Спасская Башня, Москва

 

Описание Спасской Башни

Адрес: Московский Кремль

 

Спасская башня — главная башня Московского Кремля, построенная в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. В 1624-1625 годах (а по другим данным в 1626 году) шотландский архитектор Кристофер Галлоуэй построил башню с многоярусным верхом в готическом стиле. В 1937 году сверху установили пятиконечную рубиновую звезду.

 

Этимология

Первоначальное название башни было Фроловская (Фроловская) или Фролаврская (Фролаврская), происходящая от церкви Флоро и Лауро на Мьясницкой улице, куда через эти ворота вела дорога из Кремля. Во время правления Ивана III в России городское развитие приблизилось к бастионам и стало основной причиной распространения пожаров, препятствующих свободному въезду в Кремль. По приказу царя были демонтированы храмы и дома в радиусе 10 сажен (около 20 метров) от крепости, в том числе церковь Флоро и Лауро.

Некоторое время ворота назывались "Иерусалимскими воротами" (по-русски Иерусалимские ворота?, Ierusalimskie vorota) церковью в честь Вербного воскресенья, но указом царя Алексия Михайловича от 17 мая 1658 года было дано официальное название Спасской по отношению к иконам Спаса Смоленского (по-русски Спас Смоленский?, Спас Смоленский) и Мандилион Спасителя, нарисованный на внешней и внутренней сторонах ворот. Кроме того, до конца XVIII века у Москворецких ворот располагался храм Спаса Смоленского, посвященный взятию Смоленска в 1654 году. Позже башня также получила свое название от ворот.

 

История

Строительство

Во времена правления Димитрия русского (1362-1389) в восточной части Кремля находилась белокаменная Фроловская башня с железными воротами. Во время реконструкции 1464-1466 годов архитектор Василий Ермолин украсил стены здания рельефами, изображающими святых Георгия и Деметрия Фессалоникийского. Во время московского пожара 1488 года были сожжены деревянные полы трех этажей башни и близлежащей хижины с пушками.

Во время правления Ивана III (1462-1505) была начата масштабная реконструкция крепости, начиная с строительства в восточной части новой Фроловской башни. Летописи (летописи Руси) подтверждают, что она была построена на месте старой башни или в непосредственной близости от нее. Работой руководил миланский архитектор Пьетро Антонио Солари, о чем свидетельствуют белые каменные плиты с памятными надписями, установленными над входными воротами башни. Снаружи надпись сделана на латыни, изнутри-на старославянском.

 

В ЛѢТО • ҂Ѕ҃ЦЧѲ • І҆Ꙋ́ЛІА • БОЖЬЕЮ МИЛОСТИЮ҃ • СДѢЛАНА БЫⷭ҇ СЇА СТРѢЛНИЦА ПОВЕЛѢНЇЕМЪ II І҆Ѡ҃АННА ВАСІЛЬЕВІЧА ГДⷭ҇РА И҆̀ САМОДРЪЖЦА ВСЕѦ РꙊСИИ И • ВЕЛИКОГО КНЅ҃Ѧ ВОЛО//ДИМЕРЬСКОГО • И МОСКОВСКОГО • И НОВОГОРОДСКОГО • И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЪСКОГО • И ЮГ//ОРСКОГО • И҆ ВАТСКАГО • И ПЕРМЬСКОГО • И БОЛГАРСКОГО • И ИНЫⷯ В̾ Л҃-Е ЛѢ<Т>О ГДР//ЬСТВА ЕГО А • ДѢЛАЛ ПЕТРЪ АНТОНІС • Ѿ ГРАДА МЕДІѠЛАНА.

В лето 6999 [1491 год] июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана.

 

Строительство было завершено в 1491 году. Основой конструкции был тетраэдр с порталом, покрытым снаружи двумя боковыми валами и барбаканом, используемым для защиты проходных ворот. При необходимости проход блокировали железной задвижкой, а противник оставался закрытым внутри. Барбакан открывался сверху, что позволяло бомбить противника с галереи второго этажа. Для этого в верхней части располагались Дрозды с бойницами. Такая система обороны характерна для русской военной архитектуры конца XV века и присутствует на всех башнях Кремля. Фроловская башня считалась главной среди укреплений Кремля и имела деревянный купол, под которым были размещены часы и тревожные колокола. Железные ставни Фроловской двери были расписаны с обеих сторон " золотыми цветами."Для безопасного передвижения солдат в толще стен имелись мощеные дорожки. Галерея, соединяющая Фроловскую и Набатную башни, позже была построена из каменных ядер.

Во время Великого Княжества Русского Василия III (1505-1533) вдоль кремлевских стен между Москвой и рекой Неглинной был заложен алевизовский ров. Из Фроловских ворот через водный путь был проложен деревянный подъемный мост, но из-за интенсивного движения вскоре его заменил каменный мост под названием "Спасский". На мосту регулярно выставлялись народные лубки, а на погонах стояли нищие, калеки и слепцы.

 

XVII век

К концу 16 века на вершине башни был помещен деревянный пол с двуглавым орлом; информация о гербе с основанием в форме шара датируется 1611 годом. Украшения были изменен и описания ранних моделей не сохранились.

В 1624-1625 годах (по некоторым данным, в 1626 году) шотландский архитектор Кристофер Галлоуэй построил дополнительную многоярусную башню в готическом стиле над первоначальной структурой. Русский мастер Бажен Огурков принял участие в работах и завершил зубцы карнизом и круглыми арками. В нишах аркады были размещены белокаменные статуи в стиле маньеризма. Над Нижним четырехугольником находился двухэтажный прямоугольный том, украшенный деталями из белого камня, часами и колоннами по углам. Башня заканчивалась восьмиугольным уровнем с арками и пролетами, увенчанными черепичным кирпичным шпилем. Композиционное решение структуры было похоже на Tour Inimitable Ратуши Брюсселя.

По приказу русского царя Михаила (1613-1645) обнаженные статуи на башне были покрыты специально сшитыми тканевыми полотнами с одним переплетением. Однако в 1628 году статуи были сильно повреждены в результате пожара и были демонтированы. Согласно другим источникам, они пострадали только в 1654 году, когда пожар также затронул надстройку шпиля и часы Фроловской башни. Вскоре были восстановлены и башня, и часы. В 1658 году по приказу царя Фроловские ворота были переименованы в "Спасскую", а позже башня была названа Спасской.

В 1668 году часть стен Кремля со Спасской башней была изображена на иконе "древо Русского государства" (по-русски "Древо русского государства")., Drevo gosudarstva Rossijskogo) Симона Ушакова. Работа показывает, что в современный период Кремль имел красный цвет. Побелка Кремля впервые упоминалась в письменных текстах 1680 года, а в меморандуме было подтверждено, что до этого времени Спасские ворота имели кирпично-красный цвет. Здание было украшено зеленой керамической плиткой, оттенок которой был достигнут за счет использования свинцовой глазури и медного каламина.

 

XVIII век

В начале 18 века по приказу русского царя Петра I (1682-1725) были проведены подробные исследования укреплений Москвы. Во время Великой Северной войны, опасаясь нападения шведских войск, царь приказал укрепить Кремль.

Возле Спасской башни были установлены укрепления из бревен, а на задней стене была возведена сторожевая стена с галереей, прямой каменными колоннами.

Во время правления Петра I, когда императорский двор переехал в Санкт-Петербург, здания Кремля постепенно начали приходить в упадок. Спасская башня была сильно повреждена во время Троицкого пожара 9 июня 1737 года, в результате которого были сожжены многочисленные деревянные элементы. Из-за хрупкости внутренней конструкции колокола башни упали и сломали ее арки. По приказу русской царицы Елизаветы (1741-1762) это место вскоре было восстановлено.

 

19 век

В начале правления Александра I в России (1801-1825) Спасские ворота были перестроены, а в его окрестностях был сделан портал с коринфскими колоннами и двумя каменными часовнями. Разрушенные решетки и валы времен Петра Великого были сняты, алевизовский ров засыпан, Спасский мост демонтирован. В то время рядом с башней располагались дом охранника и часовщика.

Во время французской оккупации Москвы 1812 года в контексте кампании России Наполеон Бонапарт заставил Кремль подготовиться к возможной обороне. Перед Спасской дверью были сложены бревна и массы Земли. Когда французские войска покинули город, они планировали подорвать Кремль, но русским удалось вовремя освободить его.

Спасская башня считалась главным проходом Кремля, поэтому ее дверь регулярно ремонтировали: закрывали трещины, повторно наносили штукатурку и заменяли гнилые детали. В 1820 и 1830 годах башня была отремонтирована по проекту архитектора Ивана Мироновского. В 1831 году были полностью заменены дубовые ставни; через два года для них были изготовлены специальные ключи с монограммой русского царя Николая I (1825-1855), выполненные часовщиком башни В. Я. Лебедевым. Их хранил Московский комендант, а в 1887 году перевели на хранение в оружейный Дворец. Спасскую обильно украшали гирляндами и огнями к коронациям царей.

В 1861 году началась масштабная реконструкция кремлевских зданий, в ходе которой были отремонтированы облицовка стен, круглые арки и арочные пояса, восстановлены ветхие зубчатые стены и секции стен ленточного червя. Год спустя художник Жан Батист Артари восстановил иконы над воротами, расписав стены и своды сохранившихся фрагментов. Между 1866 и 1868 годами была проведена капитальная реставрация, в ходе которой были демонтированы портал и скатная крыша. Часовни, возведенные по проекту русского архитектора Джузеппе Бове возле входа в дверь, были заменены двумя новыми.

 

XX и XXI века

В 1912 году историк Сергей Бартенев указал на следующие размеры Спасской башни:
Высота: 34 sažen' (около 68 м)
Базовый периметр: 29 sažen' (около 58 м)
Высота дна: 14 sažen' (около 28 м)
Высота верха: 20 sažen' (около 40 м)
Количество этажей: 10.

Во время Октябрьской революции 1917 года Спасские ворота, часовни и часы сильно пострадали от бомбардировок. Позже башня была перестроена под руководством архитектора Николая Марковникова. Часовни были восстановлены в 1921 году под руководством Ильи Бондаренко, И. В. Пилского и Александра Латкова. Однако в 1925 году они были демонтированы.

В 1935 году царские орлы, размещенные на вершине башни, были удалены и заменены пятиконечными звездами, инкрустированными драгоценными камнями, серпами и молотами, а в 1937 году они были заменены красными рубиновыми звездами.

Во время Второй мировой войны здания Кремля были замаскированы, чтобы избежать бомбардировки крепости врагом. Красные звезды на башнях были потушены и прикрыты деревянными щитами. Несмотря на предосторожности, очертания Кремля были вполне заметны на соседних улицах. В марте 1942 года Кремль подвергся бомбардировке, и одна из бомб взорвалась между Спасской и Набатной башнями,но не пострадала. В апреле 1945 года камуфляж и защита были сняты. Во время послевоенной реконструкции была сделана медная крыша для шпиля Спасской башни, похожая на черепицу. Согласно другим источникам, новая кровля была установлена только двадцать лет спустя во время последующей реставрации.

В 1973 году в кремлевских зданиях под руководством архитекторов А. В. Воробьева и А. И. Чамцова были проведены обширные важные работы с реставрацией элементов из белого камня и разрушенных элементов. Стены и арки конструкции имели трещины, поэтому их укрепляли стяжками из стали и железобетонными конструкциями. До 1990-х годов только Спасская и Никольская башни освещались ночью специальными наружными прожекторами. Позже аналогичное оборудование было установлено рядом с другими укреплениями.

В период с 2014 по 2015 год Спасская башня была восстановлена. В ходе работ обновили стеклянные пластины звезды, восстановили циферблаты часов, очистили кладку и элементы из белого камня.

 

Описание

Архитектура

Конструкция башни выполнена из красного кирпича весом 8 кг каждый. Для подвала и архитектурного декора использовали фасонный кирпич. Двойные стены конструкции закреплены каменными упорами и оснащены проходными галереями, каменными и деревянными лестницами.

Нижняя часть Спасской представлена удлиненным параллелепипедом: в верхней части каждой из ее сторон находятся семь полукруглых окон, выделенных поясом из белого камня. В верхней части объема находятся полузамкнутые удлиненные окна. Со стороны Красной площади и внутри Кремля фасады украшены готическими фронтонами, опирающимися на дорические колонны. Со всех сторон тетраэдрический объем увенчан серией арок, украшенных башнями и шпилями из белого камня и резными колоннами. Они обрамлены зубчиками и увенчаны поясом из маленьких ракушек и круглых отверстий. На концах оконных арок расположены скульптуры мифологических Львов и медведей, держащих флагштоки и шары. Четырехугольные углы подчеркнуты пирамидами из белого камня с золотыми флюгерами.

Верхняя часть башни представлена циферблатом с часами, над которым возвышается восьмиугольный объем, украшенный арками, колоннами и балюстрадами. Они заканчиваются восьмиугольной крышей с готическими пролетами, разделенными двойными колоннами.

Барбакан сохранил архитектурные формы 15 века и образован прямоугольником, то есть нижним объемом башни. Конструкция не имеет крыши и украшена набором зубьев в верхней части по периметру. Углы украшены пилястрами и основаниями. На внешней стороне Спасской двери находится копия поврежденной каменной таблички. Год, когда оригинал был удален, неизвестен, но он хранится в архивах кремлевских музеев и содержит следующую надпись на латыни:
"Иван Васильевич, по милости Божией Великий Князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Югрский, Пермский, Булгарский и по другим причинам всего Раксиса, в 30 году своего правления, эти башни сделал [заказал] Петр Антоний Солари миланский в первое марта, в год Господень 1491.»

 

«IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)»

 

Часы

Циферблаты часов Спасской расположены на всех четырех сторонах. Диаметр каждого из них-6,12 метра, высота римских цифр-0,72 метра. Длина часовой стрелки составляет 2,97 метра, а минутной-3,27 метра. Обод, цифры и стрелки механизма золотистые, а общая масса конструкции достигает 25 тонн. Есть десять колоколов, масса каждого из которых превышает 300 кг. Также установлен колокол весом более двух тонн. Механизм занимает десятый уровень башни.

По некоторым данным, часы были установлены на башне сразу после постройки той же в 1491 году, но Спасские часовщики впервые упоминались в летописях только в XVI веке, а некоторые исследователи считают, что механизм был установлен примерно в то же время. Часы располагались только на Спасской башне и служили индикатором времени евангелизации церкви по всему городу. Указом Петра I в 1705 году часы были переделаны по" немецкой манере " с двенадцатичасовым циферблатом. В 1851-1852 годах братья Николай и Иван Бутенопы сделали новые колокола. Механизм занимал этажи с восьмого по десятый. В шесть и двенадцать часов колокола звенели маршем Преображенского полка, а в три и девять часов звучал гимн кол "славен наш господ" v Сионе композитора Дмитрия Бортнянского.

После ремонта 1918 года в полдень звонили колокола Интернационала,а в полночь-пали Vy žertvoju. Куранты часов также передавались по радио. Начиная с 1938 года, больше не звучали мелодии, и колокола били только часы и четверти.

С инаугурацией Бориса Ельцина в 1996 году механика часов была обновлена, чтобы он мог исполнять патриотическое пение в двенадцать и шесть часов, а Слав'ся-в три и девять, взятые из оперы композитора Михаила Глинки "Жизнь за царя". После реставрации 1999 года колокола начали играть новый гимн Российской Федерации, официально утвержденный в 2000 году.

 

Двуглавый орел и Красная звезда

В XVI веке на вершине Спасской башни был помещен двуглавый орел, символ императорской власти. Предполагается, что первая версия была сделана из дерева, но к концу 19 века наконечники были сделаны из позолоченной меди. Последний вариант "орла" был установлен на Спасской в 1912 году.

В 1935 году по случаю восемнадцатой годовщины Октябрьской революции было решено заменить Спасскую башню орлом пятиконечной звездой с серпом и молотом. Работа была сделана по эскизам художника Федора Федоровского и украшена уральскими самоцветами. В мае 1937 года звезда была заменена на рубиновую, способную вращаться в зависимости от направления ветра. Звезда освещалась автономными лампами мощностью 5 киловатт каждая.

После распада Советского Союза различные общественные деятели консервативной формы неоднократно высказывали предложения по восстановлению двуглавых орлов. Такую инициативу поддерживают Русская Православная Церковь, Народный собор, движение "Возрашение" и другие.

 

Важность

Фроловские ворота были главным проходом Кремля и считались святыми. Проезжать через него было запрещено, в то время как проходящие мимо мужчины снимали шляпы перед изображением Спасителя на внешней стороне здания. Население считало, что латинская надпись над воротами наложила проклятие на тех, кто проходил с головными уборами. Рядом с башней проводились религиозные обряды благословения воды, что подтверждает священный статус здания. По словам историка Алексея Малиновского, эта традиция зародилась под властью русского царя Михаила. Кельи Вознесенского монастыря (Вознесенский монастырь) примыкали к башне, где жила мать государя Ксения Шестова, ставшая инокиней Марфой Иоанновной. Вероятно, присутствие Стрельца на дежурстве у ворот требовало от горожан снять головной убор перед покоями монахини. Традиция укоренилась и в 1648 году была сделана официальной указом царя Алексия Михайловича. Наказание для тех, кто не подчинялся приказу, заключалось в том, чтобы сделать пятьдесят поклонов на коленях на земле. Историк Иван Снегирев приводит поверье, что при входе войск Наполеона в Кремль сильный порыв ветра сорвал шляпу французского императора. Испанский писатель Хуан Валера писал:
«[...] проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, и ни иностранцы, ни исповедующие иную, неортодоксальную веру никоим образом не освобождаются от обязанности оказывать такие почести.»

Ворота были главным входом в Кремль для военных полков и иностранных посланников. Затем, после осады Казани, Иван IV торжественно вошел в крепость через Фроловскую стрелицу. Марина Мнишеч, жена Лжедмитрия I русского, покинула Кремль из Спасской: на пороге дежурили Стрелецкий и опасный гвардейцы, а неподалеку располагались дворы Прибылейской гвардии, сопровождавшей в поездках членов царской семьи. Перед коронацией все цари, начиная с Михаила русского, торжественно входили в Кремль через Спасскую башню. Там также проходили все религиозные процессии, и по случаю Вербного воскресенья улица была покрыта красной тканью и украшена ивами. У Спасских ворот выставлялись иконы, считавшиеся чудотворными и со всей страны. Возле ворот стоял ящик для петиций и просьб к государю, снятый впоследствии Петром I.

В советское время командующий вооруженными силами пересекал Спасскую башню для парада на Красной площади, а также руководил сменой почетного караула у мавзолея Ленина.

В ознаменование столетия города Орла в 1966 году над входом на главный вокзал была установлена копия Спасской башни из фанеры.

В честь Спасской башни ежегодно на Красной площади устраивается международный фестиваль военной музыки.

 

Иконы

Точная дата создания башенных икон неизвестна, но предполагается, что они относятся к концу русско-литовской войны 1512-1522 годов. Согласно Степенной книге, во время вторжения крымского хана Мехмеда I Герая (1465-1523) на территории Великого Княжества Московского одна из старших монахинь Вознесенского монастыря молилась о спасении столицы. Во время одной из молитв монахине приснился выход из Кремля через Фроловские ворота религиозной процессии со многими священниками, дьяконами и церковниками "под звон колоколов". За шествием следовали епископы, в том числе московские святые Петр, Алексий, Иона и Леонтий.Участники шествия несли икону Владимирской Богородицы и другие изображения, кресты и гонфалоны. Когда процессия подошла к Лобному месту, навстречу ей вышли монахи Сергий Радонежский и Варлаам Чутинский. Московские святые признавали, что покидали город "волей Божьей за грехи московских жителей". После этого святые пригласили участников шествия помолиться Богородице о спасении города. По окончании службы жрецы обыскали все уголки столицы и вернулись в крепостные стены. Согласно легенде, такое видение наблюдали и другие жители Москвы. Когда Хан Мехмед I Герай удалился из Кремля, в память о чудодейственном предзнаменовании на восточной стене Спасской башни была сделана икона Христа Спасителя, а на западной-икона Богородицы. Начиная с 21 мая 1521 года по юлианскому календарю в столице было организовано религиозное шествие к храму иконы Божией Матери Владимира.

Несмотря на сомнительную правдивость легенды, известно, что в конце XVI века над постом Стрельников была помещена иконопись (киот), вероятно, уже занятая иконой Святого Спасителя. Однако считается, что икона появилась в 17 веке после эпидемии чумы, поразившей Россию между 1654 и 1655 годами.

 

Часовни

В картинах и работах со Спасской башней XVII века часовен нет. Но, согласно Книге постройки 1694 года, возле ворот находилась моленная, то есть небольшой молитвенный дом, похожий на часовню, под которой в 1647 году был похоронен "Македонский земельный грек". Часовня находилась под юрисдикцией Покровского монастыря, но в 1722 году была ликвидирована.

Москвичи почитали образ Христа на Спасской башне, а перед иконой регулярно проводились молитвы. В XVIII веке духовенство Покровского монастыря организовывало молитвенные сеансы на мосту перед воротами. Чтобы защитить верующих от дождя, ближе к концу века у правой стены башни была построена часовня, которую демонтировали в начале XIX века. Вместо этого в 1802-1803 годах по бокам ворот были построены две симметричные каменные часовни в неоклассическом стиле: Спасская и Смоленская, принадлежащие Покровскому собору. Моленные были повреждены во время французской оккупации 1812 года, а после освобождения города были перестроены по новым проектам. Сооружения почти полностью выступали перед воротами и возвышались на высоких каменных платформах. Металлические решетки окружали участки перед входами, где располагались небольшие каменные лестницы. Часовни венчали зеленые полукруглые купола. В 1817 году к Смоленской часовне пристроили небольшую палату.

Во время реставрации Спасской башни в 1868 году по проекту Петра Герасимова были возведены новые часовни в неорусском стиле, освященные 22 октября того же года.

Согласно некоторым источникам, обе часовни были снесены примерно в 1925 году, в то время как другие сообщают, что это 1929 год.