Церковь св. Димитрия (Црква „Св. Димитриј“) — православный храм в Скопье, бывший
соборный храм Скопской епархии, посвященный великомученнику
Димитрию. На его месте был старый храм, существовавший с 16 века. В
1727 году «Св. Димитарь» упоминается как соборная церковь.
Находится у Каменного моста, на левом берегу реки Вардар, в
Еврейском квартале. Церковь очень старая. В 1690 г. он был заброшен,
а с 1886 по 1894 год церковь реставрировалась и расширялась. Церковь
была построена в форме корабля. Во время ремонта, который
производился в церкви, старая роспись и все важные записи о церкви
были уничтожены. По письменным данным известно, что церковь
существовала в средние века, в некоторые периоды была кафедральным
собором и что в ней располагалась митрополия Скопье и митрополия
Печского патриархата. До 1878 г. во дворе этой церкви было еще и
кладбище. В период между двумя мировыми войнами здесь находились
надгробия и остатки бывшей могилы. Районами церкви «Святой Димитрия»
были район Дебар, Железницкая колония, Тавталидзе и район города.
Церковь св. Димитрия – трехнефная церковь с апсидой и куполом. За
всю историю своего многовекового существования церковь несколько раз
ремонтировалась: в 1835 и 1864, в 1886 и 1894, а в 1896 году была
расширена и приобрела нынешний вид знаменитым велесским мастером
Даме, сыном Андрей Дамьянов. Новую роспись, иконопись деревянного
иконостаса и царских врат выполнил известный живописец Димитар
Папрадишки. Его колокольня была построена в 1907/8 году.
После катастрофического землетрясения 1963 года картина была
написана художником Крсте Колоски в период с 1963 по 1973 год.
Стилистические и художественные ценности изобразительного воплощения
в храме имеют скромный размах. Художник в пределах своих
возможностей старался следовать поствизантийской традиции живописи в
отношении живописной процедуры.
Скопская епархия после
упразднения Охридского архиепископства в 1767 году перешла под
прямую юрисдикцию Греческого Константинопольского Патриархата. В
Скопье епархиальные архиереи были в основном греческого
происхождения, но, тем не менее, эллинизм имел слабые позиции.
Резиденция Скопской митрополии располагалась в церкви св. Димитрия.
После 1872 года Скопская епархия находилась в границах Болгарской
экзархии. Действия Патриархата и Экзархата в городе привели к
разделению македонских верующих и к церковной борьбе в городе в 1890
г., продолжавшейся до 1897 г. В 1890 году в Скопье приехал
новоназначенный экзарх митрополит македонского происхождения
Феодосий Гологанов. Он использовал все свои силы для объединения
македонского народа и вел борьбу с греческой, сербской и болгарской
пропагандой и даже был готов принять союз с Ватиканом, чтобы
восстановить Охридскую архиепископию. Болгарский экзархат насильно
увез его в Константинополь в 1892 году, когда он был лишен сана
митрополита Скопского.
св. Димитрия — одно из немногих
зданий, уцелевших при сожжении Пикколомини 25 октября 1689 года.
В его алтаре находится могила первого главы обновленной
автокефальной Македонской Православной Церкви, архиепископа
Охридского и Македонского г. Доситея, а перед его наружной восточной
стеной гробница архиепископа Охридского и Македонского г.
Ангелариус. Над входом с северной стороны церкви находится надпись
на раскрытом свитке между ангельскими крыльями, которая гласит:
"В ЧЕСТЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ НА ЭТОМ МЕСТЕ ЕЩЕ В XVI
ВЕКА БЫЛ ПОСТРОЕН ХРАМ, ПОСТРОЕННЫЙ И ОСВЯЩЕННЫЙ В 1896 ГОДУ С
ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ИКОНОСТА ЗОКОНТОМ ДИМИТРИЕМ АНДОНОВЫМ ПАПРАДИШКИ"
На надписи при выходе с южной стороны внутреннего помещения
храма св. изнасилована. Вмч. Димитрий и св. Пять. Внутри церкви есть
галерея, хоры и престол. Церковь расписана на куполе, на котором
изображен Христос Вседержитель, а также на ее стенах. На западной
стене изображены «Оплакивание Христа» и «Успение Богородицы». На
галерее над южной дверью композиция в полукалотте, на которой
написана сцена «Вход в Иерусалим», а центральное место во второй
зоне росписи на южной стене занимает «Вознесение Христово». " место
действия. Его аналогом на противоположной стороне является сцена
«Собор святых». Эта сцена находится на двух уровнях; внизу
изображена Богородица со святыми апостолами, а вверху «Ширная
Небесь». Иконостас церкви «Св. Вмч. Димитрия» находится на трех
уровнях и заканчивается акротерием (крестом). Его императорские
двери неглубоко вырезаны и позолочены. На них в середине изображена
сцена «Благовещение», а над ними икона «Святая Салфетка». В первом
ряду иконостаса находятся праздничные иконы святых: слева и справа
Богоматерь со Христом и Иисус Христос. Рядом с Богородицей находится
св. Вмч. Димитрия, а Иисусу Христу - св. Иоанн Предтеча. Затем
следуют иконы апостола Петра, архидиакона Стефана и св. Йован
Риласки. Центральное место во втором ряду иконостаса занимает
«Тайная вечеря», а справа от нее написана «Гефсиманская молитва». В
правой части третьего ряда иконостаса находится икона с изображением
сцены «Вознесение Христово», а в левой части – «Вознесение
Богородицы». Что касается стиля и художественной ценности росписи в
храме «Св. Вмч. Димитрия», они имеют скромный диапазон, и живописец
«в пределах своих возможностей старался следовать поствизантийской
живописной традиции в отношении живописной процедуры». Однако
большую ценность представляют иконы в часовне на выходе из храма,
особенно икона св. Вмч. Димитрия и иконы пророков, данные еще в 1785
году, а также икона св. Богородицы, которая находится в
отреставрированном баптистерии. В рамках храма «Св. Вмч. Димитрия"
находится колокольня, часть бывшей часовни - баптистерия, которая
фактически является небольшой церковью, а также парадные вестибюли
храма. Что же касается истории этого православного храма, то она до
сих пор остается тайной, в связи с уничтожением старой росписи при
ремонте храма в прошлом веке и существующими ремонтами, пристройками
и новостройками, вызванными как стихийными бедствиями, так и военные
и политические конфликты на протяжении веков. Но, несмотря на это,
его непрерывное существование с 13 века почти наверняка можно
подтвердить. В 1299 году посланник византийского двора Феодор
Маточит писал об этой церкви следующее:
«Под городской крепостью
находится и предместье с красивейшей соборной церковью, которую я
видел в этих краях»
а писатель-путешественник Ами Буэ
несколько столетий спустя, т. е. в период между 1836 и 1838 годами,
напишет:
«У православных христиан есть новый и большой храм
(имеется в виду «Святой Богородицы») и два других, меньших и старых,
один из которых посвящен мученику Димитрию».
8 апреля 2012 года, в православный праздник Вербного воскресенья,
произошло редкое и необыкновенное явление очищения фресок внутри
храма. Событие получило название Чудо в храме «Св. Дмитрий". Именно
из-за дыма от зажженных верующими свечей, осевшего с годами и
почерневшего до невидимости все фрески, они постепенно стали
приобретать свой естественный цвет. Дымовые отложения начали
исчезать, и поверхность приобрела естественный цвет. Первой стала
фреска «Введение в Пресвятую Богородицу», которая находится с правой
стороны от входа в храм.В течение дня естественные краски стали
приобретать и другие фрески с библейскими мотивами: Вознесение
Христово, Оплакивание Христос, св. апостолы Петр и Павел, св.
Архангел Михаил и др. Естественные цвета большей частью вернулись к
нимбам над изображенными святыми, а также к части их одежд,
окрашенной золотом. О.А., архиепископ Охридский и Македонский, сразу
же посетили церковь г-на Стефана, а также многочисленные верующие,
которые зажгли свечи и прикоснулись к фрескам, чтобы ощутить
чудо.Следующие несколько дней церковь была переполнена верующими, и
возник огромный интерес. также высказывается большим количеством
мировых СМИ.
По словам священников МПЦ в православных храмах,
это явление наблюдалось только в 30-е годы прошлого века, когда в
России в период тогдашней советской власти стали использовать
естественные цвета фресок, икон и церковных флагов. вернуться в
церковь.