Трапезная церковь Св. Антония и Феодосия Печерских с палатой –
памятник архитектуры конца XIX в., самый молодой храм
Киево-Печерского монастыря.
Первая Трапезная палата
монастыря, построенная в XII веке, не хранилась и о ее архитектуре
ничего не известно. Вторая Трапезная палата с церковью Св. Петра и
Павла была отстроена в стиле украинского барокко, но в 1893 году ее
разрушили. Современная Трапезная палата с церковью построена в 1895
году, с 1990 года в церкви регулярно проводятся богослужения.
Первая трапезная палата
Строительство трапезных при монастырях
было вызвано Студийским уставом, предусматривавшим совместное питание
монахов. Недалеко от того места, где стоит современное сооружение, в
1108—1110 годах было построено первое каменное сооружение Трапезной
палаты с церковью на средства минского князя Глеба Всеславовича (игумен
— Феоктист). Это сооружение было разрушено землетрясением 1230, а после
монгольского нашествия 1240 вообще перестала существовать. По данным
археологических раскопок, эта трапезная находилась юго-западнее
Успенского собора (законсервированные остатки фундаментов этого
сооружения можно увидеть в сквере на Соборной площади). В центре
постройки находилось четыре опорных столба, на которые опирался купол
церкви, а вокруг располагались кухня, амбары и обеденный зал.
Вторая трапезная палата
Вторую трапезную соорудили в начале XVII ст.
на новом месте. Дело в том, что в течение XIV-XVII вв. сформировалась
новая концепция расположения монастырских построек вокруг главного
храма. По этой программе трапезная должна была находиться к югу от
собора, где она и возникла. Сначала была деревянной, а в 1686—1694 годах
на том же месте возводится каменная Трапезная церковь Петра и Павла.
Архитектура этого сооружения присуща тому времени — это прямоугольное в
плане сооружение с алтарной апсидой на востоке, украшенное чертами
украинского барокко. В 1893 году трапезную разобрали.
Третья
трапезная палата
Трапезная палата с церковью была отстроена в 1895
году по проекту архитектора Владимира Николаева в русско-византийском
стиле (это сооружение существует и сейчас).
Трапезная палата и
церковь составляют единый комплекс, но архитектурно разграниченные:
обеденный зал прямоугольный в плане с запада примыкает к однокупольному
квадратному в плане трапезного храма во имя Антония и Феодосия
Печерских. Росписи в церкви выполнены в академической синодальной
манере.
Работы в трапезной палате завершились в 1903 году, а в
церкви – 1910. Кухня сохранилась как часть кухни старой трапезной,
разобранной в 1893 году. С 1923 года помещение использовалось в музейных
и агитационно-пропагандистских мероприятиях. С момента передачи части
территории Лавры монастырю, церковь трапезной используется для
богослужений.
В 1941 году Трапезная пострадала при взрыве
Успенского собора. Ремонтно-реставрационные работы на фасадах были
закончены в 1956 году, восстановление интерьера велось на протяжении
1976—1980 годов.
С 1990 г. в храме регулярно проводятся
богослужения. С 1992 года он кафедральный собор Киева (УПЦ МП).
Художественное оформление Трапезной палаты и церкви Св. Антония и
Феодосия было завершено в 1903 году.
Разбивку стен под живопись,
проект иконостаса, киотов, солеи, панелей совершил русский архитектор А.
Щусев. Он также лично руководил орнаментальными работами. Монументальную
роспись помещений палаты и церкви выполнили художники Г. Попов, А. Лаков
и И. Ежакевич.
Вклад художника Г.И. Попова
Главное искусство в
храме – живопись. В Трапезной это в первую очередь несколько десятков
икон в иконостасе и киотах, которые создавал Г.И. Попов. Написанные на
металле, они наиболее традиционным, каноническим элементом интерьерного
декора. Их мазок гладкий, а лики – благообразны.
В стенописи
Трапезной манера Георгия Ивановича Попова зримо отличается от манеры
всех его коллег – у этого мастера есть и свой почерк, и собственный
стиль. О художнике Г.И. Попова действительно известно слишком мало:
родился в 1858 году, с 1891 года на протяжении двух лет учился в
Императорской Академии искусств. Окончил ее со званием «классный
художник 3-й степени» 28 декабря 1893 г. В «Списке русских художников к
юбилейному справочнику Императорской Академии художеств», составленному
С. Н. Кондаковым, названы серебряные медали, которыми Г. И. Попов был
награжден в 1891 г. (одна) и 1892 г. (три). Известны также названия трех
картин художника за период его обучения в Академии: «Тяжелая потеря»,
«По прядению», «Прибыло».
Последние «следы» Попова – его подпись на
эскизе «Сошествие Святого Духа на апостолов», подготовленного им для
неизвестной храмовой росписи, где указана дата: «1914 г.», а также
обложки двух журналов «Нива» за 1914 и 1915 годы. Дальнейшая судьба
мастера, к сожалению, остается невыясненной и до наших дней.
Весомым вкладом в оформленные ансамблем лаврской Трапезной являются
иконы, созданные для иконостаса и храмовых киотов художником Г. И.
Поповым – общим количеством 32. На сегодняшний день 26 икон считаются
потерянными. Однако и рассмотреть, и, в известной степени, изучить
некоторые из иконных произведений можно.
Все иконы для иконостаса
и киотов Трапезной церкви написал именно Г.И. Попов. Он работал в Лавре
с 1894 года и около 16 лет расписывал интерьеры лаврских сооружений,
среди которых известны большие картины росписи алтарной апсиды в
Трапезной церкви и росписи больших киотов в той же церкви. Относительно
живописи ансамбля Трапезной, имя Г. И. Попова фигурирует в документах на
протяжении 1902-1910 гг. кисти Попова. Попов взял на себя выполнить всю
живопись в алтаре и четыре ниши в главном квадрате храма, в Трапеге
написать «Спасителя, сидящего на облаках», нижнюю часть плафона
«Поднесение панагии», «Христа в Эммаусе» и «Чудесную ловлю рыбы».
Самые первые настенные композиции или, как их называли, картины
интерьерного Трапезного ансамбля - "Чудо в Эммаусе" и "Чудо на
Тивериадском озере", создавались Г. И. Поповым в 1903 году. Можно с
уверенностью считать, что мастерство художника проявилось у них с
максимальной свободой и отдачей. Это, на наш взгляд, объясняется тем,
что направленное А.В. Во-вторых: за сюжетной фабулой стенописных
композиций в палате пейзаж, в котором происходит действие, более
разнообразный, чем в стенописи храма.
Это само по себе дает его
создателю большую живописно-пластическую свободу. В первой картине Попов
"обогащает" ландшафт изображением пышной средиземноморской
растительности, во второй – изображением озерной воды. Согласно
евангельской топографии сюжетных композиций "Нагорная проповедь" и
"Накормление пяти тысяч" палестинский пейзаж в стенописи церкви оказался
гораздо более скромным, сдержанным. На наш взгляд, именно пейзаж в двух
картинах Трапезной палаты наиболее выигрышно отражает потенциал
живописной техники Г. И. Попова.
В картине Попова оторван и
мыслями и чувствами – он полностью отстранен от охваченного им
переживаниями. Волна эмоционального порыва даже не коснулась его души –
свой выбор Иуда уже сделал, и, осудив предателя, он «разоблачил» себя
сам. Он только застыл после того, как раздались слова учителя: застыли
пальцы, судорожно потянули к себе скатерть – и так, коснувшись ее, и
замерли; кисть руки – окаменела, словно приросла к кошельку; глаза,
которые смотрят внутрь себя и ненавидят. Выражение огромных иуденных
глаз художнику особенно удается. Получая от художника выражение
самопогружения, они формируют сильный по психологической подаче образ
человека – «вещи в себе».
Именно работы Попова в лавре раскрывают
уникальный этап творчества этого художника, почти неизвестный по
сегодняшний день ни разнообразному кругу посетителей Киево-Печерской
лавры, ни знатокам и профессиональным историкам искусства. Можно с
уверенностью утверждать, что и стенописные композиции и иконостасные и
киотные иконы Г. И. Попова в интерьере Трапезной – это значительный шаг
лаврского мастера. Он сделан им в процессе творческого поиска, который
шел в направлении современных европейских тенденций искусства «рубежа
веков».
Возле Трапезной церкви похоронены:
Василий Кочубей – генеральный
судья, доносчик на гетмана Ивана Мазепу.
Иван Искра — полтавский
полковник, доносчик на гетмана Ивана Мазепу.
Петр Столыпин -
премьер-министр России в 1906-1911 годах, 5(18) сентября 1911 года был
убит в Киевском оперном театре.