Форум Цезаря (Рим)

Форум Цезаря (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Форума Цезаря

Адрес: Виа дел Царцере Туллиано (Via del Carcere Tulliano)
Тел. 06-0608
Автобус 85, 87, 186, 810, 850
Закрыто для публики, но видно сверху

Первая из римских имперских форумов был построена Гай Юлием Цезарем. Он потратил целое состояние на его строительство - большая часть его добычи от его завоевания Галлии были потрачены на скупку и снос домов на этом участке. В центре форума стоял древний римский языческий храм, посвященный в 46 году до нашей эры богине Венере Генетрикс, от которой Цезарь утверждал, что ведет свою родословную. Храм хранил статуи Цезаря и Клеопатры, а также статую богини Венеры. Все, что осталось от этого красивого и шикарного храма, - это платформа и три коринфские колонны. Форум был окружен двойной колоннадой, которая защищала ряд магазинов, но все они сгорели в 80 году нашей эры и были восстановлне императором Домицианом и Траяном. Траян также добавил Базилику Арджентария и отапливаемый общественный туалет. Форум Цезаря открыт только по предварительной записи, но части видны сверху св Виа деи Фори Империали.

 

История

Территория, на которой впоследствии был построен комплекс, использовалась в эпоху, предшествующую традиционной дате основания города (XII-XI вв. до н.э.), как некрополь, о чем свидетельствуют колодезные гробницы, обнаруженные при поздних раскопках. В контексте республиканского города было множество зданий, в основном частных, от которых были обнаружены лишь мимолетные остатки (колодец шестого века до нашей эры с остатками штукатурки и картин, относящихся к позднему республиканскому дому).

Из письма Цицерона своему другу Аттику нам сообщается, что еще в 54 г. до н.э. Цезарь поручил ему купить землю в районе, прилегающем к Римскому форуму, для строительства площади, площадь которой должна была достигать общественного здания Atrium Libertatis. Только покупка земли обошлась в огромную сумму в 60 миллионов сестерциев, но другие источники также сообщают о более высокой цифре, равной примерно 100 миллионам сестерциев, что, возможно, связано с дальнейшим расширением проекта.

Фактические работы должны были начаться около 51 г. до н.э. а в 48 г. до н.э., с победой в битве при Фарсале, было решено посвящение уже предусмотренного храма Венере Прародительнице, которой диктатор дал обет перед битвой. Эпитет божественности, традиционно относящийся к облику богини как весенней восстановительницы растительности, приобретает новое значение в связи с ее качеством как мифической прародительницы рода Юлия.

Одновременная реконструкция Курии, порученной Цезарю после пожара в 52 г. до н. э., позволила перенести ее из традиционной ритуальной ориентации по сторонам света в новое положение, с той же ориентацией, что и новый квадрат, о котором идет речь. стал архитектурно своего рода зависимостью.

В 46 г. до н.э. произошло открытие храма и площади, которое, однако, все еще должно было быть частично незавершенным и было завершено только новыми работами, проведенными Августом после смерти диктатора.

После ликвидации горной седловины между Кампидольо и Квиринале, спроектированной и начатой ​​при Домициане и построенной при Траяне для строительства его нового Форума, необходимо было восстановить храм Венеры Прародительницы, нижняя сторона которого ранее опиралась на склон. . Для устройства разреза был также перестроен второй этаж таверн за западным портиком площади, выходящим на скат Арджентарио, который шел на самом высоком уровне по склонам Капитолийского холма, и здание с колоннами из туфовых блоков, известная как Базилика Арджентарии. Ликвидация горного седла также привела к исчезновению Atrium Libertatis, функции которого взяла на себя одна из апсид базилики Ульпия на новом форуме Траяна.

Восстановленный храм был открыт в тот же день, что и Колонна Траяна, 12 мая 113 года, о чем свидетельствует надпись «Fasti Ostiensi».

Новые работы по обновлению площади были проведены Диоклетианом после соррентинского пожара 283 года, который также уничтожил Курию и несколько зданий на Римском форуме. Фасад храма был включен в укрепляющую кирпичную стену, соединенную с боковыми постройками с помощью арок, а боковые портики площади были перестроены с повторно используемыми гранитными валами колонн меньшего размера, чем первоначальные. и подняты на пьедесталы, чтобы достичь той же высоты.

Раскопки Форума Цезаря проводились между 1930 и 1932 годами, в результате чего была вскрыта половина комплекса в направлении Капитолия, но без учета стороны входа в сторону Форума Нервы. Три колонны с западной стороны храма, увенчанные относительным антаблементом, были подняты на выставленный на свет подиум с оригинальными блоками и кирпичными завершениями.

Юбилейные раскопки, проводимые Управлением культурного наследия муниципалитета Рима, начиная с 2000 года, выявили часть комплекса со стороны входа, получив новые данные также о предыдущих и последующих этапах истории области.

 

Архитектурный профиль и значение

Форум Цезаря состоял из квадрата с портиком, задняя сторона которого была закрыта храмом, растением, которое стало отправной точкой для последующих Императорских форумов. В отличие от Римского Форума, это был единый проект: длинная и узкая площадь (160 х 75 метров), с двойным портиком с трех сторон и с храмом, посвященным Венере, матери Энея и прародительнице рода Юлиев. В центре площади стояла конная статуя Цезаря. Сильно осевой и центрирующий план был сосредоточен на храме и внутри него на апсиде с культовой статуей.

С архитектурной точки зрения завод возобновил характеристики судебных площадей, построенных в римских колониях, с аркадами с табернами внизу, с несколькими пристроенными общественными зданиями, включая гражданские базилики и курии для собраний декурионов, и часто доминирует Капитолий, храм, посвященный Капитолийской триаде.

К этой традиции были привиты элементы, связанные с целями личной пропаганды и поиска консенсуса, типичные для архитектурной традиции эллинистических царств, уже частично ассимилированных Римом, например, с портиками, построенными вокруг храмов, которые наиболее важные и влиятельные политики прошлого века республиканской эпохи, которые они построили в Кампо Марцио и, в частности, в районе Цирка Фламинио. Посвящение храма Венере также, вероятно, было своего рода «ответом» на посвящение храма Венере Победительнице, которая стояла на вершине пещеры театра Помпея, который был главным антагонистом Цезаря.

 

Описание

На Форуме Цезаря сегодня видно более половины первоначальной поверхности комплекса, разрезанной по длине. После событий раскопок его останки разделены на разные области.

Южный угол, непосредственно соприкасающийся с Курией, вставлен в археологическую зону Римского форума.

Юго-западная сторона по направлению к нижней стороне, чуть более половины первоначальной общей ширины, была раскопана в 1930-х годах и включала большую часть подиума храма Венеры Прародительницы с тремя колоннами, поднятыми вместе с их антаблемент (имеющий отношение к переделке Траяна), остатки базилики Аргентария (все еще Траяна) и часть западного портика с приподнятыми колоннами реконструкции Диоклетиана и с тавернами за этапом Цезаря-Августана, увенчанные вторым этажом комнат эпохи Траяна с видом на скалу Арджентарио.

После раскопок, проводившихся в этом районе с 2000 года, археологическая зона расширилась в сторону юго-восточной стороны входа, объединив две предыдущие зоны (которые, однако, продолжают управляться отдельно). Были обнаружены участок с полами из цветного мрамора, переделанный в эпоху Диоклетиана, и участок колоннады со стволами и капителями в ниспадающем положении.

Площадь и аркады
Сама площадь представляла собой развернутый в продольном направлении прямоугольник, окруженный с трех сторон двойным портиком, приподнятым на три ступени.

Со стороны юго-восточного входа портик изначально был открыт для Аргилета, но после возведения Форума Нервы колоннада, выходящая на улицу, была включена в ограждающую стену нового комплекса. Структура кирпичной стены в южном углу была интерпретирована как стена, граничащая с Форумом Августа.

С юго-западной стороны портик был частично приподнят после раскопок 30-х годов в его диоклетианской фазе, с гранитными валами и повторно используемыми капителями, поднятыми на пьедесталы, но первоначально он должен был иметь разные ритмы в фасадной колоннаде и во внутренней. , о чем, кажется, свидетельствуют следы древнейших фундаментов, найденные при недавних раскопках. Первоначально портик заканчивался на наклонной поверхности в соответствии с фасадом храма, а глава была украшена апсидной нишей, экранированной ордером с колоннадой, основание колонны которого осталось на месте, а другие архитектурные элементы выставлены в Музее им. Имперские форумы. После ликвидации горной седловины, на которую опирался комплекс, и возведения базилики Арджентарии эта декоративная ниша была скрыта новым сооружением.

В центре площади, как вспоминает Стацио, стояла конная статуя Цезаря на коне с передними ногами в форме «человеческих ступней», характерная также для знаменитого Буцефала, коня Александра Македонского, которым таким образом уподоблялся диктатор. Неясно, является ли это упоминаемой в других источниках статуей Цезаря Лориката (т.е. в доспехах) или другим изображением.

На площади были установлены многочисленные статуи, от которых в основном остались только основания с надписями. Безголовая статуя персонажа в военной одежде, единственная сохранившаяся, выставлена ​​в Музее Императорских форумов. Среди оснований с надписями на одном изображено посвящение Вибии Сабине, жене Адриано, датированное 138 годом жителями африканского города Сабрата. Другой был посвящен императору Аркадию Вирио Никомако Флавиано в 408 году.

Здесь же находилась и колоссальная статуя Тиберия, посвященная ему четырнадцатью городами Малой Азии в благодарность за помощь, оказанную после землетрясений 17 и 23 гг. Основание было украшено олицетворениями городов, уменьшенная копия которых найдена в Поццуоли и сегодня хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Таберны аркад и комнат на верхнем этаже
На юго-западной стороне за аркадами открылся ряд магазинов, среди наиболее сохранившихся структур комплекса, относящихся к древнейшей кесарево-августанской фазе. Эти среды имели разную глубину, в зависимости от наличия естественной скалы Капитолия. Кладка была сделана из блоков туфа и травертина в наиболее статически нагруженных точках, а крыша изначально должна была быть деревянной. Фасад в нижней части портика представлял собой серию проемов на трех уровнях, разделенных плоскими блоками на блоки и увенчанных круглой аркой.

 

При преобразовании эпохи Траяна таберны были покрыты цилиндрическими сводами из цемента, и был наложен второй этаж кирпичных комнат, к которым был прямой доступ из Кливо Арджентарио. По статическим причинам некоторые верхние проемы в фасаде были заглушены. Между комнатами были вставлены лестницы, которые позволяли попасть на площадь прямо с улицы уровнем выше.

Среди троянских помещений второго этажа выделяется большое полукруглое помещение с системой отопления (пол при помощи кирпичных столбов приподнят над полостью, позволяющей проходить горячему воздуху) и каналом вдоль изогнутой стены, позволяющим вы признаете общественный туалет.

В этом районе также есть следы некоторых республиканских зданий, предшествующих строительству Форума, со стенами из туфовых блоков капеллаччо, выровненных по сторонам света: это могут быть остатки базилики Порция или другого связанного здания. Комиций.

Базилика Арджентария
После удаления седловины, расположенной между Квириналом и Капитолийским холмом, для строительства Форума Траяна, в юго-западном углу, на стороне храма, приподнятой над портиком, был построен двойной портик с туфовыми колоннами, из которого доступ стал возможен с помощью двух лестниц в его голове.

Здание образует угол, а также поворачивается вокруг задней части храма и должно было продолжаться в нераскопанный участок за ним и юго-западную экседру площади Форума Траяна, вероятно, выполняя функцию, аналогичную функции Рынков Траяна. на противоположной стороне к Квириналу.

Это здание было отождествлено с известной из источников так называемой Базиликой Аргентария.

Храм Венеры Прародительницы
Храм Венеры Генитрис сценографически замыкал площадь с короткой северо-западной стороны. В настоящее время видимые останки включают большую часть бетонного подиума, относящегося к кесарианскому периоду, но с различными преобразованиями, связанными с реконструкцией Траяна. От богатого мраморного убранства, относящегося к реконструкции, сохранился небольшой участок колоннады с юго-западной стороны, возведенный в 1930-е годы, и многочисленные фрагменты, частично выставленные в Музее Императорских форумов.

Храм был восьмистильным (с восемью колоннами спереди) и периптеральным (с кельей, окруженной колоннадой также по бокам) sine postico (без колоннады сзади). Колонны, начиная с цезарианской фазы, были довольно близко друг к другу, попадая в тип пикностиля, определенный Витрувием (с промежутками между колоннами, или «межколонными», эквивалентными полутора диаметрам вала). Доступ к храму осуществлялся по лестницам, расположенным по бокам, а подиуму, покрытому мрамором, спереди предшествовали два фонтана.

Внутри кельи внизу была апсида, в которой находилась культовая статуя работы неоаттического скульптора Аркесилая (Аркесиласа). Внутри было размещено множество других статуй и произведений искусства.