Московский печатный двор, Москва

 

Московский печатный двор был первым издательством в России. Он был основан в Китай-городе по повелению Ивана Грозного в 1553 году. В исторической штаб-квартире Печатного двора сейчас располагается Российский государственный гуманитарный университет.

Московский печатный двор впервые упоминается в «Aufzeichnungen über den Moskauer Staat» Генриха фон Штадена. Известно об издании Постной Триоди, Триоди в картинках, Евангелия, Псалтири и других книг, не имевших выходных (отсюда и другое название Печатного двора, Анонимной типографии). 1 марта 1564 года Иван Федоров и Петр Тимофеев (Мстиславец) издали на Московском Печатном дворе самую первую датированную книгу под названием «Апостол». В 1565 г. типография издала Часовник (Часовник), а затем Псалтырь (1568 г.).

 

В 1612 году Московский Печатный двор сгорел, но вскоре был восстановлен. В 1620 году для Печатного двора была возведена двухэтажная каменная палата, в результате чего из Кремля в новое помещение перебрались семь наборщиков и восемьдесят служащих. В 1625 году было построено несколько подземных кладовых и тоннелей, ведущих в Кремль. Пожар 1634 года уничтожил все постройки Печатного двора. В 1642–1643 годах под руководством подмастерья Приказа каменных работ Т. Шатурина было построено несколько новых каменных палат для издательства. В 1644 г. подмастерье И. Неверов и иностранец Христофор воздвигли готические каменные ворота с башнями, разделившие помещения Печатного двора надвое. В этих зданиях располагались Книгопечатный приказ и Коррекционная палата. В 1679 г. разобрали так называемую старую «Большую палату» на Печатном дворе, примыкавшую к стене Китай-города. Каменщики С. Дмитриев и И. Артемьев руководили возведением на старом фундаменте нового здания, которое позднее было расписано придворным иконописцем Л. Ивановым и в котором разместились корректорская палата и библиотека.

В 1653 году патриарх Никон (руководивший работой Печатного двора) отправил на Восток научную экспедицию. Ее руководитель А. Суханов привез с Афона в Москву пятьсот греческих рукописей. Эти книги легли в основу библиотеки Московского печатного двора. В 1681 году в помещении типографии открыли греческую школу. К концу XVII века штат Печатного двора насчитывал уже 165 человек. Он был отдан в ведение Большого дворцового приказа (Приказ большого дворца) и издавал так называемые менологические книги (Анфологион, или Анфологион, 1660), полемические сочинения, переводы, учебники (Букварь «Азбука» Василия Бурцова-Протопопова, 1634 г.; Грамматика «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, 1648 г.; Арифметика, или «Арифметика» Леонтия Магнитского, 1703 г. и др.). Всего Московским печатным двором было издано 30 книг (по 1000 экз. каждая) в период с конца 16 по начало 17 веков. Корректоры Андроник Тимофеев Невежа и Иван Андроников Невежа повлияли на формирование определенного стиля московских кириллических изданий XVII века. Известно, что Карион Истомин работал на Печатном дворе сначала корректором (с 1682 г.), а затем его инспектором (1698–1701 гг.).

С 1703 по 1711 год Московский Печатный двор издавал первую русскую газету «Ведомости». В 1710 году корректор Федор Поликарпов-Орлов (будущий директор издательства с 1726 по 1731 год) подарил Петру Великому экземпляр Азбуки с изображениями древних и современных славянских грамот. В период с 1564 по 1711 год Московский печатный двор издавал около 700 видов книг (некоторые из них, например «Азбука», с 1657 по 1677 год достигли 10 000 экземпляров). В 1721 году Печатный двор был передан в ведение Святейшего Синода, а его издательство стало Синодальным. В середине 18 в. построен боковой корпус в стиле барокко с типографскими и библиотечными помещениями, замыкающими периметр двора (архитекторы Иван Федорович Мичурин и Дмитрий Ухтомский). В конце 18 — начале 19 вв. здание Печатного двора на Никольской улице было разобрано и заменено монументальным зданием Синодального издательства (1811—1815, арх. И. Мироновский). В XIX веке здания издательства воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, с пристройками и переделками будущих архитекторов (Михаил Чичагов, Николай Артлебен, С. Слуцкий и др.).

Государственная монополия на издательскую деятельность продолжалась до 1783 года, когда некоторые частные издательства были разрешены с большой неохотой, хотя государство продолжало осуществлять полный контроль посредством цензуры. Некоторые реформы произошли в 1861 году, но только в 1905 году была предоставлена большая свобода печати.