным, но оно было изменено и модифицировано в зависимости от того, как его использовали в последующие периоды, также став складом боеприпасов, а во время господства Серениссимы в нем размещалась военно-инженерная академия. В наполеоновскую эпоху он претерпел различные повреждения: башни были спущены, убраны зубчатые стены, а между 1801 и 1806 годами северная и восточная стороны (где сейчас находится Галерея) были построены для размещения французских казарм.

Рождение гражданского музея
После перехода к итальянскому государству он оставался казармой, пока в 1924 году благодаря Антонио Авене, директору городских музеев, и Фердинандо Форлати, архитектору Главного управления, не была проведена реставрация в средневековом стиле, и он стал резиденцией гражданские коллекции веронского искусства с работами от раннего средневековья до восемнадцатого века. При реставрации в стиле были подняты башни, восстановлены проходы, а интерьеры оформлены в стиле средневековья и ренессанса.

Во время Второй мировой войны Верона была одним из самых бомбардируемых городов Италии из-за своего стратегического положения и присутствия многих министерств Итальянской Социальной Республики, а во время одного из многочисленных рейдов союзников 4 января 1945 г. повредил Кастельвеккьо, и всего через несколько месяцев бегущие немцы взорвали все мосты в Вероне, в том числе и мост Кастельвеккьо. Впоследствии восстановление замка было поручено Карло Скарпе, а восстановление моста - Либеро Чеккини с суперинтендантом Пьеро Гаццола.

 

Реставрация Карло Скарпа

Карло Скарпа считал Кастельвеккьо единым организмом, в который можно вмешиваться, не делая различий между реставрацией здания и музеографической планировкой, метод, который он также использовал в важных предыдущих работах, таких как Галерея Академии в Венеции, Палаццо Абателлис в Венеции. Палермо, Гипсотека Канова в Поссаньо. Вмешательство венецианского архитектора проникло среди ранее существовавших структур, предлагая расширения, неопубликованные решения распределения и новые маршруты.

Дизайнеры
Архитектор Арриго Руди и инженер Карло Маскьетто также сотрудничали в восстановлении и создании музея, работа в основном Карло Скарпа, но окончательная работа стала результатом концерта между многочисленными голосами: дизайнер, сотрудники, сотрудники музея (доктор Анджело Алдригетти, геодезист Анджело Руделла и плотник Фульвио Дон), администраторы (в частности, мэр Джорджио Занотто и советник по культуре Альберто Де Мори), технический отдел муниципалитета (во главе с инженером Рокко Николо), руководители (в частности, архитектор Пьетро Гаццола) и мастера, работавшие над реставрацией, активно сотрудничали, чтобы достичь прекрасного конечного результата. Особенно плодотворным был диалог между Карло Скарпой и директором музея Лисиско Маганьято, которые своими размышлениями о темах реставрации и формах, принятых памятником с течением времени, привели к наиболее важным изменениям.

Многочисленные мастера работали на Карло Скарпа на строительной площадке Кастельвеккьо, и среди наиболее присутствующих - компания Кастеллани, которая выполнила все строительные работы и штукатурку, и компания Марио и Эудженио де Луиджи из Венеции, которая выполнила лепнину.

Первое вмешательство: восстановление Reggia
В 1955 году он стал директором городских музеев Licisco Magagnato, который сосредоточил свою работу на обновлении и обустройстве многочисленных городских музеев, а точкой опоры его работы стало вмешательство Карло Скарпа, прославившегося подготовкой престижных выставок и музеи Кастельвеккьо. Эта задача была возложена на венецианского архитектора по случаю выставки «От Альтикьеро до Пизанелло» в 1956 году. Скарпа решил организовать свои реставрационные работы и реализацию выставки в соответствии с современными критериями, основанными на послевоенных теориях реставрации. Первым корпусом реставрировалось так называемое крыло Реджии, то есть резиденция Скалигеров: в ходе работ выявились новые археологические находки, были разработаны маршруты посещения публикой, чердаки, этажи, лестницы, система освещения, применена грубая известковая штукатурка.

Выставка художественной галереи в крыле Reggia, в которой представлены венецианские работы с тринадцатого по шестнадцатый век, предлагает инновационную настройку как для выбора произведений, так и для систем демонстрации:
для полиптихов были устроены простые полки из туфа;
для станционных крестов были сконструированы небольшие туфовые кубы, поддерживающие их;
для панно, с которых были сняты рамы девятнадцатого века, были разработаны простые рамы с цветным фоном, чтобы выделить работу, обтянутую тканью или бархатом. Некоторые картины были выставлены на вращающихся подставках, другие — на мольбертах, уже использовавшихся для инсталляции Музея Коррера в Венеции, а третьи подвешены на боковых стойках.

Реставрация Reggia была завершена к выставке 1958 года, но маршрут этого крыла был соединен со вторым этажом Mastio (и, следовательно, с галереей) только в 1964 году через подвесной переход.

 

Второе вмешательство: реставрация Галереи

Впоследствии работы продолжились в здании девятнадцатого века в Корте д'Арми, которое с тех пор называют крылом Галереи. Внутри находится серия из семи больших комнат, которые освещаются большими многостворчатыми окнами в готическом стиле, вставленными во время реставрации двадцатых годов и соединенными сводчатыми переходами. На первом этапе реставрации Галереи были устранены фальшивые фрески и трезвая штукатурка интерьеров, но уже на этом первом этапе, когда еще присутствовали венецианские полы и деревянные кессонные потолки, сделанные в 1920-х годах, Карло Скарпа, по согласованию с директором музея смоделировал размещение великих средневековых скульптур Мастера Сант-Анастасия и его школы, поместив их на тонкие подставки из камня Прун, и только когда было окончательно решено, какие работы и где разместить , были структурные вмешательства.

Наиболее существенная часть реставрации, проект которой в сентябре 1959 г. к настоящему времени в значительной степени определился, началась в 1958 г. Уже в 1962 г. многочисленные археологические и исторические открытия заставили архитектора видоизменить этот проект по мере того, как постепенно выявлялись новые элементы или проблем, да так, что ему пришлось просить вариант проекта. Наиболее существенные работы закончились в 1964 году, в то время как библиотека была построена между 1968 и 1969 годами, а комната Авены была завершена между 1973 и 1975 годами, в которой должны были быть картины восемнадцатого века. При вмешательстве было решено сделать изменения, внесенные в памятник на протяжении веков, легко читаемыми, а также дифференцировать новое вмешательство с учетом характеристик средневековой архитектуры.

Именно с этой реставрацией/инсталляцией Карло Скарпа достигает своей художественной зрелости, в частности, именно в крыле Галереи сосредоточены абсолютно новаторские пространственные, архитектурные и выставочные решения. Смелым является выбор работ на первом этаже Галереи, для которых венецианский архитектор выбрал малоизвестные, но особенно выразительные скульптуры веронского мира, такие как ванна, саркофаг и изуродованный фрагмент, жизненная сила которого придается розовым материалом и слоновой костью, и которые приобретают выдающееся историческое значение благодаря своему музеографическому положению. Другим новаторским выбором был способ, которым он решил предложить публике Мадонну с младенцем на фоне «красного Мондриана», размещенную в центральном зале и поддерживаемую простой полкой из необработанного железа, или размещение Святой Цецилии и Распятие, помимо подготовки мелких ювелирных изделий в святилище. Мастерским было и расположение конной статуи Кангранде I, ранее находившейся в скалигеровских арках, над церковью Санта-Мария-Антика, где она была заменена копией. Кангранде имеет основополагающее значение для истории Вероны, он на самом деле является самым любимым и известным представителем династии Скалигеров, и благодаря своим завоеваниям он стал проводником фракции гибеллинов в северной Италии, но он также известен тем, что был другом и защитник великого поэта Данте Алигьери: именно по этой причине его статуя была помещена в узловую точку маршрута музея и в место, которое, как показали археологические раскопки, является важным фрагментом истории города, помещенным в геральдический знак. и господствующее положение над городом. Помещенный на бетонную опору, форма сложенного листа которой напоминает форму оригами, ею можно любоваться из музейного маршрута на фоне фактуры стен замка или из сада на фоне деревянной крыши. который имеет в качестве эталона архитектуру Фрэнка Ллойда Райта и традиционные японские деревянные дома.

 

Сад

Сад, разбитый всего за несколько дней до открытия музея, является прелюдией к простому, но впечатляющему музею. Это прямоугольная лужайка, окаймленная с юга двумя живыми изгородями, образующими диафрагму для тех, кто поднимается по небольшому склону к входу в музей. Путь к входу окружен двумя неглубокими бассейнами с водой, которые отражают замок в определенное время дня, как это бывает в японских садах. Идея двух бассейнов с водой пришла неожиданно во время работ, когда Скарпа заметил во дворе две нейлоновые простыни, над которыми образовались две лужи.

 

Материалы

Карло Скарпа обладал способностью сочетать традиционные материалы, типичные для средневековой архитектуры, такие как галька, туф и кирпич, с материалами, типичными для современной архитектуры, такими как железобетон, оставленный открытым или обработанный молотком, чтобы сделать поверхность более яркой. Он проделал большую качественную работу по внешней обработке sacellum, сделанной из местного камня Prun, и для которой он нашел ссылки в покрытиях Дворца дожей в Венеции и Палладианской базилики в Виченце, однако повторно посетил в чувствительной интерпретации современная живопись, объемно переданная в этом архитектурном пространстве. Существует множество идей, заимствованных из современной живописи, в частности, из движения Де Стидж и, прежде всего, из его величайшего представителя Пита Мондриана: он определенно брал пример с Мондриана в цветовом выборе венецианской лепнины и в дизайне таких элементов, как окна, в то время как De Stijl обнаруживается в ортогональности структурных элементов (в бетонных полах, обрамленных камнем Prun, в кресте чердаков, в знаке железной балки, пересекающей всю галерею) и в расположении скульптур на квадратных и прямоугольных плитах.

 

Коллекции

Скульптура

Коллекции музея открываются коллекцией романской скульптуры, все еще обязанной римскому стилю, полученной из моделей, которых в Вероне всегда было в изобилии, части которых происходят из религиозных зданий, которые рухнули или были разрушены на протяжении веков. Среди наиболее значительных работ упоминаются:
Распятие и скорбящие, работа четырнадцатого века из туфа (первоначально написанная) так называемым Мастером Сант-Анастасия из церкви Сан-Джакомо-ди-Томба;
Саркофаг Святых Сергия и Вакха, барельеф 1179 г.;
Санта-Сесилия и Санта-Катерина, скульптуры 14 века мастера Сант-Анастасия;
Конная статуя Кангранде делла Скала из готического комплекса Арки Скалигеров;
Конная статуя Мастино II делла Скала также из Арки Скалигеров.

 

Рисование

Коллекции разворачиваются в сочлененных комнатах замка, внутри и снаружи наводящих на размышления дворов, залов, раннесредневековых стен, проходов.

В жилом крыле замка, построенном для защиты семьи как от внешних, так и от внутренних угроз городу, расположены живописные коллекции веронской и венецианской школ: отдел готической живописи, переживший захватывающий сезон в Вероне благодаря мастерам такие как Пизанелло (со знаменитой Мадонной делла Квалья), Альтикьеро, Микелино да Бесоццо (с Мадонной дель Розето, ранее приписываемой Стефано да Верона) или менее известные Туроне да Максио и Микеле Джамбоно.

Затем мы переходим к работам Вероны на рубеже Возрождения, с первыми домантенскими попытками подражать новому стилю в работах Антонио Бадиле и некоторыми шедеврами венецианской школы, такими как большое распятие Якопо Беллини, чтобы затем прийти к полному Ренессансу с работами Доменико и Франческо Мороне, отца и сына, и Либерале да Верона. Нет недостатка в шедеврах великих мастеров, таких как «Мадонна с младенцем, стоящим на парапете» Джованни Беллини, «Милостивый Христос» Филиппо Липпи, «Мадонна Страстей» Карло Кривелли и «Святое семейство» и «Святой» Андреа Мантенья. Джироламо даи Либри — веронский художник, который лучше всего усваивает урок Мантеньи, применяя его в своих шедеврах. Паоло Морандо и Франческо Карото со знаменитым «Молодым человеком с кукольным рисунком», на который явно повлиял Леонардо, выдают его уникальное исследование отношений между наблюдаемым и наблюдателем, между изображающим, портретом и зрителем.

Затем мы переходим к шестнадцатому и семнадцатому векам, проходя через некоторые ранние работы Паоло Калиари, известного как Иль Веронезе (такие как алтарь Бевилакуа-Лазизе и Оплакивание мертвого Христа, которые санкционировали его славу), Якопо Тинторетто, Паоло Фаринати и Алессандро. Турки, известный как Орбетто, автор большого состояния в Вероне, как и в Риме, его второй родине.

Из восемнадцатого века есть один из главных героев, Тьеполо, с изображением Элиодоро, разграбляющего храм.

 

Чертежи

В 1974 году директор городских музеев Лисиско Маганьято договорился о приобретении всех 662 проектных чертежей Карло Скарпы непосредственно у него, поэтому сегодня в архиве музея есть полная документация по планированию, реставрации и монтажным работам знаменитого венецианского архитектора. . Есть и генпланы, и эскизы с различными решениями, и исполнительные чертежи, и листы с многочисленными примечаниями архитектора.

 

Оружие

В музее Кастельвеккьо также есть интересная коллекция средневекового и ренессансного оружия и доспехов, в том числе меч Кангранде, извлеченный из его саркофага, когда он был впервые открыт в 1920-х годах.

Кража 2015 года
Вечером 19 ноября 2015 года трое грабителей украли 17 произведений искусства.

Полный список украденных работ выглядит следующим образом:
Антонио Пизано, известный как Пизанелло, Мадонна с младенцем, известная как Мадонна с перепелкой, темпера на дереве, 54×32 см;
Якопо Беллини, Кающийся святой Иероним, дерево, темпера, 95×65 см;
Джованни Бенини, «Портрет Джироламо Помпеи», холст, масло, 85×63 см;
Андреа Мантенья, Святое семейство со святым, холст, темпера, 76×55,5 см;
Джованни Франческо Карото, Портрет юноши с детским рисунком, панель, масло, 37×29 см;
Джованни Франческо Карото, Портрет молодого бенедиктинского монаха, холст, масло, 43×33 см;
Якопо Тинторетто, Кормящая Мадонна, холст, масло, 89×76 см;
Якопо Тинторетто, Перевозка Ковчега Завета, масло, панель, 28×80 см;
Якопо Тинторетто, Банкет Бальтассара, масло, панель, 26,5 × 79 см;
Якопо Тинторетто, Самсон, масло, панель, 26,5×79 см;
Якопо Тинторетто, Суд Соломона, масло, панель, 26,5 × 79,5 см;
Круг Якопо Тинторетто, Мужской портрет, холст, масло, 54×44 см;
Доменико Тинторетто, «Портрет Марко Паскуалиго», холст, масло, 48×40 см;
Мастерская Доменико Тинторетто, Портрет венецианского адмирала, холст, масло, 110×89 см;
Питер Пауль Рубенс, Леди Ликнидов, холст, масло, 76×60 см;
Ханс де Йод, Пейзаж, также известный как Пейзаж с водопадом, холст, масло, 70×99 см;
Ханс де Йод, Морской порт, холст, масло, 70×99 см.
Историк искусства Витторио Сгарби назвал кражу «одной из самых серьезных краж в истории итальянского искусства», а режиссер Паола Марини назвал «очень глубокую рану». Расследование поручено оперативному ядру Корпуса карабинеров Командования карабинеров по защите культурного наследия.

15 марта 2016 года карабинеры арестовали 12 человек между Молдавией и Вероной, в том числе охранника, дежурившего в ночь ограбления, который, как считается, был инсайдером в музее. Картины были найдены 6 мая следующего года в Одесской области, на Украине, когда их собирались вывезти в Молдову, чтобы вернуть в Киев, в присутствии президента Украины Петра Порошенко и министра культурного наследия и Деятельность и туризм Дарио Франческини, 21 декабря того же года.