Всехсвятская церковь Киево-Печерской лавры, Киев

 

Церковь Всех Святых над Экономическими воротами (или Всехсвятская церковь) — храм в составе Киево-Печерской лавры в Киеве, памятник архитектуры XVII ст. Построена за счет гетмана Ивана Мазепы в 1696—1698 годах в стиле украинского барокко, росписи интерьеров выполнены в начале XX в. под руководством украинского художника Ивана Ежакевича. Посвящена празднику, который отмечается в первое воскресенье после Троицы.

Церковь расположена на северной границе верхней территории Лавры над Экономическими воротами, входящей в систему лаврских крепостных стен, и замыкает с севера Экономическую улицу, которой в Лавру возились продукты питания, строительные материалы и т.д.

 

История

Церковь Всех Святых возводилась в одно время с Экономическими воротами на средства гетмана Ивана Мазепы в 1696-1698 годах. Некоторые исследователи считают, что автором проекта церкви был российский архитектор Дмитрий Аксамитов, поскольку известно, что он проектировал Экономические ворота, а также, вероятно, крепостные стены, примыкающие к храму с обеих сторон.

В ночь с 21 на 22 апреля 1718 года в монастыре произошел пожар, который уничтожил все деревянные постройки и повредил каменные. Пострадала и церковь Всех Святых, был утрачен ее первый иконостас. В 1720-х годах церковь была восстановлена. Работу над новым иконостасом завершили в лаврской мастерской в ​​1741 году.

В XVIII ст. пол вымосили чугунными плитами из уральских заводов Демидовых. В 1904 году был произведен капитальный ремонт. В 1906 году бани покрыли красным сусальным золотом на пожертвования лаврской братии – работы осуществляла позолотная мастерская монастыря.

Свидетельства о первоначальном виде храмовой живописи отсутствуют. Сохранившиеся до сих пор росписи церкви были выполнены в мае—августе 1906 года под руководством известного художника Ивана Ежакевича учениками Лаврской иконописной мастерской. Проект размещения композиций составил иеромонах Владимир, подробные акварельные эскизы, разработанные под руководством Ежакевича, утвердил Духовный собор Лавры. Часть росписей сделана по собственным композициям учащихся. В это время также был реставрирован иконостас.

Постановлением правительства УССР от 29 сентября 1926 г. церковь включена в состав Киево-Печерского заповедника. Известно, что в 1929 году здесь жили 16 престарелых монахов. До 1949 г. в помещении храма размещались фонды Государственного архива Киевской области.

Во второй половине XX века. неоднократно проводились реставрации здания и интерьера, в частности:
1957-59 - проведены ремонтно-реставрационные работы после частичного разрушения во время Второй мировой войны.
1968-73 - реставрация монументальной живописи в интерьере и иконостасе (художники-реставраторы В. Бабьюк, И. Дорофиенко)
1986-88 - проведены реставрационные работы по проекту архитектора Е. Лопушинской.
1993 – проведена силикатизация фундаментов.
1999 - на северном фасаде восстановлен герб гетмана Ивана Мазепы.

 

Архитектура

Архитектура церкви объединяет элементы крестовокупольной украинской деревянной церкви и черты каменных сооружений в стиле барокко. Здание в плане крещата, имеет два яруса, пятибанное. На первом ярусе по оси север-юг устроены ворота, ее отверстие закрывают двустворчатые ворота с глухими металлическими полотнами. К воротам прилегающие амбары и помещение стражи, которые перекрыты крещатыми сводами с распалубками.

Помещение церкви занимает второй ярус. Все пять куполов здания открыты внутрь помещения. Объемы куполов продолжаются восьмигранными барабанами, каждый из которых имеет по восемь окон. Церковь венчают позолоченные грушевидные бани с упругими перехватами, гранеными фонарями, макушками и крестами. С восточной стороны к церкви пристроена прямоугольная башнеобразная ризница, соединенная с оборонной стеной.

Побеленные фасады здания украшают изысканный пластический декор в стиле раннего барокко с применением исключительно геометрических элементов (в отличие от Успенского собора и Троицкой надвратной церкви, где преобладают растительные мотивы). На северном фасаде над отверстием ворот расположен герб Ивана Мазепы.

Галерея церкви
Вход в церковь обустроен с Экономической улицы Лавры, слева от ворот, через небольшую аркаду с колоннами романского стиля. Ее торец украшает барочный фронтон, украшенный колонками и лепным растительным орнаментом. С аркады на второй ярус ведет краеугольная галерея со сводчатым потолком, аркообразными окнами и массивной дубовой лестницей.

В целом аркада по стилю отличается от архитектуры храма, поэтому существуют предположения о более позднем времени ее постройки.

 

Интерьер

Внутреннее строение храма обладает эффектным высотным раскрытием и своей конструкцией соответствует внешнему разделению на пять камер. Каждой камере в храме отвечает свое подбанное пространство. Через бессчетные окна интерьер щедро заполняется светом.

Росписи церкви
Росписи храма выполнены в 1906 году учениками Лаврской иконописной мастерской под руководством Ивана Ежакевича в стилистике эпохи модерна. Они органически вплетены в барочную архитектуру постройки, сюжеты отражают посвящение храма Всем Святым. Своеобразным эпиграфом служит стилизованная под древнерусскую вязь надпись рядом с входной дверью: «Дивенъ Богъ во святыхъ своихъ...».

Для живописи характерно сочетание архаизации с приемами реалистической живописи, света насыщенная цветовая гамма. Фигуры выполнены в целом плоскостно с минимальным использованием светотеневого моделирования, иногда с графическим подчеркиванием силуэтов и акцентированием четко исполненных надписей. Наиболее тщательно и тонко исполнены орнаментальные композиции, в них прослеживается значительный вплавь украинской народной орнаментики. Сохранились незначительные фрагменты от первоначальных росписей за алтарем и в нишах южной части храма. Это именно орнаментальные росписи – стилизованные вазоны с цветами, выполненные линейно в два-три цвета (красно-коричневый, светло-красный, охристый) на серо-зеленоватом фоне вроде обоев.

Стены, арки и своды храма разделены на несколько регистров. Нижнюю часть стен занимают панели окрашенные темно-коричневым с примесью зеленого цвета, выше через полосу с растительным орнаментом, вторая панель пурпурно-красного цвета с орнаментом светло-желтых цветов.

В центральной крупнейшей бане изображен Христос Вседержитель и четыре серафимы. Христос предстает как Спаситель с надписью в открытой книге в его руках: «Азъ есмь миръ меру». В четырех боковых сводах под куполами изображено 32 серафимы, они нарисованы энергично и словно витают под ультрамариново-синими сводами, цвет которых хорошо гармонирует с серыми и темно-розовыми оттенками их крыльев. По центру каждого свода на потолке изображена золотая мандорла, стилизованная под цветок, с орнаментально-эпиграфической композицией из букв «СТЪ» (который является сокращением он «светъ» и вторит надписи в книге Христа).

На стенах храма, на глубоких оконных скосах и арках изображены фигуры христианских святых, апостолов, печерских преподобных:
На южной и северной стенах алтаря - четыре святителя во весь рост, в алтаре - св. апостол Иаков, в алтарных нишах – св. архидиакон Стефан, сцена «Рождество Христово».
На северной стене западного рамена храма – образ св. равноапостольного князя Владимира, являющегося переработкой известного образа созданного В. Васнецовым из Владимирского собора в Киеве.
На противоположной южной стене — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
На оконных скосах изображены 22 фигуры печерских преподобных, среди которых - Марко Печерник гробокопач, Авраамий Трудолюбивый, Иеремия и Матфей Прозорливые, Феофил и Иоанн Печерские, Николай Святоша, Прохор Лободник, Исаакий затворник, Моисей Угрин и другие.
На трех подпружиненных арках в круглых медальонах на ярко-желтом фоне в красном обрамлении, с золотыми нимбами и черными надписями, изображены 10 апостолов: Петр, Павел, Андрей Первозванный, Иаков, Фома, Иуда, Симон Зилот, Филипп, Иаков Завед.
На алтарной арке — в медальонах изображены четыре святителя: св. Николай Чудотворец, св. Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский и св. Григорий Богослов.

Уровень исполнительского мастерства разных фрагментов живописи в интерьере колеблется, особенно в фигурах святых на оконных скосах.

Росписи галереи
Стены и свод галереи, ведущей в храм, также покрыты масляной росписью 1906 года. Над аркой входа в галерею — изображение горы Афон с монастырями у ее подножия. На стенах — стилизованный вид монастыря, в котором геометризированная архитектура сочетается с орнаментальной растительностью на фоне розового неба. Стены небольшого помещения перед самым входом в церковь покрыты росписью в виде фантастических нимбов-подсолнухов в сочетании с другими растительными мотивами.

Иконостас
Пятиярусный резной иконостас XVIII-XIX вв., поднимающийся почти на всю высоту храма до сводов, изготовили в лаврской мастерской сницари Илларион Сповольский и Солофееил Никитич. Предполагают, что первоначально он предназначался для другой церкви, из которой был перенесен в Церковь Всех Святых.

Оформлен в стиле раннего барокко на основе свободно трактованного архитектурного коринфского ордера, с позолоченными колоннами, орнаментальными вставками и линиями карнизов на пурпурном фоне. Раньше содержал 52 иконы, во время Второй мировой войны часть икон исчезла и их осталось 36.

Из иконостаса в алтарную часть церкви ведут три двери с трехгранными завершениями, характерным для народной украинской архитектуры: по середине — Царские врата, по обе стороны от них — диаконские двери. Царские врата состоят из двух створок, украшенных ажурным золотым орнаментом в виде акантовых листьев и гроздей винограда. На диаконских дверях изображены фигуры византийского императора Константина (справа) и киевского князя Владимира Святославича (слева), которые являются совершенными произведениями украинской барочной живописи.

Киоты
Два мраморных мозаичных киота начала XX в., перенесенных из Трапезной палаты Лавры, расположены на южной и северной стене. Иконы для них написал живописец В. Фартусов. На одной иконе изображен Иоанн Предтеча, а на другой – преподобный Иоанник Великий.

 

Акустика

Церковь имеет очень хорошую акустику. Ее в частности улучшают глубокие ниши, обустроенные по периметру наружных стен сооружения на уровне нижних панелей. Ниши перекрыты конхами и имеют внутренние профилированные карнизы.

Во время ремонтных работ 1958—59 годов под чугунным настилом полов XVIII ст. обнаружили большое количество так называемых голосников – керамических кувшинов разных форм и размеров. Они были зарыты в пять рядов горловиной вниз по линии иконостаса, а также в алтаре в песчаной прослойке. Исследователи считают, что такие кувшины применялись в храмах в качестве резонатора для усиления звука, а также для облегчения конструкции сооружения.

В искусстве
Тарас Шевченко в 1846 году изобразил Церковь Всех Святых на зарисовке (сепия).