Сан-Дзено Маджоре, Верона

Базилика Сан-Дзено или церковь Сан-Зеноне, является важным местом католического богослужения, расположенным в самом сердце района Сан-Дзено в Вероне; это один из шедевров средневековой архитектуры.

Нынешняя церковь была построена на месте, где ранее было построено не менее пяти других религиозных зданий. Похоже, что его происхождение можно найти в церкви, построенной на могиле Сан-Дзено Веронского, умершего между 372 и 380 годами. Однако здание было перестроено в начале 9-го века по приказу епископа Ратольдо и короля. итальянца Пиппина, который счел неуместным, чтобы тело святого покровителя покоилось в бедной церкви. Предание гласит, что архидиакон Пасифико внес свой вклад в строительство фабрики; освящение состоялось 8 декабря 806 г., а 21 мая следующего года тело Сан-Дзено было перенесено в склеп. Во время вторжений венгров, свирепствовавших между 899 и 933 годами, церковь сильно пострадала, настолько, что в 967 году епископу Ратерио пришлось продвигать новую реконструкцию. Примерно в конце 11-го и начале 12-го века начался масштабный проект по обновлению церкви в романском стиле. Работы потерпели неудачу из-за разрушительного землетрясения в Вероне 1117 года, однако к 1138 году большая часть нынешней церкви была завершена. В последующие столетия здание подвергалось дальнейшим модификациям и преобразованиям, которые, однако, не изменили его планировку, сохранив практически неизменным свое средневековое происхождение.

Среди многочисленных произведений искусства здесь находится шедевр Андреа Мантенья, запрестольный образ Сан-Дзено. Также известны бронзовые панели портала и большое окно-розетка на фасаде, называемое «Колесо фортуны», работа каменщика Бриолото де Бальнео. На протяжении всей своей истории базилика вдохновляла многих поэтов, в том числе Данте Алигьери, Джозуэ Кардуччи, Генриха Гейне, Габриэле Д'Аннунцио и Берто Барбарани.

Церковь, которая в 1973 году была возведена в ранг малой базилики, является резиденцией прихода, входящего в состав викариата Verona Centro.

 

История

Раннее христианское происхождение
Христианская доктрина, должно быть, прибыла в Верону очень скоро, учитывая важность города как дорожного узла, через который, несомненно, проходили солдаты из Рима или Палестины. Если первый епископ епархии Вероны, Евпрепий, был назначен примерно в первой половине третьего века, то восьмой, Зенон Веронский, как полагают, умер между 372 и 380 годами, и предание гласит, что он был похоронен недалеко от этого места. от того места, где сегодня стоит базилика. Веронский нотариус Коронато, живший в конце VII века, сообщает нам в своей «Хронике», что в его честь была возведена церковь над могилой епископа. Кроме того, кажется, что это первое христианское здание было восстановлено и расширено в 589 году после произошедшего чуда, описанного святым Григорием Великим, а также описанного Паоло Дьяконо в Historia Langobardorum, по случаю которого церковь якобы обеспечила защиту после ужасное наводнение: говорят, что воды Адидже разрушили городские стены и достигли здания, в котором нашли убежище многие веронезы, затопили его, но затем не смогли войти ни через окна, ни через двери.

Вполне вероятно, что реконструкция здания может быть отнесена ко времени готов, что подтверждается некоторыми фрагментами камня, вырезанными в византийском стиле, поэтому относящимися к V-VI векам, повторно использованными в святилище Сан-Бенедетто (доступно из монастырь) и на колокольне. Историк Луиджи Симеони подтверждает, что это здание может быть датировано 6 веком, признавая сходство между pulvinus монастыря и sacellum с таковыми в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Кроме того, не так уж невероятно, что сам Теодорих Великий, уделявший большое внимание городскому обновлению Вероны, внес свой вклад в это строительство, как это действительно упоминается в Анналах Валезиани. Таким образом, можно предположить, что это древнее здание было полно колонн, столбов, капителей и пульвинов, все из мрамора, как и пол.

Когда королевство готов пало в 553 году после греко-готической войны, после непродолжительного господства Византийской империи, Верона перешла в руки лангобардов, и король Альбоино сделал ее одной из своих любимых резиденций. Мы очень мало знаем о событиях церкви в этот период, но, опять же благодаря Коронато, мы узнаем, что она все еще хранила останки святого и что лангобарды арийской веры согласились, чтобы католический епископ оставался в Вероне. и что король Дезидерио сделал некоторые пожертвования, которые пошли на создание Domus Sancti Zenonis.

Похоже, что около 804 года церковь была серьезно повреждена «ut ad nihilum esset redacta», а монастырь подожжен «ab infidelibus hominibus», возможно, непокорными франками или оставшимися в живых арийцами. В первые годы IX века в Вероне находился король Италии Пиппин, который вместе с епископом Ратольдо счел неуместным, чтобы тело святого покровителя покоилось в «бедном» здании. Итак, они решили, «propter divinum amorem et reventiam», что необходимо приступить к строительству большей и красивой церкви, а затем тело должно быть перенесено в склеп: «темная подземная церковь над колоннами, и вот пол этих живых камней, и у них также была гробница из полированного мрамора, которую они предназначали для тела святого Зенона для его погребения». По крайней мере, по традиции руководить работами должен был архидиакон Пацифик. Зенонианские летописи сообщают, что была построена новая церковь, и поэтому существующая не была расширена, которая, однако, должна была оставаться нетронутой в течение длительного времени. В новом здании была создана «непрозрачная пещера», то есть помещение без света, по крайней мере, частично выкопанное под землей и предназначенное для размещения реликвий Сан-Дзено. В любом случае, мы очень мало знаем об этом здании, так как очень мало дошло до наших дней. Король Пипин также подарил базилике золотые и серебряные вазы и Евангелия, украшенные драгоценными камнями.

Освящение нового здания состоялось 8 декабря 806 года, а 21 мая следующего года тело Сан Дзенона было перенесено в склеп, который сегодня является самым нижним уровнем базилики. Церемония была очень торжественной, было решено, что перевозку тела поручить святым отшельникам Мальчезине Бениньо и Каро, считавшимся в то время единственными достойными прикоснуться к телу святого. На церемонии присутствовали король, местный епископ Ноктерио, Кремона и Зальцбург.

Считается, что пещера и наложенная пресвитерия включали в себя апсиду с ориентацией юг-север, как и близлежащая церковь Сан-Проколо, также приписываемая Пацифику, и как нынешняя, и что апсида была закрыта только из простого покрытия с деревянным короблением. Перенесение останков святого произошло с большой торжественностью, представляя собой исключительное для того времени событие, возродившее культ их святого покровителя во всем Веронезе. Пожертвования Пипина вместе с пожертвованиями епископов и населения позволили этой церкви быть «не только красивой, но и возвышенной по тем временам». От этого здания сегодня почти ничего не осталось, возможно, ему принадлежала древняя кирпичная кладка в задней части здания, после последней пилястры. К нему был пристроен бенедиктинский монастырь и, по всей вероятности, клуатр, расположенный вдоль восточной стороны. Первым настоятелем, упоминаемым в источниках, является некий Лев, занимавший эту должность в 833 году.

 

С начала десятого века до середины одиннадцатого

По словам историка Онофрио Панвинио, нашествия венгров, свирепствовавшие между 899 и 933 годами, разрушили церкви в пригородах Вероны, расположенные за стенами. Таким образом, церковь Сан-Дзено, построенная еще во времена Пипина, должна была серьезно пострадать вместе с монастырем, так как в то время она еще находилась вне оборонительных стен (она будет включена только с построенными стенами). по Скалигерам). Тот же автор утверждает, что, предвидя опасность, они перенесли тело в безопасное место в соборе, который в то время, вероятно, был церковью Санта-Мария-Матриколаре; история, не подтвержденная источниками, но считающаяся, однако, вероятной.

С окончанием набегов венгров было решено устранить многочисленные повреждения с восстановлением монастыря и реконструкцией церкви. Реконструкции хотел епископ Ратерио, который получил средства на строительство от германского императора Оттона I в обмен на гостеприимство, оказанное им в Вероне в 967 году. Однако вскоре Ратерио был обвинен в том, что он использовал эти средства в своих интересах. настолько, что ему пришлось оправдываться в Апологетике, объяснив, что вместо этого он использовал их для реформирования низшего духовенства, устранив наложничество среди священников. Поэтому работы пришлось начать немного позже, следуя канонам романского стиля Вероне, который только начинал утверждаться. Поэтому было построено здание с тремя нефами, главный из которых приподнят, разделен арками, поддерживаемыми колоннами, чередующимися с колоннами, со склепом и наложенным фальшполом. Размеры его по ширине соответствовали нынешнему, а по длине примерно на три четверти, а высота должна была быть около половины. Нефы заканчивались тремя апсидами, большой центральной и двумя второстепенными боковыми.

Некоторые элементы этого здания сохранились до наших дней, например, склеп, датируемый 10 веком. Снаружи его стены также видны с восточной стороны, возле колокольни, где использован кирпич, высота которого достигает 7,60 метра, за которой проходит зубчатая полоса, указывающая на начало карниза. Другая стена, вероятно, относящаяся к тому же периоду, расположена рядом с левым нефом и служит окончанием монастыря, в котором хорошо видна туфовая структура с неправильными тесаными камнями, расположенными слоями, смешанными с некоторыми фрагментами кирпича. Диплом императора Генриха II сообщает нам, что в 1014 году реликвии Сан-Зено уже были перенесены обратно в базилику (in villula Sancti Zenonis).

Таким образом, в первые десятилетия XI века первая романская церковь была завершена, и было решено улучшить ее, подняв. Сегодня от этого вмешательства почти ничего не осталось, поскольку последующие работы в значительной степени обновили, а отчасти скрыли то, что могло остаться. По словам архитектора и суперинтенданта Алессандро Да Лиска, в эти годы здание укрепили в своих стенах и подняли до высоты нынешних крыш.

В 1045 г. аббат Альберико (1045-1067) начал строительство колокольни, о чем свидетельствует надпись, размещенная на ее основании с внешней западной стороны. Когда аббат умер в 1067 году, башня, должно быть, достигла более или менее половины своей нынешней высоты, и, возможно, уже была построена колокольня с окнами со стойками. Альберико также построил гробницу монахов; он расположен в монастыре со стороны церкви. Он состоит из гробницы из красного мрамора, покрытой толстой плитой, украшенной большим рельефным крестом. Не факт, что это оригинал XI века, но весьма вероятно, если учесть, что монастырь уже существовал. Над могилой есть надпись, поминающая его.

 

Обновление начала XII века и землетрясение 1117 г.

Примерно в конце 11-го и начале 12-го века начался масштабный проект реконструкции церкви Сан-Дзено. Намерение состояло в том, чтобы расширить его за счет добавления здания перед старым фасадом, которое сегодня соответствует первому пролету здания; помимо этого расширения предлагалось обновить старые продольные стены, как в малом, так и в главном нефе. Новое здание, как видно из того, что сохранилось до наших дней, должно было иметь ровные туфовые облицовки стен, выступающие пилястры, мраморную галерею из небольших арок, украшенных парными колоннами, наверху карниз с арками с двойное кольцо и двойные консольные полки, богатые мельчайшими вышивками и благородно вырезанным из белого мрамора фризом. Когда в 1117 году произошло разрушительное землетрясение в Вероне, эта реконструкция, должно быть, уже шла полным ходом, учитывая, что пристройка была почти завершена и начался ремонт стороны правого нефа.

Несмотря на сообщения о разрушениях после землетрясения, которое повредило бесчисленное количество других зданий в городе, работа, уже частично выполненная, не была прекращена, и было решено завершить ее, хотя и в более скромной форме, повторно используя для новой кладки, насколько возможно, материал, который рухнул. Затем, с 1117 по 1138 год, была проведена реконструкция древних продольных стен, в значительной степени обрушившихся или ненадежных, окруживших стены главного корабля новыми балочными пилонами. В 1138 году все эти работы должны были быть завершены, и уже можно было видеть пристроенное к новому фасаду крыльцо, что подтверждается эпиграфом, расположенным на внешней южной стороне нефа, у фасада. Этот эпиграф заявляет, что реставрация колокольни и строительство первой звонницы были завершены в 1120 г., а реконструкция и удлинение церкви с добавлением по крайней мере одного пролета на запад — в 1138 г. («А RESTAURATIONE VERO IPSIUS CAMPANILIS CONFLUXERANT ANNI LVIII»).

В то же время Religiosus vir, священник Гаудио, позаботился о восстановлении монастыря, завершенном в 1123 году, а между 1165 и 1187 годами Герардо возвел колокольню, которая была завершена в 1173 году под руководством маэстро Мартино, как вспоминается. длинной надписью на внешней стене южного фланга. С 1138 по 1187 год, последний год, когда Херардо был аббатом, в церкви не велось никаких значительных работ, поэтому можно было сосредоточиться на завершении колокольни и строительстве колоколов. Об этих работах свидетельствует надпись, датируемая 1178 годом и помещенная на южной стороне, возле фасада, в которой упоминается о восстановлении колокольни, а затем указывается, что «renovatione autem et ecclesie augmentatione (confluscerant anni) XL» . Аббат Герардо, как полагают, был аббатом Сан-Зено, который жил при императоре Барбароссе, упомянутом Данте Алигьери в Песне XVIII Чистилища.

Форма романских колонн и капителей монастыря, в которых нет примеси повторно используемых фрагментов, свидетельствует о том, что работа Гаудио должна была быть работой полного обновления, а не простой перестройки. Две надписи, размещенные в монастыре, расположенном рядом с могилой Джузеппе делла Скала, говорят, что Гаудио также построил гробницу, украшенную картинами, и пожертвовал аббатству непрерывный запас масла, чтобы лампа в монастыре могла гореть всю ночь. . В 1145 году также была начата большая зубчатая башня аббатства, которая существует до сих пор, интерьеры которой украшены фресками 13 века. В то время она служила оборонительным бастионом, так как базилика находилась вне стен и потому подвергалась опасностям; нам пришлось ждать вмешательства Скалигеров, чтобы включить их в оборонительную стену города.

 

Произведения с конца 12 века до середины 13 века.

Аббата Герардо сменил аббат Угоне, который на втором году своего правления, в 1189 году, вел переговоры со скульптором о выполнении некоторых работ для церкви. Имя мастера было Бриолото де Бальнео, или, по крайней мере, так он назван в надписи от 14 апреля 1189 года, замурованной внутри здания недалеко от баптистерия: это первый документ, в котором он упоминается, хотя и без упоминания его отцовства или происхождения. . В этой надписи ему приписывается создание так называемого «Колеса фортуны», окна-розетки на фасаде церкви, украшенного шестью статуями, изображающими чередующиеся фазы человеческой жизни или Фортуны (на латыни чувство «судьба»).

В работах в Сан-Дзено Бриолото, безусловно, помогал резчик по камню Адамино да Сан-Джорджио, который оставил свою подпись на капители внутри церкви, которая гласит: «magister Adam murarius qui fuit de Sanzorzio» и также упоминается в двух документах 1217 и 1225. Ему приписывают кольца входных арок в склеп и верхние карнизы фасада. Считается, что Адамино мог быть родом из Сан-Джорджо-ди-Вальполичелла или, что более вероятно, из района Комо.

Для размещения большого Колеса Фортуны пришлось проделать в стене обширную щель, которая впоследствии была перестроена с наружной облицовкой из правильного туфового тесаного камня на участке между двумя большими пилястрами и двумя горизонтальными карнизами. Однако внутри новая облицовка из туфа ограничивается только обновленной стеной, оставляя старые чередующиеся ряды из туфа и терракоты по бокам. Стена тимпана над новым горизонтальным карнизом была снаружи облицована мрамором, на котором была разыграна утраченная ныне сцена Страшного суда.

Документ от 30 марта 1194 года, о котором сообщает Джованни Баттиста Бьянколини, сообщает нам, что в том же году каноны собора дали Конфедерации внутреннего духовенства, исполнявшей обязанности в Сан-Дзено, возможность крестить, и поэтому было необходимо построить собор. баптистерий в церкви. Считается, что этот артефакт также был заказан Бриолото из-за некоторого стилистического сходства с его работами. Еще одна надпись 1212 года, находившаяся до 1732 года в маленьком дворике, а сегодня в маффеянском камнерезном музее, напоминает о реконструкции двери в монастыре. К тому же периоду относятся размещенные внутри офитовые колонны и статуя Святого Покровителя, а также работа неизвестного скульптора. 24 августа 1225 года кардинал Аделардо Каттанео умер и был похоронен в пресвитерии церкви в простом саркофаге, а затем в 19 веке перенесен в монастырь; поэтому вполне вероятно, что в том году эта часть церкви уже была завершена. В любом случае, это определенно было около 1300 г., когда были построены амвоны.

23 мая 1238 года в базилике состоялась роскошная свадьба между Сельваджией, дочерью императора Швабии Фридриха II, и Эццелино III да Романо; предполагается, что в башне аббатства останавливался сам император.

 

Готические и ренессансные преобразования (14-15 вв.)

Между концом 13 века и началом 14 века город Верона пережил период, характеризующийся большим конструктивным брожением, когда были построены или перестроены многочисленные здания, особенно религиозные. Например, мы можем упомянуть церковь Сант-Эуфемия, начатую августинцами в 1275 году, реконструкцию церкви Сан-Паоло в Кампо-Марцио и в начале четырнадцатого века основание базилики Санта-Анастасия доминиканцами. . Характерной чертой всех этих зданий было использование только кирпича для стен вместо чередования его с туфом, который придавал предыдущим зданиям типичный веронский романский вид с чередованием красных и белых полос.

В то время апсида базилики Сан-Дзено была еще той, что датируется десятым веком, настолько, что большая апсида, должно быть, казалась слишком низкой для ее чаши, слишком узкой в ​​коленях и, следовательно, не в гармонии. с недавно законченной просторной и высокой церковью. Поэтому было решено расширить его, но кажется, что эта работа велась в разное время: первый этап должен быть отнесен к 1300 году, а второй мог быть завершен к концу четырнадцатого века. Примерно в конце четырнадцатого века в Вероне находился архитектор Джованни да Феррара, который вместе с Джакомо да Гозо спроектировал мост Нави для Кансиньорио и, скорее всего, мост Кастельвеккьо. Именно аббат Оттонелло Пасти поручил ему завершить расширение и внести другие изменения. Джованни начал работы 24 марта 1386 года и, после некоторых перерывов из-за политических событий, завершил их в июле 1398 года, которому всегда помогал его сын Николо. Отреставрированная таким образом апсида в готическом стиле вскоре была украшена фресками аббата Пьетро Паоло Каппелли, чей герб вырезан на триумфальной арке, и аббата Пьетро Эмили, последнего монаха-аббата во главе аббатства. , который напрасно разместил свой благородный герб в замковом камне и на столбе той же арки.

Несмотря на эти улучшения, на протяжении четырнадцатого века монастырь переживал период сильного упадка: к настоящему времени монахов стало мало, а экономические ресурсы значительно сократились после грабежей, совершенных Скалигерами. 24 июня 1405 года, с посвящением Вероны Венеции, город перешел под контроль Светлейшего, и Сан-Дзено перестал возглавляться аббатами и монахами, и в 1425 году начался период похвальных аббатов.

Марко Эмилей, преемник аббата Пьетро, ​​был назначен папой Мартином V рекомендательным аббатом и позаботился о том, чтобы обеспечить монастырь некоторыми новыми правилами, в том числе отделить стол аббатства от стола монастыря, установив, что монахи-резиденты никогда не были меньше двенадцати, пока миряне братьев должно быть не менее трех. Он также обеспечил стабильный доход в размере 500 золотых флоринов на содержание строения и добился от понтифика отправки трех монахов, которые отвечали за реформирование монастыря в соответствии с их бенедиктинским правлением. Чтобы провести эту реформу и, в частности, достичь минимального числа монахов, необходимо было приветствовать других немецких монахов, которые за короткое время стали хозяевами аббатства Сан-Дзено. В 1450 году монастырь заключил договор о союзе и братстве с монастырем Сан-Квирино и аббатством Тегернзее. Только во время чумы 1630 года немецкие монахи были изгнаны из аббатства; после страшной эпидемии из Германии прибыли другие, чтобы заполнить вакантные места, но было противодействие аббата Пьетро Контарини, который добился от Венецианской республики указа, согласно которому в монастыре могли проживать только веронезы или, в крайнем случае, венецианцы. . Таким образом, Контарини призвал валламброзианских монахов заполнить монастырь.

В 1443 году Грегорио Коррер был рукоположен в аббаты, и благодаря ему в базилике проводились важные работы и нововведения. До тех пор богослужение и пение псалмов проводились в крипте, и она, еще не имевшая достаточно большой апсиды, все еще относящаяся к десятому веку, в конечном итоге была в основном занята пресвитерией и хором. Места для верующих было недостаточно, особенно в торжественные дни. Верхняя церковь, с другой стороны, предлагала более комфортную и здоровую среду. Коррер, также для того, чтобы увеличить честь своей семьи, хотел построить хор и новый главный алтарь за свой счет. Однако на момент его смерти хор еще не был закончен, но в своем завещании он распорядился, чтобы наследники завершили его за свой счет в том виде, в каком он был начат. Грегорио Коррер также был заказчиком знаменитого алтаря Сан-Дзено, написанного Андреа Мантенья для главного алтаря базилики.

Во второй половине пятнадцатого века былоВо второй половине пятнадцатого века также была восстановлена ​​ризница, расположенная над святилищем Сан-Бенедетто. Похоже, что работы были начаты благодаря приверженности аббата Якопо Сурейна (1464-1482), который, однако, не дожил до завершения работ и поэтому заказал наследство, чтобы гарантировать их завершение, как мы знаем из некролог монастыря. Прерванные работы были затем возобновлены и завершены его преемником, кардиналом Джованни Баттистой Зеноном.

 

Адаптации и ремейки с 16 века до наших дней

В начале 16 века в Италии утвердился новый дух, который прежде всего касался искусства. Открытие трактата Витрувия «Об архитектуре» дало один из основных импульсов этому новому стилю и вкусу, который полностью выразился в том, что позже будет определено как архитектура эпохи Возрождения. Даже базилика Сан-Дзено была вовлечена в эти изменения настолько, что в начале 16 века было проведено множество работ, включая сносы, преобразования и перемещения, которые способствовали приданию церкви ее окончательного вида. Среди прочего были снесены пристань-перегородка (то же самое было сделано в соборе 1534 г., в Сан-Фермо-Маджоре в 1573 г. и в Санта-Анастасия в 1580 г.) и боковые лестницы. Кроме того, была построена большая лестница, которая, закрывая три центральных входа в склеп и простираясь на всю ширину главного корабля, позволяла подняться из плебейской церкви в верхнюю церковь. Хор был удален из верхней церкви, и после сноса алтаря пятнадцатого века и перемещения триптиха в заднюю часть апсиды под триумфальной аркой был построен новый главный алтарь. В целом работа проводилась с большой осторожностью и с сохранением большей части хора пятнадцатого века. Материал от сноса старого был использован для нового алтаря; на самом деле на нем найдены куски кирпичных столбов как материал для повторного использования. В 1535 году была завершена арка нового придела, заметно в стиле ренессанса, посвященная Богородице.

В первые годы 16 века, во времена аббата Марка Корнелия, работа над главным алтарем была завершена сооружением огромной дарохранительницы над его столом, сегодня перевернутой вверх дном и используемой в качестве столба для чаши, первой вход слева. Архитектор Да Лиска считал, что изменение полов апсиды и монастыря также связано с этим событием. Другие изменения в главный алтарь были внесены кардиналом и аббатом Карло Реццонико в 1771 году, который за свой счет добавил перед ним тело с новой скинией. Сам Реццонико объединил два старинных колокола 1149 года в один.

5 декабря 1770 года Serenissima издала указ о закрытии аббатства Сан-Дзено, недвижимость которого в основном перешла к гражданским больницам Вероны, а собрание книг стало первым ядром городской библиотеки. Когда в 1816 году близлежащая церковь Сан-Проколо была закрыта, местный приход перешел к церкви Сан-Дзено, и аббат также получил титул протоиерея. Кроме того, в Сан-Дзено были перевезены скульптуры, надгробия и алтари, находившиеся в бывшей, ныне неиспользуемой приходской церкви. В 1801 году начался снос части монастырского комплекса.

1838 год был важным годом для событий базилики, так как были найдены мощи святого покровителя. Поиски уже начались с переносом приходской резиденции из Сан-Проколо в Сан-Дзено, но после многих бесплодных усилий кости были обнаружены 22 марта. Однако было решено дождаться Пасхи для полной эксгумации, а затем 20 апреля следующего года в присутствии большой комиссии гробницу вскрыли; Аббат Чезаре Каваттони оставил подробное описание события. Священные останки были собраны и помещены в позолоченную деревянную урну со стеклом по бокам. Позже, из почтения, кости были облачены в епископское палудаменто (торжественное одеяние) из красного шелка, расшитого золотом. В 1870 г. снесли центральную лестницу и восстановили старые боковые лестницы; в то же время была построена пристань-перегородка, отделяющая плебейскую церковь от пресвитерии, на балюстраде которой были размещены тринадцать статуй средневековой эпохи.

Между 1927 и 1931 годами тогдашний суперинтендант Алессандро да Лиска руководил строительной площадкой, основной целью которой было перемещение знаменитого триптиха Сан-Дзено, написанного Андреа Мантенья вскоре после середины пятнадцатого века, внутрь церкви после того, как она была перенесена в церковь. городской общественный музей, чтобы сохранить его во время Первой мировой войны. Таким образом, в конце 1930-х годов был построен новый главный престол (нынешний) путем надстройки каменной кладки на старом фундаментном блоке. В следующем году началась реставрация росписей в апсиде и триумфальной арке, создание новых окон и открытие окна на меридиональной стороне.

В 1938 году, к столетию со дня обретения тела покровителя, в апсиде крипты были проведены работы по улучшению ее гигиенического состояния и приведению в более благопристойный вид, как это было сделано с усыпальницей. Сан Зено.

 

Описание

Внешний вид

Внешний вид базилики Сан-Дзено представляет собой один из самых гармоничных и однородных образцов романской архитектуры в северной Италии. Фасад, выполненный из туфа (аналогично тому, как это было сделано для собора и Сан-Джованни-ин-Валле), относится к последней пристройке церкви в первые десятилетия XII века, несмотря на некоторые элементы, в том числе портик и крыльцо. портала церкви, восходят к прежнему фасаду, с которого они были демонтированы и перенесены сюда с необходимыми корректировками. Знаменито большое центральное окно-розетка, названное «Колесо фортуны» из-за его символизма. С другой стороны, южная сторона, кажется, была построена в разное время в таком же количестве стилей. Комплекс завершается внушительной и элегантной колокольней и сохранившимися зданиями древнего аббатства Сан-Дзено, включая монастырь, часовню Сан-Бенедетто и аббатскую башню.

 

Фасад

Глядя на фасад базилики Сан-Дзено, можно различить разделение на три части, которые повторяют расположение внутренних пространств: две боковые, соответствующие двум малым нефам, которые идут от крайностей к большим треугольным пилястрам, и соответствующий центральный к главному нефу, между самими пилястрами. В двух боковых частях кладка состоит из кубиков туфа, а галерея из камня, идентичного кладке с южной стороны. На карнизе, под покатым скатом, простые полки поддерживают небольшие арки с двойными выступами, вырезанными тонкими барельефами; впоследствии есть фриз, вылепленный из греческого мрамора Адамино, чтобы заменить оригинал.

С правой стороны фасада, по центру и чуть выше оконной галереи, находится небольшой барельеф из туфа, датируемый по стилю началом XII в., на котором грубо стилизованы три фигуры, стоящие среди каких-то растений: в в центре Христос с крестоцветным ореолом, слева святой и справа аббат (теперь безголовый) с посохом, подносящий Искупителю модель церкви и колокольни, завершенной кельей и только с двумя балконами с каждой стороны. Можно полагать, что модель может изображать церковь такой, какой она была спроектирована в пристройке, и что она указывает, как предполагалось построить колокольню (или как она уже была завершена), начатая в 1046 году аббатом Альберико.

В центральной части фасада можно выделить еще две зоны: нижнюю, которая простирается от земли до рамы большого окна-розетки (известного как «Колесо фортуны»), включая портал и протир, и верхний с окном-розеткой и барабанной перепонкой. Две области разделены рамой из пилообразных арок, прерываемых в средней части большим колесом. Как и боковые части, центральная также завершается карнизом с небольшими арками, подведенными под наклонные стороны, и фризом Адамино.

 

Окно-роза и фронтон

Окно-роза, которое было работой Бриолото де Бальнео, украшено шестью статуями, изображающими чередующиеся фазы человеческой жизни или Фортуны (в латинском смысле «судьба»), и по этой причине оно известно как «Колесо». удачи». Таким образом, задуманный Бриолото, он разделен на двенадцать секторов таким же количеством пар колонн из красного мрамора с шестигранными валами, украшенными капителями с листьями и фигурками животных. В центре находится круг или ступица, открытая изнутри и увенчанная двенадцатью лепестками, и столько же основных лепестков соединяют две столицы-близнецы. Снаружи он окружен кольцом с тремя ступенями из белого и голубого мрамора, заканчивающимися каменной рамой, которая служит соединением с уровнем пилястр. На последней мраморной ступени ритмично расположены шесть фигур, вырезанных из греческого мрамора, которые представляют изменения в судьбе, вызванные Фортуной: две центральные, вверху и внизу, соответственно, представляют моменты наибольшей удачи и ее максимального отказа, в то время как эти промежуточные переходы являются боковыми, то есть справа переход от счастья к несчастью, а слева возврат к состоянию удачи. На ступице Колеса имеется надпись, поясняющая символическую концепцию: снаружи она гласит: «En ego Fortuna moderormortalibus una. / Elevo, depono, bona cunctis vel mala dono.», а внутри «Induo nudatos, denudo veste paratos; / in me conidit si quis, derisus abibit».

Фронтон, который внешне обозначает вершину центрального нефа, выполнен из белого мрамора, что создает контраст с остальной частью фасада церкви, сделанной из туфа и камня, и с семью розовыми мраморными пилястрами, которые проходят вдоль него и отметьте это. Массимилиано Онгаро в 1905 году обнаружил граффити на барабанной перепонке, относящиеся к великому Страшному суду. Историк Джузеппе Герола воспроизвел его в форме и проиллюстрировал в Художественном бюллетене Министерства народного просвещения. Работа, приписываемая Бриолото и Адамино да Сан-Джорджо, является одним из самых важных и старейших веронских изображений Страшного суда. В центре был Христос на троне в окружении двух ангелов, Марии и святого Иоанна Богослова. Ниже апостолов и по бокам избранные и нечестивые. Со стороны избранных Авраам держит их на коленях, ангелы несут царя, епископа и двух святых на небо, а мертвые поднимаются из могил под звуки ангельских труб. На стороне проклятых ангелы изгоняют их мечом и трубят в трубы справедливости. Среди проклятых епископ, король и женщина. За ними следуют пять женщин, и одна из них дергает дьявола за бороду. На заднем плане пламя сжигает проклятых, и дьявол наказывает их.

 

Крыльцо

Крыльцо подписано мастером Никколо и было построено в 12 веке, однако вполне вероятно, что впоследствии были внесены изменения, которые нарушили его гармонию. Кажется, что она имеет очень простую форму, без наплыва, ограничиваясь тем, что накрывает часть пяти пилястр на фасаде навесом с одним выступом и оставляет с каждой стороны, перед большой пилястрой, зону отдыха с двумя глухими многостворчатые окна галереи. Навес опирается на два прижавшихся друг к другу теламона, на которых, как на идеальном продолжении самих колонн, вылеплены барельефы святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. На арке выделяются Агнец и благословляющая рука Божия с латинской надписью, которая в переводе гласит: «Десница Божия благословляет людей, входящих просить святыни». В основании два льва-колонны олицетворяют стражей церкви, тех, кто препятствует проникновению недостойных душ (неслучайно они держат под лапами двух незваных гостей), а две колонны символизируют «закон» и «веру».

На крыльце сосуществуют три типа представлений: священные, относящиеся к жизни святого, политические, связанные с рождением муниципалитета, и мирские, представленные месяцами и связанными с ними ремеслами. Внутри, в люнете, находится барельеф, изображающий освящение муниципалитета Веронезе, который, помимо своей художественной ценности, также представляет собой важный исторический документ, который позволяет нам удостоверить рождение средневекового муниципалитета Веронезе в 1138 году. дата возведения произведения. В нем покровитель Зенон появляется в центре, попирая дьявола, как бы символически санкционируя договор между milites (феодальная аристократия, представленная рыцарями справа) и pedites (толстые люди, зарождающаяся буржуазия). По сторонам Сан-Дзено справа — представители веронской знати и купеческих семей верхом (всадники), а слева — представители народа, вооруженные пехотинцы (педиты). Сан-Дзено в этой сцене доставляет веронезе флаг, своего рода инвеституру священного происхождения. Фреска сопровождается надписью на латыни, которую можно перевести как «Епископ дает народу знамя, достойное защиты / Сан-Зено дает знамя с безмятежным сердцем».

Под люнетом Никколо вылепил барельефы, изображающие чудеса, совершенные Сан-Зено: экзорцизм дочери Галлиена, жертвой дьявола; мужчина, спасенный от падения в Адидже на телеге; и, наконец, рыба, которую дал рыбак Сан Зено. На внутренних и внешних полках крыльца представлены двенадцать месяцев года, начиная с марта, с типичными произведениями, относящимися к месяцам. Двенадцать месяцев занимают двенадцать секторов Колеса Фортуны, а также вращение и повторение цикла, месяцы и времена года, бесконечно сменяющие друг друга.

 

Горельефы по бокам крыльца

По бокам крыльца и портала расположены 18 горельефов, датируемых XII веком, десять слева и восемь справа, расположенных попарно под небольшими арками и разделенных небольшой пилястрой, в свою очередь украшенной растительностью. мотивы и зооморфные фигуры. Создание барельефов слева приписывается маэстро Гульельмо и его помощникам, а барельефы справа принадлежат маэстро Никколо и его школе.

Сцены на барельефах представляют как священные сюжеты, взятые из Нового и Ветхого Завета, так и мирские сюжеты с Теодорихом Великим в качестве главного героя. Точнее справа мастер Никколо вылепил сверху вниз и слева направо: Изгнание из земного рая, Прародители, Рождение Евы, Первородный грех, Бог создает животных, Сотворение Адама, Изгнание Теодориха и, наконец, Осуждение Теодориха. . Над фигурой Адама с правой стороны вырезана фраза, указывающая на маэстро Никколо как на автора: «Hic instancea trai possunt lauds Nicolai» (или «Здесь можно найти доказательство похвалы Никколо»); однако разница между очень высоким качеством, с которым были сделаны фигуры, относящиеся к жизни Теодориха, и более простыми священными изображениями приводит нас к мысли, что только первые принадлежат руке Никколо, а вторые, по-видимому, являются работой каменотесов. из его мастерской.

Слева, однако, стиль выглядит значительно более однородным, и поэтому принято считать, что маэстро Гульельмо мог быть его единственным автором, о чем свидетельствует надпись на верхней рамке: «Qui legis ista pie natum placato Marie salvet in etrum qi sculpsit sita Guillelmum. Intrates concti sucurrant huic pereunti» (то есть «Ты, читающий эти слова, благочестиво умилостивишь Сына Марии, который навеки спасет того, кто изваял этого Вильгельма. Всякий, кто войдет, поможет тому, кто погибнет»). Автор представлял, всегда сверху вниз и слева направо: Взятие Христа, Распятие, Бегство в Египет, Крещение Христа, Трех царей, Введение во храм, Иосифа, предостерегаемого ангелом, Благовещение, Рождество, Благовещение. пастухам, Дуэль Теодориха и Одоакра и Дуэль пехотинцев. Историк искусства Адольфо Вентури идентифицирует мастера Гульельмо в Вилигельмо, известного автора барельефов собора Модены, в то время как Карло Чиполла считает, что он был учеником Никколо, наблюдая, насколько похожи два стиля; другие вместо этого предположили, что оба скульптора были учениками Вилигельмо.

Наконец, все еще с левой стороны, мы замечаем в большой пилястре еще один рельеф, изображающий фигуру женщины, вставленную в арку, где выгравирована надпись «MATALIANA». Если критики согласны с тем, что эту работу нельзя приписывать Никколо или Гульельмо, нет такой же уверенности в том, кто изображен на ней. Некоторые предположили, что это может быть благотворительница аббатства, в то время как другие увидели в имени отсылку к Матильде Каносской, которая в 1073 году пожертвовала монастырю некоторые вещи. Алессандро да Лиска, с другой стороны, предлагает Аделаиду ​​Бургундскую в качестве субъекта, жену Оттона I, полагая, что эта фигура соответствует соседней сцене дуэли, которая, опять же, согласно да Лиска, будет представлять мужа, сражающегося против Беренгарио. II.

 

Вход

Главный вход в базилику закрыт знаменитым бронзовым порталом, выполненным в разные эпохи, точно не установленные, разными мастерами-основателями. Он состоит в общей сложности из 73 бронзовых панелей разных размеров, прикрепленных к деревянным дверям с помощью больших железных гвоздей и расположенных без видимой симметрии. Из них самые большие 48 (по 24 на каждый лист) размером примерно 56×52 см, из них 42 несут сцены из Ветхого и Нового Заветов, в 4 — чудеса Сан-Дзено и 2 служат ручками; на 7 прямоугольных панелях меньшего размера (около 50×25 см) на каждой изображена одна фигура, помещенная между двумя небольшими колоннами и наложенной аркой; 18 еще меньше и имеют квадратную форму (около 17 × 17 см) с рогатыми фигурами и изображенными Добродетелями; наконец, есть 7 других прямоугольных (около 45 × 17 см), обработанных резьбой в форме конической башни, размещенных на галерее, которые служат каркасом для больших панелей. Большие плитки аккуратно распределены в центральной части двери, причем каждая из двух дверей организована в три вертикальных и восемь горизонтальных полос.

Каждая плитка является результатом небольших и отдельных сплавлений, простой метод строительства, который позволял легко исправить любые ошибки, поэтому отличался от того, который использовался в Германии, где чаще применяли один сплав. Нынешние деревянные двери сделаны из лиственницы и имеют размеры 3,95 × 4,81 метра; они, скорее всего, были построены по случаю расширения церкви, уже завершенной в 1138 году.

Как и ожидалось, несомненно, что панели являются плодом как минимум двух разных стихов разных эпох, а скорее трех. Однако все ученые согласны относить к так называемому «первому мастеру», которого можно отнести примерно к первой половине XI века, панели Ветхого Завета, вставленные в левое крыло, за исключением одной со сценой из Новый Завет и три из того же повествования внизу правого крыла. Относительно этих панелей Алессандро Да Лиска отмечает, что, хотя фигуративные детали представлены «грубо и схематично, каждая композиция в целом достойна восхищения своим декоративным эффектом и драматическим видом». По мнению разных авторов, этот первый мастер (по некоторым сведениям, в некоем Стефано Лагарино) создал эти панели, которые служили для украшения всего портала древнейшей церкви меньших размеров и которые, впоследствии, с расширением здания и портала , были разобраны и частично повторно использованы путем интеграции их с другими от других основателей для применения на новых и больших дверях; эта теория могла бы объяснить очевидный беспорядок как с иконологической точки зрения, так и с точки зрения чистого и простого эстетического сопоставления различных произведений.

Кроме того, да Лиска определяет «второго мастера», которому он приписывает реализацию панелей с изображением Нового Завета, но который по сравнению с первым «демонстрирует значительный прогресс, даже если он преуспел менее интенсивно и менее эффективно в выражающий смысл жизни». По словам Симеони, этот мастер работал во времена Никколо и Гульельмо, тогда как для Трекки он должен быть помещен между концом 11 и началом 12 века. Наконец, по мнению многих, следует отметить присутствие по крайней мере «третьего мастера», чье вмешательство могло иметь место между концом XII и началом XIII века, который позаботился о изображении трех сцен из жизни. Сан-Зено для правой двери.

На протяжении многих лет портал вызывал интерес у многих искусствоведов, которые проанализировали его стиль, связав его с предыдущими работами; Пьетро Тоэска определяет его как «немецкое искусство конца 12 века», характеристику, которую также принимают другие, такие как Арслан, который предлагает сходство со средневековым порталом собора Хильдесхайма. Хотя сегодня портал выглядит неорганизованным, разрушенным, жертвой времени и кражи, он по-прежнему считается одним из самых интересных примеров такого рода, найденных в Италии.

 

Южный фланг

Южный фланг имеет различные методы строительства и архитектурные стили, которые позволяют нам идентифицировать различные этапы строительства и расширения церкви. Самая старая часть, завершенная около 1120 года, вероятно, южная, полностью построенная из кирпича: она включает апсидиол и доходит до контрфорса.

С другой стороны, промежуточная часть кладки представляет собой чередующееся использование рядов туфового тесаного камня и рядов кирпичного кирпича: эта техника придает кладке вид двухцветных красных и белых полос, типичных для веронского романского стиля, который может также можно найти в других церквях, таких как, например, в Санто-Стефано. Таким образом, и сторона центрального нефа представлена ​​двухцветными полосами, хотя и более однородными. Окончание этого вмешательства должно быть помещено в 1138.

Последняя часть, ближайшая к фасаду, вместо этого полностью выполнена из туфа и, как полагают, восходит к последней постройке церкви, когда в тринадцатом веке под руководством Адамино и Бриоло было проведено расширение, в результате которого здание размеры сегодня. Еще с восточной стороны, у фасада, есть длинная надпись, посвященная аббату Херардо, который заказал работы по расширению, и некоему Мартино, мастеру-каменщику. Прямо над этой надписью внутри ниши находится фреска, изображающая Мадонну с младенцем в поясе, написанная примерно во второй половине XII века и плохо отреставрированная в XX веке.

 

Площадь апсиды

Базилика Сан-Дзено заканчивается на севере двумя апсидами, второстепенной слева и большой в центре, а правая была включена в здания древнего монастыря и видна только внутри. Два видимых снаружи явно относятся к разным эпохам: по словам историка Луиджи Симеони, меньший относится к постройке 9 века, во времена Ратерио и Пиппина, а центральный был бы перестроен позже, за исключением дальнейшего промежуточная модификация. Хотя некоторые элементы позволяют предположить, что нынешняя главная апсида восходит ко временам аббатов Эмилеев (в Сан-Зено между 1399 и 1430 годами), обнаружение заводского журнала позволило нам датировать ремонтные работы между 1386 и 1398 годами. работы, выполненные благодаря усилиям аббатов Оттонелло, Якопо Пасти и Пьетро Паоло Каппелли.

Внешне малая апсида имеет простые черты и в основном построена из кирпича, в то время как большая апсида имеет классическую романскую схему Веронезе с чередованием рядов туфа и терракоты, таким образом маскируя свой типично готический стиль, который вместо этого ясно проявляется в некоторых особенно заметных элементах. внутри, такие как стрельчатая триумфальная арка, крестовый свод с ребрами, выступающими из квадратного пролета, и высокие окна, заканчивающиеся стрельчатой ​​аркой.

 

Колокольня

Нынешняя колокольня, изолированная от церкви и построенная поверх предыдущей, датируемой 8-9 веками, является результатом долгой строительной истории. Из надписи на нем известно, что строительно-реставрационные работы начались в 1045 г. при аббате Альберико; примерно двадцать лет спустя, после смерти аббата в 1067 году, он достиг примерно половины своей нынешней высоты. Его строительство закончилось около 1178 года благодаря «маэстро Мартино», который получил заказ от аббата Херардо. Таким образом, это была длинная строительная площадка, прерванная только землетрясением 1117 года, за которым последовало восстановление 1120 года.

Он покоится на внушительном прямоугольном постаменте из тесаного камня: восточная и западная стороны имеют длину 8,25 метра, северная и южная стороны - 8,23 метра, а высота постамента составляет около 7 метров от уровня земли. Использование камня также продолжается над основанием, как в углах трубы, так и в центральной пилястре каждой стороны, в то время как в пространстве между ними чередуется использование рядов туфа и терракоты, техника, которая занимает первое место. один уже использовался в стенах по периметру церкви и придает ему двухцветную характеристику веронского романского стиля.

Каждая стена разделена по горизонтали на четыре неравных порядка с помощью рам, снабженных небольшими выступами с простыми кольцеобразными арками из туфа и наложенными рядами зубчатой ​​терракоты; из этих карнизов первый и второй имеют только одну пилообразную полосу между рядами туфа, третий два и четвертый четыре. С западной стороны, над постаментом, находится прямоугольная входная дверь, по внешнему виду аналогичная дверям других современных колоколен. С этой же стороны мы можем наблюдать различные повторно используемые элементы: над второй рамой, в центральной пилястре, находится римская скульптура, изображающая стоящего человека во фригийском колпаке; выше находится небольшая голова, тоже римской эпохи, высеченная из мрамора; еще одна римская скульптура, изображающая крылатого гения, видна над первой рамой центральной пилястры южного фасада.

Колокольня имеет два наложенных друг на друга порядка трехстолпных окон с каждой стороны. Центральный проем трехстворчатого окна несколько меньше двух боковых, при этом все они имеют круглую арку из туфового тесаного камня с кирпичным кольцом с переплетенными арками. Все колонны, капители, pulvinos имеют простую форму, только некоторые украшены листьями, но почти все с цветком в центре абака. В нижнем ярусе кельи колонны не имеют базы, кроме одной, и все капители из греческого мрамора, кроме одной колонны из кровавика. Четыре из восьми pulvini сделаны из греческого мрамора. С 1498 года на звоннице находится 6 колоколов, самый большой из которых, отлитый в 1423 году, весит почти тонну, имеет диаметр более метра и издает ноту соль-бемоль. Из старых колоколов остался только маленький восьмиугольный без надписей, известный как «дель фигар»; из двух других одновозрастных, которые, к сожалению, были переплавлены аббатом Реццонико в 1755 году, у нас есть только записи, сохранившиеся у Джованни Баттиста Бьянколини, которые позволяют нам узнать, что они были сделаны в 1149 году основателем Гислимерио по заказу священника Альдо.

Ствол заканчивается гладкими накладками из туфа. Наконец, по его краям расположены четыре кирпичные башенки с двойной аркой, расположенные на лицевой стороне. Даже большая центральная сосновая шишка полностью сделана из кирпича: похоже, она была перестроена в верхней половине, поскольку, как показано в Annales Veronenses Antiqui, 31 марта 1242 года в нее ударила молния, которая вызвала ее частичное обрушение.

Войдя в колокольню через дверь, открывающуюся сбоку в сторону церкви, вы попадаете в первую темную комнату, перекрытую крестовым сводом, которая когда-то могла служить тюрьмой. Поднявшись по первой лестнице, опирающейся, как и верхние, на аркбутаны, попадаешь на второй этаж, где из-за сужения стен находится помещение больше, чем нижнее. Стены башни представляют собой мешочные стены, т.е. выполнены с бетонной заливкой между двумя облицовками. Если на внешней облицовке для большей тонкости укладывался цельный кирпич, то внутри он чередуется с фрагментарными туфовыми тесаными камнями. По мере подъема туфовые камни уменьшаются, а терракотовые увеличиваются. В нижней звоннице повторно используется старый мрамор.

 

Монастырь

Первое свидетельство наличия монастыря, который является частью аббатства Сан-Дзено, датируется 10 веком, но его нынешнее состояние связано с реконструкцией, проведенной между 1293 и 1313 годами. Четыре стороны образованы арками. , с остроконечной аркой с двух сторон и круглой аркой с двух других, поддерживаемой парными колоннами из красного веронского мрамора. С северной стороны выступает четырехугольная эдикула, в которой располагался древний колодец аббатства. По периметру стен амбулаторий расположены саркофаги и надгробные плиты, среди которых выделяется гробница Джузеппе делла Скала, датируемая 1313 годом и обогащенная люнетом с фреской работы живописца школы Джотто.

С южной стороны находится вышеупомянутая усыпальница монахов аббатства, построенная в 11 веке аббатом Альберико; хотя нет уверенности, что нынешняя является оригинальной, это гробница из красного мрамора, закрытая толстой плитой, на которой рельефно изображен большой крест. Над ним о нем напоминает надпись. Рядом с ним находится дверь, ведущая в верхнюю церковь, снабженная люнетом с фреской начала четырнадцатого века, изображающей Мадонну с двумя ангелами.

На восточной боковой стене находится обширная фреска веронского художника Якопо Лигоцци, изображающая Страшный суд и Аллегорию. На той же стене есть дверь, которая позволяет попасть, спустившись на несколько ступеней, в так называемый sacellum Сан-Бенедетто, над которым находится фреска конца XIV века люнета с изображением Мадонны с двумя святыми епископами.

Сацеллум Сан-Бенедетто
Вдоль южной стороны монастыря есть дверь, через которую можно войти в так называемую часовню (или молельню) Сан-Бенедетто. Это небольшое помещение квадратной формы, разделенное на три нефа одинакового размера, перекрытое девятью поперечными сводами, поддерживаемыми четырьмя опорами, в основном сделанными из повторно используемых материалов, относящихся к самым разным эпохам. Среди них заслуживают внимания византийский pulvinus VI века и римский cippus, помещенный в стенной столб. Стены украшены желтыми, красными и зелеными квадратами 14 века, а на северной стене есть фрагмент фрески, который трудно прочитать.

Были предложены различные эпохи, к которым можно отнести строительство этого sacellum, среди наиболее достоверных - формулировка искусствоведа Варта Арслана, который считает его произведением XII века, в то время как другие, соглашаясь с датировкой, предлагают что это была реконструкция предыдущего небольшого здания, построенного в римские времена (4-5 века). Были сделаны различные предположения об первоначальной функции этой комнаты, среди которых было высказано предположение, что это могла быть древняя ризница или дом капитула. Название «Сан-Бенедетто» происходит от того факта, что в 1723 году была найдена табличка, гравировка которой рассказывала о том, как монах аббатства построил на свои средства «hoc opus ecclesie Holy Benedicit».

 

Внутренний вид

Чтобы войти в церковь, вы поднимаетесь на несколько ступенек, символизирующих отрешенность духа от вещей мирских, после чего вы спускаетесь еще на несколько ступеней, призывающих к смирению. Интерьер имеет план базилики с залом, разделенным на три нефа двумя рядами массивных колонн с крестообразным сечением, чередующимся с колоннами, по десять с каждой стороны, увенчанными капителями с зооморфными мотивами и коринфскими капителями, часто восстановленными из ранее существовавших римских зданий. Деревянный потолок в форме корпуса корабля с изысканным декором был создан между 1385 и 1389 годами во время готической реконструкции здания. Он также единогласно считается произведением искусства, способным конкурировать даже со знаменитым потолком церкви Сан-Фермо-Маджоре. Неф также разделен двумя большими поперечными арками, которые придают ему определенный ритм.

В церкви есть большой склеп, доступ к которому осуществляется по лестнице, расположенной в конце центрального нефа, которая наложена на приподнятый пресвитерий по отношению к залу, в который, в свою очередь, можно попасть по лестнице, которая в данном случае расположена в конец двух малых нефов. Таким образом, по вертикали пространство разделено на три уровня: склеп, плебейский зал и пресвитерий. Пресвитерий также отделен от зала балюстрадным понтоном-перегородкой. Первоначально три нефа церкви заканчивались тремя полукруглыми апсидами, как это принято в романской архитектуре, однако только южный полностью сохранился в своем первоначальном виде, так как северный был включен в постройки аббатства, а главный был перестроен в Готический стиль в четырнадцатом веке.

Стены богато украшены фресками, выполненными на протяжении более двух столетий, некоторые повреждены и наложены одна на другую, из которых самыми древними являются те, что украшают склеп. Критики обычно приписывают большинство из них так называемым первым и вторым мастерам Сан-Дзено. Следует отметить, что все искусствоведы сходятся во мнении, что это не единственные два фресковых художника, а что под этими именами подразумеваются две разные группы живописцев, сходных по стилю, возрасту и технике, которые работали в этой базилике и в других местах города. Если быть точным, то к «первому мастеру» мы условно относим фрески, созданные примерно во второй четверти четырнадцатого века и приписываемые первым распространителям школы Джотто в Вероне. Наоборот, под «вторым мастером» мы подразумеваем художников-фрескистов, написавших многочисленные росписи во многих церквях Вероны во второй половине четырнадцатого века, в том числе серию из 24 вотивных росписей только в Сан-Дзено, и для которых характерны более развитые живопись по сравнению с первым мастером и с сильными отсылками к ломбардской изобразительной культуре.

С другой стороны, гораздо меньше фресок, которым можно было предложить имена известных художников, в том числе Мартино да Верона и Альтикьеро да Дзевио. На картинах часто встречаются графитные надписи с немецкими именами, а иногда и короткие фразы, оставленные монахами из Германии, которые надолго остались в аббатстве, став его фактическими владельцами. В правом проходе находится запрестольный образ работы Франческо Торбидо, а в апсиде находится знаменитый запрестольный образ Сан-Дзено работы Андреа Мантеньи.

 

Правый проход

Как только вы входите в главную дверь, двигаясь к правому проходу, вы можете увидеть большую восьмигранную мраморную купель. Предание, хотя и необоснованное, гласит, что его автором является сам Бриолото, автор большого окна-розетки, так как рядом есть восхваляющая его надпись.

На стене контрфасада рядом со входом висит неподвижный крест XIV века, который долгое время разделял критику относительно его атрибуции; некоторые ученые указали на это как на работу Гуариенто ди Арпо или члена его школы, в то время как другие заметили влияние работ Лоренцо Венециано. Более поздние исследования, несомненно, приписывают это молодому венецианцу, находящемуся под влиянием джоттескского натурализма, фактически опосредованного Гуариенто. Однако это ценная работа в довольно хорошем состоянии сохранности, в которой предмет нарисован на золотом фоне; во внешних четырехдольных лепестках креста изображены, соответственно, в левом плече Мадонна, в правом святой Иоанн, в главке креста Вечный Отец со Святым Духом, а в нижнем подвижник и коленопреклоненный Доминиканский монах, который, как полагают, представляет подрядчиков работ. На табличке готическими буквами написано «I.N.R.I.» и на поперечных рычагах "MORS MEA VITA TUA". Неподвижные кресты были типичными объектами раннесредневекового искусства, поскольку, по крайней мере до Контрреформации, епископ и верующие имели обыкновение ходить в различные церкви, известные как «стационарные», во время великопостных шествий, чтобы поклониться сохранившемуся кресту. .

В начале стены по периметру есть фрагмент фрески, которую можно отнести к руке художника Мартино да Верона, работавшего в конце 14-го и начале 15-го века, на которой считается, что он изображен Сан-Бенедетто. Сразу же после этого в стене находится вышеупомянутая надпись, в которой восхваляется мастер Бриолото, что привело к неправильной атрибуции купели для крещения.

Продолжая движение по нефу в направлении пресвитерия, вы наткнетесь на алтарь 16-го века, запрестольный образ которого является ранней работой художника Франческо Торбидо, созданной около 1514 года, на которой он изобразил Мадонну со святыми Анной, Зеноном, Джакомо, Себастьяно, Кристофоро; в соответствующем люнете того же автора «Воскресение», в котором ясно отмечена связь между художником и мастером Либерале да Верона.

Пройдя мимо алтаря, вы можете увидеть остатки фресок, часто наложенных друг на друга, которые когда-то, должно быть, покрывали все стены и были написаны между 13 и 15 веками неизвестными художниками школы Джотто. Среди них мы можем упомянуть Сан-Сигизмондо с подвижником, Две сцены из жизни Сан-Никола и Мадонну с Младенцем на троне, приписываемые так называемому второму мастеру Сан-Дзено, в то время как первый мастер Сан-Дзено, работавший в конец XIII века, есть святая Анна на троне с Богородицей. Сериал заканчивается большим статуей Святого Христофора XII века.

Впоследствии, все еще на стене, есть алтарь, происхождение которого неясно, так как некоторые полагают, что составляющие его колонны могли быть частью крыльца, построенного в начале тринадцатого века, возможно, принадлежавшего двери, которую аббат Рипрандо заказал. он восстановлен в 1212 году, даже если Да Лиска исключает эту гипотезу. Две связки из четырех офитовых колонн, соединенных скрученными змеями, были сделаны из красного веронского мрамора и покоятся справа на Льве Сан-Марко, а слева на Быке Сан-Лука. Историк искусства Лоредана Оливато Пуппи указывает, как стиль этих скульптур соотносится с «похожими работами, которые маэстро Николо и его школа создавали в самом Сан-Дзено и в соборе». Колонны поддерживают треугольный тимпан, вероятно, 18-го века, внутри которого нарисован Сан-Дзено. На стене алтаря есть несколько фресок, в основном приписываемых второму мастеру Сан-Дзено, в том числе Мадонна с младенцем на троне, Распятие, Положение во гроб и Представление в храме. Более старые, возможно, восходящие к тринадцатому веку, Санта-Катерина и Санта-Лючия.

 

Левый проход

В углу между контрфасадом и левой стеной по периметру церкви, где когда-то располагался карроччо ди Верона, теперь находится большая чаша из красного порфира диаметром 2,27 метра и скромной глубиной, в которой все еще можно увидеть остатки основания статуи, которая должна была быть посередине. Происходя из древних городских бань 2-го века и калеча его центральное основание, на котором находилась статуя, оно когда-то располагалось за пределами базилики, в южной паперти. Легенда гласит, что он был перевезен побежденным дьяволом по приказу Сан Зенона из Сирии в Верону, и что повреждения, которые можно увидеть сегодня, — это следы, отпечатанные его ногтями. В 1703 году аббат Альвизе Приули, из-за некоторых опасений за сохранность чаши, подверженной непогоде и вандалам, построил вокруг нее небольшое здание, но в 1819 году, после сноса зданий на южной стороне церкви, был перенесен туда, где он находится до сих пор.

Продолжая движение в направлении алтаря, вы наткнетесь на длинный участок голой стены: на самом деле, вплоть до 1929 года, когда она была снесена и продана приходской церкви Лузерна, то, что было главным алтарем близлежащая церковь Сан-Проколо; в стиле барокко этот алтарь был составлен из зеленого, желтого, белого и цветного мрамора лазурита, а также из зеленой мраморной плиты, на которой в прошлом были помещены реликвии Сан-Проколо; он был посвящен Святому Сердцу Иисуса.Продолжением является новый алтарь Святейшего Сердца Иисуса и сразу за ним, на пилястре, фреска четырнадцатого века, изображающая Мадонну с младенцем. Сразу после этого на стене остатки Тайной вечери. Как только вы дойдете до двери, ведущей в клуатр соседнего монастыря, вокруг нее будут фрагменты фресок с изображением различных святых, а сразу после этого вы сможете различить Страшный суд 13 века, Сцену Крещения (по некоторым данным, Крещение Константина), приписываемые второму мастеру и, ниже их, Мадонне на троне, святому Иоанну Богослову, святому Варфоломею, святой Магдалине и святому евангелисту. На следующей пилястре мы находим святую Елизавету, изображенную сбоку, две Мадонны с младенцем на лице и святого Дионисия XIV века на другой стороне.

Следующий за ним алтарь, посвященный Мадонне и датируемый 18 веком, содержит в нише статую Богородицы из мягкого камня, которая сидит и держит на коленях своего мертвого сына. Интересная скульптура, которую можно датировать примерно серединой 15 века, демонстрирует немецкую манеру. Она высоко почиталась в церкви Сан-Проколо, где в 1621 году вместе с алтарем для нее была возведена часовня, как известно из надписи, выгравированной на пределле. Алтарь имеет возвышение, состоящее из четырех черных мраморных колонн, между которыми вставлены в ниши две небольшие позолоченные статуи святых.

За алтарем есть фрески, в том числе Святой Христофор, который можно датировать серединой 14 века, а рядом с лестницей, ведущей в пресвитерию, мученичество святого Стефана и Страшный суд со Христом между Марией и святым Иоанном. евангелист, ангел и святой Зенон.

 

Причал-перегородка

Плебейская часть церкви отделена от пресвитерия пирсом-перегородкой, которая с современной балюстрадой из красного мрамора и старинными статуями восходит к 1870 году, когда была снесена центральная лестница и восстановлены боковые лестницы. . Старый пирс состоял из стены, которая возвышалась намного выше нынешней, о чем можно судить по фрескам, размещенным над арками склепа, которые должны были продолжаться вверх. Этот архитектурный элемент напоминает иконостас византийской традиции.

Внимательно наблюдая за помещенными теперь на нем статуями, которые традиция хотела приписать мастеру Бриолото, вы все еще можете увидеть следы первоначальной полихромной окраски; расположение предметов слева следующее: апостолы Варфоломей, Матфий, Иаков Младший, евангелисты Матфей и Иоанн, Петр, Христос, Иаков Старший, Фома и Симон, справа Андрей, Филипп и Фаддей . Большинство историков считают, что их реализация связана с рукой самого каменотеса, в то время как другие, такие как Геза де Франкович, предполагают, что они являются продуктом двух разных скульпторов, приписывая фигуры Христа, Джакомо Маджоре, Маттео Евангелиста, Петра, Иаков Младший и Фома. Все, однако, замечают, как образные характеристики персонажей, т. е. удлиненные тела, почти сжатые конечности, волосы с многочисленными прядями, изысканные складки одежды, предполагают влияние ранней немецкой готики; это можно объяснить тесными связями с германским миром, которые Верона поддерживала во времена Эццелино III да Романо, союзника императора Швабии Фридриха II и главы веронского марша в 13 веке.

Единственная надпись, которую Симеони считает оригинальной, находится на постаменте Христа, в которой крошечными романскими буквами XIII века говорится: «Vide tomas noli esse incredulus set fidelis», фраза, которая может быть связана с борьбой против ереси катара, которая в в то время бушевала на берегах Адидже.

 

Пресвитерия

Пресвитерий возвышается над полом базилики, и попасть в него можно по двум лестницам, расположенным в боковых нефах и пересекающим уже описанную перегородку-пирс. На стенах несколько наложенных друг на друга фресок разных эпох. На них есть различные надписи, которые рассказывают некоторые факты истории Вероны, такие как наводнение Адидже 3 октября 1239 года, которое привело к сносу трех мостов, разграбление города Джаном Галеаццо Висконти 29 июня 1390 года, землетрясение 1695 г. Пресвитерий состоит из центрального помещения, где расположен главный алтарь, по бокам которого расположены пристройки боковых нефов со стенами, украшенными фрагментами фресок и заканчивающиеся двумя небольшими боковыми апсидами, а сзади есть большая главная апсида с хором.

На левой стене, над входом в ризницу, мы находим большую картину, приписываемую Альтикьеро или кому-то из его школы, Распятие, а в маленькой апсиде слева красную и цветную мраморную статую, изображающую святого покровителя по имени " Смеющийся Сан-Дзено», исполненный анонимом двенадцатого века, который представляет собой одну из самых важных икон Веронезе. Справа от двери ризницы находится вотивное панно, изображающее Сан-Дзено, представляющего участников торгов Богородице, XIV век.

На стене с правой стороны пресвитера есть несколько фресок, датируемых 14 веком, среди них мы узнаем Крещение Иисуса, Воскрешение Лазаря, Святого Георгия и Дракона, святых Бениньо и Каро, несущих тело Сан Зенон. Стена, которая заканчивается правой апсидой, является, пожалуй, одной из старейших частей базилики, так как считается, что она принадлежит зданию 10-го века и является единственной полностью сохранившейся оригинальной апсидой. Внутри в 19 веке был помещен так называемый алтарь Святого Причастия. Во внутренней части апсиды сохранились остатки фрески XIV века.

Главным алтарем служит саркофаг святых Сан-Лупичино, Сан-Лусильо и Сан-Крещенциано, всех трех веронских епископов, ранее хранившийся в склепе. О присутствии мощей святых свидетельствует разведывательная грамота 1808 года, выбитая на мачте. Этих тел нет среди тех, что были найдены в 1492 г., поэтому их перевод из примитивных и отчетливых захоронений относится к более раннему году. Саркофаг богато украшен барельефом: на лицевой стороне саркофага посередине высечено распятие между Иоанном и Марией и двумя ангелами; по бокам, по два с каждой стороны, 4 евангелиста с их символами, намеревающимися писать; на заднем лике в центре Христос с двумя мужскими фигурами; справа врата ада, из которых Христос освобождает некоторые души; слева две фигуры мужчины и женщины. На изголовье, кажется, изображена сцена охоты: у первой фигуры слева рог, а справа она держит собаку, а другая, кажется, старается не дать льву укусить ягненка. Выше другие цифры. Нет никаких указаний на то, чтобы разместить саркофаг во времени, но, по словам Алессандро да Лиски, это могло быть начало 10 века.

Самым важным произведением, находящимся в пресвитерии, является запрестольный образ Андреа Мантеньи, считающийся шедевром итальянской живописи эпохи Возрождения. Сюжет полиптиха - Мадонна с Младенцем и святыми в верхнем триптихе и сцены из жизни Иисуса в пределле.Полиптих был увезен французами Наполеона в 1797 г., а верхняя часть восстановлена ​​через несколько лет, а пределла осталась во Франции; то, что можно увидеть сегодня на сайте, является копией работы Паолино Кальяри, потомка Паоло Веронезе.

 

Главная апсида

Нынешняя апсида с готическим привкусом имеет многоугольную форму и была построена между 1386 и 1389 годами; к нему можно попасть через большую триумфальную арку, на которой фресками изображено Благовещение, работа маэстро Мартино да Верона, выполненная по заказу аббата Капелли и выполненная между 1391 и 1399 годами и завершенная некоторыми из его учеников во времена аббата Пьетро Эмили. На левой стене, у пилястры, циферблат с часами, которые можно отнести к пятнадцатому веку; внешнее соответствовало этому интерьеру, почти полностью исчезло. По бокам квадратной стены есть простые горизонтальные декоративные полосы, некоторые с красными, желтыми и черными завитками; непеределанные части должны были быть сделаны в конце 13 века.

Также Мартино да Верона представляет собой обширное фресковое Распятие для задней части апсиды, наложенное на Сан Зеноне, сидящего на богатом троне, последний заказан Марко Эмилеем (1421-1430) последователем Мартино. Апсидальный бассейн полностью украшен голубым небом с восьмиконечными звездами, а арки украшены гербами аббата Эмилея. Крестовые своды выполнены мастерами Джованни и Никколо да Феррара. Под раковиной, в готических нишах, святые Петр, Павел и Бенедикт.

 

Склеп

Работы по строительству склепа, должно быть, начались примерно в начале десятого века, а затем продолжались около века до завершения первой романской церкви, то есть до начала тысячелетий. Чуть позже была осуществлена ​​надстройка и северного входа. Разрушенный во время землетрясения 1117 года, он был перестроен во время работ, проводившихся по всему зданию в период с этого года по 1138 год, и подвергся дальнейшей реставрации примерно в конце 12 века. Наконец, в первые десятилетия тринадцатого века он был эстетически и статически завершен открытием северного входа.

Последовательность этих вмешательств, различные необходимые приспособления и используемые приемы оправдывают некоторые нарушения, обнаруженные в сводах и колоннах. Внутренняя среда разделена на двенадцать нефов, состоящих из пересекающихся галерей: девять с запада на восток, шесть с севера на юг, разделенных 49 колоннами, на которых покоятся арки, образующие 54 крестовых свода, составляющих потолок. Каждая колонна имеет резную капитель, каждая отличается от другой.

Все капители датируются 10 веком, за исключением трех, в которых повторно использованы элементы предыдущего здания римской эпохи. Среди разнообразных сюжетов, представленных в них, мы можем узнать фигуры цветов и животных, сказочных чудовищ, некоторые человеческие головы, листья, кольца и сцены охоты. Во многих из них явно прослеживается влияние византийского искусства. В апсиде склепа находится тело Сан-Дзено, хранящееся в открытом саркофаге, освященном в 1939 году, с лицом, закрытым серебряной маской и одетым в папские одежды, а предыдущий кенотаф покоится на стене. Когда-то саркофаг святых Люцилла, Лупичино и Крещенциано также располагался в крипте, а сейчас находится в верхней пресвитерии, где выполняет функцию главного алтаря.

И стены, и колонны склепа, должно быть, изначально были богато украшены фресками разных периодов, однако сегодня видны лишь некоторые из них, часто порванные или испорченные со временем, а иногда и наложенные друг на друга. Среди них можно упомянуть: на западной стене фрагмент святой и справа от нее изображение Бегства в Египет; Мадонна делла Мизерикордия, от которой осталась только фигура от бюста вверх; фрагмент Распятия на выступающей стене; епископский святой, предположительно работа мастера середины 14 века; Мадонна с младенцем и Распятие с Богородицей на той же колонне; святой Иоанн и святой епископ, которых можно отнести ко второй половине четырнадцатого века; другая Мадонна с младенцем конца тринадцатого века помещена на втором столбе слева, над полуколонной.

Адамино да Сан-Джорджио, местный скульптор, который также создал мраморные фризы на фасаде базилики, в 1225 году вылепил на входных арках украшения на нерелигиозные сюжеты: фантастических и чудовищных животных. Каждая арка имеет двойной наконечник; они украшены элегантными цветочными завитками и фруктами. Вместо этого внешняя полоса содержит изображения животных и сцены охоты с собаками или зверями, преследующими или стоящими лицом друг к другу, мужчинами, бьющими диких зверей, монстрами, аистом, убивающим змею, петухами, несущими лису, и другими фигурами. Срединные полосы сходятся на небольшой капители, а арки опираются на простую центральную белую капитель, поддерживаемую валом из красного мрамора, пронизанным соединением четырех небольших колонн. На лицевой стороне капители мы можем прочитать надпись готическим шрифтом, удостоверяющую принадлежность Адамино: «ADAMINUS DE SANCTO GEORGIO ME FECIT». Наконец, вход в склеп закрыт железными воротами, которые считаются очень элегантными.