Алтун-Ха

Прочие Археологические Памятники

История Цивилизации Майя

 Альтун-Ха

 

Описание Археологического Парка Альтун-Ха

Расположение: 50 км от Белиз Сити

Открыт: 8- 17

Цена входа: BZ $10

 

Древний город Алтун Ха (Altuna Ha) находится в 50 км от Белиз Сити. На языке местных индейцев майя Альтун значит "цистерна", а Ха означает "вода". То есть название этого древнего города может переводится как "цистерна для воды". Это современное название города. Как древние майя называли Альтун Ха к сожалению мы не знаем.
 
Алтун Ха был впервые заселен в третьем веке до нашей эры. Город достиг своего апогея во время Классического периода майя с 200 до 900 г.н.э. С населением 10,000 граждан он покрывал территорию площадью около 5 кв. миль (8 кв. км). Около 900 года по неизвестной причине вспыхнуло восстание. Это могло произойти из- за голода, болезней или иных причин. Известно, что дворцы, храмы и гробниц элит Алтун Ха были ограблены. Город еще был заселен, но население никогда не восстановился. Алтун Ха в конце концов был заброшен в 12 веке. Остатки города были найдены лишь в 1963 любителем археологом Хэллом Баллом.
 
Сегодня Археологический Парк Хальтун Ха насчитывает более 500 зданий разных размеров и назначений. Крупнейшим из них является храм Алтарь Кладок. Пирамида достигает 16 метров в высоту. Другая интересная постройка- Зеленая Гробница, которая содержала тело правителя Алтун Ха в 7 веке н.э.

Альтун Ха

Альтун Ха

Этимология

По данным Института археологии Белиза, название этого места означает «Каменная вода» и является юкатекским майяским приближением названия близлежащей деревни Каменный пруд. На юкатекском языке майя халтун - это каменное месторождение воды или цистерна, а ха означает вода. Был идентифицирован древний символ-эмблема этого места, но его фонетическое прочтение в настоящее время неизвестно.

 

Археологические исследования и повторные открытия

В 1961 году У. Р. Буллард провел раскопки под руководством Королевского музея Онтарио в Бейкинг-Поте и Сан-Эстеване, и, хотя раскопок не проводилось, первоначально это место называлось «Пруд из каменного камня». В 1963 году в результате добычи камня местными жителями была обнаружена большая искусно вырезанная нефритовая подвеска. Нынешний уполномоченный по археологии Гамильтон Андерсон уведомил Дэвида М. Пендергаста, и в 1963 году была совершена разведывательная поездка. Начиная с 1964 года археологическая группа под руководством доктора Дэвида Пендергаста из Королевского музея Онтарио начала обширные раскопки и реставрацию этого места. которые продолжались до 1970 года. В общей сложности раскопки длились 40 месяцев с полевым сезоном 1971 года для керамического и лабораторного анализа.

 

Расположение

Алтун-Ха расположен на северо-центральной прибрежной равнине Белиза, в засушливой тропической зоне. Это место было очень заболоченным во время его доколумбовой оккупации, с очень немногими узнаваемыми источниками воды. В настоящее время единственным узнаваемым естественным источником воды является ручей за северной границей нанесенной на карту области. Источниками воды, используемыми во время оккупации, были пруд Гордон, который является основным резервуаром, и лагерь Агуада, расположенный в центре участка. На этом месте могло быть два чултуна, но их происхождение утеряно, поскольку они используются в наше время.

Сам участок состоит из центральной территории, состоящей из групп A и B. Группы A и B и зоны C, D и E состоят из зародышевой зоны, а зоны G, J, K, M, N составляют часть пригородной зоны. . На этом месте нет стелы, что позволяет предположить, что стелы не были частью церемониальных процедур. Есть две зарегистрированные дамбы, одна в Зоне C и одна, соединяющая Зону E и Зону F. Дорога в Зоне C не соединяется ни с какими строениями, но, вероятно, связана со Строением C13 и, возможно, использовалась в церемониальных целях. Другая дамба соединяла две зоны, где располагались источники воды, и была построена по топографическим причинам, специально для пересечения болотистой местности; это могло быть непроходимым без поднятых проходов.

 

История

Алтун-Ха был заселен на протяжении многих веков, примерно с 900 г. до н.э. до 1000 г. н.э. Большая часть информации об Алтун-Ха поступает из классического периода примерно с 400 по 900 г. н.э., когда город был самым большим.

доклассический
Самые ранние постройки, обнаруженные в Алтун-Ха в зоне C, представляют собой две круглые платформы, датируемые примерно 900–800 гг. до н.э., структуры C13 и C17. Структура C13 содержит остатки столбовых ям и несколько захоронений, а C17 имеет следы горения или пожара. Строение C13 было ранним религиозным зданием, и жители Зоны C имели относительно высокий статус. В поздний доклассический период население увеличилось, и были построены большие общественные сооружения. Первой из них была структура F8 в 200 году нашей эры. Хотя эта структура была построена в конце доклассического периода, большинство археологических свидетельств относится к раннему классическому периоду. Эта структура имеет двухэлементную лестницу, состоящую из небольших ступенек с выходами на лестницу, которые, возможно, были посвящены инновациям. F8 также имел трехэтапное развитие.

Ранняя классика
Одна из самых важных находок раннего классицизма происходит из постройки F8, а именно из гробницы F8/1. Гробницу разместили здесь примерно через пятьдесят лет после постройки сооружения. Он содержал останки взрослого мужчины, который был похоронен с ожерельем из нефрита и ракушек, парой нефритовых ушных раковин, двумя дисками из раковин, парой жемчуга, пятью гончарными сосудами и пятьюдесятью девятью створками раковин Spondylus. Нагрудники в ожерельях связаны с южной Мезоамерикой. Керамика большей частью отражает узор, который устанавливался в других погребениях Алтун-Ха. Однако над захоронением крыша ассоциировалась с большим мексиканским городищем Теотиуакан. Погребение было увенчано более чем 8000 кусками кремня дебитажа и 163 формальными кремневыми орудиями. Ритуальное подношение, или тайник, также содержало нефритовые бусы, клапаны спондила, зубы пумы и собаки, сланцевые пластинки и большое разнообразие артефактов из ракушек. Однако явная ассоциация с Теотиуаканом связана с 248 предметами из зеленого обсидиана пачука и 23 керамическими кувшинами, мисками и блюдами. Обсидиан относится к фазе Миккаотли или раннего Тламимилопа, что позволяет предположить, что этот символизм все еще был важным и доминирующим в Теотиуакане. Это подношение может иметь важное значение для Теотиуакана из-за ассоциаций правителя в захоронении с центральной Мексикой или ассоциации всей общины Алтун-Ха с Теотиуаканом.

Есть также свидетельства контактов и торговли с другой стороной Мезоамерики в промежуточной области. Подношение в центральной церемониальной зоне содержало неукрашенный сосуд из известняка с крышкой и предметами из жадеита, две жемчужины, пластинки кристаллического гематита, бусины из ракушек спондила и бусину из золото-медного сплава тумбага, изображающую коготь ягуара. Это месторождение датируется примерно 500 годом. Традиционно не считалось, что у майя было золото в классический период; золото было ограничено постклассикой. Отчасти это связано с тем, что многие считали, что золото не встречается в природе в районе майя, но недавние исследования показали, что россыпное золото можно найти в ручьях горной зоны западного Белиза. Майя, скорее всего, не использовали металлургию из-за отсутствия технологий, что могло быть связано с тем, что желтый цвет в идеологии майя символизирует отмирание растений и неурожай. Этот артефакт также идентичен другим артефактам Кокле в центральной Панаме. К 500 году у Кокле было достаточно металлообработки, и он, несомненно, играл роль в торговых отношениях за пределами Панамы. Это открытие также показывает, что важные торговые сети были созданы намного раньше, чем считалось ранее.

Поздняя классика
В целом элитные захоронения в Алтун-Ха в эпоху поздней классики можно охарактеризовать большим количеством нефрита. На этом месте было обнаружено более 800 кусочков нефрита. Более 60 из этих произведений вырезаны. В начале поздней классики в Алтун-Ха находится одно из самых интересных захоронений в низинах майя. В структуре B-4 есть гробницы с множеством нефритовых артефактов, в том числе большая нефритовая табличка с серией из двадцати глифов на уровне строительства шестой фазы. В полевой сезон 1968 года, после раскопок многих гробниц в Строении B-4, также называемом Храмом Каменных Алтарей, на седьмом этапе строительства была обнаружена самая сложная гробница на участке, прозванном «Могила Бога Солнца».

Могила бога Солнца

Гробница Бога Солнца находится в Строении B-4, также называемом Храмом Каменных Алтарей. Строение B-4 относится к группе B, которая является частью центрального участка в Алтун-Ха, и имеет высоту 16 метров. Фаза VII, уровень, на котором находится эта гробница, датируется примерно 600–650 годами, то есть началом позднеклассического периода. Гробница является седьмой и самой ранней в Б-4, что заставило археологов обозначить это захоронение как Гробница Б-4/7.

Гробница B-4/7 содержала скелет взрослого мужчины с множеством подношений. Тело было полностью вытянуто в дорсальном направлении, череп обращен на юго-юго-запад. Человек имел рост 170–171 см, с извлеченными скелетными материалами, состоящими из фрагмента черепа, нижней челюсти, длинных костей, пяти зубов, двух позвонков, пяти костей запястья, надколенника и различных пястных костей, плюсневых костей и фаланги.

Основная часть интерпретаций, исследований и интереса к этой гробнице, несомненно, была связана с артефактами, которые содержались в этом конкретном захоронении. В первоначальном исследовании Пендергаст классифицирует эти артефакты как скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

Скоропортящиеся артефакты, находящиеся в захоронении, которые исследователи смогли распознать, включают деревянную платформу, на которую было помещено тело, шкуры кошачьих, ткань, циновки, веревки, прутья, лепные предметы, красный пигмент и серую глину. Не все скоропортящиеся предметы были интерпретированы как их первоначальное использование в захоронении, но некоторые из них имеют четкие ассоциации. Вся гробница была покрыта тканью, на керамике отмечены текстильные оттиски. Красный пигмент был распространен повсюду, и его присутствие присутствовало на большей части нефрита.

Исследователи задокументировали 43 непортящихся артефакта. К ним относятся керамические миски; бусы из ракушек; ножные браслеты, браслеты и бусы из жадеита; жемчуг; изделия из пирита и гематита; и, самое выдающееся из всех, резная нефритовая голова бога Солнца, Кинич Ахау. Голова имеет высоту 14,9 см, окружность 45,9 см и вес 4,42 кг. Он был помещен в таз тела, лицевой стороной нефритового валуна к черепу.

Гробница Бога Солнца знаменует собой отправную точку для строительства гробницы в Строении B-4 в период поздней классики. Необычная форма этой гробницы показывает отличительные культурные аспекты Алтун-Ха и Карибской зоны по сравнению с внутренними поселениями классических майя. Пендергаст предполагает, что из-за того, что на этом месте было найдено так много нефрита, нефритовая голова могла быть вырезана на этом месте из импортного нефрита. Гигантская нефритовая голова также предполагает, что это небольшое место имело сильный статус торгового или церемониального центра. Пендергаст предполагает, что в этой гробнице находился священник, который был связан с Богом Солнца, и что Строение B-4 было посвящено этому божеству, основываясь на этом одном артефакте.

Однако более поздние исследования показали, что эта интерпретация может быть неверной: она предполагает, что эта гигантская нефритовая голова является богом-шутом. При рисовании этой фигуры, разложенной на плоскости, фигура на этой резьбе больше похожа на божество-птицу с иконографией кукурузы, а не на Кинич Ахау. Бог-шут является ранним символом правления майя и обычно иконографически изображается в голове, или, в данном случае, в нефритовой голове.

С таким количеством артефактов, связанных с этой гробницей, ясно, что похороненный здесь мужчина имел большое значение. Аргумент Бога-шута лучше соответствует тому, что представлял этот человек, что также коррелирует с тем, что это первая гробница, построенная в Строении B-4.

Терминал Классический период
К 700 году модификации в Центральном районе стали реже, и на площади B регулярно модифицировались только строения B4 и B6, в то время как площадь A все еще подвергалась значительным изменениям. К 850 году строения B5 и A8 были полностью заброшены. Постепенный отказ от этого места начался в 800 году, за исключением зоны E, которая фактически достигла своего пика использования и занятости между 700 и 800 годами.

Строение D2 расположено на краю центральной части участка и датируется поздним терминальным классическим периодом. Эта структура, в частности, дала двустороннее лезвие с черешком из зеленого обсидиана пачука в подношении после отказа. Форма, размер и производственные характеристики очень похожи на F8. Два возможных объяснения контекста этого артефакта заключаются в том, что клинок мог быть изготовлен задолго до упадка Теотиуакана или повторно использовался в более ранний период времени.

Постклассика
В постклассическом периоде структуры A1 и A5 использовались исключительно для захоронения мертвых. К началу одиннадцатого века город Алтун-Ха был полностью заброшен. Однако во время позднего постклассического периода после 1225 года в Алтун-Ха возобновились ограниченные заселения, которые продолжались, вероятно, до пятнадцатого века. Постклассические церемониальные сосуды, связанные с Ламанаем, были раскопаны на вершине B-4.

 

Диета в Алтун Ха

Диета в Алтун-Ха состояла из кукурузы (C-4), но в их рационе также был большой морской компонент по сравнению с другими местами в районе майя. Морские/рифовые ресурсы здесь были важнее, чем в других регионах. Между доклассическим и ранним классическим периодом наблюдался резкий рост потребления кукурузы, что, по мнению исследователей, является признаком роста интенсивного земледелия кукурузы в начале раннего классического периода. Люди с самым высоким признанным статусом в этот период также потребляли больше всего кукурузы. В позднем классическом периоде в центральной части потреблялось больше кукурузы, чем во внешних зонах, а в зоне C была более высокая степень рифовых ресурсов, чем в других областях. В постклассический период потреблялась большая часть наземных животных, возможно, оленей или собак.

 

Тайники в Алтун Ха

Тайники бывают двух категорий в Алтун-Ха. Самый большой класс находится в общественных постройках, предназначенных для общественных ритуалов, второй - в жилых постройках, обычно ориентированных на одну семью. Первичная ось была основным фактором, определяющим положение тайника в структурах, построенных совместно. Первичная ось функционировала как главный канал связи с божествами. В других общественных и домашних контекстах есть предложения, которые находятся в стороне от основной оси, и это основано на вопросе исключения. Тайники позднего доклассического периода в Алтун-Ха можно определить по круглой платформе. Нефритовые предметы становятся важными в подношениях к 450–300 гг. До н.э. Методы кэширования классического периода в Алтун-Ха состояли из отдельных, очень разнообразных предложений в контексте структурных модификаций. Тайники в этот период времени имели большое церемониальное значение и убедительно заявляли о известности этого места.

 


Транспорт

Как добраться

Старое северное шоссе соединяет Алтун-Ха с северным шоссе Белиза. «Старое шоссе» удачно. Северное шоссе - это собрание выбоин, связанных небольшими участками изношенного асфальта. Подлинный Белиз - это то, что вы видите на всем пути от Белиза до Алтун Ха. Не туристическая версия.

Есть четыре основных способа добраться до Алтун Ха:
Самый дорогой способ - побывать на экскурсии из Белиза Сити. Однако эти туры, как правило, проводятся один или два раза в неделю и стоят более 100 долларов США. Ваш отель или хостел обычно организуют это для вас бесплатно.
Вы можете снизить цену примерно до 50 долларов США, если вы сядете в автобус стоимостью 2 доллара США до Крукед Три и зарегистрируетесь там.
Самый простой и, вероятно, самый экономичный способ посетить Алтун-Ха - это взять напрокат автомобиль и поехать туда самостоятельно.
Многие таксисты отвезут вас в Алтун-Ха, подождите 1-2 часа, а затем отвезут обратно. Стоимость здесь сильно зависит от того, какого водителя такси вы выберете. Средняя стоимость будет 50 долларов США, независимо от количества людей, которые идут. Самые надежные водители находятся у марины в зеленой и белой форме. Однако, если у вас ограниченный бюджет, обычный водитель такси возьмет вас на 10-20 долларов США дешевле.

Тарифы и разрешения
В мае 2006 года была введена небольшая плата за вход.