Путеводитель Ермак Трэвел 

 

Колизей (Рим)

Колизей (Рим)

 

 

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

Колизей (Рим)

Пока стоит Колизей, Рим будет стоять
Когда падет Колизей, Рим падет,
И когда Рим падет - падет мир.

 

 

Адрес: Пьяцца дель Колизей (Piazza del Colosseo)
Тел. 06- 3006 7700
Автобус: 75, 81, 85, 87, 117, 175, 673, 810
Метро: Colosseo
Открыт: 9:00 - за 1 час до захода солнца
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря

 

Интересные факты о Колизее

  1. В отличие от распространенного мифа, большой палец вверх означал смерть гладиатору. Палец указывал на нож в горло. Большой палец вниз означал, что толпа хотела, чтобы победоносный гладиатор бросил меч, не убивая проигравшего.
  2. Колизей был построен около гигантской статуи Колосса, которая была частью парка римского императора Нерона. Современное имя было получено из-за статуи Колосса. Хотя он официально назывался Амфитеатр Флавиев.
  3. Строительство Колизея было ускорено так, чтобы общественность забыла об уничтожении Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в 79 году нашей эры, за год до завершения.
  4. Колизей - это эллиптическое здание длиной 189 метров и шириной 156 метров с площадью основания 24 000 м² с высотой более 48 метров. Колизей имеет более 80 входов и вмещает около 50 000 зрителей.
  5. Считается, что более 500 000 человек погибли и более миллиона диких животных были убиты в течение всего времени использования Колизея.
  6. На Арене было 36 входов в подземную часть Колизея, что позволило разработать специальные спецэффекты.
  7. Древние римляне иногда наводняли Колизей и проводили миниатюрные морские сражения внутри.
  8. Более 60 000 еврейских рабов были использованы для завершения Колизея. Средства были получены от добычи, полученной во время подавления Еврейского восстания 70- 72 года нашей эры.
  9.  После одного особо жестоких игр, в котором было убито 9 000 животных, бегемоты на несколько веков исчезли из реки Нил. Такие существа, как североафриканский слон, который в то время обычно использовался как военное оружие, были полностью уничтожены.
  10. Последние гладиаторские бои произошли в 435 году н.э., а последние звериные охоты продолжались до 523 года н.э. Приход христианства сильно изменили настроения людей.
Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Масада
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Вифлеем Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Описание Колизея

Расположенный к востоку от Римского Форума, массивный каменный амфитеатр, известный как Колизей, был построен в 70-72 годах императором Веспасианом из династии Флавиев в качестве подарка римскому народу. В 80 году сын Веспасиана Тит открыл Колизей, официально известный как Флавийский амфитеатр, 100 днями игр, в том числе гладиаторскими боями и дикими животными. Тогда погибло не меньше 5000 животных. После четырех столетий активного использования великолепная арена была заброшена и вплоть до 18-го века древний камень разбирали для строительства новых зданий в Риме.

 

Колизей мог вмещать, по оценкам, от 50 000 до 80 000 зрителей, имея среднюю аудиторию около 65 000 человек. Он использовался для гладиаторских боев и публичных спектаклей, таких как морские сражения (тогда арену затопляли и превращали в озеро), охоты на животных, казни, повторение известных сражений и драмы основанный на классической мифологии. Здание перестало использоваться для развлечений в ранневековую эпоху. Позднее онКолизей был повторно использован для таких целей, как жилье, мастерские, кварталы для религиозного ордена, крепость, каменоломня и христианская святыня.

Оригинальное латинское название Колизея было Амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium). В древности римляне, возможно, ссылались на Колизей по неофициальному названию «Амфитеатрум Цезарем», но это имя, возможно, было строго поэтическим, поскольку оно не было исключительным для Колизея. Веспасиан и Тит, строители Колизея, также построили одноименный амфитеатр в Путеоли (современный Поццуоли).

Название Колизей долгое время считалось производным от колоссальной статуи Нерона рядом (статуя Нерона была названа в честь Колосса Родоса). Эта статуя была позже переделана преемниками Нерона в подобие Гелиоса (Сол) или Аполлона, бога солнца, добавив соответствующую солнечную корону. Голова Нерона также несколько раз заменялась головами последующих императоров. Несмотря на свои языческие связи, статуя оставалась хорошо в средневековую эпоху. Ей приписывали магические способности. Это стало видимым символом постоянства Рима.

В 8-м веке знаменитая эпиграмма, приписываемая Преподобному Беде, отметила символическое значение статуи в пророчестве, которое по-разному цитируется: Quamdiu stat Colisæus, stat et Roma; quando cadet colisæus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus («до тех пор, пока стоит Колосс, так и Рим, когда падает Колосс, Рим падет, когда Рим падает, так падает мир»). Это часто неверно переводится как Колизей, а не Колосс (как, например, в стихотворение Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда»). Однако в то время, когда Псевдо-Беде писал, мужское существительное "Колизей" было применено к статуе, а не к тому, что все еще было известно как Амфитеатр Флавиев.

Колосс в конце концов упал, возможно, его свалили, чтобы повторно использовать его бронзу. К 1000 году название «Колизей» было придумано для обозначения амфитеатра. Сама статуя была в значительной степени забыта, и сохранилась только ее база, расположенная между Колизеем и близлежащим Храмом Венеры и Рома. Хотя две трети первоначального Колизея были разрушены с течением времени, амфитеатр остается популярной туристической достопримечательностью, а также знаковым символом Рима и его долгой, бурной историей.

 

 

 

 

Происхождение Колизея

До стротительства Колизея на этом месте были частные дома римских граждан. После великого пожара 64 года при императоре Нероне пепел был убран, мусор очищен, а на его мете был возведен прекрасный дворец известный как Золотой Дом (Domus Aurea). Римский император Нерон завершил свою жизнь самоубийством в 68 г. Его излишества и казни вызвали ряд гражданских войн. Не менее четырех императоров захватили трон в бурный год после смерти Нерона. 69 год вошел в историю Римской Империи как год четырех императоров.

 

Четвертый, Веспасиан, в конечном итоге правил в течение 10 лет (69-79). Императоры династии Флавиев, Веспасиан и его сыновья Тит (79-81) и Домициан (81-96), пытались смягчить излишества римского двора, восстановить полномочия Сената и содействовать общественному благосостоянию. Около 70-72 Веспасиан возвратил римским людям пышную виллу императора Нерона. На месте этого Золотого дворца он приказал строить новый амфитеатр, где общественность могла наслаждаться гладиаторскими боями и другими видами развлечений. Амфитеатр Флавиев часто известен как Колизей. Дело в том, что недалеко от арены стояла статуя Нерона в виде Колосса Родосского высотой от 100 до 120 римских футов (37 метров). Отсюда и название Колосс или Колизей. Деньги на строительство во многом пришли после захвата и ограбления Иерусалима во время Иудейского восстания в 69- 72 годах.

После почти десятилетия строительства - относительно быстрый период времени для проекта такого грандиозного масштаба - Тит официально посвятил Колизей в 80 году 100 днями игр. Более 9000 животных и множество гладиаторов погибли на арене Колизея. Император Тит взошел на трон в 79 году за 3 месяца до гибели Помпеи и Геркуланума. Поэтому ему очень надо было заработать любовь толпы. Несколько групп рабочих были задействованы. Ввиду того, что у разных артелей были разные инструменты, то и камни, которые они приносили были разной величины. Но римлян это не интересовало. Людьми они были практичными и небольшие неровности в кладке были допустимы. Скорость окончания проекта было значительно важнее, чем общий вид. Однако окончательные этапы строительства Колизея были завершены в период правления брата и преемника Тита Домициана. Он же добавил подземные проходы под Колизеем и добавил верхние ряды для зрителей.

 

Последующие императоры использовали Колизей в качестве пропагандистского инструмента, раздавая бесплатные билеты. Билеты служили простые кусочки глиняной посуды с номером входных ворот. Каждые ворота соответствовали определенной секции стадиона. Лучшие места были в первом ряду и были сделаны из мрамора.

 

 

 

Колизей как спортивная арена

Колизей представляет собой огромную арену 190 на 155 метров. Он был крупнейшим амфитеатром в римском мире. В отличие от многих ранних амфитеатров, которые были выкопаны в склонах холма для обеспечения адекватной поддержки, Колизей был свободностоящим сооружением из камня и бетона. Отличительная внешность имела три ряда арочных входов - всего около 80, поддерживаемых полукруглыми колоннами. Каждая ряд содержала колонны разных архитектурных порядка (или стиля): внизу были колонны с капитолиями относительно простого дорического порядка, за которым следовал ионический и увенчанный богато украшенным коринфским орденом. Интересно, что над строительством Колизея были задействованы несколько артелей. Каждой поручалось сделать отдельную часть арены. В результате этого видны неровности, где эти артели наконец встречались. Эти разные артели использовали разные линейки и поэтому арки у них не всегда совпадали. Но императору очень сильно нужна была великолепная арена и поэтому на такие мелочи не обращали внимание. Расположенная недалеко от главного входа в Колизей была Арка Константина, построенная в 31-м году 315 года в честь победы Константина I над Максентиусом на мосту Понсе Милвиус.

Внутри Колизея могло разместиться более чем 50 000 зрителей, которые, были организованы по сословиям. Нижние ряды были для императорской фамилии и сенаторов, а верхние для простого населения Рима. Сверху зрителей покрывало крыша из холста, натянутая на шесты. Моряки военного флота римской империи натягивали или наоборот убирали эту крышу. Подавляющее большинство гладиаторов, которые сражались перед зрителями Колизея, были мужчинами, но среди них встречались и гладиаторы-женщины). Гладиаторы были обычно рабами, осужденными преступниками, дезертирами или военнопленными. Правда встречались и просто любители острых ощущений, которые добровольно шли на арену.

 

 

 

Последние годы Колизея как арены

Колизей (Рим)Колизей активно использовался на потеху публике около четырех столетий. Однако приход христианства и изменения нравов, которые последовали под влиянием новой религии изменило отношение к римлянам к кровавым спортам. К тому же нашествие варваров не способсвовал наличие большого наличия рабов для боев. В 5-ых и 6-ых веках здесь проводились охоты за животными, а гладиаторские бои повсеместно запрещены христианскими императорами.

 

В последующие века Колизей был полностью заброшен и использовался как карьер для многочисленных строительных проектов, в том числе собора Святого Петра и Св. Иоанна Латеранского дворца, Палаццо Венеция и оборонные укрепления вдоль реки Тибр. Колизей подвергся нескольким радикальным изменениям в период средневековья. К концу VI века в здание амфитеатра была встроена небольшая часовня, хотя это, по-видимому, не придавало особого религиозного значения зданию в целом. Арена была преобразована в кладбище. Многочисленные сводчатые пространства в аркадах под сидениями были преобразованы в жилое помещение и мастерские. Сохранились записи о комнатах, сданных в аренду еще в XII веке. Примерно в 1200 году семья Франгипани купила Колизей и укрепила ее, видимо, используя ее как замок.

Тяжелый урон был нанесен Колизею великим землетрясением в 1349 году, в результате чего внешняя южная сторона, лежащая на менее устойчивой аллювиальной местности, рухнула. Большая часть разрушенного камня была повторно использована для строительства дворцов, церквей, больниц и других зданий в другом месте в Риме. Религиозный орден переместился в северную треть Колизея в середине XIV века и продолжал жить в нем еще до начала 19 века. Интерьер амфитеатра лишился камня, который был повторно использован в других местах, или (в случае мраморного фасада) был сожжен, чтобы получить негашеную известь. Бронзовые зажимы, которые держали каменную кладку вместе, были вырваны или вырезаны из стен, оставив многочисленные шрамы, которые до сих пор разрушают здание.

 

В XVI и XVII веках церковные чиновники искали разные роли Колизея. Папа Сикст V (1585-1590) планировал превратить здание в фабрику шерсти для обеспечения занятости проституток Рима, хотя это предложение провалилось с его преждевременной смертью. В 1671 году кардинал Альтьери санкционировал его использование для корриды; общественный резонанс заставил эту идею спешно свернуть.

В 1749 году Папа Бенедикт XIV одобрил мнение, что Колизей был священным местом, где ранние христиане были замучены. Он запретил использование Колизея в качестве карьера и освятил здание к Страсти Христову и установил Крестовоздвиженские кресты, объявив его освященным кровью христианских мучеников, которые там погибли. Католическая церковь даже построили здесь часовню в память о мучениках. Однако жизнь преступников, а по понятиям римлян христиане были преступниками, ничего не стоило в понятие в Древнем Риме поэтому не их имена, ни даже упоминание христиан как жертв арены Колизея у нас не сохранилось.

 

Реставрация Колизея

Фасад Колизея был усилен треугольными кирпичными клиньями в 1807 и 1827 годах, а интерьер был отремонтирован в 1831, 1846 и в 1930-х годах. Подземная часть арены была частично раскопана в 1810-1814 и 1874 годах и была полностью выставлена ​​при правление Бенито Муссолини в 1930-х годах.

Колизей сегодня является одним из самых популярных туристических достопримечательностей Рима, ежегодно получающих миллионы посетителей. Последствия загрязнения и общего ухудшения с течением времени вызвали крупную программу восстановления, проведенную в период между 1993 и 2000 годами, стоимостью 40 млрд. итальянских лир (19,3 млн. долл. США / 20,6 млн. Евро по ценам 2000 года).

В последние годы Колизей стал символом международной кампании против смертной казни, которая была отменена в Италии в 1948 году. Несколько демонстраций против смертной казни проходили перед Колизеем в 2000 году. С того времени, как жест против смертная казнь, местные власти Рима меняют цвет ночного освещения Колизея от белого до золотого всякий раз, когда лицо, приговоренное к смертной казни в любой точке мира, получает помилование или освобождение от наказания или если юрисдикция отменяет смертную казнь. Совсем недавно Колизей был освещен золотом в ноябре 2012 года после отмены смертной казни в американском штате Коннектикут в апреле 2012 года.

Из-за разрушенного состояния интерьера нецелесообразно использовать Колизей для проведения крупных событий; только несколько сотен зрителей могут быть размещены во временных местах. Тем не менее, гораздо большие концерты проводились только снаружи, используя Колизей в качестве фона. В последние годы исполнителями, которые играли в Колизее, были Рэй Чарльз (май 2002 года), Пол Маккартни (май 2003 года), Элтон Джон (сентябрь 2005 года) и Билли Джоэл (июль 2006 года).

 

Прекрасно сохранился гипогеум Колизея (по- латыне означает "подполье"). Император Домиций закончил эту подземную часть Колизея. Система шкивов и лифтов сгнила, но по следам можно воссоздать их прежний вид. Их использовалось для поднятия гладиаторов и животных на арену для драматического эффекта.

 

 

Колизей (Рим)

 

Колизей (Рим)

 

Римский Колизей был воссоздан в цифровом формате в фильме "Гладиатор".

 

Колизей

 

 

 

Описание Колизея

Экстерьер

В отличие от более ранних греческих театров, которые были встроены в склоны, Колизей - совершенно самостоятельное здание. Он основывает свою основную внешнюю и внутреннюю архитектуру на двух римских театров. Колизей имеет эллиптический план 189 метров (640 римских футов) в длину и 156 метров (528 римских футов) в ширину, с площадью 24 000 квадратных метров (6 акров). Высота наружной стены составляет 48 метров (165 римских футов). Первоначально периметр измерялся 545 метров (1835 римских футов). Центральная арена - овальная 87 м (287 футов) в длину и 55 м (180 футов) в ширину, окруженная стеной высотой 5 м (15 футов), над которой поднимались ярусы сидений.

По оценкам, наружная стена потребовала более 100 000 кубических метров травертинового камня, которые были установлены без раствора; их держали вместе 300 тонн железных зажимов. Тем не менее, стене нанесли значительный ущерб на протяжении столетий, когда крупные сегменты рухнули в результате землетрясений. Северная сторона стены периметра все еще стоит; отличительные треугольные кирпичные клинья на каждом конце являются современными дополнениями, которые были построены в начале 19-го века, чтобы укрепить стену. Остальная часть современного внешнего облика Колизея на самом деле является оригинальной внутренней стеной.

Выжившая часть монументального фасада внешней стены Колизея состоит из трех этажей наложенных аркад, увенчанных подиумом, на котором стоит высокий чердак, оба из которых пронизаны окнами, чередующимися через равные промежутки времени. Аркады обрамлены полуколонами дорических, ионических и коринфских орденов, а мансарда украшена коринфскими пилястрами. Каждая из арки в аркадах второго и третьего этажа создавала статуи, вероятно, почитая божества и другие фигуры из классической мифологии.

Двести сорок кронштейнов мачты были расположены вокруг верхней части чердака. Первоначально они поддерживали убирающийся тент, известный как веларий, который удерживал солнце и дождь от зрителей. Это состояло из покрытой холстом сетчатой ​​структуры из веревок с отверстием в центре. Он покрыл две трети арены и спустился к центру, чтобы поймать ветер и дать легкий ветерок для зрителей. Моряки, специально зачисленные из римского военно-морского штаба в Мисенуме и размещенные в соседнем Кастра Мизенатиум (Castra Misenatium), использовались для работы в веларии.

Огромная толпа Колизея сделала необходимым, чтобы здание могло быть заполнено или эвакуировано быстро. Его архитекторы приняли решения, очень похожие на те, которые использовались на современных стадионах для решения одной и той же проблемы. Амфитеатр был окружен восемью входами на уровне земли, 76 из которых использовались обычными зрителями. Каждый вход и выход были пронумерованы, как и каждая лестница. Северный главный вход был зарезервирован для римского императора и его помощников, в то время как другие три осевых входа были, скорее всего, использованы элитой. Все четыре осевых входа были богато украшены расписными лепными рельефами, из которых сохранились фрагменты. Многие из оригинальных наружных входов исчезли с разрушением стены периметра, но выходы XXIII (23) по LIV (54) сохранились.

Зрителям были предоставлены билеты в виде пронумерованных черепков, которые направляли их в соответствующий раздел и ряд. Они получили доступ к своим местам через вомитория (сингулярный вомиториум), проходы, которые открывались в ряд мест снизу или сзади. Эти быстро разогнали людей на свои места и, по завершении мероприятия или в экстренной эвакуации, могли разрешить их выход всего за несколько минут. Ученые подсчитали, что заполнить Колизей можно было за 15 минут, выгнать всех можно было за 5. Название вомитория происходит от латинского слова, обозначаяющий быстрый выход или извержение, из которого происходит слово «рвота» во многих языка мира (английский "vomit", испанский "vómito" и т.д.).

 

Колизей (Рим)

Внутренние сидения

Согласно документам (Хронограф) 354 года, Колизей мог разместить 87 000 человек, хотя современные оценки оценивают этот показатель примерно в 50 000 человек. Граждане Рима сидели на многоуровневом склон, что отражало жестко стратифицированный характер римского общества. Специальные боксы были предоставлены на севере и юге, соответственно, для Императора и Вестальных Девственниц, обеспечивающих лучшие виды на арену. На обоих сторонах ихна том же уровне было расположена широкая платформа или подиумом для сенаторского класса, которым разрешили приносить свои собственные стулья. Имена некоторых сенаторов пятого века все еще можно увидеть, вырезанные в каменной кладке, предположительно резервируя области для их использования.

Уровень выше сенаторов, известный как менианум примум (maenianum primum), был занят не сенаторским благородным классом или всадниками (equites). Следующий уровень, менианум секундум (maenianum secundum), был первоначально зарезервирован для обычных римских граждан (плебеев) и был разделен на две части. Нижняя часть, иммум (immum), предозначался была для богатых граждан, а верхняя часть (суммум summum) была для бедных граждан. Конкретные секторы были предоставлены другим социальным группам: например, мальчики со своими учителями, солдаты в отпуске, иностранные сановники, книжники, предвестники, священники и т. д. Каменные (и более поздний мрамор) сиденья были предназначены для граждан и дворян, которые предположительно приносили бы с собой свои подушки. Надписи идентифицировали области, зарезервированные для определенных групп.

Другой уровень, менианум секундум (maenianum secundum) в легнеис (legneis), был добавлен на самой вершине здания во время правления Домициана. Это составляло галерею для простых бедных, рабов и женщин. Это было бы только в стоячем помещении, или у него были бы очень крутые деревянные скамейки. Некоторые группы были вообще запрещены в Колизее, особенно могильщики, актеры и бывшие гладиаторы.

Каждый ярус был разделен на секции (maeniana) изогнутыми проходами и низкими стенами (praecinctiones или baltei). Дальше деление шло на кунеи (cunei) или клиновидные секции. Каждый ряд (gradus) сидений был пронумерован, позволяя каждому отдельному месту быть точно обозначенным его секцией, рядом и номером. К каждой секции вела отдельная арка. Зная свое место каждый гражданин мог попасть на свое место напрямую.

 

Арена и гипогеум

Сама арена Колизея составляла 83 метра на 48 метров (280 на 163 римских фута). Она состояла из деревянного пола, покрытого песком (латинское слово для песка - это харена или арена), покрывая сложную подземную систему лабиринтов под названием гипогеум (буквально означающий «подполье»). Гипогеум не был частью первоначальной конструкции, он был добавлен во время правления императора Домициана. Сейчас мало, что осталось от первоначального пола арены, но гипогеум все еще хорошо виден. Он состоял из двухуровневой подземной сети туннелей и клеток под ареной, куда перед началом соревнований приводились гладиаторы и животные. Восемьдесят вертикальных стволов обеспечивали мгновенный доступ к арене для животных из клеток и скрытых снизу декоративных элементов; более крупные шарнирные платформы, называемые гегматами, обеспечивали доступ слонам и крупным животным. Он неоднократно подвергался реструктуризации; можно увидеть по меньшей мере двенадцать различных этапов строительства.

Гипогеум Колизея был связан подземными туннелями с несколькими точками за пределами Колизея. Животные и исполнители были доставлены через туннель из соседних конюшен, а казармы гладиаторов из Лудус Магнуса на востоке также соединены туннелями. Отдельные туннели были предоставлены Императору и Весталкам, чтобы они могли войти и выйти из Колизея, не проходя через толпу.

Существенные количества механизмов также существовали в гипогеуме. Лифты и шкивы поднимали и опускали декорации и опоры, а также поднимали на клетках животных на поверхность для выпуска. Имеются данные о существовании крупных гидравлических механизмов, и, согласно древним данным, можно было быстро затопить арену, предположительно, через соединение с близлежащим акведуком. Тем не менее, строительство гипогеума по воле Домициана положило конец практике наводнения, а, следовательно, и на морские сражения, которые были очень популярны в начале существования Колизея.

 

Колизей  Колизей

Вспомогательные здания Колизея

Колизей и его деятельность поддерживали значительную промышленность в этом районе. В дополнение к самому амфитеатру многие другие здания были связаны с играми. Сразу же на восток находятся останки Лудус Магнуса (на фото сверху), учебной школы для гладиаторов. Школа гладиаторов была связана с Колизеем подземным проходом, чтобы обеспечить легкий доступ для гладиаторов. У Лудуса Магнуса была своя миниатюрная тренировочная арена, которая сама по себе была популярной достопримечательностью для римских зрителей. Другие учебные заведения находились в том же районе, в том числе в школе «Лунус Матутин» («Утренняя школа»), где обучались бойцы животных, а также дакские и галльские школы.

Также неподалеку был Армаментарий, состоящий из оружейного склада для хранения оружия; Сумум Хорагий, где хранилась техника; в санатории, где были созданы условия для лечения раненых гладиаторов; и Сполярий, где с тел мертвых гладиаторов снимали их доспехи, а тела сжигались.

По периметру Колизея, на расстоянии 18 метров от периметра, была серия высоких каменных столбов с пятью остальными на восточной стороне. Для их присутствия были выдвинуты различные объяснения; они могли быть религиозной границей или внешней границей для проверки билетов или якорем для велариума или тента над ареной Колизея. Рядом с Колизеем находится также арка Константина.

 

 

 

 


 

Транспорт

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus