Кладбище Сан-Пьеро в Градо (Пиза), Италия

 

Кладбище Сан-Пьеро-а-Градо находится в одноименной деревушке муниципалитета Пизы.

 

История

Массимо Кармасси было поручено расширить кладбище Сан-Пьеро в 1982 году, и он начал первое исследование по определению системы, формализованное в феврале 1983 года; этот проект включал ограждение с элементами чистой геометрии, свободно разбросанными внутри. На втором этапе, вскоре после этого, эта концепция преодолевается: ограждение стены сохраняется, но вводятся три продольных планки (часовни и колумбарии), смещенные и сходящиеся к восьмиугольной часовне. Как только эта идея была определена, общий проект готовится быстро, в то время как определение отдельных элементов очень долгое и тщательное, детали конструкции которых варьируются и перепроектируются несколько раз, с постоянным переосмыслением, которое длилось до 1995 года (архитектурные детали были определены в период с августа 1985 г. по апрель 1986 г.; в период с 1993 по 1995 г. были разработаны новый генеральный план и новые исполнительные проекты построек ниш, ограждающей стены, систем и служб, часовен, саркофагов и оссуариев). Особое внимание уделялось проработке часовен - по-разному прорабатывались и кладка, и кровля, и менялся каркас, - и кирпичной кладки: что касается последней, то графические рисунки содержат много решений фактуры кирпича, начиная от более простых и горизонтальных приложений, заканчивая расположением под углом 45º, вплоть до вставки цветных полос или обратных полос, среди которых затем выбирался более простой и однородный. Работы по первому лоту, выполненные венецианской компанией Sacaim, были начаты в 1986 году: с самого начала возникли трудности в сотрудничестве между проектировщиком и руководителем проекта, инженером Паолини, который обратился в инженерно-строительный отдел с просьбой приостановить строительство. работает из-за отсутствия адаптации к сейсмическим нормам.

Эта подвеска дает Carmassi возможность пересмотреть и трансформировать некоторые элементы, что дает полное преимущество новым решениям. После того, как первый участок, включая одну из двух колумбарий, был завершен, 5 мая 1993 года официально начались работы по второму, на этот раз под руководством архитектора Дунии Андольфи и выполненные компанией Гуиди. еще открыты и близятся к завершению. : до сих пор столб ближайших к старому кладбищу голубятней находится на уровне простого фундамента, а восьмиугольная часовня и службы, прислонившиеся к стене старого кладбища, еще не прослежены; отделка еще не почти полностью завершена.

 

Проблема проникновения воды

По состоянию на 2014 год новая часть кладбища, завершенная несколько лет назад, подвергается обильному проникновению воды в некоторые его части, что делает необходимым перемещение около сотни тел на новую территорию, которую еще предстоит обработать. построен.

 

Описание

Вмешательство Кармасси, расширение к востоку от ранее существовавшего кладбища Сан-Пьеро, вписывается в плоский сельскохозяйственный ландшафт, омываемый на западе средиземноморским сосновым лесом Томболо, и расположен недалеко от романской базилики Сан-Пьеро-а-Градо. , сильный ландшафт и историческая чрезвычайная ситуация. Комплекс, который кажется незаметным и естественным образом выходит из равнины благодаря компактности стенного ограждения, дизайн которого адаптируется к планировке фермы, граничит с севера с дорогой, которая соединяется с государственной дорогой, соединяющей Пизу с море. Отношения с ранее существовавшим кладбищем, по-видимому, были решены Кармасси во имя разнообразия (разные типы, формальные решения, выбор материалов и цветовые оттенки), в то время как явно ищется диалог с соседней базиликой Сан-Пьеро, которая напоминают компактность стен и цветовая выдержанность (на кладбище, как и в церкви, кирпич ручной работы одного цвета и зерна).

 

Внешний вид
Новое кладбище соединяется с восточным фасадом ранее существовавшего, характеризующегося пограничной стеной, из которой выходят компактные объемы часовен и ряды кипарисов. Он состоит из большой площади, обнесенной с юга большой изогнутой стеной, сжатой между двумя цилиндрическими башнями, на конце которых два вертикальных разреза, явная отсылка к прорезям укреплений, позволяют видеть чужеземный пейзаж. Навесные элементы на северо-западе представляют собой восьмиугольный корпус часовни, вероятно, дань уважения Пизанскому Гробу Господню, а на востоке - объемы туалетов (цилиндрический корпус с прозрачной крышкой), доступа, хранилища и караульного помещения, заключенного в палку, параллельную дороге, в которой круговой интроибо ведет к кладбищу.

Интерьер
Различные тела расположены внутри квадратной ограды, распределены параллельно южной стороне старого кладбища или слегка смещены (один из двух колумбарий), перемежаются системой из 3 внутренних квадратов и визуально связаны друг с другом благодаря системе отверстия, которые позволяют поперечно просматривать весь резервуар. Продвигаясь с юга на север, травянистая ограда для погребений, прислоненная к стене, ставится на большей высоте, чем этажом ниже, чтобы ее не было видно с главного двора; эта разница в высоте была использована дизайнером для создания стены, квадратные модули которой (травертиновые плиты, увенчанные лепным каркасом) действуют как оссуарии. На самом нижнем уровне находится надгробный пол, опять же из травертина, который напоминает решения древних погребальных ограждений (от монументального кладбища до интерьеров романских и готических соборов). Это мраморное пространство с чрезвычайно строгим замыслом огорожено с юго-запада большой криволинейной стеной, а с севера глухой стеной корпуса часовни, оба в кирпиче: это пространство достигает - благодаря полной интроверсии (как монастырь, который позволяет нам только угадывать внешний вид), абстрактность форм и явно диалектическое использование материалов (травертина и кирпича) - результат редкой красоты и гармонии, придающий форму месту с сильным медитативным характером. Обрешетка часовни визуально примыкает к криволинейной стене благодаря перспективным стыкам стены, даже если на самом деле две навесные стены разделены проемом, ведущим на нижний уровень. Это здание с прямоугольным планом и компактным объемом с сильным продольным развитием разделено поперечными переходами на три ядра, каждое из которых содержит десять часовен.

На северном фронте - строгая кирпичная кладка с двумя простыми соединительными проемами - контрапунктом выступает сторона часовен, сумма келий, сплошь покрытых травертином, на стене которых перекрываются 4 погребения: она завершает и подчеркивает всю могучую лепную рама и теория кипарисов, по одному на каждую часовню, размещены, чтобы уравновесить, как вертикальные знаки, сильный горизонтальный след перспективного побега коверка.

Слегка расходясь по отношению к корпусу часовен и образуя вместе с ними глубокое расширение, имеющее фоном последний участок криволинейной стены, устроена одна из двух колумбарий: она, как и другая, еще не построенная, устроена как мощная продольная застройка в виде параллелепипеда, компактная кирпичная кладка которого открывается наружу только через 3 проема на каждом фасаде. Эти проемы с южной стороны выполнены в виде простых архитравных порталов, а с северной стороны они вместо этого имеют Т-образный профиль, разделенный в центре двумя соединенными металлическими колоннами, поддерживающими вышележащие архитравы из металлического профиля, решение, которое с точки зрения изысканности и композиции напоминает некоторые решения Скарпы. Одноэтажный интерьер освещен благодаря прозрачной крыше и характеризуется кирпичным фасадом и другим, вмещающим ниши, покрытые травертином.

В целом комплекс предлагает большую точность и изысканность в проекте и в проработке деталей: обратите внимание на кирпич, фактуру кладки, разнообразие решений кантона, наличников, косяков и карнизов; для утюгов, соединений столярных изделий крыши и колонн; для мрамора колпачков и надгробий. Также очень точна проработка отливов, вставленных в ниши кладки и прикрытых стальными кожухами, и конструкция светильников, выполненная нарочно.

 

Критическая удача
С момента первых публикаций проектов в журналах комплекс пользовался значительным успехом у критиков, поскольку он отразил эволюцию и зрелость тех дизайнерских тем, которые уже были опробованы на предыдущем кладбище Сан-Микеле-альи-Скальци: в этом случае также показана попытка вновь предложить в неопределенном ландшафте пригорода архетипический знак, знак обнесенной стеной и формально автономной цитадели, способный сам по себе реконструировать городской образ. Согласно Acocella (1992), главной темой интервенции снова является стена-огороженность, элемент разделения, очевидный и заметный, между внутренним и внешним, между городом и деревней, который характеризуется как четко прочерченная граница. или как архетипический акт присвоения места. Медитативный характер этого пространства, которое с почти метафизическими акцентами передает надвременной и надисторический город, состоящий из площадей, баптистерий и стен с четкой геометрией, также подчеркивает Маттеони (1989).