Церковь Флора и Лавра на Зацепе, Москва

 

Первый храм Флора и Лавра была построена в XVI в. на территории слободы в районе Полянки, где жил Ямущик. Святые Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашнего скота, в том числе лошадей, и профессий, связанных со скотом, таких как скототорговцы, пастухи, конюхи и кучера В 90-х годах XVII века Слобода была перенесена в район, известный как Зацепа. Вход в нее был перегорожен цепями, перед которыми досматривались повозки для выявления товаров и грузов, ввозимых в столицу в обход таможни.

Обосновавшись на новом месте, подводы вновь построили церковь в честь своих покровителей. Однако в честь Флора и Лавра был посвящен только боковой неф, а по главному алтарю церковь была названа Петропавловской; известно, что в первой половине XVIII в. в церкви имелся также боковой алтарь во имя святителя Николая, который в 1738 г. сгорел, а на его месте было устроено временное церковное подворье, после чего был построен каменный двор, был построен каменный церковный двор. Примерно в это же время главные алтари церквей во Флорасе и Лаурасе были освящены в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", которая и по сей день является официальным названием храма.

В течение XIX века храм был перестроен, приняв свой нынешний вид в стиле московского ампира. В конце следующего столетия, в конце 30-х годов, храм был закрыт большевиками, но до этого, с середины десятилетия, он стал местом хранения реликвий и церковной утвари, перенесенных из других разрушенных или закрытых церквей В первой половине XX века, во времена правления реноваторов, храм был снесен, возведены уродливые перекрытия и внутренние перегородки, колокольня Здание храма подвергалось всевозможным надругательствам, в том числе разрушению верхней части.

После ряда разрушений храм был признан объектом архитектурного наследия, была разработана программа реставрации, однако в советский период реставрационные работы не проводились, а после передачи храма РПЦ в 1990-х годах были проведены реставрационные работы.