Подол, Киев

 

метро Почтовая

Подол – историческая местность Киева, низменная часть исторического центра города, древний район ремесленников и речников. Простирается вдоль правого берега Днепра и Киевской гавани, под горами Старокиевской, Замковой, Щекавицей и Юрковицей между Пешеходным мостом через Днепр и Заводской улицей.

Главные улицы на Подоле - Сагайдачного, Константиновская, Хорива, Верхний и Нижний Вал, Набережно-Крещатицкая, Набережно-Луговая, площади - Контрактовая, Житнеторская и Почтовая. Раздел дал названия Подольскому району, спуску, переулку.

 

История

Доисторическое время
Название местности происходит от старославянского «подолъ» – низменность, низменная местность. Вместе с Верхним городом (Старым Киевом) и Печерским Подолом составляет древнейшую часть города. Первые поселения — со времен каменного века (25 — 15 тысяч лет назад, в том числе Кирилловская стоянка, раскопана на современной Кирилловской улице № 59 — 61).

Княжеские сутки
На территории Подола находились древние исторические местности Бискупщина, Боричев, Гончары, Дегтяри, Кожемяки, Плоское. Разделение располагалось на берегу реки Почайны, древнее устье которой со временем поглотило Днепр. Остатками устья Почайны есть современная гавань.

С 9 по 13 в. на Подоле сформировался торгово-ремесленный и портовый центр города, через который пролегали многочисленные сухопутные и водные пути, соединявшие Европу с Азией, страны Балтии с Византией. Стал центром экономической жизни, где работал главный нерв города — торг. Там размещались амбары и магазины, торговали местные и иностранные купцы. На Подоле стояло много деревянных церквей и одна каменная – Богородицы Пирогощей.

Население Подола было многочисленным и разнообразным — греки, арабы, венецианцы, хазары, евреи, немцы, поляки. В центре Подола находились армянский квартал (до XVI в.) и генуэзский торговый двор.

Литовско-польские времена
Разделение становится главной территорией города, здесь сосредотачивается вся торгово-экономическая жизнь, поселяется подавляющая часть жителей Киева. Административный и стратегический центр из Верхнего города переместился в замок, построенный литовскими князьями на горе. В XV веке. подольские мещане получили право на самоуправление, в результате чего большинство населения начало объединяться в цеха. Ремесленники одной специальности поселялись преимущественно на одной улице. Так, по свидетельствам историков, на Кожемяках жили и работали кожевники, скорняки, дубильники, шорники. Под Замковой горой проходила улица Гончарная, где жили гончары. От Замковой горы до берега Почайны размещались кирпичные. Количество цехов время от времени изменялось. В XVIII ст. большинство товаров производили 11-15 цехов.

В этот период население изменилось. Разделение заселяли только украинские мещане, которые не разрешали торговать здесь другим национальностям и сословиям. Отселялись в том числе и казаки — за Подол, на нынешнюю Куреневку, где стояли казацкие сторожевые шалаши.

Кандидат исторических наук Наталья Билоус пишет: «В 1571 году население Киева составляло 6500 человек, согласно составленному тогда налоговому реестру. Городская жизнь была сосредоточена на Подоле, здесь стояла деревянная ратуша, в которой заседал магистрат — орган городского самоуправления, как полагалось по Магдебургскому праву. Киевляне жили в деревянных домах, имели у них сады и огороды, каменных домов, как в западноевропейских местах, еще не возводили». Также на Подоле располагались главный рынок, каменный магистратский храм Успения Богородицы, Богоявленский монастырь со школой (коллегиумом), госпиталем и братством, около 10 православных церквей, в частности Николая Доброго и Николая Притиска.

Как отмечают краеведы, в XIV-XVII вв. население Подола жило зажиточно. По свидетельству Михалона Литвина, у людей было достаточно фруктов, овощей, меда, мяса, рыбы. Дома были переполнены дорогой одеждой, драгоценными камнями, соболиным и другим мехом и пряностями; шелк стоил дешевле, чем в других городах лен или соль.

Период Российской империи
В 18 в. на Подоле было несколько стеклянных, кожумяцких и других фабрик и заводов, существовало шелковичное заведение, производили розовое масло, развивалось виноделие. В середине 18 в. Разделение оставалось средоточием украинской жизни в Киеве. Здесь жила община мещан под магдебургским правом, сражавшейся с московскими «людьми торговыми».

Район неоднократно подвергался затоплениям, разрушениям и пожарам. Большой пожар произошел 9 июля 1811 года. Огонь уничтожил большинство из 2068 подольских домов, то есть более половины застройки Киева: в то время в городе насчитывалось 3672 жилых постройки.

Планов перестройки Подола было два. В первом, сделанном Андреем Меленским и датированным 17 сентября 1811 года, предполагалось максимально сохранить градостроительную базу, систему улиц, распределение на кварталы, состоявшее на Подоле столетиями; природные условия и рельеф были связаны с историко-архитектурной средой. Планировалось сохранить уцелевшие каменные здания: сеть улиц прокладывалась так, чтобы эти постройки попадали на «красную линию». Однако план восстановления Андрея Меленского не был утвержден в Петербурге. Послепожарную перепланировку Подолу поручили петербургскому архитектору Уильяму Гесте, к тому времени администратору Строительного комитета при Министерстве внутренних дел Российской империи. Он, поблагодарив Меленского за предоставленные материалы и разработки, априорно наложил на имеющуюся плановую подоснову сетку прямоугольных кварталов. Не были учтены рельеф, существующая система коммуникаций, водостоков, давняя базово-планировочная структура застройки, киевские архитектурные традиции. 3 марта 1812 г. этот план был утвержден. Кстати, оригинал плана Уильяма Гесте до сих пор не найден, сохранились его отдельные фрагменты.

 

Итак, Меленскому как главному архитектору пришлось претворять в жизнь не свои, а чужие замыслы. Разделение почти полностью перепланировано, укрупнены кварталы, вместо извилистых, узких переулков проложены прямые улицы. Древнюю конфигурацию сохранили только несколько улиц: Боричев Тик, Покровская, Притисско-Никольская. Эта конфигурация улиц Подола сохранилась по сей день.

В конце XIX - начале XX в. Разделение было духовным и учебно-культурным центром Киева. Здесь действовали 20 церквей, Киевская духовная академия и Киевская духовная семинария, Киево-Подольское духовное училище, Киевская 3-я гимназия, Киево-Подольская женская гимназия и другие учебные заведения. В то время на Подоле насчитывалось более 20 небольших отелей дешевле, чем в Верхнем городе и Новой застройке. Со времен Контрактовых ярмарок была распространена сдача в аренду комнат, квартир, усадеб.

Быт
Во второй половине 18 в. - начале 19 в. на Подоле возводили деревянные дома, крытые гонтом. Историк Ольга Друг в книге «Улицами старого Киева» приводит описание тогдашних подольских домов и интерьеров: «Дом делился на две части: на одной половине — комната с кафельной грубой, на другой — кухня с печью, тоже из белых изразцов. В комнате было три открывающихся окна. Ставни и двери были на железных крючках, с железными засовами. Возле дома стоял амбар, у более богатых мещан — погреб, кладовая, ледяные. Двор обнесен деревянным забором, с воротами и калиткой с железными засовами. Богатые усадьбы стоили дорого. Двор богатого кузнеца в 1804 г. можно было приобрести за 320 рублей, а старый дом — за 100—150 рублей».

В домах состоятельных подольских мещан часто строили на кроватях «верх» из подушек (до 16 штук), заправляли кровать вышитыми простынями, одеялами. Одежду хранили в рисованных деревянных шкафах. Более бедные мещане кроватей не имели, зато устраивали постель на полу и накрывали ее рядном. В углу вешали иконы, иногда в серебряных, медных оправах, над ними — полотенца, вышитые пополам, перед иконами — хрустальную лампадку или медный фонарь. Иногда на стену вешалось зеркало. В комнате или в амбаре ставили сундуки, кованые железом, куда складывалась лучшая одежда и посуда. Посудой пользовались разнообразными: одни – серебряными тарелками, полумисками, другие – цинковыми, черепяными, деревянными мисками.

Период Советского Союза
В 20-30-е годы XX века получил название Петровка (Петровский район) — от фамилии председателя ВУЦИК Григория Петровского.

 

Архитектура

Итак, Меленскому как главному архитектору пришлось претворять в жизнь не свои, а чужие замыслы. Разделение почти полностью перепланировано, укрупнены кварталы, вместо извилистых, узких переулков проложены прямые улицы. Древнюю конфигурацию сохранили только несколько улиц: Боричев Тик, Покровская, Притисско-Никольская. Эта конфигурация улиц Подола сохранилась по сей день.

В конце XIX - начале XX в. Разделение было духовным и учебно-культурным центром Киева. Здесь действовали 20 церквей, Киевская духовная академия и Киевская духовная семинария, Киево-Подольское духовное училище, Киевская 3-я гимназия, Киево-Подольская женская гимназия и другие учебные заведения. В то время на Подоле насчитывалось более 20 небольших отелей дешевле, чем в Верхнем городе и Новой застройке. Со времен Контрактовых ярмарок была распространена сдача в аренду комнат, квартир, усадеб.

Быт
Во второй половине 18 в. - начале 19 в. на Подоле возводили деревянные дома, крытые гонтом. Историк Ольга Друг в книге «Улицами старого Киева» приводит описание тогдашних подольских домов и интерьеров: «Дом делился на две части: на одной половине — комната с кафельной грубой, на другой — кухня с печью, тоже из белых изразцов. В комнате было три открывающихся окна. Ставни и двери были на железных крючках, с железными засовами. Возле дома стоял амбар, у более богатых мещан — погреб, кладовая, ледяные. Двор обнесен деревянным забором, с воротами и калиткой с железными засовами. Богатые усадьбы стоили дорого. Двор богатого кузнеца в 1804 г. можно было приобрести за 320 рублей, а старый дом — за 100—150 рублей».

В домах состоятельных подольских мещан часто строили на кроватях «верх» из подушек (до 16 штук), заправляли кровать вышитыми простынями, одеялами. Одежду хранили в рисованных деревянных шкафах. Более бедные мещане кроватей не имели, зато устраивали постель на полу и накрывали ее рядном. В углу вешали иконы, иногда в серебряных, медных оправах, над ними — полотенца, вышитые пополам, перед иконами — хрустальную лампадку или медный фонарь. Иногда на стену вешалось зеркало. В комнате или в амбаре ставили сундуки, кованые железом, куда складывалась лучшая одежда и посуда. Посудой пользовались разнообразными: одни – серебряными тарелками, полумисками, другие – цинковыми, черепяными, деревянными мисками.

Период Советского Союза
В 20-30-е годы XX века получил название Петровка (Петровский район) — от фамилии председателя ВУЦИК Григория Петровского.

Архитектура
На Подоле сохранились памятники архитектуры XII, XVI-XIX вв.
К Подолу из Верхнего города ведут несколько спусков. Самый популярный – Андреевский. Центр Подола – большая Контрактовая площадь, где каждый дом – памятник. Старый корпус Киево-Могилянской академии - центр православного просвещения славянских народов (основана в 1632 г.). На Подоле также находятся дом Петра I, где по преданию он останавливался; памятник украинскому философу Г. С. Сковороде (1976, И. П. Кавалеридзе). На Покровской улице – Покровская церковь (1766) в стиле украинского барокко архитектора И. Г. Григоровича-Барского, дом золотых дел мастера Стрельбицкого, колокольня церкви Николая Доброго. На Контрактовой площади с 1798 г. ежегодно проводились Всероссийские ярмарки, для чего в центре площади был построен Гостиный двор с 50 магазинами. Восстановлена ​​церковь Богородицы Пирогощи (1136).

Женский Покровский монастырь, Флоровский монастырь, известный с 15 в., восстановлен после пожара архитектором А. И. Меленским в 1822-1824 гг.; Ильинская церковь (1692), церковь Николая Притиска (1631), Набережно-Никольская церковь (1772, И. Г. Григорьевич-Барский). Улица, имеющая два названия – с одной стороны Верхний вал, с другой – Нижний; Ржаной рынок, Речной вокзал, Фуникулер. Все это – Подол.

Утраченные памятники архитектуры Подола
Дом Киевского магистрата
Богоявленский собор Братского монастыря
Церковь Николая Доброго
Воскресенская церковь
Борисоглебская церковь
Церковь Петра и Павла
Константино-Еленинская церковь
Екатерининская греческая церковь