Теотиуакан

Теотиуакан

Местонахождение: 50 км к северу- востоку от города Мехико

Прочие Археологические Памятники

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Теотиуакан- древний город индейцев, заброшенный до появления империи ацтеков. Ряд интересных совпадений в размерах главных пирамид с пирамидой Хеопса привело многих людей к гипотезе, что обе культуры знали друг о друге. Во время своего зенита Теотиуакан покрывал площадь до 28 кв метров с населением около 200 тысяч человек.

 

История Теотиуакана

Про Теотиуакан известно довольно мало. Неизвестно, как он назывался (современное название, означающее на языке науатль «родина богов», ему дали ацтеки, обнаружившие руины существенно после того, как их покинули жители). Неизвестно, кто тут жил — не удаётся связать Теотиуакан ни с одной известной доколумбовой цивилизацией. Неизвестно даже, был ли он столицей какого-либюо государства. Практически всё, что мы знаем о городе, известно по археологическим находкам, а датировки были выполнены радиоуглеродным методом и потому достаточно приблизительны.

Самые старые обнаруженные здания Теотиуакана относятся к 200 г. до н. э., а пирамида Солнца была закончена к 100 г. н. э. Расцвет Теотиуакана продолжался примерно с 450 по 550 год. В это время территория города занимала до 30 кв. км, а население, по оценкам, достигало 150 тысяч. Теотиуакан вёл активную торговлю со всеми североамериканскими цивилизациями, по всей нынешней территории Мексики и Гватемалы. Архитектура пирамид Теотиуакана, с подъёмами, перемежающимися плоскими террасами, напоминает архитектуру цивилизаций майя того же времени. В городе производили керамику и огромное количество ювелирных изделий из обсидиана, которые обнаруживаются в археологических находках по всей Северной Америке. Фрески Теотиуакана существенно отличаются от фресок других доколумбовых цивилизаций, так как изображают в основном божества, уделяя мало внимания аспектам повседневной жизни.

Религия в Теотиуакане была похожа на религии других доколумбовых цивилизаций, с примерно тем же набором богов, хотя, конечно, мы не знаем, как они назывались. Когда бога грома мы называем Тлалоком, а змею с перьями — Кецалькоатлем, это весьма условные сравнения, так как Тлалок и Кецалькоатль были на самом деле ацтекскими богами. Главным божеством была так называемая Великая богиня Теотиуакана, в форме птицы, отвечавшая за загробный мир, землю, воду, и, возможно, за сотворение мира. Человеческие жертвоприношения в городе происходили, но, судя по всему, ими не злоупотребляли и устраивали только при закладке храмов и пирамид.

После 550 года население начало сокращаться. Известно, что в этот период было несколько лет засухи, что могло послужить причиной сокращения. В VII или VIII веке город по неизвестным причинам сгорел. Население покинуло его, однако о существовании руин было известно и ацтекам в XV веке, и испанцам, и первые попытки раскопок были проведены уже в XVII веке. Научные исследования начались в 1900-х годах и продолжаются до сих пор. В 1987 году Теотиуакан был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Что же касается тольтекской теории то это происходит от честной ошибки первых испанских мессионеров. В отличие от солдат, ищущих золота, католические монахи и священики пытались сохранить информацию о древних племенах. Так в Флорентийском Кодексе Теотиуакан назывался городом тольтеков. Однако на языке индейцев Науатль слово "тольтек" переводится как "умелец самого высокого уровня". То есть под этим именем подразумевались как народ так и просто высокое качество храмов и дворцов древнего города Теотиуакан.

 

Название

Название Теотихуакан было дано ацтеками, говорящими на языке науатль, спустя столетия после падения города около 550 г. н.э. Этот термин был истолкован как «место рождения богов» или «место, где родились боги», отражая мифы о сотворении мира науа, которые, как говорят, произошли в Теотиуакане. Ученый науатль Тельма Д. Салливан интерпретирует это название как «место тех, кто идет дорогой богов». Это потому, что ацтеки считали, что боги создали вселенную на этом месте. Имя произносится [te.oːtiːˈwakaːn] на языке науатль с ударением на слоге wa. В соответствии с обычными орфографическими соглашениями науатля в этом месте не должно быть письменного ударения. Используется как это произношение, так и испанское произношение [te.otiwaˈkan], и в этой статье встречаются оба варианта написания.

Первоначальное название города неизвестно, но в иероглифических текстах из региона майя оно фигурирует как пух, или «Место тростника». Это говорит о том, что в цивилизации майя классического периода Теотиуакан понимался как Тростниковое место, аналогичное другим постклассическим поселениям Центральной Мексики, носившим название Толлан, таким как Тула-Идальго и Чолула.

Это соглашение об именах привело к большой путанице в начале 20 века, поскольку ученые спорили, был ли Теотиуакан или Тула-Идальго Толланом, описанным в хрониках 16 века. Теперь кажется очевидным, что Толлан можно понимать как общий термин науа, применяемый к любому крупному поселению. В мезоамериканской концепции урбанизма толлан и другие языковые эквиваленты служат метафорой, связывая пучки тростника и тростника, которые составляли часть озерной среды долины Мехико, и большое скопление людей в городе.

По состоянию на 23 января 2018 года название Теотиуакан стало предметом пристального внимания экспертов, которые теперь считают, что название этого места могло быть изменено испанскими колонизаторами в 16 веке. Археолог Вероника Ортега из Национального института антропологии и истории заявляет, что город, похоже, на самом деле назывался Теоуакан, что означает «Город Солнца», а не «Город богов», как предполагает нынешнее название.

 

Период III длился с 350 по 650 год нашей эры и является так называемым классическим периодом Теотиуакана, во время которого город достиг апогея своего влияния в Мезоамерике. Его население оценивалось в 125 000 жителей и более, и город был одним из крупнейших городов древнего мира, насчитывая 2 000 зданий на площади 18 квадратных километров. Это было также в этот высокий период, когда Теотиуакан проживал примерно половину всех людей в долине Мексики, став своего рода городом приматов Мезоамерики. В этот период была проведена масштабная реконструкция зданий; Храм Пернатого Змея, относящийся к предыдущему периоду, был покрыт площадью с богатым скульптурным декором. Типичными художественными артефактами этого периода были погребальные маски, изготовленные в основном из зеленого камня и покрытые мозаикой из бирюзы, ракушек или обсидиана. Эти маски были очень однородными по своей природе.

Период IV описывает период времени между 650 и 750 годами нашей эры. Это знаменует конец Теотиуакана как крупной державы в Мезоамерике. Элитные жилые комплексы города, сгруппированные вокруг Улицы Мертвых, имеют множество следов ожогов, и археологи предполагают, что город пережил гражданские беспорядки, которые ускорили его упадок. Факторы, которые также привели к упадку города, включали в себя нарушение даннических отношений, усиление социального расслоения и борьбу за власть между правящей и посреднической элитами. После этого упадка Теотиуакан продолжал оставаться заселенным, хотя так и не достиг прежнего уровня населения.

Истоки и основание
Ранняя история Теотиуакана весьма загадочна, а происхождение его основателей неизвестно. Около 300 г. до н.э. люди из центральных и юго-восточных районов Мезоамерики начали собираться в более крупные поселения. Теотиуакан был крупнейшим городским центром Мезоамерики до ацтеков, почти за 1000 лет до их эпохи. Ко времени ацтеков город уже лежал в руинах. Многие годы археологи считали, что его построили тольтеки. Это убеждение было основано на текстах колониального периода, таких как Флорентийский кодекс, в котором это место приписывалось тольтекам. Однако слово науатль «толтек» обычно означает «мастер высочайшего уровня» и не всегда может относиться к цивилизации тольтеков с центром в Туле, Идальго. Поскольку цивилизация тольтеков процветала спустя столетия после Теотиуакана, люди не могли быть основателями города.

В эпоху позднего формирования в центральной Мексике возник ряд городских центров. Самым известным из них, по-видимому, был Куикуилько на южном берегу озера Тескоко. Ученые предполагают, что извержение вулкана Кситле могло спровоцировать массовую эмиграцию из центральной долины в долину Теотиуакан. Эти поселенцы, возможно, основали или ускорили рост Теотиуакана.

Другие ученые выдвинули тотонаков в качестве основателей Теотиуакана и предположили, что Теотиуакан был многоэтническим государством, поскольку они находят различные культурные аспекты, связанные с народами сапотеков, миштеков и майя. Строители Теотиуакана воспользовались географическим положением Мексиканского бассейна. Из болотистой земли они построили приподнятые грядки, называемые чинампами, что обеспечило высокую сельскохозяйственную продуктивность, несмотря на старые методы возделывания земли. Это позволило сформировать каналы, а затем и движение каноэ для перевозки продуктов питания с ферм по городу. Самые ранние постройки в Теотиуакане датируются примерно 200 г. до н.э. Самая большая пирамида, Пирамида Солнца, была завершена к 100 г. н.э.

Год 378: Завоевание Тикаля
Свидетельства существования короля или другого авторитарного правителя в Теотиуакане поразительно отсутствуют. В то время как примерно современные города майя и сапотеков, а также более ранняя цивилизация ольмеков в этом регионе оставили достаточно свидетельств династического авторитарного суверенитета в виде королевских дворцов, церемониальных бальных площадок и изображений войны, завоеваний и униженных пленников, таких артефактов нет. были найдены в Теотиуакане. Таким образом, многие ученые пришли к выводу, что Теотиуакан управлялся своего рода «коллективным управлением».

В январе 378 года военачальник Сихьядж К'ахк (буквально «рожденный огнем»), изображенный с артефактами и изображениями змеи из перьев, связанными с культурой Теотиуакана, завоевал Тикаль, в 600 милях от Теотиуакана, удалив и заменив майя. король при поддержке Эль-Перу и Наахтун, как записано на Стеле 31 в Тикале и других памятниках в регионе майя. В то время с культурой Теотиуакана также ассоциировался правитель Сова-Копьеметатель.

В 378 г. группа теотиуакано организовала государственный переворот в Тикале, Гватемала. Это было не государство Теотиуакан; это была группа людей Пернатого Змея, изгнанная из города. Пирамида Пернатого Змея была сожжена, все скульптуры были вырваны из храма, и была построена еще одна платформа, чтобы стереть фасад.

 

Год 426: Завоевание Копана и Киригуа
В 426 году была создана правящая династия Копана с К'инич Якс К'ук' Мо' в качестве первого короля. Династия продолжала иметь шестнадцать правителей. Копан расположен в современном Гондурасе, как описано Копаном Алтарем Q. Вскоре после этого Якс К'ук' Мо' назначил Ток Каспера королем Киригуа, примерно в 50 км к северу от Копана.

Зенит
Город достиг своего пика в 450 г. н.э., когда он был центром могущественной культуры, влияние которой распространилось на большую часть Мезоамериканского региона. На пике своего развития город занимал площадь более 30 км2 (более 11 + 1/2 квадратных миль), и, возможно, в нем проживало 150 000 человек, а по некоторым оценкам, оно достигало 250 000 человек. В различных районах города проживали люди со всего региона влияния Теотиуакана, который простирался на юг до Гватемалы. Примечательно, что в городе отсутствуют укрепления и военные сооружения.

Природа политических и культурных взаимодействий между Теотиуаканом и центрами региона майя (а также в других местах Мезоамерики) была давней и важной областью для дискуссий. Существенный обмен и взаимодействие происходили на протяжении веков от терминального доклассического до среднеклассического периода. «Вдохновленные Теотиуаканом идеологии» и мотивы сохранялись в центрах майя до поздней классики, спустя много времени после того, как сам Теотиуакан пришел в упадок. Однако ученые спорят о степени и степени влияния Теотиуакана. Некоторые считают, что у него было прямое и милитаристское господство; другие считали, что принятие «чужих» черт было частью избирательного, сознательного и двунаправленного культурного распространения. Новые открытия показали, что Теотиуакан мало чем отличался в своем взаимодействии с другими центрами более поздних империй, такими как тольтеки и ацтеки. Считается, что Теотиуакан оказал большое влияние на доклассических и классических майя.

Архитектурные стили, известные в Теотиуакане, широко распространены в ряде отдаленных мест Мезоамерики, что некоторые исследователи интерпретируют как свидетельство далеко идущих взаимодействий Теотиуакана и его политического или милитаристского господства. Стиль, особенно связанный с Теотиуаканом, известен как талуд-таблеро, в котором наклонная внутрь внешняя сторона строения (талуд) увенчана прямоугольной панелью (таблеро). Варианты общего стиля встречаются в ряде мест региона майя, включая Тикаль, Каминалхуйу, Копан, Бекан и Окскинток, и особенно в бассейне Петен и в центральном нагорье Гватемалы. Стиль талуд-таблеро появился еще до его появления в Теотиуакане в раннеклассический период; похоже, он возник в регионе Тласкала-Пуэбла в доклассический период. Анализы проследили развитие местных вариантов стиля талуд-таблеро в таких местах, как Тикаль, где его использование предшествовало появлению в V веке иконографических мотивов, общих с Теотиуаканом. Стиль талуд-таблеро распространился по Мезоамерике в основном с конца доклассического периода, а не конкретно или исключительно благодаря влиянию Теотиуакано. Неясно, как и откуда этот стиль распространился в регионе майя. В период зенита основные сооружения городища, в том числе и пирамиды, были окрашены в темно-красные (от темно-бордового до бордового) цвета (сейчас остались лишь небольшие пятна) и представляли собой весьма впечатляющее зрелище.

Город был центром промышленности, домом для многих гончаров, ювелиров и ремесленников. Теотиуакан известен производством большого количества артефактов из обсидиана. О существовании древних неидеографических текстов Теотиуакано не известно (или известно, что они существовали). Надписи из городов майя показывают, что знать Теотиуакана путешествовала и, возможно, побеждала местных правителей даже в Гондурасе. В надписях майя упоминается человек, которого ученые прозвали «Сова-копейщик», по-видимому, правитель Теотиуакана, который правил более 60 лет и поставил своих родственников правителями Тикаля и Уаксактуна в Гватемале.

Ученые основывают интерпретации культуры Теотиуакана на археологии, фресках, украшающих это место (и других, таких как фрески Вагнера, найденных в частных коллекциях), и иероглифических надписях, сделанных майя, описывающих их встречи с завоевателями Теотиуакана. Создание фресок, возможно, десятков тысяч фресок, достигло своего апогея между 450 и 650 годами. Мастерство художников не имело себе равных в Мезоамерике, и его сравнивали с искусством художников Флоренции эпохи Возрождения, Италия.

Крах

Первоначально ученые думали, что захватчики напали на город в 7 или 8 веке, разграбили и сожгли его. Однако более свежие данные, по-видимому, указывают на то, что поджоги ограничивались постройками и жилищами, связанными в первую очередь с правящим классом. Некоторые думают, что это говорит о том, что сожжение было вызвано внутренним восстанием. Они говорят, что теория вторжения ошибочна, потому что ранние археологические работы в городе были сосредоточены исключительно на дворцах и храмах, местах, используемых высшими классами. Поскольку на всех этих участках были обнаружены пожары, археологи пришли к выводу, что весь город был сожжен. Вместо этого теперь известно, что разрушение было сосредоточено на основных гражданских постройках вдоль Аллеи мертвых. Скульптуры внутри дворцовых построек, таких как Халла, были разбиты. Никаких следов иноземного вторжения на участке не видно.

Свидетельства сокращения населения, начавшегося примерно в 6 веке, в некоторой степени подтверждают гипотезу о внутренних беспорядках. Упадок Теотиуакана был связан с продолжительными засухами, связанными с изменениями климата 535–536 годов. Эта теория экологического упадка подтверждается археологическими находками, которые показывают рост процента ювенильных скелетов с признаками недоедания в 6 веке, поэтому существуют разные доказательства, которые помогают указать на то, что голод, скорее всего, является одной из наиболее возможных причин. для заката Теотиуакана. Большая часть их продовольствия поступала из сельского хозяйства: они выращивали кукурузу, бобы, амарант, зеленые помидоры (tomatillos?) и тыквы, но их урожая было недостаточно, чтобы прокормить такое большое население, как считается, когда-то существовавшее. в Теотиуакане. Этот вывод не противоречит ни одной из вышеперечисленных теорий, поскольку как усиление боевых действий, так и внутренние беспорядки также могут быть следствием общего периода засухи и голода. Другие близлежащие центры, такие как Чолула, Шочикалько и Какаштла, конкурировали за то, чтобы заполнить пустоту власти, оставшуюся после упадка Теотиуакана. Возможно, они объединились против Теотиуакана, чтобы уменьшить его влияние и власть. Искусство и архитектура в этих местах подражают формам Теотиуакана, но также демонстрируют эклектичное сочетание мотивов и иконографии из других частей Мезоамерики, особенно из региона майя.

Внезапное разрушение Теотиуакана было обычным явлением для месоамериканских городов-государств классического и эпиклассического периодов. Многие государства майя постигла та же участь в ближайшие столетия, серия событий, часто называемая крахом классических майя. Неподалеку, в долине Морелос, Шочикалько был разграблен и сожжен в 900 году, а Тула постигла та же участь около 1150 года.

Существует теория, что крах Теотиуакана был вызван разрушением его сельского хозяйства в результате извержения вулкана Илопанго в Сальвадоре в 535 году н.э.

Ацтекский период
В 1200-х годах н.э. мигранты науа снова заселили этот район. К 1300-м годам он попал под власть Уэшотлы, а в 1409 году ему был назначен собственный тлатоани, Уэцин, сын тлатоани Уэшотлы. Но его правление было прервано, когда Тезозомок, тлатоани из Аскапоцалько, вторгся в Уэшотлу и соседние земли Аколуа в 1418 году. Уэцин был свергнут захватчиками, и Тезозомок назначил человека по имени Тотомохцин. Менее чем через десять лет, в 1427 году, образовалась Империя ацтеков, и Теотиуакан снова стал вассалом Аколуа.

 

Достопримечательности Теотиуакана

Ориентация
Зона археологических памятников Теотиуакан (Zona Arqueológica de Teotihuacan). Пн–Вс 8:00 – 17:00. 59 M$ (2014). Руины обнесены забором, в который можно войти через один из пяти входов (гейтов). Около каждого входа имеется парковка, 45 M$ (2014). При проходе через гейт надо показать билет, который надо купить прямо тут же, в кассе или у стоящего служащего. Внутри забора билеты могут попросить при входе в музей (отдельно платить не надо). Кроме того, некоторое количество памятников расположено за пределами огороженной территории. Формально они открыты в то же время, и для их посещения надо показать тот же билет в основную зону. Фактически же эти памятники могут быть закрыты без указания причин, а могут быть открыты, но билет не проверят. Большая часть табличек (но не все) продублирована по-английски).

1  Гейт 1 (Puerta 1). Скорее всего, сюда вас привезёт рейсовый автобус.
2  Гейт 2 (Puerta 2). Отсюда уезжают на рейсовом автобусе, кроме того, у этого гейта находятся дешевые рестораны.
3  Гейт 3 (Puerta 3).
4  Гейт 4 (Puerta 4).
5  Гейт 5 (Puerta 5).

 

Внутри ограды

Цитадель (La Ciudadela). Огромная площадь в южной части комплекса, со всех сторон окруженная платформами. Чтобы попасть в цитадель, нужно подняться на одну из этих платформ, а затем спуститься вниз. В центре площади стоит четырехугольный алтарь. Цитадель была административным центром города, на ней при необходимости собиралось население. Вокруг Цитадели находились дома жрецов.

 

Пирамида Луны


Пирамида ЛуныПирамида Луны - вторая по величине пирамида в древнем Теотиуакане, Мексика, после Пирамиды Солнца. Он расположен в западной части древнего города и имитирует контуры горы Серро Гордо, к северу от участка. Некоторые назвали его Тенан, который на языке Нахуатле означает «мать или защитный камень». Пирамида Луны покрывает здание, более древнюю, чем Пирамида Солнца (описание ниже). Такая практика вполне традициона для этого региона. Пирамида постепенно возвышалась по мере того как поколение за поколением люди добавляли уровень за уровнем. Это более древняя пирамида существовала до 200 года нашей эры.

Строительство нынешней пирамиды длилось между 200 и 250 годами нашей эры. Этот этап строительства завершило двустороннюю симметрию храмового комплекса. Склон перед лестницей дает доступ к Дороге Мертвых, платформа на вершине пирамиды использовалась для проведения церемоний в честь Великой Богини Теотиуакана, богини воды, плодородия, земли и даже самого создания. Эта платформа и скульптура, найденные на дне пирамиды, посвящены, таким образом, Великой Богине. Имя этого божества не сохранилось.

Напротив алтаря Великой Богини находится Площадь Луны. Плаза или площадь содержит центральный алтарь и оригинальную конструкцию с внутренними дивизиями, состоящую из четырех прямоугольных и диагональных тел, которые образуют так называемый «Теотиуаканский крест».

 

Между 150 г. до н.э. и 500 г. н.э. месоамериканская культура построила процветающий мегаполис на плато около 22 км2. Этничность жителей Теотиуакана является предметом дебатов. Во время начальной фазы Теотиуакана, называемого Цакуалли (0-150 г. н.э.), были разработаны гениальные строительные системы для возведения монументальных оснований пирамид Луны и Солнца. В мегаполисе Теотиуакан есть планируемая городское устройство с главной осью и огромный дворец, окруженный 15 монументальными пирамидами. Ацтеки, которые появились значительно позже в этом регионе, утверждали, что их предков призвала в эти места огромная каменная фигура богини, связанной с Луной. Эта фигура была обнаружена  на вершине пирамиды. Весила она 22 тонны. Каким образом древние смогли занести её наверх не понятно. Археологи считают, что она изображает Великую Богиню - водное божество. Ученые предположили, что вода, которая течет через ее руки, является живой водой и представляет собой животворящую силу и плодовитость.

Начиная с 1998 года археологи раскопали некоторые ниши под пирамидой Луны. Туннели, врытые в фундамент пирамиды, показали, что пирамида пережила как минимум шесть ремонтных работ; каждое новое дополнение было больше и покрывало предыдущую структуру.

По мере того, как археологи прорывались сквозь слои пирамиды, они обнаружили артефакты, которые дают информацию о хронологии истории Теотиуакана. В 1999 году группа во главе с Сабуро Сугиямой, доцентом в префектурном университете Аичи в Японии и адъюнкт-кафедра в Аризонском государственном университете, и Рубен Кабрера из Национального института антропологии и истории Мексики, обнаружили гробницу, которая, по-видимому, была датируется пятой фазе строительства. Он содержит четыре скелета человека, кости животных, драгоценности, обсидианские лезвия и множество других предложений. Археологи подсчитали, что погребение произошло между 100 и 200 годами нашей эры.

Еще одна гробница, посвященная Великой Богине, была открыта в 1998 году. Она приурочена к четвертому этапу строительства. В нем содержалась останки тела одного человека, а также кости волка, ягуара, пумы, змеи, скелеты птиц и более 400 других реликвий, которые включают большие зеленые и обсидианские статуэтки, церемониальные ножи и копья. Все они видимо были принесены в жертву богам, чтобы те в свою очередь защищали пирамиду и весь Теотиуакан.

 

Пирамида Пернатого Змея
Теотиуакан

Храм Пернатого змея или Кецалькоатля (Templo de Quetzalcoatl). В восточной части Цитадели находится довольно высокая пирамида, на которую открыт доступ. С нее открывается хороший вид на Цитадель и окрестности. По всей видимости, как и на других пирамидах Мезоамерики, когда-то на ее вершине находился храм. Непосредственно с восточной стороны к пирамиде примыкает собственно храм Кецалькоатля — пирамида ещё выше, с рельефами змеиных голов (бог Кецалькоатль изображается в виде змеи с перьями). Внутри храма были обнаружены захоронения, датированные между 150 и 200 годами. С восточной стороны пирамиды можно спуститься ближе к храму и подробно посмотреть рельефы. На сам храм доступа нет.

Цитадель соединена так называемой Дорогой мертвых (Calle de los Muertos) с остальной частью руин. Прямая дорога пересекает реку Сан-Хуан, проходит через бывшие жилые кварталы, мимо Пирамиды Солнца и упирается в Пирамиду Луны. Не пропустите фреску с пумой, расположенную между пирамидами.

 

Пирамида Солнца
Пирамида Солнца

Пирамида Солнца (Pirámide del Sol).  Высота пирамиды 71 метр, что делает её третьей по высоте пирамидой в мире. Построена около 100 года. На вершине пирамиды как минимум при ацтеках находился алтарь, от которого ничего не осталось. Назначение пирамиды не вполне известно (название "Пирамида солнца" было дано ацтеками через много лет после того, как население ушло из Теотиуакана) но панорамный вид с неё полностью оправдывает довольно крутой подъём. Здания и валы вокруг пирамиды были построены много позже, чем сама пирамида.

 

Жилые кварталы. Вдоль Дороги Мёртвых между рекой Сан-Хуан и Пирамидой Солнца сохранились руины жилых кварталов разного времени. Они хорошо обозначены на местности и разделены на несколько зон, самые большие среди которых Edificios Superpuestos южнее дороги и Conjunto Viking севернее. Руины не так зрелищны, как пирамиды, храмы или дворцы, но дают представление о там, как здесь жили обычные люди.

Дворцы. Около пирамиды Луны расположен комплекс из трёх соединённых зданий, известных как дворцы (palacios) и замечательных в первую очередь своими фресками на красном фоне. Дворец Кецальпапалотля (Palacio de Quetzalpapálotl), находящийся непосредственно около пирамиды Луны, по всей видимости, использовался как жильё для кого-то из правителей города Это самый богато украшенный жилой дом, обнаруженный в Теотиуакане. В центральном зале и в трёх комнатах, доступных из внутреннего двора, сохранились (частично) фрески, изображающие животных и орнаменты, а также колонны с замечательной резьбой. Дворец ягуаров (Palacio de los jaguares) находится за ним, дальше от пирамиды. Тут жили либо жрецы, либо также кто-то из правителей. название дворец получил по сохранившимся фрескам с изображением ягуаров. Дворец Пернатых Моллюсков (Palacio de los Caracoles Emplumados) состоит из платформы, вдоль которой сохранились фрески с изображением птиц, а также колонны с резьбой, изображающей, в частности, раковины моллюсков с перьями — откуда и название. На стене есть также изображение цветка с четырьмя лепестками, символизирующий устройство мира так, как оно представлялось в Теотиуакане.

 

Вне ограды

Если есть возможность, обязательно посетите Тетитлу и Атетелько. Тепантитла находится с другой стороны, нежели всё остальное, но постарайтесь распланировать время так, чтобы попасть и туда.

Дворец Яйяуала (Palacio de Yayahuala). Судя по всему, постоянно или на длительный срок закрыт, но, так как руины находятся по дороге к трём другим, проверить не помешает.
Дворец Сакуала (Palacio de Zacuala). Руины жилого комплекса, состоявшего из около 40 жилищ и существовавшего между 350 и 550 годами. Сохранились остатки фресок. Существуют спекулятивные теории, что Сакуала на самом деле была идеологическим центром всего комплекса памятников Теотиуакана, и отсюда расространялись новые тренды искусства.
Дворец Тетитла (Palacio de Tetitla). Это был большой жилой комплекс примерно с 2000 отдельными жилищами, очень небольшая часть которого исследована и открыта для посещения. Сохранилось большое количество фрагментов фресок, в основном с изображением животных, все на красном фоне. Среди прочего, большая стена с изображением богов, включая Великую Богиню Теотиуакана. В одном из внутренних дворов стоит небольшой, но полностью сохранившийся алтарь в форме пирамиды.
Дворец Атетелько (Palacio de Atetelco). Жилой комплекс, название которого означает "Каменная стена с водой". Состоит из трёх секций — Белого двора (Patio Blanco), с несколькими зданиями, на которых сохранились большие фрески на белом и красном фоне, в частности, с изображением ягуаров и койотов, частью оригинальные, частью дописанные; Красного двора (Patio Rojo), с фрагментами фресок на красном фоне, как и везде в Теотиуакане, и Северного сектора (Sección Norte).
Дворец Тепантитла (Palacio de Tepantitla) (У гейта 5, с другой стороны, нежели все остальные руины). Здесь, по всей видимости, жили граждане города, обадающие очень высоким статусом, возможно, жрецы. Стены были расписаны, и тут сохранились самые интересные фрески Теотиуакана. Именно фрески Тепантитлы реконструированы в соответствующем разделе Национального музея антропологии в Мехико. Самое главное в Тепантитле — самая знаменитая фреска Теотиуакана, как и большинство прочих, на красном фоне. Верхняя её часть изображает Великую Богиню Теотиуакана, нижняя — бога дождя (Тлалока), жрецов и огромное количество обычных людей, занимающихся самыми разными вещами, включая игру в мяч. Другие фрески изображают жрецов в головных уборах с оперением.

Музеи
Музей (Museo de Sitio) (внутри, у гейта 5). Хотя в музее собраны неплохие фонды из раскопок Теотиуакана, в первую очередь он посвящён истории города, и, более того, является единственным местом, где эта история изложена систематически, с объяснениями, моделями и макетами. В качестве бонуса музей кондиционирован. Вокруг него приятный, но небольшой сад из кактусов.
Музей фресок Теотиуакана имени Беатрис де ла Фуэнте (El Museo de Murales teotihuacanos Beatriz de la Fuente), Circuito Paseo de los Dioses 1, San Martin de Las Pirámides. Действительно, в основном посвящён фрескам и содержит большое количество сохранившихся фрагментов, рассказывает про темы и технологии изготовления. Кроме того, имеются фонды из раскопок в Теотиуакане, в том числе керамика, и зал, посвящённый археологу Беатрис де ла Фуэнте, работавшей в Теотиуакане и много сделавшей для создания музея.

 

Культура

Археологические данные свидетельствуют о том, что Теотиуакан был многоэтническим городом, и хотя официальные языки, используемые Теотиуаканом, неизвестны, тотонакский и науа, на ранних формах которых говорили ацтеки, кажутся весьма правдоподобными. Это явное региональное разнообразие населения Теотиуакана восходит к стихийному бедствию, которое произошло до его демографического бума. В какой-то момент с Теотиуаканом соперничала другая держава бассейна, Куикуилько. Оба города, примерно одинакового размера и центры торговли, были производительными центрами ремесленников и торговли. Однако примерно около 100 г. до н.э. динамика власти изменилась, когда извергся действующий вулкан Гора Кситле, который сильно повлиял на Куикуилько и сельскохозяйственные угодья, которые его поддерживали. Считается, что более поздний экспоненциальный рост населения Теотиуакана был связан с последующей миграцией лиц, перемещенных в результате извержения. Хотя это извержение считается основной причиной массового исхода, недавние достижения в области датирования пролили свет на еще более раннее извержение. Извержение Попокатепетля в середине первого века предшествовало извержению Кситле и, как полагают, положило начало вышеупомянутой деградации сельскохозяйственных земель и структурному повреждению города; Извержение Кситле еще больше спровоцировало отказ от Куикуилько.

В фазу Цакуалли (ок. 1–150 г. н.э.) население Теотиуакана увеличилось примерно на 60–80 тысяч человек, большинство из которых, как полагают, прибыли из мексиканского бассейна. Однако после этого роста приток новых жителей замедлился, и данные свидетельствуют о том, что к фазе Миккаотли c. 200 г. н.э. городское население достигло своего максимума.

В 2001 году Терренс Кауфман представил лингвистические данные, свидетельствующие о том, что важная этническая группа в Теотиуакане принадлежала к тотонаканской или миксе-сокеанской языковой принадлежности. Он использует это для объяснения общего влияния языков тотонака и миксе-зокеан на многие другие мезоамериканские языки, у народов которых не было известной истории контактов ни с одной из вышеупомянутых групп. Другие ученые утверждают, что самая большая группа населения должна была принадлежать к этнической группе отоми, потому что известно, что на языке отоми говорили в районе Теотиуакана как до, так и после классического периода, а не в средний период.

Соединения Теотиуакана свидетельствуют о разделении по классам, из которых можно выделить три социальных слоя. Высшая элита, промежуточная элита и жилые помещения рабочего класса различаются способами, которые поддерживают эти классовые разделения. Жилые архитектурные сооружения как бы отличаются художественностью и сложностью самой конструкции. Судя по качеству строительных материалов и размерам комнат, а также качеству различных предметов, найденных в резиденции, в этих жилищах могли проживать домохозяйства с более высоким статусом. Жилища Теотиуакана, которые археологи сочли более высокими стандартами, по-видимому, расходятся в стороны от Центрального района и вдоль Бульвара Мертвых, хотя четкого разделения на очень однородные районы не наблюдается.

 

Рабочий класс, который сам по себе был разделен, состоял из земледельцев и квалифицированных ремесленников и заканчивался внешним сельским населением города. Внутренние ремесленники различных специальностей были размещены в комплексах квартир, распределенных по всей территории. Эти лагеря, известные как районные центры, свидетельствуют о том, что они обеспечивали внутреннюю экономическую основу Теотиуакана. Основанный элитой для демонстрации роскошных товаров, которые поставляли местные мастера, разнообразию товаров способствовала большая концентрация иммигрантов из разных регионов Мезоамерики. Наряду с археологическими свидетельствами, указывающими на то, что одним из основных предметов торговли был текстиль, ремесленники извлекали выгоду из своего мастерства в рисовании, строительстве, исполнении музыки и военной подготовке. Эти соседние сообщества очень напоминали отдельные комплексы, часто окруженные физическими барьерами, отделяющими их от других. Таким образом, Теотиуакан развил внутреннюю экономическую конкуренцию, которая подстегнула производительность и помогла создать собственную социальную структуру, отличную от внутренней, центральной структуры. Вышеупомянутые мастера специализировались на выполнении типичных действий, которые, в свою очередь, оставили вещественные доказательства в виде ссадин на костях. Основываясь на износе зубов, археологи смогли определить, что некоторые тела работали с волокнами передними зубами, намекая на то, что они занимались изготовлением сетей, подобных тем, что изображены на фресках. Женские скелеты свидетельствовали о том, что они могли шить или раскрашивать в течение длительного периода времени, что указывает на созданные головные уборы, а также на глиняную посуду, которую обжигали и раскрашивали. Износ определенных суставов свидетельствует о переноске тяжелых предметов в течение длительного периода их жизни. Доказательства наличия этих тяжелых материалов можно найти в большом количестве импортированной керамики и сырья, найденного на месте, например осколков риолитового стекла, мрамора и сланца. Жилища сельского населения города находились в анклавах между резиденциями среднего класса или периферией города, в то время как небольшие стоянки, заполненные глиняной посудой из других регионов, также предполагают, что купцы также располагались в своих собственных стоянках.

 

Религия

В «Иллюстрированном словаре богов и символов древней Мексики и майя» Миллер и Таубе перечисляют восемь божеств:

Бог бури
Великая Богиня
Пернатый Змей. Важное божество в Теотиуакане; наиболее тесно связан с Пирамидой Пернатого Змея (Храм Пернатого Змея).
Старый Бог
Боевой Змей. Таубе различает два разных змеиных божества, изображения которых чередуются на Пирамиде Пернатого Змея: Пернатого Змея и то, что он называет «Военным Змеем». Другие исследователи настроены более скептически.
Ягуар в сети
Бог Пульке
Толстый Бог. Известен в основном по статуэткам и поэтому предполагается, что он связан с бытовыми ритуалами.

Эстер Пастори добавляет еще одно:
Обветренный Бог. Известен в основном по статуэткам и поэтому предполагается, что он связан с бытовыми ритуалами.

Ученые сходятся во мнении, что главным божеством Теотиуакана была Великая Богиня Теотиуакана. Доминантой гражданской архитектуры является пирамида. Политика основывалась на государственной религии; религиозные лидеры были политическими лидерами. Религиозные лидеры поручали художникам создавать религиозные произведения искусства для церемоний и ритуалов. Произведение искусства, которое, вероятно, было заказано, могло быть фреской или кадильницей с изображением богов, таких как Великая Богиня Теотиуакана или Пернатый Змей. Кадила зажигали во время религиозных ритуалов, призывающих богов, включая ритуалы с человеческими жертвоприношениями.

Теотиуакан практиковал человеческие жертвоприношения: человеческие тела и жертвоприношения животных были найдены при раскопках пирамид в Теотиуакане. Ученые считают, что люди приносили человеческие жертвы как часть посвящения, когда здания расширялись или строились. Жертвами, вероятно, были вражеские воины, захваченные в бою и принесенные в город для ритуального жертвоприношения, чтобы город мог процветать. Некоторых мужчин обезглавили, у некоторых удалили сердце, других убили, получив несколько ударов по голове, а некоторых похоронили заживо. Животных, считавшихся священными и олицетворявших мифические силы и военных, также хоронили заживо, заключая в клетки: пумы, волка, орла, сокола, сову и даже ядовитых змей.

Многочисленные каменные маски были найдены в Теотиуакане, и обычно считается, что они использовались во время погребения, хотя некоторые ученые ставят это под сомнение, отмечая, что маски «похоже, не произошли из захоронений».

 

Население

Теотиуакан был одним из самых больших или, возможно, самым большим населением среди всех городов Мексиканского бассейна во время его оккупации. Теотиуакан был большим доисторическим городом, население которого претерпело массовый рост и поддерживало его на протяжении большей части заселения города. В 100 году нашей эры население можно было оценить примерно в 60 000–80 000 человек после 200 лет существования города в пределах 20 км2 от города. Население, в конце концов, стабилизировалось на уровне около 100 000 человек около 300 г. н.э.

Население достигло своего пика примерно с 400 по 500 год нашей эры. В период с 400 по 500 год нашей эры, в период Солалпан, население города оценивалось в 100 000–200 000 человек. Это число было достигнуто путем оценки размеров соединений примерно от 60 до 100 с 2000 соединений. Эти высокие цифры сохранялись до тех пор, пока город не начал приходить в упадок между 600 и 700 годами нашей эры.

Один из районов Теотиуакана, Теопанкаско, также был оккупирован большую часть времени существования Теотиуакана. Это показало, что Теотиуакан был многонациональным городом, который был разбит на районы разных национальностей и рабочих. Этот район был важен в двух отношениях; высокая младенческая смертность и роль различных этнических групп. Высокий уровень младенческой смертности был важен для района и города в целом, поскольку в Теопанкаско находится большое количество перинатальных скелетов. Это говорит о том, что население Теотиуакана поддерживалось и росло за счет прихода в город людей, а не воспроизводства населения. Приток людей шел из окрестностей, привозя в город разные национальности.

В Теотиуакане также было два других района, которые ярко отображали эту многоэтническую картину города. Оба квартала содержали не только архитектуру, отличную от других частей Теотиуакана, но также артефакты и обычаи захоронения, которые положили начало повествованию об этих местах. Археологи также провели тестирование соотношения изотопов кислорода и соотношение изотопов стронция, чтобы определить, используя кости и зубы обнаруженных скелетов, были ли эти скелеты уроженцами Теотиуакана или иммигрантами в город. Тест на соотношение кислорода можно использовать, чтобы определить, где человек вырос, а тест на соотношение стронция можно использовать, чтобы определить, где кто-то родился и где он жил, когда умер. Эти тесты дали много информации, но, в частности, позволили провести четкое различие между людьми, живущими в этнических кварталах, и коренными жителями Теотиуакана.

Один район назывался Тлаилотлакан и считался районом мигрантов, преимущественно из региона Оахака. В ходе раскопок здесь были обнаружены артефакты в стиле сапотеков из региона сапотеков, в том числе одна гробница с прихожей. Тестирование соотношения изотопов кислорода было особенно полезным при анализе этого района, поскольку оно нарисовало четкую картину первоначального притока из Оахаки, за которым последовали рутинные поездки обратно на родину, чтобы сохранить культуру и наследие следующих поколений. Более позднее тестирование соотношения изотопов кислорода также показало, что из протестированных скелетов четыре пятых иммигрировали в город или родились в городе, но провели свое детство на родине, прежде чем вернуться в Теотиуакан. Были свидетельства постоянного взаимодействия между Теотиуаканом и родиной Оахакана посредством путешествий, совершаемых детьми и матерями, сохраняя культуру и корни своей родины.

Другой главный район назывался Баррио-де-лос-Коммерсиатес, или Торговый район. Информации о тех, кто здесь жил, меньше (или, возможно, необходимо провести дополнительные исследования), но этот район также имел явные отличия от других районов города. Архитектура была другой, с круглыми глинобитными постройками, а также иностранной керамикой и артефактами, идентифицированными как принадлежащие региону побережья Мексиканского залива. В этом районе, как и в Тлаилотклане, наблюдался огромный приток иммиграции, определяемый тестами на соотношение изотопов стронция в костях и зубах, при этом люди проводили значительную часть своей жизни перед смертью в Теотиуакане.

 

Письмо и литература

В районе Ла-Вентилья была обнаружена большая находка, состоящая из более чем 30 знаков и групп на полу внутреннего дворика. Многие находки в Теотиуакане предполагают, что у жителей был свой собственный стиль письма. Фигуры были сделаны «быстро и демонстративно», что дает представление о том, что они были отработаны и соответствовали потребностям их общества. Другие общества вокруг Теотиуакана переняли некоторые символы, которые там использовались. Жители редко использовали символы и искусство других обществ. Эти системы письма не были похожи на системы их соседей, но те же самые письмена показывают, что они должны были знать о других письмах.

 

Обсидиановые лаборатории
Обработка обсидиана была наиболее развитым искусством и главным источником богатства в Теотиуакане. Лаборатории производили инструменты или предметы из обсидиана различных видов, предназначенные для коммерческих операций за пределами географических границ города, такие как статуэтки, лезвия, шипы, рукояти ножей, украшения или украшения и т. д. Обсидиан поступал в основном из рудников Пачуки ( Теотиуакан) и его обработка была важнейшей отраслью в городе, который приобрел монополию на торговлю обсидианом в более широком Среднеамериканском регионе. Государство также строго следило за торговлей, перемещением и созданием инструментов из обсидиана, поскольку это была настолько важная отрасль в городе, что она ограничивалась региональными мастерскими, где производились инструменты.

 

Археологический памятник
Знания об огромных руинах Теотиуакана никогда не были полностью утеряны. После падения города на этом месте жили разные скваттеры. Во времена ацтеков город был местом паломничества и отождествлялся с мифом о Толлане, месте, где было создано солнце. Сегодня Теотиуакан является одной из самых известных археологических достопримечательностей Мексики.

Раскопки и исследования
В конце 17 века Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора (1645–1700) провел раскопки вокруг Пирамиды Солнца. Мелкие археологические раскопки проводились в 19 веке. В 1905 году мексиканский археолог и правительственный чиновник при режиме Порфирио Диаса Леопольдо Батрес[78] возглавил крупный проект раскопок и реставрации. Пирамида Солнца была восстановлена, чтобы отпраздновать столетие мексиканской войны за независимость в 1910 году. Теотиуакан был первым местом, которое было экспроприировано в качестве национального достояния в соответствии с Законом о памятниках (1897 г.), предоставив юрисдикцию в соответствии с законодательством Мексике. государство, чтобы взять под свой контроль. На участке возделывалось около 250 участков. Крестьянам, которые занимались сельским хозяйством, было приказано уйти, и мексиканское правительство в конечном итоге выплатило этим лицам некоторую компенсацию. В 1908 году к этому месту была проложена подъездная железнодорожная линия, которая позволила эффективно доставлять материалы с раскопок, а затем доставляла на это место туристов. В 1910 году Международный конгресс американистов собрался в Мексике, что совпало с празднованием столетия, и выдающиеся делегаты, такие как его президент Эдуард Селер и вице-президент Франц Боас, были доставлены на только что законченные раскопки.

Дальнейшие раскопки в Сьюдаделе проводились в 1920-х годах под руководством Мануэля Гамио. Другие участки памятника были раскопаны в 1940-х и 1950-х годах. Первый масштабный проект реставрации и раскопок был осуществлен INAH с 1960 по 1965 год под руководством Хорхе Акосты. Целью этого предприятия была расчистка Аллеи Мертвых, укрепление стоящих перед ней сооружений и раскопки Дворца Кетцальпапалотля.

Во время установки «звукового и светового» шоу в 1971 году рабочие обнаружили вход в туннель и систему пещер под Пирамидой Солнца. Хотя ученые долгое время считали, что это естественная пещера, более поздние исследования показали, что туннель был полностью создан руками человека. Внутренняя часть Пирамиды Солнца никогда полностью не раскапывалась.

В 1980-82 годах была проведена еще одна крупная программа раскопок и реставрации комплекса Пирамида Пернатого Змея и Аллеи Мертвых. Совсем недавно серия раскопок Пирамиды Луны значительно расширила свидетельства культурных обычаев.

Недавние открытия
В конце 2003 года археологи Национального института антропологии и истории (INAH) Серхио Гомес Чавес и Джули Газзола случайно обнаружили туннель под Храмом Пернатого Змея. После нескольких дней сильного ливня Гомес Чавес заметил, что у подножия храмовой пирамиды образовалась воронка шириной почти три фута.

Сначала, пытаясь осмотреть дыру с фонариком сверху, Гомес мог видеть только темноту, поэтому, привязанный веревкой вокруг талии, несколько коллег опустили его, и, спустившись в темноту, он понял, что это была идеально цилиндрическая шахта. Внизу он остановился в явно древнем сооружении — рукотворном туннеле, заваленном с обеих сторон огромными камнями. Гомес знал, что археологи ранее обнаружили узкий туннель под Пирамидой Солнца, и предположил, что теперь он наблюдает что-то вроде зеркального туннеля, ведущего в подземную камеру под Храмом Пернатого Змея. Сначала он решил разработать четкую гипотезу и получить одобрение. Тем временем он установил палатку над воронкой, чтобы защитить ее от сотен тысяч туристов, посещающих Теотиуакан. Исследователи сообщили, что туннель, как полагают, был запечатан в 200 г. н.э.

Предварительное планирование разведки и сбора средств заняло более шести лет.

Перед началом раскопок, начавшихся в первые месяцы 2004 года, д-р Виктор Мануэль Веласко Эррера из Института геофизики UNAM с помощью георадара (GPR) и группы из примерно 20 археологов и рабочих определил приблизительную длина тоннеля и наличие внутренних камер. Они сканировали землю под Сьюдаделой, возвращаясь каждый день, чтобы загрузить результаты на компьютеры Гомеса. К 2005 году цифровая карта была готова. Археологи исследовали туннель с помощью робота с дистанционным управлением под названием Tlaloc II-TC, оснащенного инфракрасной камерой и лазерным сканером, который создает 3D-визуализацию для выполнения трехмерной регистрации пространств под храмом. В стене туннеля было сделано небольшое отверстие, и сканер сделал первые снимки на глубине 37 метров в проходе.

 

В 2009 году правительство предоставило Гомесу разрешение на раскопки. К концу 2009 года археологи INAH обнаружили вход в туннель, ведущий в галереи под пирамидой, где могли храниться останки правителей древнего города. В августе 2010 года Гомес Чавес, нынешний директор Тлалоканского проекта: Подземная дорога, объявил, что исследование INAH туннеля, закрытого почти 1800 лет назад жителями Теотиуакана, будет продолжено. Команда INAH, состоящая примерно из 30 человек при поддержке национальных и международных советников на самом высоком научном уровне, намеревалась войти в туннель в сентябре-октябре 2010 года. 100-летия археологических раскопок в Теотиуакане и его открытия для публики.

Упоминалось, что подземный ход проходит под Храмом Пернатого Змея, а вход находится в нескольких метрах от храма в ожидаемом месте, намеренно замурованном большими валунами почти 2000 лет назад. Дыра, появившаяся во время шторма 2003 года, не была настоящим входом; вертикальная шахта длиной почти 5 метров – это вход в туннель. На глубине 14 метров вход ведет в почти 100-метровый коридор, который заканчивается серией подземных галерей в скале. После того, как археологи заложили землю у входа в туннель, были установлены лестница и лестницы, которые позволили бы легко добраться до подземного участка. Работы продвигались медленно и с кропотливой тщательностью; раскопки велись вручную лопатами. Из тоннеля было вывезено около 1000 тонн грунта и мусора. Там были крупные спиралевидные ракушки, кошачьи кости, глиняная посуда, фрагменты человеческой кожи. Богатое множество найденных предметов включало в себя: деревянные маски, покрытые инкрустацией горным нефритом и кварцем, изысканные ожерелья, кольца, зубы зеленокаменных крокодилов и фигурки людей, кристаллы в форме глаз, крылья жуков, расположенные в коробке, скульптуры ягуаров и сотни металлизированных предметов. сферы. Таинственные шары лежали как в северной, так и в южной камерах. Шары размером от 40 до 130 миллиметров имеют ядро ​​из глины и покрыты желтым ярозитом, образованным в результате окисления пирита. По словам Джорджа Каугилла из Аризонского государственного университета, эти сферы — удивительная находка: «Пирит, безусловно, использовался теотиуаканцами и другими древними мезоамериканскими обществами. понятия не имею, что они означают». Все эти артефакты были сложены преднамеренно и демонстративно, как бы в качестве подношения, чтобы умилостивить богов.

Одной из самых замечательных находок в туннельных камерах был миниатюрный горный ландшафт на глубине 17 метров под землей с крошечными бассейнами жидкой ртути, представляющими собой озера. Было обнаружено, что стены и потолок туннеля были тщательно пропитаны минеральным порошком, состоящим из магнетита, пирита (золота дураков) и гематита, чтобы придать комплексу сверкающую яркость и создать эффект нахождения под звездами как своеобразное воссоздание подземного мира. В конце прохода команда Гомеса Чавеса обнаружила четыре статуи из зеленого камня, одетые в одежду и украшенные бусами; их открытые глаза сияли бы драгоценными минералами. Две статуэтки все еще находились в своих первоначальных положениях, откинувшись назад и, казалось, созерцая ось, где встречаются три плана вселенной, — вероятно, шаманы-основатели Теотиуакана, направляющие паломников к святилищу и несущие связки использованных священных предметов. для выполнения ритуалов, включая подвески и пиритовые зеркала, которые воспринимались как порталы в другие миры.

После очистки каждого нового сегмента 3D-сканер документировал прогресс. К 2015 году было обнаружено, изучено, каталогизировано, проанализировано и, по возможности, отреставрировано около 75 000 фрагментов артефактов.

Значение этих новых открытий публично исследуется на крупной выставке в Музее Де Янга в Сан-Франциско, которая открылась в конце сентября 2017 года.

Недавнее открытие 1800-летнего букета цветов было сделано в 2021 году. Цветы, которые были найдены в туннеле под пирамидой, посвященной пернатому змеиному божеству Кецалькоатлю, датируются примерно между 1 и 200 годами н.э. время такое хорошо сохранившееся растительное вещество было обнаружено в Теотиуакане.

 


Транспорт

Как добраться

На машине
это занимает около 45 минут от центра Мехико, если вы едете по платному шоссе. Это займет намного больше времени, но будет более интересной поездкой, если вы воспользуетесь старой бесплатной дорогой. За парковку на территории взимается небольшая плата. Такси может быть непомерно дорогим, хотя, если вы хотите удобства, иногда можно организовать «туры» с автомобилем и водителем/гидом за разумную плату.

На Uber — утром стоимость проезда будет от 700 до 1000 песо в зависимости от скачка цен. Для Uber введите адрес «Zona Arqueológica de Teotihuacan Estacionamiento Puerta 1, State of Mexico». Если вы едете из Мехико, перед отъездом обязательно сообщите Uber, чтобы он ехал по платной дороге. (la carretera de cuota). Водители Uber часто будут слепо следовать карте, поэтому покажите им изображение маршрута на карте с помощью телефона, и на нем должно быть видно автостраду 132D. Вас высадят у ворот, где вы купите билет, а затем войдете внутрь. Когда вы вернетесь, стоимость проезда во второй половине дня будет дешевле, около 400 песо, а за воротами двери 3 за пределами Пирамиды Луны есть стойка регистрации. .

Автобусом
Автобусы в Теотиуакан отправляются из Мехико каждые 20 минут от Терминала Autobuses del Norte (рядом со станцией метро Autobuses del Norte, линия 5). Пройдите весь путь налево, как только вы войдете в здание терминала до Сала (выход) 8. Купите билеты во 2-й будке справа от выхода 8, на которой изображена синяя пирамида и слово «Теотиуакан». Просто скажите «пирамиды» в кассе, и все будет в порядке. По состоянию на сентябрь 2015 года клерки, работающие в этих окнах, хорошо говорят по-английски. Билет в одну сторону будет стоить 52 мексиканских доллара, а билет туда и обратно — 104 мексиканских доллара. Убедитесь, что на вашем автобусе есть табличка «Пирамиды». Обычно сотрудники укажут вам нужный автобус, если вы покажете им свой билет. (Официальное название остановки — «Zona Arqueologico», которое должно быть напечатано на вашем билете). Если вам нужно воспользоваться туалетом, есть туалет, доступный за 5 мексиканских долларов (необходимо использовать монету) справа от контрольно-пропускного пункта.

Автобусы также могут останавливаться возле станции метро Potrero. Из Потреро выйдите со станции и найдите белые автобусы, которые идут к Пирамидам — они означают пирамиды Теотиуакана. Поездка займет около часа (обратная дорога занимает еще 10 минут, так как она проезжает через город Сан-Хуан-Теотиуакан). Автобусы ходят примерно до 9 вечера — перед отъездом проверьте последний рейс. Вас высадят у Пуэрты 1 и заберут у Пуэрты 3 (ближайшей к Пирамиде Луны). Нет четкой разметки для зоны посадки, поэтому вы можете спросить, но если вы стоите где-то рядом с дорогой, вы обычно можете остановить автобус, если он направляется обратно к Terminal Autobuses del Norte. По состоянию на май 2016 года обратные рейсы из Пуэрта 2 и Пуэрта 1 больше не выполняются из-за того, что на обратном пути проложена новая дорога, которая огибает эти ворота. Оттуда 1/8 мили вниз по главной дороге, входящей в комплекс. Подумайте о том, чтобы добраться до автобусной остановки раньше назначенного времени, так как автобусы могут быть заполнены.

Вы также можете сесть на линию № 3 до Indios Verdes и свернуть на съезд J. Цена 44 мексиканских доллара.

На экскурсионном автобусе - большинство туристических агентств предлагают экскурсии на полдня или на целый день, часто в сочетании с Пласа-де-лас-Трес-Культурас и Базиликой Гваделупской, которые находятся за пределами центра города. Это удобный способ объединить все три, но обратите внимание на наши комментарии выше о раннем доступе к сайту. Цена составляет около 38 долларов США. Вы можете подумать, что остановки в этих турах в сувенирных магазинах - пустая трата вашего времени, но они по-прежнему являются удобным способом добраться сюда для туристов из Мехико.

 

По городу

Вход в парк (включая музей) стоит 75 песо (январь 2019 г.). Это большой участок, требуется много ходить, так как других способов передвижения по комплексу мало, если у вас нет машины, то вы можете свободно проехать по периметру (если вы остановились в отеле в парке или направляетесь в один из многочисленных ресторанов). Есть гужевые вагоны с сиденьями и навесом, которые ходят по известному только им расписанию. Если вы едете на автобусе, вас доставят до точки высадки, от которой вам нужно будет пройти пешком. Если вы быстро устаете, возьмите с собой на экскурсию легкий вес (т. е. никаких тяжелых рюкзаков, больших сумок и т. д.).

Обратите внимание, что сайт бесплатный для жителей Мексики по воскресеньям, поэтому вы можете посетить его в другой день. Вторник и среда, как правило, самые медленные дни недели.

Есть лицензированные гиды, которые говорят по-английски после того, как вы дадите им входной билет. Они назовут вам 800 песо для группы, но вы можете договориться о снижении до 500-600 песо в зависимости от человека. Экскурсия довольно познавательна, поскольку они рассказывают о некоторых деталях Храма Змея, которые вы бы пропустили, если бы отправились прямо на вершину Храма Солнца и Луны.

Там много дружелюбной парковой полиции, которая также контролирует автомобильное движение. Таксистам не разрешается возить вас по территории, если у вас нет пункта назначения, например ресторана, внутри парка. Если вы предприимчивы и удачливы, вы можете взять напрокат велосипед, чтобы прокатиться по периметру по булыжной булыжной дороге (немного бодрой). Если у вас нет возможности исследовать периметр, где расположены магазины, рестораны и старые здания, вы многое упускаете. Немного творчества должно помочь вам найти транспорт внутри комплекса. Местные жители очень дружелюбны, и нескольких песо будет достаточно. Попробуйте хотя бы найти заезд по периметру для осмотра комплекса, это будет стоить затраченных усилий.

Вы можете отправиться в близлежащий город Сан-Хуан-Теотиуакан за ресторанами, банкоматами или другими услугами. Это переполненный город в 5-10 минутах езды на такси. Вы можете поймать такси у любых ворот, и цена до города должна быть около 30 мексиканских долларов ~ 35 мексиканских долларов.

 

Где поесть

Дёшево
1  Рестораны (Comedores) (снаружи гейта 2). Обед около 50 M$. Несколько дешевых ресторанов, мало отличающихся друг от друга. Качество еды вполне нормальное, и выбор достаточен, но уровень сервиса несколько ниже, чем в ресторане у гейта 1.

Средней стоимости
2  Ресторан у цитадели (в воротах у гейта 1, где проверяют билеты, внутри). Обед около 150-200 M$ (2014). Единственная возможность цивилизованно поесть внутри ограды. Цены несколько завышены, и внутри душно, но зато хорошие виды (через стекло) на Цитадель.

Дорого
3  La Grutta (снаружи у гейта 5). M$150-270 (2009) за блюдо. Пафосный и дорогой ресторан, но качество оставляет желать лучшего.

 

Напитки

В комплексе и за его пределами есть много мелких продавцов, которые продают воду, соки и газированные напитки. В отеле есть алкоголь, а несколько продавцов по периметру (на дороге) продают холодное пиво. Напитки можно приобрести в торговых автоматах возле музея.

 

Отели, хостелы и прочие

Отель Villa Arqueológica в Теотиуакане - единственный отель в археологической зоне, расположенный в 5 минутах ходьбы от главного входа на территорию и открытый круглый год. Есть небольшой бассейн, столовая и патио. Номера уютные и очень чистые. Есть охраняемая парковка; наличие машины на участке - несомненный плюс. Вам разрешено объезжать большую часть всего сайта с небольшими ограничениями. teocchef01@clubmed.com Телефон: 011 52 55 58 36 90 20 (из США/Канады/за границу)

 

Покупки

Рядом с музеем Теотиуакан находится официальный сувенирный магазин с небольшим выбором книг, одежды и сувениров.

Здесь много продавцов, продающих «серебряные» товары; хотя когда-то мексиканцы считали серебро дешевым и привлекательным для туристов, сегодня многие коллекционируют и носят серебро. Убедитесь, что серебро имеет маркировку ".925" или/и "Стерлинг" - и если оно слишком блестящее, это может быть "Альпака", которое также называют "немецким серебром" и вообще не содержит серебра. Лучше всего покупать музейные магазины и лучшие магазины серебряных украшений в Мехико, Таско и т. д.

Вы найдете черные, серебряные и золотые отблески обсидиана (вулканического стекла) и резные фигурки для продажи. Некоторые из них будут просто круглым камнем или чем-то более сложным, например, статуей или головой. Кроме того, повсюду будут торговцы «ацтекскими» флейтами, глиняными идолами (некоторые из них находят и сегодня), резьбой по камню и т. д. Как правило, это репродукции, которые состарены, но если вы приобрели оригинал, вы нарушаете строгие законы и можете столкнуться с неприятностями и жесткими штрафами от властей на месте или в аэропорту.

По внутреннему периметру участка вы найдете несколько магазинов, которые не только продают, но и производят изделия из обсидиана и другие предметы из камня для продажи. Делайте покупки и сравнивайте качество и цены перед покупкой. Вы можете найти качественные репродукции здесь и в магазинах FONART в городе.

 

Меры предосторожности

В археологической зоне практически нет тени. Одевайтесь по погоде, берите шляпу и крем от солнца. Вода продаётся только в автоматах около музея и в одном магазине у гейта 2, соответственно, берите с собой. Подъём на обе пирамиды достаточно тяжёлый, не поднимайтесь, если у вас проблемы с сердцем.

Внутри ограды работают несколько сот продавцов сувениров. Будьте уверены, что каждый из них подойдёт к вам и предложит свой товар. С этим всё равно ничего нельзя сделать. Если вас не интересуют сувениры, вежливо качайте головой и говорите "нет".

В Теотиуакан в огромном количестве возят экскурсионные группы, в том числе школьные. Храм Кецалькоатля и обе пирамиды могут быть в буквальном смысле заполнены посетителями. Если у вас есть такая возможность, постарайтесь приехать в рабочий день и использовать утренние или вечерние часы.