Тараса Шевченко - 19-я станция Киевского метрополитена.
Расположена на Оболонско-Теремковской линии между станциями Почайна
и Контрактовая площадь. Открыта 19 декабря 1980 года. Названа в
честь Тараса Шевченко.
Описание
Конструкция станции —
колонна трехпролетная мелкой заделки с островной платформой.
Расстояние между колоннами увеличено — 6 метров вместо 4-х.
Путевое развитие: станция без путевого развития.
Дизайнеры
попытались внести в интерьер станции элементы украинского колорита,
в частности, лента с изображением веточек калины поверх путевых
стен, и барельеф Кобзаря на красно-голубом фоне торцевой стены
центрального зала в орнаменте из таких же веточек. Колонны расширены
в створе с балкой, которая, как и колонны, облицована серым
мрамором. Освещение – стеклянные бра на колоннах со стороны посадки
и группы стеклянных светильников на потолке центрального зала. В
центре путевых стен и над лестничным спуском вестибюля предусмотрены
тематические композиции, связанные с жизнью и деятельностью
известного поэта и художника.
Станция с одним вестибюлем,
совмещенным с подземным переходом на Межигорскую улицу. Наземный
вестибюль отсутствует.
Пересадки
Согласно перспективному
плану развития метрополитена, в будущем станция должна стать частью
пересадочного узла на станцию Подольская Подольско-Выгуровской
линии. Проектом предусмотрено сооружение двух пересадочных узлов,
оборудованных лестницей, эскалаторами и лифтами. Станция «Тараса
Шевченко» будет реконструироваться. Посредине и концу платформы
запроектированы лестницы и лифты. Для удобства пассажиров система
пересадки позволит разделить пассажиропотоки. Архитектурная отделка
реконструируемой станции запроектирована с минимальными изменениями
в стиле интерьера. Запланировано применить такие же типы мрамора и
гранита, а также приемы освещения, которые уже существуют на
станции.
Интересный факт
Станцию планировалось
облицовывать белым мрамором, однако на этапе строительства его не
хватило.
"Наша группа занималась станцией им. Шевченко. Мы
задумали сделать ее белой-белой, как украинская хата, а верхней
полосой у путевой стены пустить орнаментальный фриз из глазурованной
яркой керамики. Там же, на торце, было задумано панно с портретом
Тараса Шевченко, а в обе стороны от него — раскрытые страницы книги
— множество — и с этих листов прорываются орнаментальные цветы, к
тому же я хотел на этих страницах сантиметровыми буквами «написать»
стихи Шевченко, но поскольку такими вещами занимался идеологический
отдел партии, мне пришлось дойти инспектора компартии по
изобразительному искусству по фамилии Янко. Я принес ему портрет,
рассказал, как я все вижу.И о стихах Шевченко рассказал."Это очень
хорошая идея, - сказал он. - Но вы понимаете, надо поручить
Институту литературы, чтобы они там подобрали идеологически
выдержанные стихи Тараса.» Ну, стало ясно, что институтовые
литературы понадобится не меньше года на эту работу, поэтому идея
погибла в зародыше.
А с этой хорошей станцией-«домом» произошло
так. Архитектор заказывает белый мрамор. Привозят несколько ящиков
образцов – белый, немного сероватый с прожилками. Архитектор
вздохнул, потом кивнул. Ладно, говорит, не страшно, если будет
немного с прожилками. А когда привезли всю мраморную партию, то
оказалось, что там и серый, и темно-серый, и даже черный. Короче
говоря, не получилось белого дома, а мне пришлось срочно менять
цветное решение и делать боковой фриз беленьким, да и сам портрет
Шевченко тоже белым, а остальное…
…когда барельеф для станции был
готов, приемная комиссия возмутилась: «А почему Шевченко такой
молодой? Почему не мудрый дедушка? И объявили конкурс на нового
Шевченко, чтобы он немного старше был. Но только один скульптор
Зноба вспыхнул желанием состарить Тараса Шевченко. А был он в то
время главой Киевской организации Союза художников. Но когда
выяснилось, что денег на новый барельеф у «Метропроекта» и
«Метростроя» практически нет, руки и у Знобы опустились. Так и
остался на станции молодой Шевченко…"