Частный музей русской иконы, Москва

Музей русской иконы – московский частный музей, посвященный русской иконе, иконописанию и дополненный литургическими вещами и иконами других христианских стран.

 

История и иконоборчество

Коллекционирование икон – давняя традиция христианских стран. Отношение к иконам было достаточно благосклонным, потому что те заменили священные вещи поклонения эпохи язычества. Иконы теряли священный статус в периоды иконоборчества в разных странах, среди которых Византийская империя на рубеже 8-9 веков, Нидерланды 16 в., Германия в эпоху Реформации.

Двойное отношение к иконам имело место и в истории Московии 17 века во время религиозных реформ, инициированных патриархом Никоном. Иконам старого образца выкалывали глаза и уничтожали как вещи, не соответствующие новым требованиям патриарха. Реформы закончились расколом церкви Московии на православную (официально поддержанную царизмом) и по старому обряду (не признанную официально), а противостояние между ними носило характер религиозной войны.

 

Предпосылки создания

Значительные частные сборники икон были созданы в Российской империи в 19 веке как в среде старообрядцев, так и богатого и религиозно настроенного купеческого сословия. Значительные сборники икон имели Лихачев, Илья Остроухов, Третьяков Павел Михайлович и т.д. Коллекцию икон значительной художественной стоимости в 20 веке имел русский художник Корин Павел Дмитриевич из поселения иконописцев Палех.

После распада СССР новые русские богачи начали коллекционировать русские иконы как еще один признак «русскости», поддерживающий их самосознание.

 

Отношение к иконам в СССР

Преимущественное отношение к иконам в СССР – пренебрежительное. Ревизия благосклонного отношения к христианскому культу к 1917 г. сменилась на гонение, среди проявлений которого – объявление конфискаций имущества церкви и безбожная пятилетка, официально объявленная правительством Сталина. Иконы, конфискованные из храмов, разделялись комиссиями на четыре кучи.
иконы музейного значения (куча наименьшая по количеству)
иконы для продажи за границу за валюту
иконы на столярные изделия (живопись сдирали)
имущество ОГПУ на топливо или уничтожение (куча наибольшая).

Иконы (как и церконье серебро, колокола) десятилетиями перевозили за границу на продажу даже тогда, когда перестали продавать вещи и картины русских музеев. Отсюда значительные коллекции русских икон в частных собраниях или музейных заведениях Франции (Лувр), Германии, Швеции (Национальный музей, Стокгольм), Соединенных Штатов.

 

Помещение, фонды, экспозиция

Инициатор создания частного музея русской икон и его обладатель – Михаил Юрьевич Абрамов. Иконы приобретены как в России, так и за границей. Первоначально частный музей разместили в бизнес-центре «Верейская Плаза». Впоследствии музей развернут в современном помещении по ул. Гончарной, дом. №3, с соответствующими музейными условиями.

Музей имеет важные приложения, дополняющие экспозицию. Среди экспонатов – имитация иконописной мастерской. В музей перевезено небольшое сакральное сооружение старообрядцев - деревянная молельня из села Бухолово, расположенное неподалеку от Вышнего Волочка (ныне Тверская область). Небольшое архитектурное сооружение разместили не снаружи, а в самом музейном зале.

Среди необычных приложений – иконы и литургические вещи из Северо-Восточной Африки, из Эфиопии. Коллекция христианских икон, металлической пластики и книг по Эфиопии (более 2.000 экспонатов) приобретена в Германии для экспонирования в Москве.

Количество экспонатов достигло 4.000 (на 2011 год), среди них – 600 икон. Русские иконы дополнены антикварными вещами времен Византии 4-15 веков, есть греческий иконостас с двадцатью иконами 18-19 веков, несколько икон Псковской школы иконописи 16 века. В музейной коллекции представлены произведения иконописных мастерских Твери, Рязани, Ярославля, Костромы, Москвы, Архангельска.