Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана, Москва

Минералогический музей имени А. Я. Ферсмана (ФММ) — минералогический музей в Москве, принадлежащий Российской академии наук. Он был основан в 1716 г. как минеральный кабинет Художественной камеры в Петербурге, в 1725 г. был подчинен только что учрежденной Императорской Академии наук, а в 1873 г. преобразован в геологический музей. После потери независимости в 1930 году он переехал в Москву в 1934 году, когда была передана Академия наук СССР. После Второй мировой войны он снова стал независимым и пережил бум. В 1956 году ему было присвоено имя русско-советского минералога, бессменного директора музея Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945). Сегодня это вторая по величине минералогическая коллекция в России (после Горного музея Санкт-Петербургского государственного горного университета) и один из крупнейших минералогических музеев мира, насчитывающая более 150 000 единиц хранения. Около 8% предметов коллекции в настоящее время выставлены в постоянной экспозиции. Музей также является важным центром минералогических исследований. В нем есть научная лаборатория, но техническое оснащение считается устаревшим. С 1907 года издает научный журнал «Новые данные о минералах». С 2018 года музей является признанным органом по сертификации минералогических образцов.

 

История

Основание и первые годы минерального кабинета (1716–1747 гг.)

Датой основания считается 1716 год, когда Петр Великий купил у данцигского естествоиспытателя и врача Иоганна Кристофа Готвальда коллекцию из 1195 отдельных предметов для художественной камеры после его смерти. К коллекции были добавлены и другие личные подарки, такие как серебро из норвежского рудника Конгсберг. Коллекция, дополненная русскими минералами, открыта для публики с 1719 года. В последующие годы коллекцию пополнили новые покупки, например, сделанные Робертом Эрскином в 1726 году. Российская академия наук была основана в 1724 г., ей подчинялась художественная камера, в том числе Минеральный кабинет. В 1729 году можно было занять новое здание. С освоением Востока и усилением добычи полезных ископаемых в России в Минеральный кабинет направлялось все больше полезных ископаемых с Урала, Алтая, Забайкалья и других регионов России. В 1745 году коллекция уже насчитывала более 3000 минералов, окаменелостей, драгоценных камней и других образцов горных пород.

 

Пожар 1747 г. и восстановление коллекции (1747–1790 гг.)

5 декабря 1747 года в арт-камере вспыхнул пожар, уничтоживший большую часть коллекции. Только в 1766 году остатки коллекции стали доступны для публики в перестроенной художественной камере. С 1767 года вновь назначенный директор музея Паллас приступил к реорганизации коллекции и ее пополнению. Поскольку в период с 1768 по 1773 год на восток огромной страны было отправлено множество экспедиций, привезенные образцы значительно увеличили запасы. Всего за эти шесть лет было получено более 1500 образцов горных пород и минералов из Сибири, Якутии, Алтая, Урала и Арало-Каспийской низменности. Среди них были ранее неизвестные минералы, такие как вилуит, гроссуляр, байкалит и всем известный метеорит Красноярск.

При этом были отобраны пробы со всех действующих шахт России. Губернские конторы должны собрать образцы природного сырья и направить их в Императорскую Академию наук в Петербург. В результате акции значительно выросли. С 1770 по 1781 год Эрих Г. Лаксманн (1737–1796) отвечал за новые приобретения. Паллас и естествоиспытатель Иван Иванович Лепехин одновременно скупали частные коллекции в стране и за границей и привозили их в Минеральный кабинет. Минералогический кабинет с более чем 9000 образцами минералов стал ведущей минералогической коллекцией в Европе.

С 1780-х годов Василий Михайлович Севергин (1765–1826) читал публичные лекции по минералогическим предметам, на которых также представлял избранные минералы. Эти лекции вызвали большой общественный интерес. Коллекция первоначально использовалась также для учебных целей в Императорском Санкт-Петербургском университете, который, однако, с 1785 года имел свой Минералогический музей. Чтобы удовлетворить возрастающие потребности, Императорская Академия наук выделила Минеральному кабинету два дополнительных помещения в художественной камере. Кроме того, Иоганн Готлиб Георги (1729–1802) усилил исследовательскую группу. Вся коллекция была разделена на две группы: российские и зарубежные минералы и горные породы. Окаменелости хранились отдельно. Однако систематической классификации предметов в коллекции не было. Скорее, их классифицировали по внешнему сходству или схожим физическим характеристикам. Важным шагом стала полная инвентаризация и каталогизация коллекции в 1789 году.

 

Расширение минерального кабинета до крупнейшей коллекции минералов в России (1790–1836 гг.)

В 1801 году коллекция пополнилась большим количеством алтайских минералов. В 1807 г. новым директором Минерального кабинета был назначен Василий Михайлович Севергин (1765-1826) по предложению Николая Яковлевича Ожерезковского (1750-1827), который занимал этот пост до самой смерти.

Из-за похода Наполеона в Россию в 1812 году коллекцию пришлось эвакуировать в Петрозаводск. После окончания кампании материалы были возвращены в арт-камеру. В дополнение к существующей экспозиции были созданы два новых направления: педагогическая коллекция для учебных целей и географическая коллекция, в которой теперь экспонировались материалы не по внешнему виду и свойствам, а по происхождению. К концу 18 века инвентарь минерального кабинета вырос до 10 550 отдельных предметов, из них 3 460 из России и 6 125 из-за границы.

Первая четверть 19 века характеризовалась усилением исследовательской и издательской работы, в том числе самого директора Севергина, однако интенсивная исследовательская работа закончилась со смертью Севергина. В 1829 году его преемником был назначен Адольф Теодор Купффер (1799–1865). Под его руководством коллекция была расширена за счет включения образцов шведского, норвежского и английского рока. Кроме того, были приобретены части важной коллекции русского дипломата и минералога Генриха фон Струве из Гамбурга.

В 1835 году художественная камера была реорганизована. В то время как этнографическая и историко-археологическая коллекции остались в старом здании, Минеральный кабинет переехал в новое здание на соседней улице Цоллгассе (русский язык: Таможенный переулок).

 

Преобразование минерального кабинета в Минералогический музей и годы застоя (1836–1873 гг.)

В 1836 г. Минеральный кабинет стал самостоятельным учреждением Императорской Академии наук. Теперь музеем руководил геолог Грегор фон Гельмерсен (1803-1885). Исследования были прекращены в начале 1840-х годов и в последующие десятилетия ограничивались чисто музейными задачами. С 1845 по 1857 год Константин фон Гревинк (1819-1887) был директором музея. За ним последовал в 1857—1866 годах немецкий геолог Фридеман Адольф Гебель (1826—1895), а в 1866—1873 годах — Николай Иванович Кокчаров (1818—1893), который, однако, больше внимания уделял Горному институту ( позже Санкт-Петербургский государственный горный университет). В течение этих четырех десятилетий музей мало способствовал развитию минералогии.

 

Подъем коллекции и дальнейшее развитие в Геологическом музее (1873–1919)

Изменения произошли, когда палеонтолог Фридрих Шмидт (1832–1908) вступил в должность в 1873 году, а вторая половина XIX века характеризовалась дальнейшим ростом коллекции. Были важные частные коллекции, такие как 1868 г. Ивана Петровича Балашова (русский Иван Петрович Балашов; 1842-1919/1924), 1877 г. графа Александра Григорьевича Строганова (русский Александр Григорьевич Строганов; 1795–1891) или 1877 г. Александра Федоровича Фольборта ( Русский Александр Фёдорович Фольборт; 1800–1876), куплен. Во время его пребывания в должности фокус коллекции сместился в сторону геологических и палеонтологических объектов. Это развитие отразилось в 1898 году, когда название было изменено на «Геологический музей Императорской Академии наук». Отход от корней минералогии не остался без ответа. Президент Императорского Санкт-Петербургского минералогического общества Александр Петрович Карпинский (1847–1936) яростно требовал возвращения к минералогии, что тогда и произошло.

В 1900 году новым директором был назначен Феодосий Николаевич Чернышев (1856–1913). При нем ранее самостоятельные минералогические кафедры были объединены с геолого-палеонтологической кафедрой. В 1903 году музей был переименован в Геологический музей имени императора Петра Великого Императорской Академии наук. В 1900 г. Чернышев назначил Виктора Ивановича Воробьева (1875-1906) заведующим минералогическим отделом. В 1906 году он добился передачи в музей обширной коллекции Императорского Санкт-Петербургского минералогического общества. В том же году был принят на работу минералог Владимир Ильич Крышановский (1881-1947), ставший с 1930 г. заведующим минералогическим отделом, а затем с 1945 г. и до самой смерти заведующим Минералогическим музеем.

Коллекция пришла в беспорядок из-за плотного выставочного графика. Крыжановский приступил к составлению описи, подписанию экспонатов, составлению карт-каталога полезных ископаемых и месторождений и созданию дублирующего фонда для обмена предметами с другими коллекциями. Для классификации он использовал систему американского геолога Джеймса Дуайта Дана (1813-1895), которая использовалась в музее до 1984 года, прежде чем она была переведена на систему по Струнцу, которая также использовалась Международной минералогической ассоциацией. (IMA) и его самая важная комиссия CNMNC (Комиссия по новым минералам, названиям минералов и классификации).

В 1912 году Владимир Иванович Вернадский переехал из Московского государственного университета имени Ломоносова в Санкт-Петербург, где стал новым директором музея, который в том же году был переименован в Геолого-минералогический музей имени Императора Петра Великого Императорской академии наук. наук. Он построил новую минералого-геохимическую лабораторию, в которой работал его ученик Константин Автономович Ненадкевич (1880-1963). Лабораторию спектроскопии возглавил Борис Александрович Линденер. Известными лаборантами были Елисавета Дмитриевна Ревуцкая (рус. Елизавета Дмитриевна Ревуцкая, 1866–1942) и Александр Евгеньевич Ферсман (1883–1945), впоследствии много лет занимавший пост директора музея. Были исследованы редкие элементы (например, цезий или таллий) или радиоактивные элементы, особые свойства которых не были обнаружены до 1896 года Анри Беккерелем. В этой лаборатории возникли все минералогические, а затем и геохимические установки Императорской Академии наук. Были также отправлены экспедиции под руководством Вернадского для открытия новых минералов и пополнения ими коллекции. Кроме того, Вернадский уделял особое внимание внеземному материалу. Его коллега Леонид Алексеевич Кулик стал знатоком метеоритов.

Хотя фонды музея были ограничены, были приобретены важные частные коллекции, такие как коллекция К. А. Шишковского со 100 экземплярами, в основном с Урала, или большая коллекция горного инженера И. Н. Крыжановский 4000 пробами из разных месторождений России. С. Д. Кузнецов передал в дар музею значительную коллекцию минералов из Даурьена. В 1912 году научными кураторами были назначены Ферсман и Владимир Ильич Крыжановский (1881–1947), впоследствии генеральный директор и директор музея. В том же году в Вене была продана уникальная коллекция Петра Аркадьевича Кочубея (1825-1892), которая состояла из 2700 минералов из российских и зарубежных месторождений. После смерти Кочубея коллекцию сначала вывез за границу его сын Василий. Говорят, что это приобретение удвоило стоимость минералогической коллекции одним махом и вывело минералогическую коллекцию Императорской академии наук в лигу лучших минералогических музеев мира. С 1914 по 1920 годы были отправлены экспедиции на Крымский полуостров, в Даурию, Восточную Сибирь, на Урал, Алтай, Кавказ и в окраины Монголии, которые дали богатый научный результат. В 1915 г. Вернадскому было поручено сформировать особую комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЭПС). Он привлек Минералогический музей Академии наук к работе комиссии и сместил фокус музея на научно-исследовательскую работу по изучению минерального сырья. Почти весь персонал лаборатории в настоящее время занят для целей Комиссии. В 1919 году Вернадский стал первым президентом Академии наук Украины и покинул музей.

 

Эпоха Ферсмана (1919–1930)

В 1919 году Ферсман (1883–1945) стал директором Минералогического музея. Он реорганизовал музей и определил три основных направления работы музея:
Образовательный мандат: образовательная концепция Ферсмана определила всеобъемлющее образовательное содержание, определение и расстановку приоритетов целевых групп, методы, используемые для передачи образования, определение программ и форматов мероприятий для презентации коллекции и настройка профиля в сравнении в другие музеи. Его целью была популяризация минералогии среди широких слоев населения путем проведения специальных выставок. В то же время необходимо знакомить учащихся с минеральным сырьем.
Экспедиции. Организовав широкое региональное исследование, Ферсман хотел лучше понять минеральное богатство России. Систематическое расширение коллекции заложило основу для дальнейших исследований свойств минералов.
Научные исследования: С созданием современной точной экспериментальной лабораторной техники следует совершенствовать изучение и анализ материалов. Полученные знания должны затем, в свою очередь, лечь в основу дальнейшего развития научно обоснованных технологий добычи и переработки руд.

Для реализации концепции были созданы новые лаборатории и специальная библиотека. Также были приняты на работу новые молодые сотрудники, например. Борис Михайлович Куплетский (русский Борис Михайлович Куплетский, 1894–1965), Владимир Иванович Влодавец (русский Владимир Иванович Влодавец, 1893–1993), Николай Иван Ович Влодавец (русский Николай Иванович Влодавец, 1890–1959), П. А. Волков, Ирина Дмитриевна Борнеман- Старынкевич (рус. Ирина Дмитриевна Борнеман-Старынкевич, 1890–1988), Эльза Максимовна Бонштедт-Куплетская (рус. Эльза Максимовна Бонштедт-Куплетская, 189 7–1974), Нина Николаевна Гуткова (рус. Нина Николаевна Гуткова, * 1896), Екатерина Евтихиевна Костылева- Лабунцова (рус. екатерина евтихиевна костылева-луова, 1894–1975), Александр Николаевич Лабунцов (рус. александр николаевич лаов, 1884–1963) и многие другие.

Благодаря дальнейшей дифференциации кристаллографии (например, анализу кристаллической структуры, кристаллооптике, физике кристаллов или кристаллохимии) в музее были созданы дополнительные исследовательские группы. Это позволило Ферсману привлечь выдающихся ученых из других исследовательских учреждений, таких как Алексей Васильевич Шубников (русский Алексей Васильевич Шубников, 1887–1970), Георгий Глебович Леммлейн (русский Георгий Глебович Леммлейн, 1 901–1962) или Николай Васильевич Ниже, (русский Николай Васильевич Белов, 1891-1982). В этот круг светил минералогии стекались молодые, подающие надежды ученые, уже прошедшие обучение в советской системе образования. Среди них были, например, Александр Александрович Сауков (русский Александр Александрович Сауков, 1902–1964) или Георгий Павлович Барзанов (русский Георгий Павлович Барсанов, 1907–1993), все из которых впоследствии стали важными исследователями.

Многочисленные минералогические экспедиции привели на Кольский полуостров, в пустыню Каракумы и горы Памира, а также на месторождения Забайкалья, пегматиты Урала и другие районы бывшего СССР. Кроме того, к музею добавились отдельные частные коллекции и коллекции из других музеев. В 1925 году из дублирующих фондов Эрмитажа в музей были переданы предметы большой художественной и просветительской ценности. Музей также получил новые помещения: для постоянной экспозиции было доступно девять залов, восемь из которых были посвящены систематике минералов, метеоритам, парагенезису различных минералов, отдельным месторождениям Советского Союза и драгоценным камням. Для этого были изготовлены выставочные витрины и обеспечены иллюстративным материалом. Инвентарь продолжал пополняться: в 1925 г. музейный инвентарь пополнился 320 кг породы, собранной минералогом и специалистом по драгоценным камням Владимиром Ильичем Крищановским (русский Владимир Ильич Крыжановский, 1881–1947) на Алтае в период 1920–1921 гг. Среди них были У. а. распространенный минерал молибденит, монацит, повеллит, редкий эвксенит-(Y) или алланит (редкоземельный металл). В 1926 г. к ним добавились 40 проб платины геолога, горного инженера и специалиста по платине Евгения Николаевича Барбот де Марни (1868-1939), которые он собрал на Урале в период 1898-1890 гг. коллекция музея.

В середине 1920-х годов было создано Бюро полезных ископаемых, занимавшееся сбором материалов с различных месторождений России. Этот отдел музея просуществовал до 1982 г. С 1926 г. - после длительного перерыва - журнал "Методики Минералогического музея АН СССР" смог издаваться вновь.

 

Потеря независимости и переезд музея в Москву (1930–1946).

В 1930 г. из музея был выделен научный отдел и передан во вновь созданный Институт минералогии и геохимии АН СССР. Музей утратил самостоятельность и превратился в простое подразделение института. Генеральным директором кафедры стал Владимир Ильич Крыжановский (1881–1947). В 1932 году Геологический институт был преобразован в Институт геохимии, кристаллографии и минералогии имени М. В. Ломоносова АН СССР.

В 1934 году институт, а вместе с ним и музей, был переведен в Москву, где и находится по сей день. Весь переезд занял около трех лет. Затянувшееся время можно объяснить сложным планированием и реализацией, так как весь коллекционный фонд, насчитывающий около 60 280 предметов, из них около 20 000 из дублирующего фонда, а также все музейное оборудование должны были быть упакованы и погружены в ок. 30 грузовиков. Для размещения коллекции ветхое здание (постройки около 1806-1808 гг.) в имении графа Алексея Григорьевича Орлова Нескучного сада пришлось капитально отремонтировать. Первоначально это был манеж для верховой езды. В музее теперь имелся выставочный зал площадью около 1200 квадратных метров и небольшое количество подсобных помещений, которые можно было использовать как рабочие и лабораторные помещения.

1937 г. состоялась в Москве XVII. Международный геологический конгресс. Для этого была переделана выставка. Цель этой выставки состояла в том, чтобы показать генезис минералов в земной коре от геохимического накопления и рассеяния до магматического или гипогенного минералообразования. Обширные коллекции музея позволили наглядно представить весь процесс с образцами. В то же время были задуманы и организованы выставка по истории видов минералов (систематическая коллекция с учетом происхождения минералов) и выставка драгоценных камней. Экспозиция оставалась неизменной почти 40 лет до 1976 года.

300-летие музея (2016 г.)
В 2016 году музею исполнилось 300 лет. С 21 по 24 ноября 2014 г. в Москве состоялось празднование юбилея, за которым последовала научная конференция. Российские докладчики и иностранные гости из Болгарии, Великобритании и Словакии рассказали о текущих разработках в области минералогии, кристаллографии, петрологии и уходе за исследовательской коллекцией.

 

Коллекции

В начале 20 века весь инвентарь, насчитывающий около 150 000 предметов, был разделен тогдашним директором музея Вернадским на следующие пять областей коллекции:
Систематическая коллекция: Систематическая коллекция объединяет минералы в систему классификации Международной минералогической ассоциации. В настоящее время он состоит из 96 000 отдельных образцов, представляющих примерно 3800 из более чем 5500 встречающихся в природе минеральных видов. Коллекция призвана представить ряд минералов с точки зрения состава, кристалломорфологии, физических свойств и ассоциаций с другими минералами.
Коллекция кристаллов: коллекция, насчитывающая более 4800 предметов, на сегодняшний день представляет кристаллы всех семи известных кристаллических систем с большинством пространственных групп. Эта коллекция, состоящая из различных форм кристаллов и их комбинаций, демонстрирует совершенство и несовершенство природных и искусственных кристаллов.
Депозитная коллекция: более 31 000 предметов происходят из более чем 300 бывших месторождений Советского Союза и других месторождений в других странах.
Коллекция псевдоморфов: собрано более 2200 псевдоморфов, демонстрирующих различные характеристики роста и трансформации минералов в разных условиях.
Коллекция произведений искусства из драгоценных камней и камней: среди 8000 экспонатов коллекции есть необработанные и обработанные драгоценные камни и полудрагоценные камни. Большую часть коллекции составляют экспонаты русской резьбы по камню XVIII–XX веков, в том числе около 30 изделий, созданных известным русским ювелиром Петром Карлом Фаберже. Наиболее известно незаконченное декоративное яйцо 1917 года с изображением созвездия в день рождения цесаревича Алексея Николаевича Романова. Это также последнее из яиц Фаберже.
Коллекция метеоритов, тектитов и импактитов: Основу коллекции составил красноярский метеорит, обнаруженный в 1772 г. бывшим директором музея Палласом. За следующие 200 лет музейная коллекция метеоритов выросла и стала крупнейшей в России. Однако в период с 1935 по 1939 год коллекция была передана вновь созданной Метеоритной комиссии, которая впоследствии стала «Метеоритной комиссией АН СССР». Как и прежде, отдельные экспонаты предоставлены Комитетом по метеоритам на постоянной основе и выставлены в музее. С 2007 года в музее снова существует самостоятельная коллекция метеоритов, тектитов и импактитов. Он включает в себя 45 метеоритов со всего мира с 28 различными (и в основном редкими) минералами. Коллекция также включает в себя несколько тектитов и импактитов из ударных кратеров по всему миру.

 

Выставка

Из-за ограниченного пространства можно показать только часть коллекции. Около 12 000 предметов (или 8% фондов) из всех пяти коллекций в настоящее время выставлены в постоянной экспозиции музея. Специальные выставки, например, были посвящены определенным свойствам минералов или разнице между окаменелостями и горными породами. Кроме того, отдельные произведения представлены на временных выставках в России и за рубежом. С этой целью были созданы две передвижные выставки «В царстве камней» и «Камень в истории культуры».

Постоянная экспозиция в настоящее время показывает три фокуса коллекции:
Минералы: в витринах представлены чистые химические элементы (например, платина, золото или теллур), сульфиды, оксиды, силикаты, фосфаты, галогениды, карбонаты и сульфаты.
Кристаллы: В этом разделе представлены кристаллы всех известных семи кристаллических систем: кристаллы кубической системы, кристаллы гексагональной системы, кристаллы тригональной системы, кристаллы тетрагональной системы, кристаллы орторомбической системы, кристаллы моноклинной системы и кристаллы триклинной системы.
Происхождение минералов: представлены породы вулканического происхождения, такие как вулканические породы и риолитовые агаты.

 

Научное исследование

Минералогический музей является не только одним из крупнейших минералогических музеев мира, но и научно-исследовательским центром. В 2019 году музейщики открыли 21 новый минеральный вид (например, гмалимит или феррофремовит), а в 2018 году — 29 новых минеральных видов. Научный журнал «Новые данные о минералах» издается музеем с 1907 года. Он также имеет научную лабораторию с монокристаллическим дифрактометром, твердотельным лазером, четырьмя микрозондами для электронно-лучевого микроанализа, прибором для рамановской спектроскопии и FTIR-спектрометром. Однако техническое оснащение устарело и уже не соответствует современному уровню техники. Кроме того, с 2018 года музей является признанным органом по сертификации минералогических образцов. Исследования также поддерживаются грантами на минералогические образцы.

 

Минералы и горные породы, названные в честь сотрудников музея

Музей занимает постоянное место в минералогии уже почти 300 лет. Об этом свидетельствует наименование 30 вновь открытых видов минералов и их разновидностей (выделены курсивом) в честь сотрудников Минералогического музея. Следующий список отсортирован в хронологическом порядке:
1772: Палласит (железо-каменный метеорит) в честь Петра Симона Палласа.
1863: Купферит после Адольфа Теодора Купфера
1869: Лаксманнит (также Лаксманит) в честь Эриха Г. Лаксмана.
1908: Воробьевит по Виктору Ивановичу Воробьеву (1875–1906).
1929: Ферсманит по имени Александра Евгеньевича Ферсмана
1936: Ломоносовит имени Михаила Васильевича Ломоносова
1946: Ферсмит в честь Александра Евгеньевича Ферсмана
1948: Вернадит по Владимиру Ивановичу Вернадскому
1950: Белянкинит по Дмитрию Степановичу Белянкину
1950: Белянкит в честь Дмитрия Степановича Белянкина
1950: Крыжановските имени Владимира Ильича Крыжановского
1951: Севергинит имени Василия Михайловича Севергина
1953: Шубниковит по имени Алексея Васильевича Шубникова
1954: Иринит имени Ирины Дмитриевны Борнеман-Старынкевич (международный: Ирина Дмитриевна Борнеман-Старынкевич)
1954: Щербаковит по Д. И. Щербакову
1955: Лабунцовит по имени Александра Николаевича Лабунцова и Екатерины Евтиккиевой Лабунцовой-Костылевой
1955: Ненадкевичит в честь Константина Автономовича Ненадкевича
1956: Ненадкевит в честь Константина Автономовича Ненадкевича
1956: Куплетскит в честь Бориса Михайловича Куплецкого
1962: Ломоносовит Бета имени Михаила Васильевича Ломоносова
1960: Барсановит имени Георгия Павловича Барсанова
1966: Сауковит имени Б. А. Саукова (международный: Сауков)
1968: Черниковит им. А. А. Черникова (международный: Черников)
1972: Семеновит им. Е. И. Семенова (международный: Семенов)
1975: Борнеманит в честь Ирины Дмитриевны Борнеман-Старынкевич (международный: Ирина Дмитриевна Борнеман-Старынкевич)
1979: Дорфманит в честь М.Д. Дорфмана
1980: Соболевит в честь Владимира Степановича Соболева
1981: Бонштедтит в честь Эльзы Максимилиановны Бонштедт-Куплетской (1897–1974) (международное: Эльза Максимилиановна Бонштедт-Куплетская)
1982: Костылев по имени Э. Э. Костылева (международный: Костылева)
1988: Годовиковец по А. А. Годовикову (международный: Годовиков)
1993: Вистепит им. В.И. Степанова (международный: Степанов В.И.)
1996: Дусматовит по Вячеславу Джураевичу Дусматову (1936–2004) (международный: Вячеслав Джураевич Дусматов)
2012: Кокшаровит по Николаю Ивановичу Кокшарову
2013: Эриклаксманит по Эриху Г. Лаксманну

 

Здание

Изначально музей размещался в Арт-камере в Санкт-Петербурге. В 1835 году минеральный кабинет переехал в новое здание на соседней улице Цольгассе. В 1934 году, с переездом в Москву, он переехал в здание в саду Нескучного сада, которое находилось недалеко от штаб-квартиры Академии наук СССР. Музей существует и сегодня.

Официальное название музея с момента его основания
1716: Минеральный кабинет Художественной камеры, а затем Императорской академии наук.
1836: Минералогический музей Императорской Академии наук.
1898: Геологический музей Императорской Академии наук.
1903: Геологический музей имени императора Петра Великого Императорской Академии наук.
1912: Геолого-минералогический музей имени императора Петра Великого Императорской Академии наук.
1930: В советское время музей потерял свою независимость между 1930 и 1947 годами.
1956: Минералогический музей имени А. Я. Ферсмана.

 

Директора

Директор Минерального кабинета
1767– ?: Петр Симон Паллас (1741–1811)
1807–1826: Василий Михайлович Севергин (1765–1826).
1829–?: Адольф Теодор Купффер (1799–1865)

Директор Минералогического музея (Геологического музея)
1835–1845: Григорий Гельмерсен (1803–1885)
1845–1857: Константин фон Гревинк (1819–1887)
1857–1866: Фридеман Адольф Гебель (1826–1895)
1866-1873: Николай Иванович Кокшаров (1818-1893)
1873–1900: Фридрих Шмидт (1832–1908)
1900–1906: Феодосий Николаевич Чернышев (1856–1914).
1906–1919: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945).
1919-1945: Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945)
1930–1945: Владимир Ильич Крыжановский (генеральный директор).
1945–1947: Владимир Ильич Крыжановский (русский Владимир Ильич Крыжановский, 1881–1947)
1947–1953: Дмитрий Степанович Белянкин (1876–1953).
1953-1976: Георгий Павлович Барзанов (1907-1991)
1976-1980: Юрий Леонидович Орлов (1926-1980)
1980-1982: Владимир Степанович Соболев (1908-1982)
1983-1995: Александр Александрович Годовиков (1927-1995)
1995–2010: Маргарита Ивановна Новгородова (1938 г.р.).
2011-2015: Виктор Константинович Гаранин
с 2016: Павел Юрьевич Плечев (* 1967)