Софийский собор, Киев

 

пл. Софиевская, (метро: Золотые Ворота). 09:00-16:00

Софийский собор или София Киевская — достопримечательность истории и архитектуры Украины, расположенная на Софийской площади города Киева. Построен в 1011-1018 годах киевским князем Ярославом. Назван в честь Святой Софии. Имел статус кафедрального собора. С перерывами был резиденцией киевских митрополитов (православных и униатских). До XIII века использовался в качестве главной церкви Руси, места захоронения великих князей киевских. При соборе велось летописание, была создана первая библиотека. Пришел в упадок в XIV веке. Восстановлен стараниями митрополита Петра Могилы и гетмана Ивана Мазепы. Был главным храмом Софийского монастыря (с 1638 г.). Составляющая Национального заповедника «София Киевская» (с 1934). Сочетает византийский и барочный архитектурные стили. Одно из немногих уцелевших сооружений времен Руси. Памятник украинской архитектуры и монументальной живописи XI-XVIII веков. Объект Мирового наследия ЮНЕСКО (1990).

 

История

В «Повести временных лет» основание Софийского собора числится под 1037 годом; в Новгородской летописи событие датируется 1017 и 1037 годами. Местом закладки было поле битвы на котором годом ранее (1036) войско Руси одолело печенегов.

Основателем собора, как указывают летописные источники, был киевский князь Ярослав Мудрый. Остальные источники связывают основание собора с именем Владимира Великого. Современник строительства собора митрополит Илларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати», вспоминая Софийский собор, говорит, что в его создании Ярослав завершил дело своего отца Владимира; немецкий епископ Титмар Мерзебургский (†1018) упоминает под 1018 годом действующий Софийский монастырь в Киеве. В последние годы приобрела популярность гипотеза об основании Софии Киевской князем Владимиром. Доктор исторических наук Надежда Никитенко, поддержанная доктором исторических наук Вячеславом Корниенко, выдвинула гипотезу: собор заложен 4 ноября 1011 года, освящен 11 мая 1018 года, сооружение начал Владимир Великий, завершил Ярослав Мудрый. Эта концепция построена на основе новой интерпретации светских фресок и найденных на фресках собора граффити, датированных 1018/21, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 и 1036; на основании показаний Иллариона и Титмара.

Эта гипотеза дискутируется; ее нашли достаточно убедительной для празднования в 2011 г. 1000-летия основания Софийского собора; юбилей отметили на международном и общегосударственном уровнях по решению ЮНЕСКО и Указу Президента Украины.

Собор посвящен Софии – Премудрости Божией – одной из самых сложных абстрактных категорий христианского богословия, имеющего много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа — воплощенного Слова Божьего. Позже, когда распространилось отождествление Софии с Божией Матерью, престольный праздник киевского собора был перенесен на 8 (21) сентября — день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранное содержание, вложенное в этот символ. Это объясняет его грандиозные размеры и очень усложненная структура; интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, внешний вид – образ Града Божьего – Небесного Иерусалима.

За многовековую историю собор пережил нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты, перестройки.

Киевский Софийский собор был одним из самых больших зданий своего времени. Общая ширина собора – 54,6 м, длина – 41,7 м, высота до зенита центральной бани – 28,6 м. Собор имеет 5 нав, завершенных на востоке апсидами. Увенчан 13 верхами с куполами, покрытыми свинцовыми листьями, образующими ступенчатый пирамидальный силуэт, окруженный с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позже; исследования последнего времени доказали, что они связаны единым замыслом, возникли одновременно. Крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

Стены выложены из крупных природных камней – гранита и розового кварцита, ряды которых разделены рядами плоского кирпича – плинфы. Кладку выполняли на розовом известково-цементном растворе. Первоначально собор не был внешне оштукатурен и побелен.

 

Даты

1051 - на киевский престол в соборе рукоположен митрополит Илларион Киевский.
1054 - в соборе похоронен Киевский князь Ярослав Мудрый.
1055–1062 – собор строил Великий князь Киевский Изяслав Ярославич.
1093 – в соборе похоронили князя Всеволода Ярославича.
1113 - в соборе короновали Великого князя Киевского Владимира Мономаха
1125 - в соборе похоронили Владимира Мономаха
1154 – в соборе состоялось захоронение князя Вячеслава Владимировича.
1169 – Киев захватил и разрушил владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, забрал из Софии все золотые вещи, церковные реликвии, в частности, икону Пресвятой Богородицы.
1203 - во время борьбы за город с Романом Мстиславичем собор ограблен супругой Рюрика Ростиславовича и его половецкими союзными.
1240 – во время разрушения Киева ханом Батыем Софиевский собор устоял, но был поврежден и ограблен.
1375 – собор ремонтировал митрополит Киприан.
1416 - Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 - крымский хан Менгли I Герай.
1497–1577 – собор оставался без присмотра.
1577 — Богуш Гулькевич-Глебовский за свой счет отремонтировал собор.
1596 – собор перешел в собственность Украинской греко-католической церкви по результатам Берестейской унии. По свидетельствам Регинальда Гайденштайна: собор находился в «жалком состоянии», поэтому службы в нем не проводились; сторожил огромных средств, структурой и мастерством выполненных работ не уступал константинопольским, венецианским.
1633 – собор перешел в собственность восстановленной православной Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Возрождение связано с киевским митрополитом Петром Могилой, который добился возвращения собора в православную церковь, провел капитальный ремонт собора, украсил его. Вокруг собора соорудили деревянные монастырские постройки, всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основными строительными материалами были кирпич и известково-песчаный раствор. Кирпич применяли для кладки стен, сводов, фундаментов. В результате неравномерности обжига она имела разные оттенки — от темно-красного до светло-желтого. Обычно все внутренние помещения имели сводчатые перекрытия. В жилищах стояли печи, украшенные узорчатыми глазурованными изразцами, что придавало интерьерам особый колорит.
1638 - при соборе основан мужской монастырь.
1651 - позолочены верхние малые купола.
1654 – киевляне утвердили в Софийском соборе решение Переяславского совета о союзе с Московией.
1690-1707 - митрополит Варлаам Ясинский провел капитальный ремонт собора (при материальной помощи гетмана Ивана Мазепы): в галереях надстроены этажи, установлены 4 новых купола, перестроены на барочный стиль верхом старых башен. Соорудили новую каменную колокольню, называемую жителями Киева «Триумфальная колокольня». Гетман Иван Мазепа позолотил главный купол за свой счет. Установлен колокол Мазепа.
1697 - большой пожар уничтожил деревянные постройки Софийского монастыря.
1699 - началось сооружение новых каменных построек вокруг собора (продолжалось по 1767 г.). Построена колокольня, трапезная, хлебная (пекарня), палаты митрополита, западные ворота (Ворота Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих построек и во внешнем виде Софиевского собора после реконструкции находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков.
1786 — монастырь упразднен, его земли секуляризованы.
1843-1853 - позолочены иконостасы. Надстроен 4-й этаж колокольни.
1851-1852 - реконструирована колокольня.
1917 - Комитет охраны старины и искусства начал исследования Софии.
29 апреля 1918 - в соборе епископ Никодим (Кротков) посвятил Павла Скоропадского на гетмана всей Украины.
1921 - в Софии Всеукраинский церковный собор рукоположил протоиерея Василия Липковского на Митрополита Киевского и всея Украины УАПЦ.
1928-1930 годов Всеукраинская академия наук создала Софийскую комиссию, спасшую собор от уничтожения большевиками (секретарь комиссии - Барвинок Владимир Иванович).
1934 – территорию Софийского монастыря объявили Государственным историко-архитектурным заповедником. Последним настоятелем собора был Юрий Михновский, родственник выдающегося самостийника Николая Михновского. Коммунистическое правительство запретило служение в соборе. Все золотые и серебряные вещи (царские ворота, иконы, серебряные кадила, подсвечники, церковные ризы, книги) изъяты, позолоченные иконостасы разобраны, золото содраны, остальные сожжены.
Сентябрь 1941 — по свидетельству бывшего заведующего Софийским заповедником Алексеем Повстенко, большевики пытались заменить и взорвать собор, но немецкие саперы предотвратили это.
1943 - при гитлеровской оккупации Киева экспонаты Софиевского архитектурно-исторического музея разграблены, часть дорогих икон, фотоархивов вывезли в Германию.
1950-е гг. — в соборе была проведена реставрация, во время которой обнаружили и открыли фрески XI века (фрагментарно, там, где они сохранились), возобновили фрески XVIII века.
1990 - ансамбль Софийского монастыря занесен в Перечень мирового наследия ЮНЕСКО.
2006 – представители пяти православных церквей прочитали первую совместную молитву за Украину в Софийском соборе.
2018 – состоялся Объединительный собор украинских православных церквей. Участники собора установили устав и избрали Предстоятеля Православной Церкви Украины.
Февраль 2019 - Святослав (Шевчук) объявил о богомолье в Софию. Филарет (Денисенко) призвал воздержаться от этого. После этого в УГКЦ заявили, что окончательное решение о богослужении в Софии не принято и будут вестись переговоры с предстоятелем ВТО Эпифанием.

 

Интерьер собора

Сохранились 260 кв. метров мозаик и 3 тысяч кв. метров фресок 11 века. Новые фрески и мозаики обнаруживаются и в начале XXI в.

 

Мозаики

У каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты позволяют определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев).

Особую ценность составляют мозаики XI в., украшающие главные части собора — центральную баню и главный алтарь; изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно «небесной иерархии».

Изделием искусства мозаики считается изображение Оранты, расположенной в центральной апсиде — фигуры Святой Девы Марии, руки которой подняты в молитве. Мозаика имеет 6 метров в высоту. Уникальность: выполненное на внутренней поверхности купола Собора, с разных точек Оранта выглядит изображенным в разных позах — стоя, склонившись в молитве или на коленях.

Все мозаики собора исполнены на сияющем золотом фоне, им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. При всем цветовом разнообразии мозаик предпочтительными тонами является синий и серо-белый в сочетании с пурпурным.

Каждый цвет имеет много оттенков: синий-21, зеленый-34, красно-розовый-19, золотой-25 и т.д. Это свидетельствует о высоком развитии в древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик собора насчитывает 177 цветовых оттенков. В настоящее время современные мастера, используя методы 11 века, не в состоянии изготовить такое разнообразие цветов мозаики.

Смальта изготовлена ​​из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окись металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 см³. В наборе лиц часто встречаются более мелкие кубики — около 0,25 см³. Почва под мозаиками трехслойная, общая толщина его 4–6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природных камней.

В зените центральной бани изображен Христос Пантократор (Вседержитель), царствующий над всем пространством.

Вокруг Христа-Вседержителя – четыре архангела, из которых только один – мозаичный, а других в конце XIX в. дорисовал маслом М. О. Врубель.

В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась только верхняя часть фигуры Павла.

Из четырех изображений евангелистов на парусах, поддерживающих баню, полностью осталась фигура Марка на юго-западном парусе.

На северной и южной подпружиненных арках расположены пятнадцать мозаичных медальонов с изображением мучеников. На столбах предалтарной арки мозаичная сцена «Благовещения».

 

Фрески

Сохранившиеся в Софийском соборе фрески (росписи минеральной краской на влажной штукатурке) датируются XI веком — они были выполнены во время строительства собора. В XIX веке, во время реконструкции собора, фрески были обновлены масляными красками, которые, как правило, повторяли контуры старых изображений.

В ХХ веке, во время очередной реставрации учеными было обнаружено, что большая часть фресок XI века сохранилась под слоем штукатурки и масляных красок, и, где это было возможно, старые фрески были открыты. Цветовая гамма древних фресок создавалась на сочетании темно-красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Для росписи Софии характерна четкость композиции, выразительность образов, красочность, органическая связь с архитектурой. Весь ансамбль стенописи Софии Киевской по своему содержанию был подчинен единому замыслу — укоренению недавно принятого христианского вероучения и утверждению феодальной власти. Вместе с тем роспись главного собора государства должна была показать величие Руси, ее международное признание, роль киевского княжеского дома в политической жизни Европы. Поэтому в Софии значительное место отведено светским композициям. На трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, был написан княжеский семейный портрет основателя собора. Портрет традиционно связывается с семьей Ярослава Мудрого. По версии Надежды Никитенко, здесь изображена семья Владимира Святославича. На портрете князь Владимир и княгиня Анна возглавляли торжественное шествие своей семьи, причем князь держал в руках модель собора.

К сожалению, до настоящего времени от этой фресковой композиции уцелели только фигуры детей князя на южной и частично северной стенах. Об остальных изображениях рассказывает рисунок голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, видевшего фреску в середине XVII века.

В лестничных башнях, ведущих на княжеские хоры, сохранился уникальный дворцовый цикл светских фресок. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, соревнования на константинопольском ипподроме, музыки, акробаты, охотничьи сюжеты. Доктор исторических наук Сергей Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема в середине Х ст. княгини Ольги византийским императором Константином Багрянородным. Профессор Надежда Никитенко доказывает, что фрески башен составляют великокняжеский триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987/8 гг. династического брака князя Владимира и византийской принцессы Анны, положившей начало крещению Руси.

На стенах обеих башен хорошо видны орнаменты, символические рисунки и многочисленные охотничьи сцены: «Охота на медведя», «Борьба ряженых», «Охота на вепря» и т.д. Фрески башен — уникальный памятник средневекового монументального искусства и важный исторический источник, свидетельствующий о культурных связях Киевской Руси и Византии.

Обращает на себя внимание сохранившаяся роспись в бывшей крестильной собора, в частности фресковая композиция XI века «Сорок севастийских мучеников». Крестильной помещение стало на рубеже XI—XII веков, когда в арку галереи была встроена апсида. Фрески апсиды – «Крещение» и фигуры святителей – отражают стилистические особенности монументального искусства того времени.

Фрески сохранились во всех старых помещениях собора, сначала на стенках центрального подбанного места (евангельские сцены).

В Софии Киевской групповой княжеский портрет размещен на трех стенах центрального нефа (коридора), напротив главного алтаря под княжескими хорами. Это самая большая фреска собора, она имеет длину 15 метров. По мнению историков, это говорит о значении и могуществе Киевской княжеской власти для всего тогдашнего мира. И, следовательно, Владимир - тот князь, который заказал и построил собор. На портрете изображена церемония освящения Софии семьей крестителя Руси-Украины Владимира.

В приделах - жертвеннике и диаконнике - сохранились циклы фресковых композиций, рассказывающих о деве Марии (алтарь Иоакима и Анны) и о деяниях апостола Петра (алтарь Петра и Павла).

Роспись южного алтаря (Михайловского) посвящена архангелу Михаилу, считавшемуся на Руси покровителем Киева и княжеской дружины. Фрески крайнего, северного алтаря повествуют о святом Георгии — духовном патроне князя Ярослава Мудрого. Большой интерес представляет цикл фресковой росписи, сохранившийся на хорах. Это сюжеты «Встреча Авраамом трех путников», «Гостеприимство Авраама», «Жертвоприношение Исаака», «Три отрока в пеще огненной», «Тайная вечеря», «Чудо в Кане Галилейской» и т.д.

Значительное место в росписях собора занимают орнаменты: они обрамляют оконные и дверные проемы, подчеркивают линии арок и сводов, сбегают пилонами и столбами, панелью проходят над полом.

 

Граффити

На стенах Софийского Собора остались надписи и рисунки, оставленные священниками и посетителями собора.

Эти надписи и рисунки имеют общепринятое название – граффити. На сегодняшний день обнаружено более 7000 граффити XI — начала XVIII в. Количество граффити свидетельствует о высоком уровне письменности в России-Украине. Самыми видными исследователями и открывателями большинства граффити являются историк Сергей Высоцкий и современный исследователь, доктор исторических наук Вячеслав Корниенко.

Некоторые граффити Софии Киевской исполнены не кириллицей, а глаголицей.

Граффити содержат ценные сведения о разных сторонах жизни Киевской Руси — в частности, сохранились записи о смерти Ярослава Владимировича (Мудрого), автограф Владимира Мономаха, запись о мирном договоре, заключенная в конце XI в. между князьями Святополком Изяславичем, Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем на р. Желане (сейчас - Жуляны), покупку княгиней, дружиной Всеволода Ольговича, земли Бояновой (середина XII в.). На стенах Софии обнаружен цикл очень ранних дат, составляющих эсхатологический календарь и удостоверяющих ожидания в первой трети XI в. конца света и Второго Пришествия Христа. В разных местах собора найдено 11 граффити, содержащих даты с 1018 по 1036 гг. и позволяющие определять возникновение собора вторым десятилетием XI в.

Поскольку большинство граффити писали простые, хоть и грамотные, жители древнего Киева, то сейчас они являются одним из наиболее вероятных источников о древнерусском языке, то есть язык, на котором говорили жители Киевской Руси, в отличие от принесенного церковнославянского. Анализ старинных надписей свидетельствует, что им присущи многие черты современного украинского языка.

Иконостас
В XI веке. во время строительства Собора алтарь был отделен от общего помещения лишь невысоким предалтарным забором, изготовленным из мрамора.

Первый иконостас был изготовлен и установлен во время перестройки Собора Митрополитом Петром Могилой в 1637-1638 годах.

Врата простояли в Соборе 184 года, вплоть до 1934 года, когда большевики распорядились разрезать их на куски (что легче было бы вынести из Собора и перетопить) и отправить в резервный фонд драгоценных металлов.

Случайно несколько фрагментов ворот 1977 г. нашли в запасниках Киево-Печерской лавры, где в сталинские годы было размещено т. н. Музейный городок. Туда со всей Украины свозили конфискованные церковные ценности, в основном перетапливаемые на металл.

Удалось выяснить, что уцелевшие части ворот попали туда из резервного фонда драгоценных металлов в 40-е годы прошлого века. Остальные, вероятно, были перетоплены.

В советские годы реставрировать врата не удалось, потому что Москва не дала разрешения на покупку 2,2 кг серебра необходимых на реставрацию уцелевших частей.

Сейчас царские ворота отреставрированы, их вернули на прежнее место.

Некрополь
София Киевская с давних времен служила усыпальницей князей и высшего духовенства. Некрополь Св. Софии, который содержал десятки захоронений как в соборе, так и во дворе, является самым древним и охватывает самый длительный по времени существования период в истории Украины (1054–1995). Большинство имен похороненных в Софийском некрополе неизвестно, однако идентифицированные захоронения свидетельствуют о том, что здесь нашли убежище выдающиеся деятели национальной истории.

И – древняя внешняя северная галерея;
И а — восточная часть древнерусского параклиса, входившего в состав усыпальницы Ярослава; часовня-усыпальница Владимира времен Петра (Могилы); И б – западная часть параклиса;
И а, б - Благовещенский алтарь (с конца XVII в.); алтарь Св. Иоанна Предтечи (с первой четверти XIX в.);
И в – алтарь в честь Собора Св. Иоанна Предтечи (с конца XVII в.); Сретенский алтарь (с первой четверти XIX в.);
II – древняя внутренняя северная галерея; Владимирский алтарь (со времен Петра (Могилы));
II а — древняя часовня-усыпальница Ярослава;
II б – древняя усыпальница Всеволодовичей;
III - Георгиевский алтарь;
IV - алтарь Св. Апостола Петра;
V — центральный неф;
VI - алтарь Святых Иакима и Анны;
VII - Михайловский алтарь;
VIII – древняя внутренняя южная галерея; алтарь Святых Антония и Феодосия (с конца XVII в.);
IX – древняя внешняя южная галерея;
IX а — часовня-усыпальница Св. Макария времен Петра (Могилы);
IX а, б – Успенский алтарь (с конца XVII в.);
IX б – подвал XVIII в. с погребениями Митрополитов;
IX в – алтарь Двенадцати Апостолов – капелла Иоанна Мазепы (с конца XVII в.);
X – древняя внутренняя западная галерея;
XI – древняя внешняя западная галерея;
XI а – крестильня конца XI – начала XII в., встроенная в галерею; XI б – нартекс, построенный в конце XIX в. на месте разрушенной галереи.

1 – саркофаг Ярослава Мудрого; 2 – саркофаг Владимира Мономаха; 3 — первоначальное место рака Св. Макария; 4 - захоронение Сильвестра (Косова); 5 — захоронение Гедеона (Святополка-Четвертинского); 6 — вход в Митрополичий склеп XVIII ст.

В подвале XVIII в. похоронены Митрополиты: 7 - Рафаил (Заборовский); 8 - Арсений (Могилянский); 9 - Гавриил (Кременецкий); 10 - Самуил (Миславский); 11 - Иерофей (Малицкий); 12 - Серапион (Александровский);

Погребение высшего духовенства XIX ст. во внешней северной галерее: 13 - Леванда Иоанн; 14 - Митрополит Евгений (Болховитинов); 15 - Митрополит Платон (Городецкий).

По свидетельству летописей в Софии были похоронены князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах, Вячеслав Владимирович.

Кроме указанных захоронений, в Софийском соборе хранится перенесенный из руин Десятинной церкви в XX веке саркофаг «княгини Ольги».

 

Архитектурный ансамбль

Колокольня
Со стороны Софийской площади возвышается Колокольня с парадным въездом во двор собора. Ее силуэт возводит в единое целое сооружения Софийского ансамбля. Колокольня встроена в монастырскую стену с юго-восточной стороны двора. Это первое каменное сооружение, построенное в 1699–1706 годах после пожара конца XVII ст. Ее архитектор неизвестен, в документах упоминается только имя одного из строителей — «каменных дел подмастерья», жителя Киево-Печерского городка Саввы Яковлева. Сначала Колокольня была трехъярусной, увенчанной небольшим куполом с высоким шпилем. Поскольку Колокольня возведена на месте древнего оврага, вскоре после постройки ее верхние ярусы начали разрушаться. Они дали значительные трещины, что угрожало обвалом, поэтому в 1744-1748 годах были разобраны и перестроены. Восстановлением Колокольни руководил известный петербургский зодчий И.-Г. Шедель, по заказу митрополита Рафаила (Заборовского) выполнил в Киеве немало строительных работ. Отстроенная Колокольня также была трехъярусным, увенчанным нарядным барочным куполом с позолоченными шпилем и звездочками на голубом фоне. В 1851–1852 годах по проекту епархиального архитектора П. Спарро Колокольня повышена еще на один ярус. Ее увенчали деревянным грушевидным куполом, покрытым медными позолоченными листьями.

Колокольня, высота которой достигла 76 м, стала доминировать не только над бывшей Крещатой долиной, но и над застройкой Верхнего Киева. Хотя от первоначальной постройки сохранились первый и часть второго яруса, однако архитектура и декор Колокольни воспринимаются как гармоничное целое. Парадность Колокольни подчеркнута пирамидальной композицией: четыре архитектурных объема постепенно сужаются вверх и завершаются куполом. Два нижних яруса – прямоугольные, верхние – восьмиугольные. Над ними возвышается баня, увенчанная макушкой с крестом. Нижний ярус имеет сводчатый проезд, арки которого украшены разорванными фронтонами. Над проездом устроено закрытое помещение, куда ведет винтовая лестница в толще стены с северной стороны проезда. Три верхних яруса не имеют межэтажных перекрытий и открыты наружу арками. Ярусность композиции обозначена карнизами сложного профиля, по вертикали поверхности стен расчленена плоскими пилястрами, между ними декорированы ниши. С архитектурными формами Колокольни отлично взаимодействует ее скульптурный декор. В причудливое кружево лепного орнамента вплетены сюжетные барельефы — динамические фигуры ангелов в виде украинских парней в подпоясанных жупанах, изображения купидонов, масок, гирлянд, цветов в корзинах, букетов, геральдических двуглавых орлов, балдахинов над нишами и т.д. Восточный фасад обращен к Софийской площади. Он украшен в третьем ярусе фигурами апостола Андрея и князя Владимира – основателей христианства на Руси-Украине.

Западный фасад Колокольни со стороны двора декорирован фигурами архангела Рафаила и апостола Тимофея — небесных патронов митрополитов Рафаила (Заборовского) и Тимофея (Щербацкого), за которых в XVIII в. она перестраивалась. Лепные украшения исполняли талантливые мастера из Жолквы Иван и Степан Стобенски. Орнаментация стен усиливается окраской Колокольни, которая сначала была полихромной, а с XIX в. фасады становятся двухцветными. Яркое белье лепных украшений на бирюзовом фоне в сочетании с сиянием золота создают впечатление торжественной праздничности. Во втором ярусе Колокольни сохранился колокольный звон 1705 года, известный под названием «Мазепа». Это один из 20 колоколов, размещенных когда-то в Колокольне. Среди сохранившихся в Украине старых бронзовых колоколов «Мазепа» является самым большим по размерам и самым богатым по орнаментике. В начале XXI века. осуществлены значительные по объему ремонтно-реставрационные работы: укрепленные конструкции, отреставрированные фасады и интерьер, обновленная позолота бани. Впервые за многие годы памятка открыта для посещения. Летом 2008 года, во время празднования 1020-летия крещения Руси на Колокольне установлено 20 новых колоколов общим весом 835 кг. 25 июля 2008 года эти колокола освятил Вселенский патриарх Варфоломей И. С тех пор их игра сопровождает всенародные торжества на Софийской площади.

Трапезно
С южной стороны собора расположена Трапезная (Теплая, или Малая София), построенная в 1722–1730 гг. (?) Она объединяла церковь Воскресения Лазаря, обеденный зал и кухню. На втором этаже содержались амбары для продуктов и монастырской утвари. Под домом устроили большое складское помещение. В 60-х годах XVIII ст. Трапезная достраивалась с участием известного украинского архитектора И. Григорьевича-Барского. В 1822 г. по проекту архитектора А. Меленского Трапезна перестроена на зимнюю церковь Рождества Христова. С тех пор она называется Теплой, или Малой Софии. В 1872 г. Теплая церковь значительно построена и придана ей виду тринавной базилики с высокой центральной навой, которая завершается на востоке большим алтарем, увенчанным грушевидным куполом. Это красивое барочное сооружение покрыто крышей «с заломом» и украшено с запада пышным волнообразным фронтоном. В ходе реставрации 1970-х годов Трапезной частично вернули первобытные архитектурные формы. В Трапезной экспонируется выставка "Первые Храмы Киева". На ней можно ознакомиться с фрагментами мозаичного пола из Десятинной церкви, гробницей украшенной резьбой ХІ-ХІІ ст., историей исследования архитектурных памятников древнего Киева и т.д.

Хлебня
В 1722–1730 годах неподалеку от Трапезной был построен Хлебня (пекарня), переоборудованная после закрытия монастыря под помещение духовной Консистории — органа епархиального управления и суда. Сначала дом Хлебни был одноэтажным, а в 1770-1783 годах был надстроен второй этаж. 1853 дом снова перестраивался. Была изменена его внутренняя планировка и архитектурный декор фасадов. В результате перестроек сооружение потеряло первоначальный барочный вид. Ныне Хлебня — прямоугольное в плане здание, вытянутое по оси север-юг. На восточном фасаде выступает украшенный рустом ризалит XIX в. В XIX в. вдоль улицы Владимирской, на месте ограды XVIII в., построили второе (южное) крыло Консистории. Ее первобытное (северное) крыло оказалось встроенным в новое сооружение своим южным торцом. В помещениях Хлебные открыты просторные выставочные залы.

Южная башня
К южному крылу Консистории примыкает каменная Южная башня — еще один въезд в монастырский двор, устроенный во времена гетмана Ивана Мазепы. Это квадратное в плане двухэтажное здание, которое венчает массивная полусферическая баня с конусообразным шпилем. На шпиле, как и прежде, в октябре 2010 г. был установлен металлический флюгер в виде позолоченной фигуры архангела Михаила. Первый этаж сооружения имеет сводчатый проезд. Над ним расположено просторное помещение. Сейчас здесь одно из фондохранилищ заповедника. В толще восточной стены – сводчатое помещение для стражи. С востока к башне примыкает возведенный одновременно с ней древнейший отрезок мощной кирпичной стены, соединяющей ее с Колокольней. Кладка вокруг усадьбы Софийского монастыря построена в течение первой половины XVIII в.

Дом митрополита
Дом митрополита расположен в западной части двора Софийского архитектурного комплекса, напротив главного входа в собор. К созданию этой жемчужины украинского барокко приложили несколько киевских митрополитов. Сооруженный в 1722–1730 гг. во времена митрополита Варлаама (Ванатовича) Дом сначала был одноэтажным. Его преемник митрополит Рафаил (Заборовский) (1731–1747 гг.) построил второй этаж, в строительстве которого, вероятно, участвовал талантливый зодчий И. Г. Шедель. Завершение строительства пришлось на время пребывания на киевской кафедре митрополита Тимофея (Щербацкого) (1747–1757 гг.), который привлек к работам архитектора С. Антонова. В этот период построен третий, мансардный этаж, устроена новая крыша с заломом, восточный и западный фасады Дома украшены великолепными барочными фронтонами.

В дальнейшем Дом не раз перестраивался, достраивался и ремонтировался. В 1880-е гг. по проекту известного киевского архитектора В. Николаева с западной стороны сделана пристройка, устроен балкон с лестницей, по которой со второго этажа можно было спуститься в митрополичий сад. В интерьере появилась новая широкая гранитная лестница.

После октябрьского переворота Дом митрополита был национализирован, и здесь размещались различные организации.

Масштабные ремонтно-реставрационные работы в Доме митрополита осуществлены в течение 2005-2008 гг. (авторы проекта реставрации - архитекторы С. Юрченко и В. Отченашко; меценат - Благотворительный фонд «Развитие Украины»). В процессе работ была открыта и реставрирована аутентичная живопись XVIII в., сохранившаяся в интерьере памятника. Специалисты изучили ближайшие аналоги предметов меблировки, благодаря чему на первом этаже Дома сформирована музейная экспозиция, которая воспроизводит интерьер и утварь митрополичьих покоев XVIII–XIX вв. На втором этаже находятся выставочные залы и большой, оборудованный современными техническими средствами конференц-зал, где проходят конференции, семинары и другие мероприятия культурно-массового характера.

Ворота Заборовского
В XVIII ст. Дом митрополита имел отдельный въезд из города — триумфальные ворота Заборовского, к которым вела улица от Золотых ворот. Это одно из лучших творений И. Г. Шеделя, возведенное до 1745 г. по заказу митрополита Рафаила (Заборовского) в честь восстановления в 1743 г. Киевской митрополии. От Брамы сохранился западный фасад с фронтоном и часть сооруженных возле них стен. Именно у Брамы Заборовского стены заперли забор вокруг усадьбы Софийского монастыря. В XVIII ст. Ворота были прямоугольными в плане каменным сооружением с арочным проездом шириной 3,2 м. Со двора по обе стороны проезда размещались помещения для караула — кордегардии, по два с каждой стороны. В углу юго-западного помещения была винтовая лестница, ведущая на просторный чердак. К Браме примыкает каменный забор XVIII ст., высота которого достигает 4 м. Относительно него западный фасад Брама несколько отступает вглубь двора, образуя перед въездом небольшую аванплощу. Парадность Врат Заборовского усиливает ее богатый декор. Ворота фланкированы двумя парами перспективно расположенных колонн с пышными коринфскими капителями. Передняя пара колонн поддерживает орнаментированный парапет, перспективно тянущийся к арке, опирающейся на вторую пару колонн. Над аркой возвышается великолепный барочный фронтон, сплошь покрытый лепным орнаментом. Центром орнаментальной композиции является митрополичая митра под скрещенными ветвями пальмы — символ духовной власти и знак возрожденной митрополии. В образовавшийся между арками лепный орнамент тимпана помещен картуш с фамильным гербом Заборовского — горящим сердцем с крестом на нем как символом любви к Богу. Высоким барочным фронтоном украшен и восточный фасад Брамы. С застройкой города Брама оказалась в тесном Георгиевском переулке, поэтому в 1822-1823 годах ее замуровали, кордегардии разобрали, а на месте митрополичьего двора заложили сад. В 2007—2009 гг. постройка возрождена в первоначальных формах.

Братский корпус
Домом митрополита с севера соседствует Братский корпус, построенный в середине XVIII в. под монашеские кельи. Это вытянутое почти на 60 м по оси север-юг сооружение. Первоначально она была одноэтажной, с открытой галереей на западном фасаде. Уже в 60-х годах XVIII ст. над сооружением надстроили второй этаж. В XIX в. к западному фасаду пристроена двухъярусная деревянная галерея с лестницей на второй этаж. Сейчас в Братском корпусе находится фондохранилище заповедника.

Бурса
Севернее собора стоит здание Бурсы, построенное в 1763–1767 годах архитекторами М. Юрасовым и П. Паповым. Двухэтажное прямоугольное сооружение вытянуто с востока на запад почти на 108 м. Два выступа на обращенном к собору южном фасаде образуют перед Бурсой парадный подъезд. Сооружению придает величество и высокая крыша «с заломом». Фасады расчленены пилястрами, придающими вытянутому в длину строению четкого ритма. В промежутках между пилястрами сгруппированы красиво оформленные окна. В настоящее время здесь находится Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины.

Пристенные кельи
На южной границе монастыря, вдоль монастырской стены, простирающейся вдоль ул. Владимирской, находится корпус пристенных келий, построенных в 1839 году.

Монастырские стены
Кладки, окружавшие усадьбу Софийского монастыря, начали возводиться в первой половине XVIII века и были завершены в 1750 году. Первоначально они ограничивали всю территорию монастыря, но со временем их протяженность постепенно уменьшалась, пока в 1930-х годах стены достигли современной длины. Высота стен составляет 4 метра, шириной они имеют 5 кирпичей. Кладки покрыты одно- или двускатной крышей. Система стен имеет в своем составе колокольню, Южную въездную башню и Браму Заборовского.

 

Реставрационные работы

Над реставрацией собора работали известный итальянский зодчий Октавиано Манчини, украинские художники братья Тимиш и Иван Зиновьевы. Для украшения собора был выписан из Москвы позолотник Иоакима Евтихиева, иконописца Иоакима, а также резчиков, теслов, каменщиков. Было сделано немало. Отреставрировано центральное ядро ​​Софии, где проходили богослужения. Основное внимание уделено алтарной части и северному фасаду, поскольку именно здесь находился главный вход, потому что западная стена все еще лежала в развалинах. Был изготовлен высокий деревянный резной и золоченый иконостас с соборной иконой Св. Софии. По современным исследованиям, Могила создал в восточных торцах северной и южной открытых наружных галерей две часовни, предназначенные для мощей князя Владимира Святославича и киевского священномученика митрополита Макария. Эта акция была приурочена к Киевскому собору 1640 года, открывшемуся в Софии на ее престольный праздник — Рождество Богородицы. Реставрация Собора длилась очень долго и, к сожалению, не была завершена при Могиле, поскольку объем работ был огромным. После Могилянской реставрации София сохранила свое первоначальное состояние. Об виде Софии этого периода свидетельствуют рисунки голландского художника А. ван Вестерфельда (1651) и описание собора архидиаконом Павлом Алеппским (1652). 26 апреля (6 мая) 1686 года был заключен Вечный мир – договор о разделе территории Украины Московским царством и Речью Посполитой. Мир завершил московско-польскую войну, продолжавшуюся с 1657 года на территории современной Украины и Беларуси. Договор подтверждал пункты Андрусовского перемирия 1667 года. Дальнейшее возрождение собора связано с именем Ивана Мазепы (1687–1708) и его сподвижника – митрополита Варлаама Ясинского (1690–1706). Гетман предоставил 5000 дукатов на позолочение купола Софии, подарил собору золотую чашу в 500 дукатов, а на его восстановление выделил 50 000 золотых. В 1697 году сильный пожар уничтожил уже отлаженные деревянные постройки монастыря, возведенные при Петре Могиле и монастырский архив. Но к началу XVIII ст. Софийский собор был полностью отстроен. В результате капитальных ремонтно-реставрационных работ на рубеже XVII - XVIII ст. собор снаружи приобрел барочный вид, который в своих основных чертах сохранился по сей день. Над одноярусными открытыми галереями были надстроены вторые этажи, аркбутаны разобраны, а галереи превращены в закрытые помещения, где разместились приделы.

К концу 1740 года была завершена реконструкция и строительство. Бревно было добавлено в период с 1744 по 1752 годы, с финишными штрихами, такими как позолоченный купол, имевший место в 1852 году. Украшать купол использовалось примерно четыре килограмма золота.

На протяжении XVIII ст. меняется и интерьер собора. Его разрушенную западную часть перестроили, в результате чего центр собора стал просторнее. На стенах собора появились новые масляные рисования в традициях барочной живописи, спрятав под собой древние фрески. Мозаики были оставлены и стали основными акцентами новой системы внутреннего убранства. Раскраска Софии, продолжавшаяся на протяжении всего XVIII века, проводили художники живописной мастерской Софийского монастыря.

В 1786 году монастырь был ликвидирован в связи с секуляризационной реформой Екатерины II. В этот же период в соборе была проведена реконструкция, частью которой являлось усиление основных опорных элементов конструкций системой тяжей и анкерных устройств, на что было выделено не менее 500 пудов металла. Тогда же было и названо «Киево-Софийский Кафедральный Собор», с соответствующим штатом и содержанием. С этого времени киевский митрополит считался одновременно и архимандритом Киево-Печерской лавры. Софийский собор остался резиденцией митрополита, которому разрешалось иметь резиденцию в Лавре.

Следующий этап в истории реставрации Софии связан с работами 1843-1853 гг. под руководством академика Ф. Солнцева. Стены от более поздних наслоений штукатурки и барочной живописи очищались примитивными методами, открытые фрески прорисовывались масляными красками согласно первоначальному виду по византийским канонам. Тогда же был перестроен барочный фронтон над западным фасадом, которому придали модную псевдовизантийскую форму. После создания в 1919 году Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) София Киевская стала ее кафедральным собором. Одновременно здесь действовала Софийская комиссия Всеукраинского Археологического Комитета Всеукраинской Академии наук, велись реставрационные и исследовательские работы. Вместе с тем в 1920-30-е гг., как и в других церквях Киева, происходила конфискация самых ценных вещей Софийского собора. В 1934 г. был создан Софийский государственный заповедник, открытый для посетителей весной 1935 г. Создание заповедника открыло новую страницу в жизни древнего Софийского собора и памятников архитектуры на его территории. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации. В первую очередь было выполнено научно обоснованное исследование собора под руководством И. Моргилевского, И. Е. Грабаря, которая касалась реставрации фресок и мозаик, проведены археологические и архитектурные исследования. Над реставрацией мозаик и фресок работали В. Фролов, П. Юкин, А. Баранов, И. Овчинников и А. Домбровская. Археологические исследования проводили Т. Молчановский, И. Самойловский, М. Каргер. Такие работы еще более масштабно развернулись в послевоенные годы. Археологические работы продолжил М. Каргер. Историки архитектуры Ю. Асеев, М. Крессальный, В. Волков на базе новых исследований создали макет-реконструкцию древнего вида собора [1,2,3]. В 1950-е гг. архитектурная реставрация Софии была в основном завершена. Развернулась многолетняя работа по реставрации монументальной живописи. Главной задачей реставраторов было раскрытие древней живописи из-под более поздних наслоений, выявление и ликвидация отслоений штукатурки, очищение живописи от грязи и копоти. Благодаря реставрационным работам возрожден самый большой в мире стенописный ансамбль первой половины XI в.: 260 м2 мозаик (с 640 м2) и около 3000 м2 фресок (с 6000 м2).

Благодаря дальнейшим исследованиям была уточнена конструктивная система наземного строения, основного ядра, его перестроек, фундаментная система собора и детали истории строительства. Заделку здания выполняли на месте, которое было выровнено и имело уклон около 1.5 м с запада на восток. Работы осуществляли без угломерных инструментов, использовали шнур и колышки по принятой в византийской архитектуре того времени системе пропорциональности, что привело к некоторым неточностям на плане и сказалось на композиции здания. Здание собора похоже на церкви, встречающиеся в византийской архитектуре столичной константинопольской школы, но прямых аналогий у него нет. Для киевского собора характерна центрическая композиция: длина его центральной части почти равна ширине (без галерей). Постройка собора шла быстро, о чем свидетельствуют «дневные захватки» каменщиков, которые можно проследить в кладке стен. Строительство здания продолжалось не более трех-четырех сезонов и, вероятно, столько же заняли работы по внутреннему оформлению и отделке. В последствии надземные конструкции собора неоднократно перестраивались и усиливались, но основное ядро ​​собора сохранилось неизменным.

 

Наружные фундаменты выполнены из бутовой кладки, состоящей из гранитных валунов и больших глыб красного овручского кварца на цемяночном растворе с шириной обреза фундамента 0,18…0,44 м на глубину 1,75…2,0 м, внутренние фундаменты сложены рваного бутового камня насухо, без раствора с обрезом фундамента 0,15…0,2 м на глубину 0,85…1,0 м. Фундаменты в дальнейшем не усиливались, кроме западной части, где при строительстве подвала под нартексом были сооружены ленточные фундаменты в глубину. до 5 м. Таким образом, современное здание представляет собой единственную систему, объединяющую древнее ядро ​​Софии и более поздние конструкции, усиленные системой конструктивной защиты – контрфорсами и тяжами. В настоящее время опорные конструкции Собора находятся в стабильном состоянии. Но следует отметить, что северная часть собора имеет гораздо меньше деформаций, чем южная, для которой характерно большое количество сквозных и силовых трещин. Особенно это касается бывшей галереи, южной башни и примыкающего к ним помещения крещальни. Ширина раскрытия большей части трещин в центральной и северной части собора составляет 0,1...1 мм, в стенах южной галереи - 0,1...8 мм, в крещальни до 80 мм. Ширина раскрытия трещин в своде крещальни составляет 0,5...7 мм, в куполе Михайловского зала - 0,5...2,5 мм. Согласно исследованиям, проведенным институтом ГП НИИСК и КДП Киевгеоинформатика в 2003—2015 гг., динамика раскрытия трещин в стенах, арках и сводах незначительна, наблюдаются сезонные колебания ширины раскрытия характерных трещин по наблюдательным маркам в пределах 0,3…0,0. В настоящее время большое внимание уделяется исследованию, консервации, сохранению и экспонированию собора, ведется мониторинг технического состояния собора и территории архитектурного ансамбля Софийского собора с целью предотвращения негативных последствий. Заповедником с начала ХХІ ст. активно проводятся научные исследования по разным направлениям. Осознавая особую ценность древних архитектурных памятников, в первую очередь Софийского собора, как объектов культурного наследия и преемственности поколений, первоочередными избраны основные направления исследований, которые непосредственно и практически направлены на их физическое сохранение. Это: геодезические наблюдения за состоянием Софийского собора и монастырских сооружений, определение осадки конструкций и отклонений от вертикали; — гидрогеологический надзор за уровнями грунтовых вод на территории Софийского подворья и состоянием грунтового массива в его пределах; - георадарные исследования оснований и фундаментов зданий с целью определения их реальной конфигурации и глубины их залегания, картографирования в подземном пространстве зон подтопления и уплотнения грунта; — геофизические исследования на территории архитектурного ансамбля Софийского собора и прилегающей к нему территории исторического центра Киева с целью выявления аномалий и негативных процессов, угрожающих зданиям; - лазерное сканирование и фотограмметрическая фиксация сооружений и монументальной стенной живописи; — исследование напряженного состояния построек Софийского собора и его Колокольни путем математического моделирования и разработки компьютерной программы напряженного состояния конструктивных систем и изменений, происходящих под влиянием различных негативных факторов; - натурные исследования физико-механических свойств строительных материалов в теле древних построек и определение их остаточного ресурса; - Исследование микроклимата и термографические исследования. Методика и уже полученные результаты исследований представлялись учеными отдела охраны памятников архитектуры и руководителями Заповедника в Украине, а также в Лондоне, Льеже, Брюсселе, Сиане, Москве и т.д., где получили должное признание и одобрение. Научные исследования выполняются высококвалифицированными специалистами научно-исследовательского отдела охраны памятников архитектуры совместно с научно-исследовательскими учреждениями и специализированными организациями Национальной академии наук Украины, Министерства культуры Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

 

Исследование и реставрация полов собора

В 2010 году исследования полов в Софийском соборе были проведены на первом этаже в приямку между северо-западной башней и западной внешней галереей, на втором этаже – в алтарях св. Николая Мокрого (северные хоры) и св. апостола Андрея (южные хоры).

Первый этаж. На участке между северо-западной башней и западной внешней галереей древний шиферный пол был открыт Ф. Мовчановским в 1936 г. Во время раскопок были сняты гладкие квадратные чугунные напольные плиты конца XVIII в. и на освободившемся таким образом участке между башней, нижней частью закладки аркбутана и стеной западной внутренней галереи в насыпном гумусе Ф. Мовчановским был заложен шурф, в котором он обнаружил четыре захоронения, отнесенные им к XVIII ст. Под гумусовой подсыпкой на глубине около 80 см от уровня пола западной наружной галереи Ф.Молчановский открыл пол из шиферных плит. В своем отчете исследователь упоминает, что после обнаружения шиферных плит полов последние поднимались, однако не указывает, какие именно и с какой целью. Под чугунными напольными плитами, как можем исключить по отчету Ф. Мовчановского, находилась сплошная прослойка пепла и мелкого древесного угля.

Во время раскопок Ф.Молчановский вывез за пределы собора весь гумус, находившийся в шурфе, после чего на шиферные плиты подсыпали тонкую песчаную «подушку» и на нее уложили гладкие чугунные плиты, располагавшиеся здесь до раскопок. В результате образовался приямок глубиной 80 см от уровня пола внешней западной галереи. Во время исследований 2010 г. нами были сняты чугунные плиты в приямку и под тонкой прослойкой песка снова открыты шиферные напольные плиты. Две плиты западной части пола находятся на значительном расстоянии друг от друга. Разумеется, конкретно они, сохраняющие свое положение не в in situ, и были подняты Ф. Мовчановским. Другие же напольные плиты, судя по их размещению, находятся в своем первоначальном положении. В восточной части пола плиты уложены настолько близко, что швы между ними не заполнены известковым раствором. В швах между другими плитами находится серый известковый раствор. Однако его нельзя рассматривать как основание для датировки, потому что он мог появиться здесь во время более позднего ремонта пола. В одном месте при укладке плит образовался неприкрытый ими четырехугольный участок, в котором находился фрагмент розового цемяночного раствора со следами подтески под ее форму.

Почти все шиферные четырехугольные плиты, они имеют разные размеры: 20×45 см, 45×50 см, большая часть — 50×60 см. В средней части пола уложена большая шиферная плита (90×135 см) неправильных очертаний, похожая на заготовку для торцевой стенки саркофага. В восточной части пола, поверх небольшого тонкого куска шифера, на уровне напольных плит лежала раздавленная керамическая плитка размером 25×32.5×3 см с зеленой поливом (реставрированная). Вероятно, ее появление связано с одним из ремонтов пола в XVII в., когда просели шиферные плиты у древнего подпорного столба прикладки под аркбутан. В восточной части пола, у стенки внутренней западной галереи, несколько плит отсутствуют. Здесь хорошо прослеживается известковая подготовка под пол. К сожалению, проследить, распространялась ли эта подготовка во все полы, невозможно без снятия плит, что, по сути, будет разрушением памятника. Подготовка в восточном углу почти вплотную подходит к столбу, подпирающему «головку» аркбутана, возведенному в технике послойной кладки из камня и плинфы (22×34×4–5 см). Судя по толщине плинфы, столб прикладки можно датировать началом XII в. На столбе, над подготовкой, а следовательно, и над полом, сохранился фрагмент известковой штукатурки. Это дает основание полагать, что шиферный пол и его подготовка появились раньше начала XII в., то есть в XI в. После установки этого столба возле него произошло проседание песчаной подсыпки. В результате часть связанной со столбом известковой подготовки пола отломилась (наблюдается параллельная столба трещина) и ее край у столба немного просел. Для получения более полной стратиграфии в швах между плитами нами были заложены три буровые скважины, пройденные буром «Геолог» (диаметр рабочей коронки 3 см). Бурение показало, что известковая подготовка между плитами отсутствует и что серый песок не имеет каких-либо прослоек. Таким образом, песок – это одноразовая однородная подсыпка под плиты пола, лежащая на материковом лесу. Это косвенно подтверждает датировку шиферного пола XI в. Нависающая над известковой подготовкой штукатурка столба XII ст. также подтверждает датировку шиферного пола XI в.

На месте разрушенной западной наружной галереи был устроен главный вход в собор, а внутренняя галерея превращена в закрытое помещение. Единственно неконтролируемым, при этом оказался проход в собор под упомянутым аркбутаном, поэтому его и заложили. Под аркбутаном сохранился фундамент закладки из мелко битого кирпича на извести, впущенный в песчаную подсыпку. На фундамент положили один ряд рваного камня, выровняли его битой плинфой на извести и двумя слоями кирпича литовки, на которых построили кирпичную закладку всей арочной прорези аркбутана. Когда в 30-х гг. ХХ в. закладку разбирали, то его восточную часть оставили в виде столба, подпирающего аркбутан. Таким образом, в настоящее время в этом месте аркбутан поддерживают два столба: начала XII в. и начале XVIII ст. Сейчас от кирпичной части закладки арки сохранились всего четыре нижних ряда кирпича (26×12×7 см).

Второй этаж. На северных хорах в апсиде придел св. Николая Мокрого нами открыты два уровня пола. Под чугунными плитами XIX ст. находился слой песка толщиной 3 см, уложенный на пол из квадратных керамических кафель размером 23×23×5 см. На последних частично сохранились следы краски. В местах, где квадратные керамические изразцы были сняты или частично разрушены, вероятно, в XIX в., чугунные плиты пола лежали на песчаной подготовке толщиной 10-12 см, лежавшей на керамических плитках с зеленой поливом размером 38-40×28 см. были уложены длинной стороной параллельно продольной оси придела, то есть их торцевая сторона была направлена ​​к округлению апсиды. Эти плитки, очевидно, датируются временем постройки собора. Плитки с зеленым поливом близки по размерам плинфи, применяемой в кладке стен собора (39–40×21×3–3.5 см). Применение плинфы с поливом можно объяснить желанием избежать появления при их стыковке с закругленной стеной апсиды больших нежелательных «пустых» сегментов. Сегменты эти можно было залить известковым раствором без поливы, однако это отрицательно влияло на эстетическое восприятие поливного пола. На южных хорах, в средней части подкупольного пространства апсиды уделила св. апостола Андрея, под чугунными плитами середины XIX ст. и 3х см прослойкой песка также находился пол из квадратных керамических плиток размерами 21–22×21–22×4–5 см. Этот пол лежал на песчаной подсыпке толщиной 10–13 см, которая находилась на больших древнерусского времени керамических плитах размерами 7 см с зеленым поливом. В зачистке у северо-западной стены этой апсиды прослежена та же стратиграфия. Однако здесь вдоль слабо изогнутой стены апсиды были уложены большие с зеленой поливой плиты (70×70 см). Это привело к образованию вдоль стены достаточно широкого (10–12 см) сегмента, который строителям собора пришлось залить известковым раствором, диссонирующим с поливным полом. Перед апсидой этого же придела И. Тоцько зафиксировала фрагмент пола из небольших квадратных керамических плиток. При Рафаиле Заборовском в соборе действительно был положен новый пол из керамических плиток, но они имели шестиугольную, а не квадратную форму. Кроме того, как известно, во время реставрации собора на рубеже XVII—XVIII вв., то есть именно при гетмане Иване Мазепе, были восстановлены и надстроены южные и северные галереи. Трудно предположить, что во время их восстановления был оставлен первичный древнерусский пол из керамических изразцов, достаточно поврежденных, как мы можем судить по их нынешнему состоянию. К тому же, создать такой большой склеп (6×4,5 м) под собором было возможно только во время капитальных ремонтно-строительных работ, которые проводились на рубеже XVII—XVIII вв. То есть более вероятным будет отнести появление пола из квадратных кафель на хорах и в подвале ко временам реставрации собора за гетмана Ивана Мазепы. По всей вероятности, склеп мог быть построен именно для него — наиболее выдающегося восстановителя собора. Тем более, сам Иван Мазепа выводил свой род от Рюриковичей, основателей Софии Киевской. Это предположение вполне вероятно, если учесть, что склеп, построенный в восточной части отстроенной южной галереи, располагался рядом с капеллой Мазепы, расположенной в западном ее членении. Таким образом, в результате исследований 2010 года были получены важные факты, позволившие осветить ряд вопросов, связанных с обустройством и последующей историей переустройств полов Софийского собора.

 

Современность

15 декабря 2018 г. в соборе святой Софии состоялся объединительный собор. 3 февраля 2019 г. в соборе состоялась интронизация блаженнейшего Эпифания на предстоятеля Православной Церкви Украины.

УГКЦ
Святослав (Шевчук) 17 февраля 2019 анонсировал проведение паломничества к святой Софии. 7 апреля 2019 г. должно было состояться богослужение греко-католиков в соборе Софии. По этому поводу возразил митрополит Филарет и синод ПЦУ. Также состоялось обсуждение этого вопроса с предстоятелем ВТО Эпифанием и Святославом (Шевчуком). После чего в УГКЦ заявили, что не будут служить в Софии 7 апреля.

Софийский собор в нумизматике
16 сентября 2011 года Национальным банком Украины выпущена памятная серебряная монета номиналом 50 гривен «1000-летие основания Софийского собора», посвященная основанному в XI веке Софийскому собору, который сыграл важную роль в развитии и становлении города Киева как духовного, культурного и поля центра.