Тетово, Македония

 

Описание Тетово

Тетово (македонский: Тетово, албанский: Tetovë) - город, спрятанный в северо-западном углу западной части Северной Македонии, в тени Шарских гор. Крупный город региона Полог, в нем проживает около 53 000 человек, что делает его пятым по величине городом в Северной Македонии. Муниципалитет Тетово, который включает 18 деревень, имеет население более 86 000 человек. Тетово - многонациональный город, в котором албанцы составляют большинство. Это привело к некоторой напряженности, совсем недавно, в начале 2000-х годов, когда вспыхнуло насилие. Однако сейчас ситуация довольно спокойная. Тетово, его уникальные османские памятники и его кухня должны стать частью любой поездки в северо-западную часть Северной Македонии.

 

Население Тетово составляет большинство этнических албанцев, меньшинство македонцев и других. В то время как город часто называют неофициальной столицей албанцев Северной Македонии, и выражения албанской национальной гордости в виде развевающихся флагов от домов и автомобилей и граффити с изображением карты «Большой Албании», это обычное явление. отнюдь не является исключительно албанским городом, и упоминание о нем как таковом оскорбит неалбанских жителей, особенно этнических македонцев, - и вы никогда не узнаете, с кем вы разговаривали.

Латинский алфавит, на котором написан албанский язык, доминирует по всему городу, в то время как кириллическое обозначение можно увидеть на одной из главных улиц, которая, вероятно, является частью города, где собирается македонская община.

Путешественники будут вознаграждены местным гостеприимством и красивыми пейзажами в Тетово.

 

Происхождение термина
Турки также использовали формы Kalkandeli и Kalkandele, а французский консул Анри Поукиль упоминает это в форме Kalkandeluk. Кроме того, город упоминался в формах Тетовен и Тетевен. Название Тетово, согласно народной легенде, связано с необычным событием времен турецкого рабства. А именно в непосредственной близости от города, между двух холмов, жила большая змея, которой все боялись. Никто не пытался вывести ужасного зверя на площадь. Только некий Тето оказался храбрым человеком. Однажды, вооруженный луком и стрелами, мечом и щитом, верхом на своем быстром коне, он направился в опасное место. Когда он добрался туда, появилась змея и преградила ему путь. Тето не боялся. Он протянул свой лук и бросил вызов зверю стрелой. Змея начала реагировать, издавая звук. В ярости она поспешила к добыче. Но Тето был бесстрашным. Когда рептилия приблизилась к нему, он взмахнул своим острым заостренным мечом и пронзил его. Так народ освободился от чучела, от опасного зверя. Страх перед ними вышел, и проход между двумя холмами был свободен и легко проходим. С тех пор, согласно легенде, место, где змея была убита мечом и щитом (калкан), называлось Калкандели, а город (по-турецки) - Калканделен. В память о герое Тето местное население назвало поселок Тетово.

По другой версии, название происходит от старославянского слова «хътти» - хочет, «хътѣтово» - любимое место. Примерно в середине XV века с падением буквы «х» поселение было переименовано в Тетово (Тетово). Согласно народной этимологии, Тетово произошло от слова сухожилие. В связи с такой трактовкой уже тогда появилось турецкое название поселения - Калканделен. В хрысовуле царя Душана середины 14 века Тетово упоминается как деревня, а как городское поселение упоминается в 15 веке как главный пункт Долны и Горной нахии. Знаменитый турецкий писатель-путешественник Хаши Калфа, посетивший Тетово примерно в середине 17 века, упоминает город под названиями Калканделен и Тетова. На албанском языке название города - Тетовэ, то есть Тетова.

 

История

Каменное время
Согласно последним данным, полученным в результате археологических раскопок на стоянках эпохи неолита Тумба у села Долно Пальчиште (1987/88) и Под село тумба у села Стенче (2000), самые старые следы жизни в долине Полог (район Тетово и Гоствар) датируются 8000 лет назад, а точнее 6100 г. до н.э. Из этих мест происходит большое количество раскопанных фрагментов, а также полностью сохранившиеся керамические изделия, а также алтари и статуэтки, посвященные женскому культу. В районе Тетово были обнаружены многие важные изображения наскального искусства в виде художественных композиций, связанных с ритуальными ритуалами.

Этот район на протяжении всего неолита был заселен носителями культурной группы Анзабегово-Вршник, которая также присутствовала в регионе Скопье и Восточной Македонии. Однако в раннем неолите эта область находилась под сильным влиянием неолитической культуры Велушина-Породина из Пелагонии к югу отсюда, что можно увидеть по форме старейшего сохранившегося алтарного типа Великой Матери (Magna Mater), найденного в этой области, обнаруженного около Стенше. . Поздний неолит характеризуется влиянием культуры барвинка с севера.

Железный век
В конце 4-го тысячелетия нашей эры начались первые набеги новых поселенцев, степных народов из Средней Азии - индоевропейцев, которые, разрушив и ассимилировав старую неолитическую культуру, создали на Балканах новый энеолитический культурный комплекс, получивший название Салкуджа-Бубан-Криводол. Следы этой новой популяции были обнаружены и в Пологе (в Пальчище, Зелино и др.). Эта ситуация стабилизировалась в эпоху средней бронзы, когда возникли первые зачатки балканских доэтнических, а затем и этнических общин. В этот период начинается сильное проникновение материальных элементов с юга развитой микенской культуры, что можно увидеть через парад роскошных бронзовых мечей, найденных в Тетово, привезенных из этих микенских центров. Хотя следующие эпохи будут отмечены массовыми миграциями, железный век по-прежнему характеризуется стабилизацией, которая привела к развитию торговли. К этому периоду относятся и большие керамические пито для злаков, найденные недалеко от деревни Ларсе.

 

В этот период, согласно записям Страбона, относящимся к монетному двору в Дамастиону, и особенно согласно сохранившимся ономастическим следам более поздних времен, можно видеть, что Полог населяли бриги (Briges, Brigoi). Бригиды были неотъемлемой частью более поздних этнических сообществ паионов, древних македонцев, дасарцев, эдонитов и мигдонцев. Даже паионы, хотя и принадлежали к древнему населению бронзового века, имели бесспорные связи с бригидами в этой части Балкан. В лингвистике и ономастике пеона и древней Македонии присутствует ряд словосочетаний и имен с бригидными корнями, что указывает на тот факт, что бригиды были субстратом или основой в этнической формации пеона и древней Македонии.

Ранняя античность
В 1932 г. Бронзовая статуя аграрного периода IV века до н.э. была найдена недалеко от места под названием Балезова Цесма и является ценной археологической находкой в ​​районе Тетово. Статуя имеет размеры 9 см в длину и 4 см в ширину и находится в Музее Македонии в Скопье. Влияние центров греческих ремесел в этой части Балкан на самом деле приведет к дополнительным изменениям в культуре и образе жизни местного населения. Именно эти изменения знаменуют собой новый, архаический период и переход от эпохи доисторической эпохи к эпохе истории и древности. Археологически эти преобразования видны через новый материал (новые виды керамики, ювелирных изделий и других ремесел) и духовный (новый способ захоронения: кремация вместо ингумации, принятие культов греческих божеств) и другие особенности, которые изначально были приняты как престиж со стороны самых элитных социальных слоев, а затем и со стороны остального населения, что лучше всего видно из так называемых княжеские гробницы, самая известная из которых - в Тетово, в которой была найдена знаменитая статуэтка Менады.

В прошлом существовали различные теории относительно того, какое древнее племя населяло эту область. Однако, по последним данным, вся территория Южной Сербии, Восточного Косово и Северной Македонии, включая Полог, в этот период, вплоть до III века до нашей эры. населяло самое северное древнемакедонское (пеонское) племя агрианов. Это видно в непрерывности археологических горизонтов, развитом импорте керамики с юга Греции, богатых княжеских гробницах и т. Д. У этого племени были свои цари, самый известный из которых - Лангарос, который в 335 г. до н.э. помогал македонскому царю Александру III во время его похода против племен на севере. Агриане последовали за ним в его кампании через Азию, когда они оказались одними из самых безжалостных воинов во многих ключевых битвах, после чего стали особенно известны в древнем мире.

Из-за экономического и торгового развития некоторые города также чеканили свои собственные автономные монеты. Так было с городом Пелагия, который на протяжении 4 века до нашей эры. он чеканил свои собственные серебряные монеты на монетном дворе Дамастион. Город Пелагея считается расположенным недалеко от сегодняшнего Тетово, и фактически в городском смысле является его древним предком, от имени которого произошло позднее славянское название всей долины Полог (Пелагия-Полог, как в случае Скупи-Скопье, Астибо-Стип, Салоники-Салоники и др.).

Ближе к концу IV века до нашей эры. Ослабленное агрианское государство перешло под власть царя Пеонии Авдолеона, и к середине III века до н. разрыв в археологических горизонтах того периода. Эти приграничные районы в течение следующего периода будут использоваться в качестве логистической базы, откуда Дардания организовал мощные мародерские кампании на юге до богатого королевства Македония, даже после того, как эти территории попали в состав Римской империи в 168 году до нашей эры.

Римский период
Так было до 29 века нашей эры. и Полог, вместе с остальной частью Дардании, вплоть до Дуная, перейдет под власть римлян, начав эру стабилизации, мирной жизни, торговли и процветания. С II-III века нашей эры. Есть несколько каменных табличек, на которых по-гречески написана эпитафия, что говорит о том, что этот регион был частью греческой языковой сферы, в отличие от Косово и Скопье, которые были частью латинской языковой сферы. Это означает, что в ранний имперский период (I-III века нашей эры) Полог входил в состав римской провинции Македония, а в конце Аттики (III-VI века нашей эры), после реформ Диоклетиана, часть провинции Македония II (Македония). Секунда). Найденные стелы также содержат богатый ономастический материал и личные имена, которые в основном являются местными и из которых видно, что латинизация этих периферийных концов, за пределами основных дорог, не получила большого распространения.

 

Римские императоры, получившие наставления от великих варварских нашествий (кельтов, остготов, гуннов), которые чаще происходили с 3-го века и продолжались в последующие века, в конце 4-го века начали строить укрепленные города и крепости на господствующих холмах. К этому периоду относятся многочисленные castrum, castellum и refugium для населения в районе Тетово, наиболее важными из которых являются те, которые расположены недалеко от современных деревень Рогле, Орасье, Лешок, Стенче, Егуновце, Градец и области Изар-Банице. Тетово.

Хотя христианство в Македонии пришло с апостолом Павлом в 50-х годах I века нашей эры, все же только после легализации Константина в 313 году нашей эры. он мог бы более массово проникнуть в простых людей и начать строительство ранних христианских церквей - базилик. На сегодняшний день в Пологе зарегистрированы следы 16 раннехристианских базилик, из которых 12 - в районе Тетово и 4 - в районе Гостивара, при этом наиболее изученной является базилика Стенче V века нашей эры. который является уникальным в Македонии с 3 баптистериями (баптистериями) и одним в Туденсе, который относится ко второму полу. VI век. и является старейшей трехнефной церковью в Республике Македонии и редко встречается во всей Южной Европе.

Однако после сильного аварско-славянского проникновения в конце VI века нашей эры. все крепости заброшены, но не разрушены полностью. Большинство из них, два или три века спустя, когда будет восстановлена ​​стабильная государственная организация, будут перестроены с той же целью, но на этот раз они будут заселены доминирующим славянским населением, заложив основы новых средневековых городов.

Средневековый период
Славянское колонизированное население доминировало в наиболее важных местах равнины, дав новое славянское название Подлог, вероятно, означающее под горой (под горой). Затем они разрушили множество крепостей и поселений. Но с V века Византия восстановила контроль над территорией, укрепив самые важные разрушенные крепости и сохранив постоянный военный гарнизон. Во времена царя Самуила Полог был частью его государства. После падения Царства Самуила Полог и Лешок (Лешк, Лешек) упоминались как городские поселения в долине Полога. Арабский ученый Идризи, который как географ и писатель-путешественник посетил эту местность примерно в середине XII века, точнее в 1153 году, в своем описании дороги из Охрида через Скопье в долину реки Струма упоминает город Полог. Он в своем рассказе о путешествии говорит: Из Охрида два дня по трудной дороге вы едете в город Болого (Полог), расположенный между двумя холмами, и река Фардари (Вардар) проходит мимо него. Путешествие из Болого в Искофлу (Скопье) длится всего один день ". Позже, в 15 веке, Барлетти писал о «городе Полог» («urbus Pologus»), который также отождествлял Полог с Тетово. Однако в науке существуют противоречивые мнения о местонахождении средневекового города Полог. Одни авторы указывают, что этот город Полог находился недалеко от Тетово, другие - возле Градиште (нынешняя деревня Градец), третьи - возле деревни Милетино.

 

Археологические находки показывают, что город Полог, упоминаемый в XII веке, находился недалеко от Градиште (Gradec). Если учесть, что средневековые города Хйтово (Тетово) и Бахица (Гостивар) были тогда сельскими поселениями, то второй вариант вполне убедителен - что город Полог находился недалеко от Градиште (Градец). По-гречески Polog упоминается в форме «Pologos». Некоторые ученые придерживаются мнения, что в XI и XII веках не было города Полог, а была только область. В противном случае, Полог (от bo-log), по мнению некоторых авторов, упоминался со значением божьей горы (рай божий), что объясняется, прежде всего, прекрасным расположением города и долины (Полог). По мнению других авторов, полог означает склон горы (подножие, холм или холм). Под словом полог древние славяне обозначали долину (низину, равнину), со всех сторон окруженную возвышенностями (холмами или горами). Когда Хтьтово (Тетово) было деревней в Дольни Пологе (до конца XII века), существовал средневековый город Льшк, который в то время был главным духовным, культурным и экономическим центром долины Полог. Этот средневековый город, однако, был разорен и разрушен в 1189 году после того, как сербская армия во главе с князем Стефаном Неманья вошла в этот район как приграничный город Византии. Затем был разрушен город Полог, а также некоторые другие поселения на севере Македонии. Согласно легенде, на обширной территории нынешнего села Лешок в позднем средневековье существовал город Леген-град (Legendgrad). Этот средневековый город также упоминается Кириллом Пейчиновым в описании монастыря «Св. Анастасий »(в Лешоке). Однако, когда этот регион Полог попал под турецкое владение в конце 14 века (1352 г.), с колонизацией мусульманского населения в долине Полог в 15 и 16 веках, Легендград прекратил свое существование. Колонизированные затем опустошили и разрушили 7-8 христианских церквей в городе, а также старый монастырь и крепость вокруг него. Тетово как поселение впервые упоминается в письменном документе XII века под названием Хтьтово, но это не означает, что поселение не было основано ранее. Самым старым поселением в Хтьтово (Тетово) было место вокруг церкви Св. Богородица », на выходе из реки Пена с горы Шар.

Османский период
Знаменитый географ и писатель-путешественник Хаджи Калфа, путешествуя по этим местам, в своих заметках называет город Тетово и Калкандела и описывает его как восточный город, напоминающий поселения Ближнего Востока. В конце того же века Тетово сгорело во время пожара, поэтому на протяжении 18 века оно не упоминается в реестрах как городское поселение. Однако государственные реформы, проведенные в самой Османской империи с начала 19 века, оказали сильное влияние на ее преобразование в важный экономический центр. Ами Буэ, также турецкий писатель-путешественник и географ, описывает Тетово как чистый город, вы очень зеленый. По его словам, в городе проживало 4000-5000 жителей, половина из которых были христианами (македонцами), а остальные - турками и албанцами. Ами Буэ, как и Хаджи Калфа, сравнивает Тетово с городами Востока, где можно найти памятники, возведенные в основном во время турецкого владычества. На рубеже XIX и XX веков Тетово превратилось в известное место торговли и ремесел. В период после балканских войн, несмотря на эмиграцию турецкого населения, в городе произошло увеличение количества представителей разных этнических структур, большинство из которых - албанцы.

Возрождение и период Илинден
Нет никаких специальных письменных документов об участии региона Тетово в освободительной борьбе в то время, когда Внутренняя Македонская революционная организация развивала свою обширную деятельность в Македонии. Известно, что население Полога по условиям принимало активное участие в подготовке Илинденского восстания, а также в действиях после его подавления. В Тетово был сформирован Местный комитет ВМРО, который занимался не только идеологическим воспитанием, но и физической подготовкой людей к вооруженным действиям. В этих приготовлениях участвовали все способные люди из города и деревни. Некоторых из тех, кто обучался обращению с оружием, позже перевели в отряды, сформированные в районе Кичево. Все это было сделано тайно, потому что турецкое правительство в этом районе было очень хорошо организовано и пользовалось поддержкой мусульманского населения. Местная организация ВМРО сыграла особую роль в снабжении повстанцев оружием, особенно винтовками, изготовленными известными тетовскими мастерами-стрелками.

 

В этот период в Тетово производились винтовки Manlicher и знаменитые мартини Tetovo. Для этого на реке Пена была специальная мастерская, а изготовление винтовок организовали проверенные люди. В частности, за проведение этой акции отвечали Ристо Костов-Сикан и Сане Ристов-Гуле, которые организовали секретные каналы для передачи и передачи винтовок в определенных местах Кичевского района. Сначала винтовки были перевезены в село Блаце, которое находится у подножия Сува-Горы, где в доме Костадина Велковского находился подземный тайник. Там были спрятаны ружья, а затем на лошадях и ослах - в основном с горшками, в том числе винтовками и боеприпасами - пронесли через горные перевалы в Кичево. Местная организация ВМРО в Тетово также организовала секретную аптеку, которая снабжала солдат медикаментами и медикаментами.

После подавления Илинденского восстания некоторые вооруженные отряды в этом районе некоторое время продолжали боевые действия. Такие отряды в основном действовали в лесных районах и имели постоянные контакты с отрядами в районе Пореч и Кичево. Известно, что роту, действовавшую на Сува-Горе, возглавлял Софре Горгджиевски из деревни Радиовце, который собрал большую группу комитов из македонских деревень у подножия Сува-Горы и продолжал сражаться еще два года, пока не был удивлен турецкими тюленями и застигнут спящим ночью в хижине в лесах Сува Горы. Затем он был приговорен к ста одному году тюремного заключения, из которых он отсидел только три года, поскольку из-за амнистии и частых протестов и требований македонского населения в этом районе турецкие власти освободили его. Рота Софре Горгжиевски летом воевала, а зимой зимовала в деревнях Стенче, Волковия, Челопек, Лешница и Блаце, где у нее были надежные укрытия.

После подавления восстания турецкие власти предприняли другие репрессии. Например, в тюрьме находятся и другие люди из Тетово, такие как Милан Младенов, Трпе Алтиколац, священник Диме Саров и Томе Смилковский. Милан Младенов и Трпе Алтиколац также были приговорены к ста одному году лишения свободы, первый - в крепости Диярбакыр в Малой Азии, а второй - в районе Фезан, глубоко в Ливийской пустыне в Северной Африке. Остальные были приговорены к нескольким годам тюремного заключения и доставлены в Куршумли в Скопье.

XX век
19 марта 1943 года Коммунистическая партия Македонии была образована в Тетово, в доме семьи Йовановци, который сегодня является музеем.

Тетово был освобожден во время Второй мировой войны 19 ноября 1944 года Третьей, Тринадцатой, Четырнадцатой и Девятнадцатой Македонскими бригадами, как последний освобожденный город на территории Македонии.

Конфликт 2001 года
С вторжением некоторых косовских террористов на территорию Республики Македония в начале февраля в селе Куманово Танушевци, а затем с их экспансией на территорию Тетово 14 марта 2001 года в Тетово, произошел конфликт между македонской армией и полицией, с одной стороны, и С другой стороны, Народно-освободительная армия. Через несколько дней силы безопасности Македонии начинают акцию по очистке террористов, и с этого начинается так называемая Битва при Тетово, которая является крупнейшим мероприятием македонской армии и полиции в конфликте 2001 года. Македонские войска численностью около 3000 человек атаковали Балтепе и крепость Тетово, которая была ареной ожесточенных боев с местными албанскими террористами и косовскими преступными экстремистскими бандами. Битва шла за контроль над городом и закончилась тяжелым поражением NLA.

Расположение
Большая часть Тетово простирается на равнинах, и только меньшая часть, в основном более старая, находится на склонах Балтепе, холма высотой 806 метров. Абсолютная высота города составляет от 450 до 500 метров. В последнее время градостроители прилагают усилия к тому, чтобы расширить город до горной местности, которая находится на небольшом возвышении и благоприятна для городской застройки.

Климат умеренно-континентальный, с жарким и относительно влажным летом, холодной и снежной зимой, весной и осенью с частыми осадками. Природные условия, такие как климат, рельеф, геологический состав страны, способствовали появлению многих водных источников в районе Тетово. Таким образом, Тетово - один из немногих городов Македонии, в котором есть питьевая вода, вода для промышленности и вода для орошения.

 

Достопримечательности Тетово

Самые важные и интересные достопримечательности Тетово являются напоминаниями о его османском наследии. Это включает в себя уникальную мечеть, монастырь ордена Бекташи, крепость и турецкую баню.

1 Шарена Джамия (Шарена Џамија). Самая уникальная мечеть в Северной Македонии, Šarena Džamija (что означает «Украшенная мечеть»), была построена в 1438 году. Однако она была реконструирована в 1833 году Абдуррахман-пашой, когда она приобрела свой нынешний вид. Абдуррахман-паша был энтузиастом искусства, который помогает объяснить, почему в мечети есть яркие цветочные картины, в отличие от других османских мечетей, которые, как правило, украшены керамической плиткой. Более 30000 яиц были использованы для приготовления краски и глазури, которые вошли в сложные украшения. Помимо геометрических и цветочных орнаментов, встречается и пейзаж. Среди живописных украшений особенно привлекательным является изображение Мекки, редкого и, пожалуй, единственного примера иллюстрации святыни Мухаммеда в Юго-Восточной Европе. Еще одной необычной особенностью этой мечети является то, что она не увенчана куполообразной крышей. Двор содержит тюрбе (гробницу), фонтан и наполнен цветами. Мечеть находится на бульваре Ильинденска к западу от реки Пена.
2 Арабати Баба Текье (Арабати баба-теќе). Текье - это место духовного отступления в Ордене Бекташи, тип суфийского ислама, похожий на монастырь. Это один из лучших сохранившихся бекташи теке в Европе. Расползание комплекса было установлено в 1538 году. Али-Баба, зять Султана Сулеймана Великолепного, был выслан в Тетово в 16 веке. Он практиковал путь Ордена Бекташи до своей смерти, после чего его единственный выживший ученик Арабати Баба основал монастырь, чтобы почтить память Али Бабы. Нынешние здания в комплексе были построены в конце 18-го века Реджеп-пашой, чья могила находится рядом с могилой Али-Бабы. Некоторые из зданий находятся в хорошем состоянии, в то время как другие находятся в плохом состоянии. После того, как османы были изгнаны из Македонии, комплекс был национализирован под Югославией и использовался как гостиница и музей. Сегодня в Республике Северная Македония комплекс снова находится в руках ордена Бекташи.
3 Тетовская крепость (Тетовско кале). Расположенная на холме Балтепе над городом на восточном берегу реки Пена, эта крепость была впервые заселена во времена поздней античности. Большая часть видимых останков датируется 1820 годом, построенным при Абдуррахман-паше. Теперь он сидит в руинах со стенами, арками и туннелями. Пара структур стоит довольно хорошо сохранились.
4 Bey's Hamam (Беговски амам). Этот хамам (турецкая баня), построенный в 15 веке, находится через реку от Шарены Джамия на бульваре Ильинденска. Хамам и мечеть были построены примерно в одно время. В 1962 году каменное сооружение было преобразовано в художественную галерею. Он был полностью отремонтирован в 2015 году.
5 Мемориальный музей Коммунистической партии Македонии. Именно в Тетово в 1940-х годах была основана Коммунистическая партия Македонии. Музей находится в бывшем доме семьи Йовановских, где впервые был назначен коммунистический комитет, в том числе председатель Лазарь Колишевский.

В Тетово есть несколько интересных мостов через реку Пена, в частности средневековый одноарочный каменный мост.

Церкви
Церкви Тетово являются относительно новыми по македонским меркам, хотя они часто строились на старых разрушенных церквях.

6 Церковь свв. Кирилла и Мефодия (Црква „Св. Кирил и Методиј“). Эта церковь, построенная с 1903 по 1918 год, является одной из крупнейших церквей в регионе Полог. Он был построен в старой части города. Церковь представляет собой трехнефную базилику с одним куполом и крестообразным основанием. Это прежде всего белый с красной крышей. Роспись на стенах была выполнена художником Данило Несторовски в 1924 году. В церкви также находится иконописная галерея.
7 Церковь Святого Николая (Црква „Св. Никола“). Расположенная в северной части города, первая церковь здесь была построена в 1842 году. Однако она была разрушена в 1872 году и лежала в руинах до начала реконструкции в 1901 году. Она была завершена в 1912 году. Церковь, посвященная святым Парашевым и святой Неделе, была построен в 2007 году за церковью Святого Николая.
8 Церковь Пресвятой Богородицы. Через реку Пена от церкви Святого Николая, эта церковь была завершена в 1916 году. Она имеет колокольню и купол.
9 Церковь Святого Афанасия (Црква „Св. Атанасиј“). Расположенная в Тетовской крепости, церковь существовала в этом районе в 13 веке, но современная церковь была построена в 1922 году. Ее металлическая крыша является одной из ее необычных особенностей. Большой крест стоит на колокольне.
10 Монастырь Святого Георгия (Манастир „Св. Ѓорѓи“). В деревне Мала Речица, к западу от Арабати Баба Текье, этот монастырь был разрушен албанскими повстанцами в ходе конфликта 2001 года, но с помощью преимущественно этнического албанского населения деревни он был восстановлен.