Порта-Леони, Верона

Порта Леони — одни из ворот, открывавшихся вдоль римских стен Вероны. Построен в 1 веке до н.э. и отреставрированный в следующем столетии, он соединял главную точку города с Vicus Veronensium или с ответвлением Via Claudia Augusta, которое продолжалось в направлении Hostilia.

 

История

Порта Леони были построены в то же время, что и римская навесная стена, о чем свидетельствует тот факт, что эти два сооружения тесно связаны в фундаменте и первых кирпичных рядах, а также в Порта Иовиа: их строительство происходило примерно во второй половине I век до н.э., после окончательной романизации Галлии Транспаданской, которая произошла весной 49 г. до н.э. и последующее перемещение города Вероны в излучину реки Адидже. Здание, служившее въездом в город по cardo maximus, имело квадратный план с центральным двором, местом остановки и наблюдения за путниками, а со стороны сельской местности было заключено между двумя высокими башнями. Еще одним доказательством одновременности строительства городских ворот и городских стен является надпись, замурованная над срединным пилоном Порта Леони: эта надпись, единодушно считающаяся актом основания римской Вероны, показывает имена quattorviri. кто построил стены и ворота Вероны.

В первой половине I века ворота, которые были построены почти полностью из кирпича, были включены в работы по монументализации, которым подвергался важный венецианский город: в результате вмешательства были сопоставлены новые каменные фасады на проспекте со стороны улицы. Форум и сельская местность. Это операция чистого украшения фасадов, настолько, что дополнения остались независимыми от кирпичного ядра ворот и стен. Эти работы также принадлежат гражданскому квадрувирату, о чем свидетельствует выгравированная на сохранившейся арке надпись с именем одного из римских администраторов.

Древнее название римских ворот неизвестно, однако в Средние века они были известны сначала под именем Порта Сан-Фермо, из-за близости к одноименной церкви, а затем под классическим названием Арко ди Валерио. , от имени предполагаемого строителя. Сегодня он известен под названием Порта Леони, происходящим от улицы, на которой он расположен, которая уже в шестнадцатом веке называлась «виа де Леони», так как там сохранилась верхняя часть римского погребального памятника, увенчанная на с обеих сторон два льва, вероятно, относящиеся к захоронению, которое выходило за ворота. Дверь, которая в позднем средневековье уже претерпела несколько увечий и теперь частично была встроена в жилой дом, была источником вдохновения и несколько раз воспроизводилась известными художниками эпохи Возрождения. такие как Джованни Карото, Себастьяно Серлио и Андреа Палладио.

 

Описание

Благодаря многочисленным археологическим раскопкам и изучению сохранившегося возвышения, где обращены друг к другу два возвышения республиканской и имперской эпох, ученым удалось реконструировать образ древних городских ворот.

Здание, построенное почти полностью из кирпича в позднереспубликанскую эпоху, представляло собой квадратное в плане сооружение размером 16,70 м с каждой стороны с центральным прямоугольным двором, двойными арками шириной 330 см и высотой 525 см на фасадах и галереями на верхних этажах. . По углам сооружения, со стороны агро, располагались две высокие многоугольные башни с шестнадцатью сторонами, диаметром 7,40 метра. На уровне земли оборонительное сооружение прерывалось только арками и, вероятно, узкими проходами для доступа к башням, из которых с помощью системы деревянных лестниц можно было подняться на верхние этажи. Таким образом, на втором и третьем уровнях было два ряда галерей, из которых нижняя давала доступ к зубчатому проходу стен. Галереи и башни освещались серией сводчатых окон (высотой 160 см и шириной 60 см на втором уровне и высотой 180 см и шириной 60 см на третьем), что создавало строгий и единый дизайн снаружи. Вместо этого фасад, выходящий на город, был более продуманным: на верхнем этаже четыре центральных окна были заменены большой дорической лоджией. Здание заключало (высотой около 13 метров) крыша с деревянным каркасом.

Для городских ворот были характерны строгие антаблементы струнного хода и элементы преимущественно ионического ордера, хотя дорический стиль проявился во фризе на втором уровне и в лоджии на третьем. Точки, подверженные большему износу или нагрузке, и украшения были сделаны из блоков местного туфа, трабеция на третьем уровне была из терракоты, а остальная часть кладки была сделана из кирпича.

В имперскую эпоху это преимущественно кирпичное сооружение поддерживалось двумя новыми каменными фасадами из белого камня из Вальпантены, из которых тот, что со стороны города, существует до сих пор и перекрывает республиканский, отступая чуть более чем на полметра. Этот каменный фасад представляет собой схему на нижнем этаже, которая не сильно отличается от схемы Порта Борсари, которая подверглась аналогичному монументальному вмешательству, представляя собой арку, обрамленную в эдикуле, состоящую из двух полуколонн с коринфскими капителями, поддерживающими антаблемент и фронтон. Промежуточный уровень имеет довольно простую конструкцию, с окнами, обрамленными линейными элементами с очень низким рельефом, а на верхнем уровне находится особенно стройная экседра, заключенная между тонкими витыми колоннами, которые подчеркивают вертикальное напряжение принятого решения.

Постановка на учет
Надпись, замурованная над средней колонной Порта Леони, была найдена во время реставрационных работ сооружения в 1965 году: это надпись имеет большое значение, так как считается свидетельством о рождении Романа Вероны. Надпись, которая на самом деле уже была идентифицирована некоторыми художниками эпохи Возрождения, сообщившими имена quattuorviri, характеризуется четырьмя важными строками текста:

"P. VALERIUS P. [F.] / Q. CAECILIUS [Q. F.] / Q. SERVILIUS [F.] / P. CORNELIUS [F.] / IIII VIR MURUM PORTA[S] / CLUACAS D. D. [FECERUNT] / P. VALERIUS P. [F.] / Q. CAELILIUS Q. [F. PROBARUNT]."

В эпиграфе мы узнаем имена муниципальных кватрвиров, ответственных за открытие памятника, уполномоченных по строительству стен, ворот, башен и канализации города.