Михайловский Златоверхий монастырь, Киев

 

ул. Трохсвятительская, (Трьохсвятительська,) 8

Свято-Михайловский Златоверхий монастырь – действующий православный монастырь в честь Архангела Михаила в Киеве, кафедральный собор Православной церкви Украины.

Оригинальный храм построили в 1108–1113 годах во время правления внука Ярослава Мудрого киевского князя Святополка Изяславича. Крестово-купольный шестистолбный храм с тремя навами и одним позолоченным куполом. В начале XX века храм – семикупольный. В 1930-х годах был разрушен большевиками, воспроизведен в 1997-1998 годах. Михайловский Златоверхий собор построен из камней и кирпичей-плинфов на известково-цемяковом растворе техникой «мешаной кладки» с использованием голосников в пазухах сводов. Стены собора украшали мозаики и фрески. Был одним из самых больших монастырей Древнего Киева.

На территории монастыря находится Киевская православная богословская академия, церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, колокольня, а также Музей истории Михайловского Златоверхого монастыря, расположенный в колокольне и корпусе Варваринских кельй.

Церковь архистратига Михаила служила родовой усыпальницей князей Изяславичей.

По Рейнольду Гайденштайну, королева Анна Ягеллонка способствовала строительству храма в Кракове, для которого образцом был Михайловский Златоверхий собор Киева.

 

История

Согласно мнению некоторых историков, киевский князь Изяслав Ярославич, имевший христианское имя Димитрий, построил монастырь св. Димитрия и церковь в верхнем Киеве у Собора святой Софии во второй половине 1050-х годов.

Полвека спустя его сын Святополк II Изяславич построил в 1108–1113 годах монастырскую церковь (заложена 11 июля 1108, здесь и похоронен ее основатель), посвятив ее своему патрону архангелу Михаилу. Возможно, одной из причин, побудившей князя Святополка построить церковь, стала его недавняя победа над половцами, поскольку архангел Михаил был покровителем воинов. В монастыре хранились мощи святой великомученицы Варвары, которые в 1108 году в Киев привезла жена князя Святополка Изяславича, дочь византийского императора Алексея и Комнина Варвара. Монастырь был местом захоронения киевских князей в XII веке.

Во время монгольского нашествия в 1240-х годах монастырь понес ощутимые потери. Монголы повредили собор и сняли его позолоченные купола. 1496 монастырь возрожден и переименован из монастыря св. Димитрия в монастырь св. Михаила, согласно названию церкви, построенному Святополком. После многочисленных восстановлений и расширений на протяжении XVI ст. монастырь стал одним из самых больших и богатых монастырей Украины.

Греко-католическая церковь в 1612 году получила королевскую привилегию на монастырь. Наместник униатского митрополита Ипатия Потия о. Грекович Антоний в 1618 году попытался распространить свою власть на обитель, что вызвало резкую реакцию: казаки схватили его и утопили в проруби напротив Выдубицкого монастыря.

При митрополите Иове Борецком монастырь стал одним из центров антиуниатской борьбы. В 1620 г. он сделал его резиденцией восстановленной православной Киевской митрополии.

17 декабря 1643 года король Владислав IV утверждает Филофея Кизаревича игуменом Киево-Златоверхого Михайловского монастыря и закрепляет за монастырем все его владения.

30 октября 1671 года во Львове Михаил Вишневецкий подтверждает Киево-Михайловскому монастырю права на владение имениями Глеваха, Юрьевка, Вета, Березовка и т.д.

В 1655 году при содействии гетмана Богдана Хмельницкого покрыта медью и позолочена верх церкви Архистратига Михаила Златоверхого монастыря.

Во времена игумена Иоаникия Сенютовича, в 1713—1715 годах, построена каменная трапезная церковь Иоанна Богослова. Тогда же построен каменный погреб. Для строительства трапезной церкви Иоанна Богослова использовали кирпич из Симеоновской церкви, стоявший на Кудрявке и сгоревший в 1676 году. В 1827 году церковь Иоанна Богослова капитально отремонтировали, а в 1837 году ее интерьер был оформлен росписями.

В 1855-1856 годах построена церковь Св. Николая при настоятельских покоях.

В середине XIX — начале XX века формируется комплекс келий и корпусов для паломников: кельи Михайловского отделения (1849—1852), гостиница для паломников (1857—1897), кельи певчих (1894), кельи Варваринского отделения (1898—1899), 2 здания гостиниц для паломников (1902-1903 и 1907-1908).

 

Разрушение

1922 Михайловский монастырь ликвидирован. В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Для этого в 1934 году решили провести конкурс на проект правительственного центра с местом для парадов. На всех проектах поданных на конкурс, кроме одного, с размещением центра в районе Софиевской площади, сносился Михайловский Златоверхий собор.[9] Единственным из четырех проектов, в котором собор и памятник Богдану Хмельницкому хранились, был проект Иосифа Каракиса. В итоге, в первом туре, утвержден проект архитектора Петра Юрченко. Данное решение, по словам архитектуроведа Б. Ерофалова: «в принципе повторяет общую схему Каракиса, но более лобовое, с ликвидацией Михайловского собора. И если расположение основных объемов у Каракиса асимметрично — в перспективном завершении площади и по северному ее флангу, — то Юрченко выстроил оба функциональных объема по краю склона в виде строго наклонных параллелепипедов, но сохранив присутствующие места». В марте 1934 г. решили отказаться от прошлого решения и объявили новый конкурс, на котором победил проект архитектора Иосифа Лангбарда. Между тем из исследований Олега Юнакова с опорой на архивные документы видно, что хоть в проектах И. Лангбарда и П. Юрченко собор отсутствует, но не это причина сноса, поскольку решение о сносе монастыря принято постановлением Политбюро ЦК КП(б)У уже в феврале 1934 г., а демонтаж мозаик начали проводить еще в 1933 году.

Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко, Дмитрия Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) отвергнуты властями, согласившимися только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок.

Правда были и те, кто открыто высказывался за снос собора. Например, Александр Довженко одним из первых в 1932 году заявлял, что «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится уйти, он отжил свой возраст. Совершенно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесем Михайловский монастырь, строительство парка даст нужный эффект».

В 1934–1936 Михайловский Златоверхий собор, колокольню и часть других построек монастыря снесли в связи с проектом создания на этом месте правительственного центра. Последний планировали сделать копией главного дома ЦК КПУ – сейчас Здание министерства иностранных дел Украины. Единственный из украинских ученых, кто отказался подписать акт на снос Михайловского Златоверхого монастыря — Николай Макаренко, который вскоре за это был репрессирован.

Перед уничтожением уникального ансамбля украинской архитектуры была проведена исследовательская работа. Фрески, мозаики перевезли в музеи Москвы, Ленинград (Санкт-Петербург), Новгород и другие города СССР. Мозаичная композиция «Евхаристия» была перенесена в Софийский собор. Много смальтовой росписи попало в Лаврский заповедник. Правительственного центра на месте Михайловского Златоверхого собора так и не построили.

В годы Второй мировой войны некоторые фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж в Ленинграде. В Софийском соборе хранились: "Евхаристия", "Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески — сцены из «Благовещения», фигура святого Захарии и т.д. Мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Восстановление
Одним из инициаторов восстановления Михайловского Златоверхого монастыря был Олесь Гончар, мемориальная доска которой открыта 17 мая 2011 года на здании собора.

В начале 1990-х годов Украинская православная церковь Киевского патриархата начала сбор средств для воссоздания собора. Денег хватило только на начальные исследования, стало ясно, что без государственной поддержки уникальный памятник украинского барокко не отстроить. Украинское сообщество посылало многочисленные обращения к главе государства о выделении финансирования на реставрацию. Наконец, 9 декабря 1995 года Президент Украины Леонид Кучма издал указ, определявший восстановление Михайловского Златоверхого монастыря общегосударственным приоритетом.

Летом 1997 года на Экономических воротах Михайловского Златоверхого монастыря открыта мемориальная доска с бюстом Николая Макаренко.

Первой стала колокольня в стиле украинского барокко в первоначальном виде. Открытие собора состоялось в День Киева 1998 года, с участием патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета, освятившего монастырь. Также присутствовали президент Леонид Кучма, глава правительства Валерий Пустовойтенко и мэр города Киева Александр Омельченко. В соборе проходили богослужения Украинской православной церкви Киевского патриархата, а рядом, как в давние времена, действует монастырь.

В феврале 2001 года хранившиеся в Эрмитаже четыре фрагмента фресок XII века Михайловского Златоверхого собора передали Украине. В январе 2004 года Министерство культуры России приняло решение о передаче Украине из Эрмитажа оказавшихся в России семи фресок киевского Михайловского Златоверхого собора, осенью 2004 передачу фресок закончили.

Главный архитектор проекта воссоздания Михайловского Златоверхого собора - Юрий Лосицкий. В воссоздании росписей интерьера принимали участие такие украинские художники: Александр Бородай.

Евромайдан
Во время силового разгона Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года часть сбежавших от подразделения милиции «Беркут» людей обнаружила убежище на территории Михайловского Златоверхого монастыря. Во время столкновений с Беркутом в соборе дважды (30 ноября 2013 и 19 февраля 2014) скрывались митингующие и разворачивали временный штаб. Семинаристы из КПБА помогали митингующим: ходили на ночные дежурства, приносили медикаменты, делали чай, носили горячую воду.

В храме апостола Иоанна Богослова был обустроен импровизированный госпиталь. В Михайловском Соборе спали люди и стояли медицинские препараты, капельницы.

"До 1 декабря мы оставались единственным местом для отдыха и сна неместных участников протеста. В воскресенье часть митингующих переехала в дом профсоюзов, КГГА, теперь уже и в Октябрьский дворец. Открыл свои двери римско-католический храм, но все равно каждую ночь собор наш заполнен Мы сохранили ночное дежурство студентов семинарии и церковнослужители продолжают всю ночь совершать богослужения."
- ректор КПБА, протоиерей Александр Трофимлюк,

В ночь на 11 декабря 2013 года колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за 8 веков били тревогу, до этого в последний раз такое происходило в 1240 году, во время Монгольского нашествия. Именно благодаря звону колоколов в центр столицы сошлось множество киевлян и попытка зачистить Евромайдан работниками спецподразделения «Беркут» и военнослужащими Внутренних войск МВД оказалась неудачной.

26 января 2014 года в соборе Михайловского Златоверхого монастыря прошла панихида по погибшему активисту Евромайдана Михаилу Жизневскому.

Современность
В августе 2015 года на стенах Михайловского монастыря появилась Стена памяти погибших защитников Украины. 15 декабря 2018 года, после Объединительного собора украинских православных церквей, Михайловский Златоверхий монастырь перешел в подчинение Православной церкви Украины. На следующий день митрополит Киевский и всея Украины Эпифаний совершил первую литургию как предстоятель Православной церкви Украины.

9 декабря 2020 г. в 12.00 в Варваринском приделе Михайловского Златоверхого собора состоялись похороны украинского композитора, Народного артиста Украины - Владимира Петровича Губы. Похороны отслужил иеромонах Михаил (Карнаух).

В 2020 году полностью отреставрировали колокольню и сменили колокола. 4 февраля 2021 года в Михайловском соборе братия во главе с архимандритом Лаврентием (Живчиком) отслужила похороны над телом усопшего Проскурни Сергея Владиславовича, украинского театрального режиссера.

 

Собор Киево-Михайловских святых

В число Собора Киево-Михайловских святых причислены угодники Божии:

а) святых в честь которых были построены монастырские храмы;

б) святых, подвизавшихся в монастыре.

К Собору Киево-Михайловских святых относятся:
Архистратиг Божий Михаил со всеми небесными силами.
св. ап. Петр;
св. ап. Иоанн;
святитель Николай Мирликийский;
свящ. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст;
свящ. Михаил, первый митрополит Киевский;
свящ. Иов Борецкий, митрополит Киевский;
свящ. Исайя Ростовский;
свящ. Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский и Ахтырский;
свящ. Иннокентий Херсонский;
свящ. Лаврентий;
св. велмч. Димитрий Солуньский;
св. велмч. Пантелеймон;
св. велмч. Варвара;
св. велмч. Екатерина;
прп. Варлаам Печерский;
прп. Онифатий Михайловский;
прп. Гавриил Афонский;
прп. Онуфрий Великий.

Уважаемые списки святых икон в Михайловском монастыре
Спас Нерукотворный
икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»;
Вышгородская икона Пресвятой Богородицы;
Икона Пресвятой Богородицы «Добавление разума»;
мироточивая икона св. архистратига Божьего Михаила;
Мироточивая икона св. женщин-мироносиц.

 

Архитектурный ансамбль

Колокольня
Установлены часы-куранты, которые наигрывают несложную мелодию. Механизм управления – электрический. Количество колоколов также позволяет играть как на настоящем карильоне.

Михайловский Златоверхий собор
Михайловский Златоверхий собор - Собор святого архистратига Михаила - центральный храм Свято-Михайловского Златоверхого монастыря. В начале 12 в. храм был единственным в Киеве, который имел золотую баню, потому и получил название «золотоверхий». Имена художников, создавших мозаики и фрески Михайловского Златоверхого собора, неизвестны. Вероятно, в работах участвовал древнерусский мастер Олимпий из Киево-Печерского монастыря. Общая площадь сохранившихся мозаик — 45 м². Надписи на мозаиках собора сделаны на старославянском и древнеукраинском языках. Кроме мозаик и фресок сохранились две шиферные плиты 1062 года с рельефным изображением всадников. Известно, что иконостас для притвора Святой Екатерины украсил резчик Романом, оправу для Евангелия выполнил киевский золотарь Самойло Ростовский.

Трапезная церковь Иоанна Богослова
Когда-то на этом городе стояла деревянная церковь, построенная в 1613 году. Перестроена в кирпичах в начале XVIII в. Имеет тот же архитектурный прототип, что и здание старого академического корпуса с конгрегационной церковью Благовещения бывшего Братского монастыря. В отличие от нее (перестроенной в 1732-1740 гг. на трехэтажный корпус архитектором Шеделем) осталась одноэтажной. Выстроена в региональных формах украинского барокко. Фасады украшены пилястрами и оконными проемами, некоторые заложены и стали нишами. С востока к трапезной пристроена церковь с куполом, восьмерик на четверике, после реставрации — баня крытая гонтом.

В конце XVIII ст. испорченную непогодой гонтовую кровлю заменили жестяной. В 1827 году здание капитально отремонтировано с заменой конструкции крыши, штукатуркой фасадов, заново выложенными печами, полом из кирпича. В 1837 году произошел ремонт интерьера с добавлением стенописей. В 1904 году был поврежден пожаром.

Научная реставрация здания состоялась в 1976-1981 годах (проект - арх. Шевченко В. П., интерьеры и мебель - архитектор Каракис И. И.) в формах, приближенных к первоначальным, возвращенная кровля, крытая гонтом. Утраченные когда-то своды из соображений противопожарной безопасности воспроизведены в железобетоне и стилизованы под первоначальные.