Скульптура «Рабочий и колхозница», Москва

«Рабочий и колхозница» — скульптура из нержавеющей стали высотой 24,5 м, созданная российским скульптором Верой Мухиной в стиле сталинского соцреализма. Рабочий и колхозница держат в руках свои инструменты, которые вместе образуют символ серпа и молота. Группа фигур изначально стояла на павильоне Советского Союза на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Затем ее отвезли в Москву, где она находится сегодня. При сегодняшней высоте основания 34,5 метра общая высота памятника составляет около 59 метров.

 

История

Создание и установка в Париже

Монументальная статуя изначально предназначалась для одноразового использования на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Вера Мухина и архитектор Борис Иофан хотели создать произведение, олицетворяющее энергию и советскую уверенность в себе. Они черпали вдохновение из классических произведений, таких как «Убийцы тиранов» и «Победа Самофракии», а также боевого рельефа «Исход добровольцев» у Триумфальной арки.

Особой проблемой был огромный вес. На первый взгляд развевающаяся одежда, торчащая назад копна волос женщины и вытянутые назад руки подчеркивают впечатление решительного движения фигур вперед - в то же время они выполняют статическую функцию, смещая центр тяжести еще дальше назад.

Утверждение проекта группы деятелей затянулось из-за того, что возражения высказал премьер-министр Молотов, в частности, как председатель Совнаркома и член оценочной правительственной комиссии. Разрешение было получено 11 ноября 1936 года. Всего через три месяца строительства в марте 1937 года фигурки были собраны из стальных пластин.

Затем произведение было разобрано на 60 отдельных частей и 19 марта 1937 года перевезено в Париж в 24 вагонах, чтобы увенчать советский павильон на Всемирной выставке, открывшейся 25 марта 1937 года. Он имел высоту 35 метров и был спроектирован Борисом Иофаном. Прямо напротив, на другой половине Сада Трокадеро, стоял павильон Германского Рейха.

 

Монтаж в Москве

Монументальное произведение искусства вызвало большой интерес и симпатию, а порой и энтузиазм. Даже Париж был заинтересован в сохранении «русской статуи Свободы» как приманки для толпы. Дома она пользовалась еще большей популярностью. Таким образом, группу фигур вторично разобрали и перевезли обратно в Москву.

В Москве «мальчик и девочка», как называла свои фигуры Вера Мухина, были установлены рядом с северным входом тогдашней «Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» (ВСВ). Площадка ВВЗ (сегодня Выставка достижений народного хозяйства) расположена на проспекте Мира (проспект Мира), главной магистрали к северу от центра города. Новый постамент был похож на павильон в Париже, но имел высоту всего 10 метров. Мучина разочаровалась сравнительно небольшой высотой и назвала основание «пнем».

 

Восстановление

По случаю подачи заявки на проведение ЭКСПО-2010 город Москва планировал фундаментально восстановить памятник после десятилетий запущенных работ по его обслуживанию. Трещины и дыры в листовой стали были видны с 1990 года. Осенью 2003 года после предварительного расследования статую демонтировали. Однако в декабре 2002 года Шанхай уже получил контракт на проведение ЭКСПО-2010.

Его планировалось перестроить в 2005 г. в более высоком здании, точной копии советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. После выхода инвестора из проекта произошла годовая задержка из-за нерешенности вопроса с участком и отсутствия средств. Лишь весной 2009 года реставрационные работы возобновились. Из примерно 6000 листов стали, из которых состоит статуя, 250 были заменены, а остальные части были восстановлены, где это необходимо, и отполированы до блеска. Сообщается, что реставрация обошлась в три миллиарда рублей (семьдесят миллионов евро).

Спустя шесть лет отремонтированный и тщательно очищенный памятник был снова установлен 28 ноября 2009 года на значительно более высоком постаменте перед Всероссийским выставочным центром (ВВЦ) и сразу же накрыт. Вечером 4 декабря под салют торжественно открыли памятник героической трудовой чете. С тех пор он снова сияет в своем подлинном великолепии.

 

Прием

С 1947 года статуя является мотивом логотипа советской, а затем российской кинокомпании «Мосфильм».

Статуя «Рабочий и колхозница» является мотивом российской марки 2000 года вместе с башней Татлина.Серия марок посвящена выдающимся произведениям русского искусства ХХ века.

Стилизованная копия вершины памятника, вид спереди, т.е. ЧАС. серпа и молота служит или служил логотипом многих организаций Четвертого Интернационала (отделение «Объединенный Секретариат»).

В здании на проспекте Мира, 123б, служащем основанием статуи, проводятся выставки, посвященные теме и истории памятника.