Лландафский собор, Кардифф

 

Описание

Собор Лландафф (валл. Eglwys Gadeiriol Llandaf) — англиканский собор и приходская церковь в Лландаффе, Кардифф, Уэльс. Это резиденция епископа Лландаффа, главы церкви в Уэльской епархии Лландафф. Он посвящен Святым Петру и Павлу, а также трем валлийским святым: Дубрикию (валл. Dyfrig), Тейло и Удокею (валл. Euddogwy). Это один из двух соборов в Кардиффе, второй - римско-католический Кардиффский столичный собор в центре города.

Нынешнее здание было построено в 12 веке на месте более ранней церкви. Серьезный ущерб был нанесен церкви в 1400 году во время восстания Оуайна Глиндура, во время гражданской войны в Англии, когда она была захвачена парламентскими войсками, и во время Великой бури 1703 года. К 1717 году повреждения собора были настолько значительными, что Церковь серьезно рассматривала вопрос о смещении престола. После новых штормов в начале 1720-х годов в 1734 году началось строительство нового собора по проекту Джона Вуда Старшего. Во время Кардиффского удара Второй мировой войны в январе 1941 года собор был серьезно поврежден, когда была сброшена парашютная мина; снесло крышу с нефа, южного прохода и капитула. Каменная кладка, оставшаяся от средневекового периода, в основном представляет собой камень Дандри из Сомерсета, хотя местный синий лиас составляет большую часть каменной кладки, выполненной в период после Реформации. Работы, выполненные в церкви после Второй мировой войны, в основном выполнены из бетона и песчаника Пеннант, а крыши из валлийского сланца и свинца были добавлены во время послевоенного восстановления. В феврале 2007 года орган был поврежден во время сильного удара молнии, после чего была успешно подана апелляция на 1,5 миллиона фунтов стерлингов на совершенно новый орган.

В течение многих лет в соборе действовал традиционный англиканский хор мальчиков и мужчин, а в последнее время - женский хор с единственной специальной хоровой школой в церкви в Уэльсе - Соборной школой в Лландаффе. В соборе находится ряд известных гробниц, в том числе Дубрициус, британский святой 6-го века, который евангелизировал Эргинг (ныне Архенфилд) и большую часть Юго-Восточного Уэльса, Меуриг ап Теудриг, король Гвента, Тейло, валлийский священник 6-го века, основатель и святой церкви, а также многие епископы Лландаффа, от Удокеуса 7-го века до Альфреда Олливанта 19-го века, который был епископом с 1849 по 1882 год.

 

История

Легендарное происхождение
Существует общее мнение, что норманнский собор был построен на месте древней кельтской церкви, но нет единого мнения относительно возраста, важности или размера первоначальной церкви.

Люциус из Британии
Валлийская традиция связывает основание церкви с Люциусом, легендарным королем бриттов II века и первым новообращенным христианином в Британии. Считалось, что Луций умолял Папу (Элевтерия) обратить его в христианство. В ответ Папа отправил христианскую миссию в Великобританию, которая включала строительство первой британской церкви. Валлийские триады связывают эту традицию с Лландаффом, заявляя, что Луций «построил первую церковь в Лландафе, которая была первой на острове Британия». другая триада перечисляет «три архиепископства острова Британия» и утверждает, что «первым был Лландаф, подаренный Ллейргу (Луциусу), сыну Коэля, сыну Циллина, который первым дал земли и гражданские привилегии такие, которые впервые приняли веру во Христа.» Хотя легенда о Люциусе теперь считается псевдоисторией, она была рассказана Неннием, Бедой и Джеффри из Монмута и, кажется, была широко принята в средневековый период.

Четыре имени связаны с задачей исполнения желаний Папы, к ним относятся ранние валлийские святые Фэган, Дерувиан и Эльван. Фэгана иногда называют «первым епископом Лландаффа», в то время как все трое стали покровителями церквей и деревень по всей епархии. Иоло Морганнг также связал эти ранние фигуры с Лландаффом, подробно написав об этом предполагаемом раннем основании. В « Рукописях Иоло» он называет Фэгана вторым епископом Лландаффа (после Дайфана фигура, которую Иоло объединяет с Дерувианом).

Святой Дубрикий
В своих трудах о Люциусе Британском и Джеффри Монмутский, и Иоло Моргануг заявляли, что первоначальная христианская община в Лландаффе была восстановлена ​​святым Дифригом (Дубрициусом) и его преемником святым Тейло. Наиболее известные легенды, окружающие этих двоих, гласят, что святой Дифриг был назначен архиепископом святым Германом Осерским, когда он путешествовал по Британии, чтобы противостоять ереси пелагиан, и связал обоих святых с королем Артуром.

Норманны считали Дифрига и Тейло основателями собора, и они вместе со своим преемником Удокеем являются святыми покровителями современного собора. Продолжение постримской церкви подтверждается большим количеством древних останков на этом месте (в первую очередь древний кельтский крест у колодца епископского двора), а также светскими и церковными писаниями.

Нормандский собор
Норманны заняли Гламорган в начале норманнского завоевания, назначив Урбана своим первым епископом в 1107 году. Он начал строительство собора в 1120 году, и останки святого Дифрига были перенесены из Бардси. Считается, что после смерти Урбана работы были завершены где-то в последние годы правления епископа Николая ап Гурганта, умершего в 1183 году. Собор был посвящен святым Петру и Павлу, Дубрицию, Тейлу и Удокею.

Епископ Генри де Абергавенни организовал капитул Лландаффского собора примерно в 1214 году. Он назначил четырнадцать пребендов, восемь священников, четырех дьяконов и двух иподьяконов. Де Абергавенни также внес изменения в епископскую печать Лландаффа, уточнив фигуру епископа, изображенного на ней, и добавив к надписи фразу «милостью Божией». Западный фасад датируется 1220 годом и содержит статую святого Тейло. К 1266 году структура, которую начал Урбан, была изменена; собор был снова освящен в 1266 году.

Часовня Леди была построена Уильямом де Браозом, епископом с 1266 по 1287 год. Она была построена в задней части церкви, построенной Урбаном, а старый хор был удален, чтобы построить часовню. С этого времени казалось, что собор постоянно ремонтируется или переделывается медленными темпами. После того, как Часовня Леди была завершена, два пролета северного хорового прохода были перестроены.

Серьезный ущерб церкви был нанесен в 1400 году во время восстания Оуайна Глиндура; его войска также разрушили Епископский дворец в Лландаффе. Ущерб был настолько значительным, что епископ Блетин уведомил своих коллег-священнослужителей в 1575 году о том, что, по его мнению, собор, возможно, не подлежит ремонту. Большая часть других повреждений была устранена, в первую очередь епископом Маршаллом, чьи рередо частично сохранились. Северо-западная башня, та, что без шпиля, была добавлена ​​Джаспером Тюдором и теперь названа в его честь. Он принял власть над Кардиффом после восшествия на престол своего племянника, короля Англии Генриха VII.

Позднесредневековые гробницы включают гробницу сэра Дэвида Мэтью из Лландаффа (1400–1484). Сэр Дэвид ап Мэтью был назначен королем Эдуардом IV «Великим знаменосцем Англии» за спасение его жизни в битве при Таутоне 1461 года в рамках Войны Алой и Белой розы.

 

Постсредневековый до викторианского периода
Во время Гражданской войны в Англии собор был захвачен парламентскими войсками. Наряду с другими разрушениями войска захватили книги соборной библиотеки, вывезя их в Кардиффский замок, где они были сожжены вместе со многими экземплярами Книги общей молитвы. Среди тех, кого пригласили в замок погреться у огня в тот холодный зимний день, были жены некоторых уединенных священнослужителей. Также в это время беспорядков человек по имени Миллес, утверждавший, что он практикующий пуританин, присвоил себе часть собора для собственной выгоды. Миллес устроил в соборе таверну, часть ее использовал как конюшню, превратил хоры в загон для своих телят, а купель использовал как корыто для своих свиней.

Юго-западная башня сильно пострадала во время Великой бури 1703 года и к 1720 году находилась в состоянии обрушения. Повреждения собора были настолько значительными, что церковь всерьез рассматривала возможность переноса кафедры в Кардифф в 1717 году. Между 1720 и 1723 годами серия штормов нанесла еще больший ущерб собору, обрушив участки крыши, а также другие разрушения. Крах 1723 года вынудил провести богослужения в часовне Богородицы и полностью закрыл западный вход в собор.

Спустя тридцать лет после обрушения крыши собора капитул попросил архитектора Джона Вуда Старшего подготовить смету и планы восстановления собора. В 1734 году начались работы над новым собором по проекту Вуда. Вуд создал здание в стиле итальянского храма, работая только над восточной частью здания, а оставшаяся западная половина оставалась в руинах. То, что Вуд пытался построить в Лландаффе, было не итальянским, а воссозданием Храма Соломона. Прошло еще шестнадцать лет, прежде чем отделение потребовало средств на ремонт западной половины здания. В планах Вуда было заменить западный вход в собор башней и деревенским крыльцом. Никаких изменений в западный вход не вносилось до тех пор, пока Вятт и Причард не начали свои работы в 1841 году, когда были устранены повреждения западной части сооружения и из собора были удалены все следы итальянских храмовых работ Вуда.

В 19 веке епископ впервые за столетия стал проживать в Лландаффе; ни один епископ престола не проживал в Лландаффе почти 300 лет. В 1836 г. была предпринята еще одна неудачная попытка перенести кафедру — на этот раз в Бристоль. После попытки передачи кафедры должность декана была возвращена Лландаффу; эта должность не заполнялась 700 лет. Офис декана был отделен от офиса архидиакона Лландаффа в ноябре 1843 года. Восстановление офиса декана стало началом лучших времен для собора. Новый декан, Уильям Брюс Найт, сыграл важную роль в проведении столь необходимых реставраций.

Было завершено достаточно реставрации, чтобы собор можно было вновь открыть для богослужений 16 апреля 1857 года. Престол Глостера предоставил хор своего собора для этой службы, что позволило впервые с 1691 года услышать хоровую музыку в соборе Лландафф. до этого момента было устранено все следы итальянского храма и возмещен ущерб, причиненный попыткой переделать собор Вудом. Арки с красивой лепниной были скрыты стенами, седилии сняты с прежних позиций, а рередо замазаны штукатуркой или скрыты стенами.

После службы было проведено собрание, на котором был оглашен подробный план реставрации, а также список желающих пожертвовать на работу. Принц Уэльский (позже Эдуард VII) и Джон Крайтон-Стюарт, 3-й маркиз Бьют, были среди тех, кто пообещал пожертвовать достаточно, чтобы реставрационные работы могли продолжиться немедленно. Собор был капитально отреставрирован, перестроена башня и добавлен шпиль. Большая часть реставрационных работ была завершена местным архитектором Джоном Причардом между 1843 и 1869 годами. Триптих Данте Габриэля Россетти был разработан для использования в качестве рередо, а новый витраж «Кораблекрушение Святого Павла» был разработан Фордом Мэдоксом Брауном. Сэр Эдвард Бёрн-Джонс разработал фарфоровые панно «Шесть дней творения» в часовне Святого Дифрига.

С 1691 г. примерно до 1860 г. в соборе не было хора. Некоторое время тоже не было органа. В отчете Брауна Уиллиса 1719 года описываются руины органа, подаренного собору леди Кемыш из Сефн-Мабли, найденные в то время на чердаке для органа. В 1860 году Альфред Оливант, который был тогда епископом Ландаффа, опубликовал книгу «Некоторые сведения о состоянии ткани собора Лландаффа с 1575 года по настоящее время», предназначенную для сбора средств на восстановление хора собора и покупку нового. орган. Соборная школа определенного типа существует с IX века. Дин Воган реорганизовал школу в 1888 году. С 1978 года соборная школа принимает учениц.

20 и 21 века
Вечером 2 января 1941 года во время Второй мировой войны собор был серьезно поврежден, когда во время Кардиффского блица рядом с ним была сброшена парашютная мина, снесшая крышу нефа, южного прохода и здания капитула. Вершину шпиля также пришлось реконструировать, а также были некоторые повреждения органа. В воскресенье после бомбежки в благочинии состоялось богослужение. Вскоре начались работы по очистке Часовни Леди и Святилища, а также по ремонту крыши в этих местах. Это не было завершено до апреля 1942 года. Дальнейшие работы были невозможны до конца войны, и отремонтированные участки служили местом отправления культа до 1957 года. Из британских соборов только собор Ковентри был поврежден больше во время печально известного Блица в Ковентри. Из-за своей важности 12 февраля 1952 года он получил статус здания I степени.

Основные реставрации и изменения конфигурации были проведены под руководством архитектора Джорджа Пейса из Йорка, и здание снова использовалось в июне 1958 года. Елизавета II присутствовала на службе, посвященной завершению реставрации 6 августа 1960 года. Мемориальная часовня Валлийского полка была построена, и Джейкоб Эпштейн создал фигуру Христа в Величии, которая возвышается над нефом на бетонной арке, спроектированной Джорджем Пейсом.

Пейс представил два варианта замены кафедры, которая не была частью реставрации собора, проведенной ранее Причардом. Один был для балдахина с четырьмя колоннами с подходящей росписью под ним. Другой предназначался для арки на двойных поперечных рычагах, увенчанной полым барабаном для размещения органа. Фигура «Христос во славе» будет установлена ​​на западной стороне барабана. Это предложение было принято деканом и главой собора. Они обратились в Комиссию по ущербу от войны с вопросом, могут ли средства, первоначально предназначенные для замены витражей, поврежденных в результате бомбардировки, быть использованы для искусства в других средствах массовой информации. Это разрешение помогло финансировать фигуру Majestas.

В феврале 2007 года в собор сильно ударила молния. Особый ущерб была нанесена электрике органа, и без того находившейся в плачевном состоянии. Прибор нельзя было использовать после повреждения молнией. Это побудило в 2007 году подать призыв собрать 1,5 миллиона фунтов стерлингов на строительство совершенно нового органа.

 

Архитектура

Первоначальная донормандская церковь, как было записано в Книге Лландаффа XII века, была не более 28 футов (8,5 м) в длину, 15 футов (4,6 м) в ширину и 20 футов (6,1 м) в высоту. В нем были низкие узкие проходы с апсидальным портиком длиной 12 футов (3,7 м). В 1120-х годах началось строительство более грандиозного здания по приказу второго норманнского епископа Лландаффа, Урбана, для управления вновь образованной епархией. Похоже, что это длилось недолго, поскольку между 1193 и 1218 годами во время епископата Генриха Абергавенни было заказано обширное строительство. Западные части заменили те, что построил Урбан, а неф и фасад этой стороны сохранились до наших дней. Тонкое мастерство и утонченность архитектуры показывают явное сходство с аббатством Гластонбери и собором Уэллс, поэтому вполне вероятно, что для строительства здания были наняты несколько ведущих мастеров Сомерсета.

Хотя некоторые работы по реконструкции были проведены в 13 и 14 веках, а северо-западная башня финансировалась Джаспером Тюдором, лордом Гламоргана с 1484 по 1495 год, к концу 16 века церковь пришла в упадок. В 1594 году епископ жаловался, что собор «больше похож на безлюдное и нечестивое место, чем на дом молитвы и святых упражнений». Церковь продолжала существовать в плачевном состоянии, так что к 1692 году хоровые службы пришлось приостановить, опасаясь, что кровля рухнет. Зубчатые стены северо-западной башни снесло во время шторма в 1703 году, а юго-западная башня рухнула в 1722 году. В 1734 году для восстановления собора был нанят Джон Вуд из Бата, но его работа над храмом еще не была завершена к 1752 году и так и остался. Только в 1840 году в связи с промышленным развитием Кардиффа собор смог собрать средства для начала полной реставрации.

Т. Х. Вятт был нанят для восстановления часовни Леди в 1841 году, но из-за других обязательств позже большую часть работы оставил Джону Причарду, который наиболее активно работал над церковью в 1840-х и 1850-х годах. Причард восстановил святилище к 1850 году, а к 1852 году он начал работать над нефом, в значительной степени разрушив большую часть храма, построенного Вудом. Вместе с живущим в Лондоне Джоном Поллардом Седдоном, который смог нанять художников-прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти и Томаса Вулнера, были сделаны обширные разработки. Morris & Co. предоставила витражи в 1860-х годах. Причард отвечал за драматическую реконструкцию юго-западной башни в 1867–1869 гг., Ему помогали несколько талантливых художников и мастеров.

В 1941 году у южного прохода собора взорвался парашют, в результате чего обрушилась крыша нефа и вылетели окна. Чарльз Николсон был нанят, чтобы восстановить крышу, и принял решение убрать запрестольный образ, который Россетти добавил к северному проходу. В 1949 году Николсона заменил Джордж Пейс из Йорка, который в сотрудничестве с тогдашним деканом Глином Саймоном увидел ряд улучшений в современном стиле, хотя многие детали явно все еще находились под влиянием готики.

Материал церкви, оставшийся от средневекового периода, - это в основном камень Сомерсет Дандри, хотя камень Саттона и местный синий лиас также составляют каменную кладку, причем последний составляет большую часть каменной кладки, выполненной в период после Реформации. Работы, выполненные в церкви после Второй мировой войны, в основном выполнены из бетона и песчаника вымпела. Крыши, пристроенные в послевоенное время, сделаны из валлийского сланца и свинца. Западный фасад собора остроконечен по всей длине и содержит большой центральный дверной проем, уровень которого выше пола нефа. Он описывается как «двухлопастный» с «арочной головкой с непрерывным контуром фаски, колоннами и капельницей».

Южная сторона нефа характеризуется восемью пролетами со ступенчатыми контрфорсами между ними, с окнами проходов с сетчатыми головками. Рядом с южным проходом святилища находится Дом капитула, небольшое двухэтажное квадратное здание. Он датируется серединой 13 века и сделан из известняка Чиппинг Камден и Бат с добавлением небольшого количества местного красного песчаника из Радира. Восьмиугольная крыша была детищем Причарда, хотя она была уменьшена по высоте Пейсом, а позже над ней работал Дональд Батресс. Контрфорсы здания выполнены из тесаного камня. Семь круглых витражей фламандского происхождения XVI века. В интерьере кафедра с изображением Моисея. Также следует отметить часовню Святого Давида, добавленную Джорджем Пейсом в 1953–1956 годах, доступ к которой осуществляется через нормандскую северную дверь собора.

 

Глава

По состоянию на 28 января 2022 года в состав капитула — руководящего органа собора — входят:
Настоятель и каноники, повседневное духовенство церкви:
Декан Лландаффа - Гервин Капон (с установки 28 февраля 2014 г.)
Canon Precentor — Марк Прис (с момента установки 10 февраля 2019 г.)
Канцлер Canon - Ян ван дер Лели (с установки 5 мая 2019 г.)
Каноны главы (священство): Стивен Кирк; и Михаил Комор, архидиакон Маргама
Мирские каноны: Джерард Элиас KC; Кери Уэзеролл; и Пол Беннет
Казначей отделения: Роберт Льюис

 

Музыка

Хоры
В течение многих лет в соборе действовал традиционный англиканский хор мальчиков и мужчин, а в последнее время - женский хор. Мальчики и девочки получают образование в Соборной школе, единственной специализированной хоровой школе в Церкви в Уэльсе.

Соборный хор состоит из мальчиков и партий альта, тенора и баса и поет по воскресеньям на Хоровой Евхаристии и на Хоровом Вечере. Полный хор также поет по четвергам для Evensong, мальчики поют в одиночку по вторникам, а более низкие голоса - по пятницам. Девушки-певчие и Schola Cantorum поддерживают хоровую традицию в течение всей недели, проводя полные службы SATB для вечерней песни по понедельникам и средам под руководством мастера хористов Соборной школы. Девушки-певчие иногда поют с Соборным хором и пели на больших службах, в том числе на Национальной службе памяти в воскресенье памяти в 2018 году.

Кроме того, приходской хор поет на еженедельной Приходской Евхаристии и представляет собой смешанный хор мальчиков, девочек, мужчин и женщин. В соборе есть кольцо из двенадцати колоколов (с дополнительным «плоским шестым», всего тринадцать), подвешенных для смены звона, расположенных в яшмовой башне. Нынешние колокола были установлены в 1992 году, заменив прежние десять колоколов. Только еще одна церковь в Уэльсе имеет звон из двенадцати колоколов; собор - единственная церковь в Кардиффе с набором из двенадцати колоколов.

В декабре 2013 года, за пять дней до Рождества, капитул собора объявил, что все наемные взрослые члены хора (альты, теноры и басы) увольняются вместе с помощником органиста. Собор переживал финансовый кризис, и капитул намеревался сэкономить 45 000 фунтов стерлингов в год, приняв эти меры.

Записи
В 2012 году в соборе состоялась премьера собственного лейбла с записью под названием Majestas. Музыка сосредоточена на новом соборном органе и хоре собора Лландафф. Название записи было взято из скульптуры Джейкоба Эпштейна в нефе собора, которая была частью послевоенного обновления конструкции. Доходы от продажи пластинки были переданы африканским благотворительным организациям.

В августе 2018 года была выпущена запись органа Николсона 2010–2013 годов. На органе играет музыкальный руководитель Стивен Мур, и его зовут Део Грасиас.

В декабре 2018 года собор начал запись своего Соборного хора под названием Nadolig yn Llandaf, демонстрируя сезонную музыку к Рождеству. Это был первый компакт-диск хора собора после Majestas в 2012 году.

Органы
Главные органы
Первый орган в Лландаффе был построен в 1861 году Греем и Дэвисоном. В конце 1800-х годов этот орган устарел, и его трубы были перенесены в церковь Святой Марии в Уске.

Второй орган был построен в 1900 году Хоуп-Джонс с Норманом и Бирдом. Этот орган был перестроен в 1937 году Хиллом, Норманом и Бирдом. Его строители значительно отремонтировали его после повреждения собора во время войны; с этого момента он никогда не был полностью удовлетворительным, даже до того, как удар молнии в 2007 году сделал его непригодным для использования. Первоначально в то время планировалось установить новый орган, но затраты в размере около 1 000 000 фунтов стерлингов сочли слишком высокими в суровом климате послевоенной Британии.

Производитель органов Nicholson & Co Ltd начал установку нового органа осенью 2008 года, и, хотя он еще не был полностью завершен, к Пасхе 2010 года он был представлен для игры. Его первым выступлением стала Messe sonnelle Gloria of Louis Vierne , исполненная на службе Пасхального бдения. 3 апреля 2010 г. Доходы от Музыкального фестиваля в Лландаффе в 2011 г. были переданы в дар собору для завершения строительства нового органа. Остальные регистры были добавлены в конце лета 2013 года. Это был первый полностью новый орган для британского собора после установки в Ковентри в 1960-х годах.

Органы часовни леди
В Часовне Леди в восточной части собора использовались два камерных органа. Первый, построенный в 1946 году Хиллом, Норманом и Бирдом, имел два руководства и педали. В 1960 году он был заменен единственным ручным камерным органом, построенным компанией Henry Willis & Sons, который остается там и сегодня.

 

Погребения

Дубрикий , святой 6-го века, проповедовавший Эргинг (ныне Арченфилд) и большую часть Юго-Восточного Уэльса; его тело было перенесено в Лландаффский собор в 1120 году.
Тейло , священник VI века, основатель церкви и святой.
Генри де Абергавенни, епископ Лландаффа (1193–1218)
Уильям де Браоз, епископ Лландаффа (1266–1287)
Джон Монмутский, епископ Лландаффа (1297–1323)
Эдмунд де Бромфилд, епископ Лландаффа (1390–1393)
Джон Паскаль, епископ Лландаффа (1347–1361)
Джон Смит, епископ Лландаффа (1476–1478)
Сэр Дэвид Мэтью (1400–1484), урожденный Дафидд ап Мэтью, был лордом Лландаффа и сенешалем собора Лландаффа, а также одним из десяти великих баронов Гламоргана, лордом марша. После спасения жизни Эдуарда IV в битве при Таутоне в 1461 году он был назначен Великим знаменосцем Англии, и король разрешил ему использовать «Тоутон» на фамильном гербе Мэтью.
Джон Маршалл (епископ), епископ Лландаффа (1478–1496)
Майлз Салли, епископ Лландаффа (1500–1516 или 1517)
Хью Ллойд (епископ), епископ Лландаффа (1660–1667)
Фрэнсис Дэвис, епископ Лландаффа (1667–1675)
Эдвард Коплстон, епископ Лландаффа (1828–1849)
Альфред Олливан, епископ Лландаффский (1849–1882)