Московский императорский воспитательный дом, Москва

Московский приют или воспитательный дом был амбициозным проектом, задуманным Екатериной Великой и Иваном Бецким в начале 1760-х годов. Этот идеалистический эксперимент эпохи Просвещения был направлен на создание «идеальных граждан» для Российского государства путем воспитания тысяч брошенных детей на очень высоком уровне утонченности, воспитания и профессиональной квалификации. Несмотря на более чем адекватное укомплектование персоналом и финансирование, приют страдал от высокой детской смертности и в конечном итоге потерпел неудачу как социальное учреждение.

Главное здание, одно из самых ранних и крупных неоклассических сооружений в городе, занимает большую часть Москворецкой набережной между Кремлем и рекой Яузой, а его фасад выходит на Москву-реку длиной 379 метров. Комплекс строился в три этапа на протяжении двух столетий, от генерального плана Карла Бланка (1767 г.) до его полной реализации в 1940-х годах. Сегодня в ансамбле Детского дома находятся Академия ракетных войск и Российская медицинская академия.

 

Архитектура

Порождение русского Просвещения, идея государственного приюта в Москве была предложена просветителем Иваном Бецким и одобрена Екатериной II 1 сентября 1763 года. Бецкой предусматривал просторный, строго контролируемый, государственный художественное учреждение, которое могло бы воспитывать брошенных младенцев и обучать их в зависимости от способностей каждого ребенка — в мастерстве, изобразительном искусстве или при подготовке к университетским занятиям. Дети, рожденные в рабстве, автоматически освобождались от рабства и по окончании учебы могли поступить на государственную службу или в купеческое сословие.

Учреждение располагалось на большом участке земли между Китай-городом, улицей Солянкой, Москвой и рекой Яузой, на месте бывшего оружейного склада. Строительство велось по открытой подписке. Сама императрица заложила 100 000 рублей; самые крупные частные пожертвования от Прокофия Демидова и Ивана Бецкого составили 200 000 и 162 995 рублей.

По генеральному плану Карла Бланка (ассистировал Юрий Фельтен) приют был задуман как цепь из трех зданий квадратной формы: восточного флигеля для девочек, западного флигеля для мальчиков и соединяющего их центрального административного корпуса. Церемония открытия, на которой присутствовала императрица, состоялась 21 апреля 1764 года, хотя западное крыло было завершено Бланком только через три года. Центральное здание, построенное между 1771 и 1781 годами, было увенчано квадратным куполом со шпилем. Прилегающая набережная Москвы-реки была вымощена в 1795–97 и выложена гранитом в 1801–06.

Хотя восточное крыло так и не было построено, приют постоянно расширялся под руководством старших архитекторов Джованни Джиларди (1790–1817 гг.) И Доменико Джиларди (1817–34). Доменико и Афанасий Григорьевы спроектировали и построили здание Попечительского совета, выходящее на Солянку. К середине 19 века приют превратился в «город в городе» - в значительной степени независимое и богатое учреждение, в котором проживали тысячи жителей. Большая часть приюта пережила пожар 1812 года и сохранила свой первоначальный вид до середины 20 века. В 1940-х годах недостающее восточное крыло было наконец построено по проекту Александра Ловейко, который в целом следовал первоначальным планам Бланка, хотя и в значительно упрощенной форме.

 

Ранние годы (1764–1797)

В день открытия в недостроенный Детский дом привезли 19 новорожденных. Двое из них были публично крещены Екатериной и Павлом в честь императрицы и ее наследника, но вскоре оба умерли. Это было ранним предзнаменованием чрезвычайно высокой детской смертности, характерной для приюта 18 века.

Из 40 996 детей, поступивших в Приют при Екатерине II, 35 309, или 87%, умерли во время пребывания там. В результате в огромном комплексе проживала лишь горстка выживших. В отчете 1792 года перечислено всего 257 проживающих здесь сирот, изучавших различные профессии, от металлургии до бухгалтерского учета. Несколько попыток снизить смертность путем передачи младенцев в приемные семьи не улучшили выживаемость. На престарелого Бецкого нельзя было положиться в управлении расширяющимся факультетом, и приют стал известен мошенничеством и жестоким обращением с детьми.

Дети жили в приюте до 11 лет, после чего их отправляли на обучение на местные заводы и в государственные учреждения. Некоторых направили в театральную школу Майкла Мэддокса; другим удалось претендовать на бесплатное поступление в МГУ. 180 студентов продолжили свое образование в университетах Западной Европы. Большинство, однако, получили высшее образование с немногим более чем рублем наличными и паспортом (по которому свободные люди отличались от крепостных).

Учреждение управлялось Попечительским советом и финансировалось за счет частных пожертвований и двух специальных налогов — налога на публичные театральные представления и налога на игральные карты. В течение почти века все игральные карты, продаваемые в Императорской России, облагались налогом в размере 5 копеек за колоду для карт отечественного производства и 10 копеек для импортных. В результате на каждой колоде русских карт появился символ Детского дома — пеликан. Этот налог составил 21 000 рублей в 1796 году и 140 000 рублей к 1803 году.

Начиная с 1772 года приют также управлял тремя банками: Ссудной казной, Сберегательной казной и Вдовьей казной. Эти финансовые учреждения, изначально страдавшие от мошенничества и плохого управления, стали эффективными и влиятельными под руководством императрицы Марии. К 1828 г. их совокупные активы превысили 359 миллионов рублей, это был самый большой капитал во всей Москве. Эти акции были основным источником денежных средств для приюта на протяжении 19 века.

 

Детский театр

В 1772 году начали формироваться планы «домашнего театра», связанного с приютом для подкидышей. Проводились занятия по актерскому мастерству, премьера первой постановки состоялась в конце 1773 г. Только в течение 1778 г. Приютский театр поставил 12 комедий, 2 оперы и несколько балетов. К октябрю 1783 года труппа сирот стала настолько популярной, что барон Ванзура обратился к императрице с просьбой открыть этот «домашний театр» для широкой публики. Екатерина охотно одобрила проект общественного театра и подарила Воспитательному дому заброшенное деревянное здание Оперного театра Головина у Яузы. Публичный детский приют был открыт 9 февраля 1764 года пантомимой «Морские разбойники» и балетом «Венера и Адонис».

Создание конкурирующей театральной труппы привело в ярость Майкла Мэддокса, английского предпринимателя, владевшего монополией на массовые развлечения в Москве. Под его давлением Попечительский совет согласился закрыть Приютский театр в ноябре 1784 года, но сиротам разрешили продолжить актерскую карьеру на сцене Петровского театра, которым руководил Мэддокс.

 

Реформы императрицы Марии (1797–1828)

В мае 1797 года российский император Павел попросил свою жену Марию Федоровну возглавить национальные благотворительные фонды. Императрица Мария оставалась заведующей приютом и подобными учреждениями после убийства ее мужа в 1801 году до своей смерти в 1828 году.

Шаг за шагом императрица Мария меняла социальный профиль приюта. Она поощряла тщательный осмотр потенциальных приемных родителей и ограничение приема «с улицы» - меры, которые уменьшили приток новых сирот и значительно снизили смертность. К 1826 году уровень смертности снизился до 15% в год, что является возмутительной цифрой по современным меркам, но большим улучшением по сравнению с 18 веком.

Учреждение, возглавляемое генералом в отставке Иваном Тутолминым, не пострадало во время оккупации Москвы Наполеоном I, несмотря на близость к очагу Московского пожара, полностью уничтожившего прилегающие районы, в том числе Китай-город и Таганку. Пока французы удерживали город, приют приютил 350 детей и неустановленное количество раненых солдат. После окончания наполеоновских войн Попечительский совет воспользовался недавней катастрофой, построив на своей территории дешевое арендное жилье. В результате этой политики в 1820-х годах в новых помещениях проживало до 8000 жителей всех рангов.

Императрица Мария осознавала необходимость сокращения размеров учреждения, отделения детей от взрослых жильцов и улучшения образовательной программы для первых. Она ненавидела «грязный» вид торговых мастерских и переводила младших жителей в новые, независимые детские дома. Московское ремесленное училище, крупнейшее дочернее предприятие, было создано как детский приют для подростков в 1830 году и сегодня существует как Московский государственный технический университет имени Баумана. В старом приюте особое внимание уделялось образовательным программам высокого уровня по образцу «латинских классов» для мальчиков (основанных в 1807 г.) и «классов акушерок» для девочек.

К 1830-м годам приют наконец достиг поставленной цели: забрать с улицы самых способных детей и подготовить их к государственной службе и профессиональной карьере. Среди учителей и арендаторов были Герхард Фридрих Мюллер, Александр Востоков, Сергей Соловьев, Василий Ключевский, Николай Бенуа, Исаак Левитан, Василий Верещагин. До революции 1917 года Московский детский дом входил в число самых известных национальных благотворительных организаций.

 

20 век

Большевики расформировали приют сразу после революции. Главное здание было передано советским профсоюзам, за ним последовала Военная академия имени Дзержинского и ряд государственных учреждений. В сатирическом романе «Двенадцать стульев» есть известный эпизод: брошенная жена гоняется за беглым мужем Остапом Бендером по многочисленным редакциям бывшего Детского дома.

Во время реконструкции старой Москвы Иосифом Сталиным (1937 г.) несколько зданий приюта, выходящих на Большой Устинский мост, были снесены, чтобы освободить место для нового моста. Правое крыло приюта было достроено к июню 1941 года, но проект не был завершен до окончания Второй мировой войны. Если смотреть снаружи, это более позднее дополнение лишь незначительно отличается от левого крыла, к которому примерно в то же время был пристроен верхний этаж. Главное здание очень близко соответствует оригинальному проекту Бланка.

 

21 век - Парламентский центр

Главный архитектор Москвы А. Кузьминов предложил разместить в помещении Детского дома Российский парламентский центр. Российский парламентский центр будет использоваться как Сенатом России, так и Государственной Думой России в качестве их основной резиденции.