Костел святой Клары, Городковка, Украина

 

Костел святой Клары — римско-католическое культовое сооружение, памятник архитектуры местного значения в с. Городковка, Андрушевский район, Житомирская область.

Костел расположен в юго-западной части Городковки, у дороги, ведущей к Бердичеву, на невысоком берегу реки Лебедевки. Построен в эклектическом стиле с элементами неоготики и модерн XX века.

 

История

На месте нынешнего костела в Халаимгородке (так до 1946 года называлась Городковка) в 1818 году на средства г-на Михаловского с разрешения руководства епархии построили каменную часовню святой Клары — филиал костела святого Антония села Белополье (ныне Казатинского района Винницкой) ).

История часовни св. Клары и костела в Халаимгородке тесно связана с жизнью семьи Ивановских. Так, в 1782 году село стало принадлежать летичевскому казначейству Мацею Ивановскому, после его смерти - его сыну Дезидерию Ивановскому, маршалку Житомирского уезда. В 1844 году умер Д. Ивановский, а в 1848-м на 30-м году жизни скончалась его дочь Фабина (в женитьбе Михаловска). Клара Ивановская ставит и освящает возле часовни памятный знак мужу и дочери из серого нешлифованного гранита. Сыну Евстахию она завещала построить костел, однако осуществить этот замысел ему не удалось. После смерти Е. Ивановского его имение, а также библиотеку, архив и картинную галерею по завещанию унаследовали родные братья Мариуш и Евстахий Жмигродзки. Их родителям, Анне и Ромуальду Жмигродзким, проживавшим в с. Кашперовке, удалось наконец-то воплотить в жизнь волю К. Ивановской.

В 1910 году на месте часовни началось строительство костела, закончившееся в 1913 году. Строили храм польские мастера и жители Халаимгородка и соседнего села Жердели под руководством строительного Е. Яблонского и технолога А. Ходака. На каменном монолите поднялось здание из камня и кирпича, крыша его была покрыта красной черепицей, привезенной с польского завода. Костел отличался акустикой интерьера и мелодией колоколов. На колокольне была оригинальная конструкция из трех колоколов, самый большой из которых был весом 150 кг. Окна были застеклены цветными витражами, посреди святыни под потолком висела хрустальная люстра. Фамилии основателей святыни, строителя, технолога и настоятеля вырезаны на камне, который вмурован в стену.

Пробощим нового костела стал Станислав Гурский (сведений о его деятельности и судьбе не осталось). С 1921 года Халаимгородский приход имел статус филиала Белопольского прихода Липовецко-Бердичевского деканата. В этом же году настоятелем прихода был назначен Борецкий С. Т. Параллельно он душится в с. Вчерашнее (костел во имя Рождества Христова), в с. Чернорудка (часовня), с. Шпичинцы (часовня).

В 1935 году Халаимгородский приход прекратил свое существование. Храм поначалу забрали под сельский клуб. Сняли колокола с колокольни, статую Божией Матери у входа сбили с основания и бросили в пруд. В костеле проходили выступления участников художественной самодеятельности, проводились торжественные мероприятия в дни государственных праздников, танцевала сельская молодежь. Однако позже клубом стало перестроенное помещение православной церкви, а из костела сделали колхозный амбар.

Во время Второй мировой войны после установления в Халаимгородке немецких оккупационных властей религиозная жизнь прихода была восстановлена. По воспоминаниям старожилов, богослужение в святыне организовывал ксендз Иосиф Козинский, сыгравший большую роль в открытии храма св. Варвары в Бердичеве. В качестве активного бердичевского настоятеля его приглашали летом 1943 на богослужение в Житомир. Известно, что Козинский И. К., постоянно проживая в Бердичеве, в 1945—1959 годах посещал и проводил богослужения в Городковке.

Решением Житомирского областного исполнительного комитета № 591 от 02.06.1961 года костел св. Клары в Городковке были изъяты у римско-католической религиозной общины и переданы местной средней школе во дворец пионеров. Но из него сделали колхозный амбар. Культовые вещи, орган, росписи на стенах были уничтожены.

В 70-х годах костел произвел большое впечатление на художника И. Я. Стадничука. Приезжая с семьей в Городковку, останавливался у троюродного брата В. Ф. Голышевского. Именно в деревне у художника возник задумка создать картину «Бальзак», художник с четырех сторон изобразил храм св. Клары (картина была написана уже в Алма-Ате). В 1982 году он пытался создать в костеле картинную галерею, где находились бы его собственные полотна и картины его друзей — художников Советского Союза, в частности из Киева и Ленинграда, — но поддержки со стороны руководителей районного и областного уровня не получил.

В 1989 году святыня была передана римско-католической общине. За средства общины произведен ремонт, осуществлено перекрытие крыши; богослужение возобновлено.