Римская историография

 

Римская историография восходит как минимум к III веку до нашей эры и обязана более ранней греческой историографии. Римляне полагались на предыдущие модели греческой традиции, такие как работы Геродота (ок. 484–425 до н. э.) и Фукидида (ок. 460–ок. 395 до н. э.). Однако римские историографические формы обычно отличаются от своих греческих аналогов и часто подчеркивают римские интересы. Римский стиль истории был основан на том, как записывались «Анналы Великого понтифика» или «Анналы Максима». Annales Maximi включают в себя широкий спектр информации, в том числе религиозные документы, имена консулов, смерти священников и различные катастрофы на протяжении всей истории. Также частью Annales Maximi являются Белые таблички или «Tabulae Albatae», которые содержат информацию о происхождении Римской республики.

Во время Второй Пунической войны с Карфагеном самые ранние известные летописцы Рима Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент записали историю на греческом языке и полагались на греческих историков, таких как Тимей. Римские истории не были написаны на классической латыни до II века до нашей эры с « Происхождением » Катона Старшего . Современные греческие историки, такие как Полибий, писали о подъеме Рима во время его завоевания Греции и восхождении в качестве главной державы Средиземноморья во 2 веке до нашей эры. Отойдя от летописной традиции, римские историки I века до н.э., такие как Саллюстий, Ливий и даже Юлий Цезарь, писали свои работы в гораздо более полной повествовательной форме. В то время как De Bello Gallico Цезаря сосредоточился конкретно на его войнах в Галлии, римские произведения, которые служили широкой универсальной историей, часто уделяли большое внимание мифу о происхождении основания Рима в качестве отправной точки. Эти работы легли в основу римских историографических моделей, используемых более поздними имперскими авторами эпохи принципата, такими как Тацит и Светоний.

 

История
Фундамент
До второй Пунической войны в Риме не было историографии, но связанное с ней столкновение цивилизаций явилось мощным стимулом для историографии, которой занялись два сенатора (и участники войны), Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент. , которых можно считать «основателями» римской историографии. Пиктор написал историю Рима на греческом, а не на латыни. Этот выбор написания о войне на греческом языке возник из-за необходимости обратиться к грекам и противостоять другому автору, Тимею, который также писал историю Рима до Второй Пунической войны. Тимей писал о Риме отрицательно. Поэтому, защищая римское государство, Пиктор писал по-гречески, используя датировку Олимпиады и эллинистический стиль. Стиль Пиктора при написании истории, защищающий римское государство и его действия и активно использующий пропаганду, в конечном итоге стал определяющей характеристикой римской историографии, в то время как он также известен установлением историографической традиции ab urbe condita, которая пишет историю «от начала до конца». основание города».

Цинций также писал на греческом языке, но, похоже, более поздние историки его меньше ценили: так, в отношении битвы на Тразименском озере Ливий заявляет, что он «принял Фабия в качестве моего основного источника, поскольку он был современником этой войны», тогда как ранее, По вопросу о числах Ганнибала он говорит, что «наиболее авторитетным отчетом должен быть отчет Луция Цинция Алиментуса ... но Цинций путает числа».

После того, как Пиктор написал, многие другие авторы последовали его примеру, вдохновленные новой литературной формой: Гай Ацилий, Авл Постумий Альбин и Катон Старший. Катон Старший считается первым историком, написавшим на латыни. Его работа «Происхождение» была написана, чтобы научить римлян тому, что значит быть римлянином. Как и Пиктор, Катон Старший писал ab urbe condita, и ранняя история полна легенд, иллюстрирующих римские добродетели. «Происхождение» также говорило о том, что не только Рим, но и другие италийские города были почитаемы и что римляне действительно превосходили греков.

Римляне наслаждались серьезными начинаниями, и поэтому написание историографии стало очень популярным среди граждан высшего сословия, которые хотели тратить свое время на стоящую, добродетельную «римскую» деятельность. Поскольку римляне смотрели свысока на безделье, написание истории стало приемлемым способом провести время на отдыхе или на пенсии.

Почти сразу после того, как историография стала использоваться римлянами, она раскололась на две традиции: летописную и монографическую.

Летописная традиция
Авторы, использовавшие летописную традицию, писали истории год за годом, с самого начала, чаще всего с момента основания города, обычно до того времени, в котором они жили.

Некоторые летописцы:
Гней Геллий (ок. 140 г. до н.э.) писал свою историю от Энея до 146 г. до н.э.
Луций Кальпурний Пизон Фруги (ок. 133 г. до н.э.) писал, чтобы продемонстрировать причины упадка римского общества. Его история описывает Рим с момента его основания до 154 г. до н.э., который он считал самой низкой точкой римского общества. Цицерон описал работу Пизона как «анналы, написанные очень легкомысленно».
Публий Муций Сцевола (ок. 133 г. до н.э.) написал историю с момента основания города в 80 книгах.
Семпроний Аселлио (ок. 100 г. до н.э.) написал историю от Пунических войн до ок. 100 г. до н.э. в качестве патриотического поощрения.
Квинт Клавдий Квадригарий писал в основном о войне, в основном придерживаясь патриотической линии, согласно которой все римские войны справедливы, а Сенат и все римские дела были честными.
Монографическая традиция
Монографии больше похожи на современные книги по истории. Они обычно на одну тему, но главное, не рассказывают историю с начала, и даже не обязательно летописные. Важной подкатегорией, возникшей из монографической традиции, была биография.

Некоторые авторы монографий:
Гай Гракх написал биографию своего брата Тиберия Гракха.
Гай Фанний также написал биографию Тиберия Гракха, но показал его в негативном свете.
Луций Целий Антипатр написал монографию о Второй Пунической войне, отличающуюся улучшенным стилем и усилиями по проверке фактов.
Саллюстий написал две монографии: Bellum Catilinae (также известную как De Catilinae Coniuratione), в которой рассказывается о заговоре Катилинариев с 66 по 63 г. до н.э., и Bellum Jugurthinum, в которой рассказывается о войне с Югуртой, которая происходила с 111 по 105 г. до н.э. Джон Берроу назвал его «мастером экономичного, ясного и драматического повествования и едких, хотя и преувеличенных комментариев» и отметил его последующее влияние как на римскую мысль, так и на мысль эпохи Возрождения.

Фракционная история
Часто, особенно во времена политических беспорядков или социальных беспорядков, историки переписывали историю в соответствии со своими особыми взглядами на эпоху. Таким образом, было много разных историков, каждый из которых немного переписывал историю, чтобы подкрепить свою позицию. Особенно это проявилось в 70-е годы до нашей эры, когда шли социальные войны между народниками во главе с Марием и сенаторами во главе с Суллой. За это время несколько авторов написали истории, каждый из которых занял свою сторону. Гай Лициний Мацер был противником Суллы и написал свою историю, основанную на Гнее Геллии, в 16 книгах, с момента основания города до 3 века до н.э., тогда как Валерий Антиас, который был сторонником Суллы, написал историю в 75 книгах, начиная с основание города до 91 г. до н.э.: оба впоследствии использовались Ливием для создания более сбалансированного счета.

Обзор
Историография, которую мы чаще всего отождествляем с римлянами, исходящая из таких источников, как Цезарь, Саллюстий, Ливий, Тацит и других второстепенных авторов, во многом обязана своим ранним корням и греческим предшественникам. Однако, в отличие от греческой формы, римская форма включала в себя различные взгляды и заботы, которые считались строго римскими. По мере того, как запись римской истории начала развиваться и обретать форму, многие характеристики стали определять то, что мы знаем сегодня как римскую историографию, в первую очередь сильная защита и верность римскому государству и его широкому разнообразию моральных идеалов, фракционный характер некоторые истории, разделение историографии на две отдельные категории, Анналы и Монографии, а также переписывание истории в соответствии с потребностями автора.

 

Характеристики

Анналы - это год за годом исторические записи. В римской историографии летописи обычно начинаются с момента основания Рима. Надлежащие анналы включают все важные события для каждого года, а также другую информацию, такую ​​как имена консулов того года, которые были основой, по которой римляне обычно определяли годы. Похоже, что изначально анналы использовались жрецами для отслеживания предзнаменований и предзнаменований.

Annales Maximi) — свод анналов, хранившихся у Великого понтифика. В Annales Maximi содержалась такая информация, как имена магистратов каждого года, общественные события и предзнаменования, такие как затмения и чудовищные рождения. Annales Maximi охватывает период от ранней Римской республики примерно до времен Гракхов, хотя подлинность большей части материала (в том виде, в котором он был опубликован) не может быть гарантирована. Монография представляет собой комплексную работу по одной теме. Монография может быть написана об одном событии, технике, риторике или любом другом предмете. Например, Плиний Старший однажды опубликовал монографию об использовании метательного копья кавалерией. Монографии были одними из самых распространенных исторических произведений, найденных в римских писаниях.

Ab urbe condita, буквально «От основания города», описывает римскую традицию начинать историю с основания города Рима. В Ab Urbe Condita Ливия много времени уделяется ранней истории Рима и основанию самого города. В историях Саллюстия основание и ранняя история Рима почти сведены к одному предложению. Таким образом, форма ab urbe condita чрезвычайно изменчива, продолжая формировать римские истории.

«Сенаторская история» описывает историю, написанную римским сенатором или с использованием информации от него. Сенаторские истории, как правило, особенно информативны из-за их точки зрения «инсайдера». Общая закономерность сенаторских историй заключается в том, что они, кажется, неизменно содержат причину, по которой автор пишет истории, а не остается вовлеченным в политику. Сулланские летописцы политизировали свое прошлое. Они были сторонниками сулланской фракции, которые продолжили конфликт Мариуса и Суллы в своих историях, часто переписывая их, чтобы они соответствовали их собственным планам. Некоторые сулланские летописцы могли быть источниками Ливия. Валерий Антиас (ок. 80–60 до н. э.) был сулланским летописцем, но не считался заслуживающим доверия историком. Похоже, он пытался возразить историку Марии Г. Лицинию Мацеру, правдивость которого также вызывает сомнения. История Антиаса, написанная в семидесяти шести книгах, мелодраматична и часто полна преувеличений и лжи: Ливий писал о «Валериусе, виновном в грубых преувеличениях чисел всех видов». В его истории любой, кого звали Корнелий, считался героем, а любой, кого звали Клавдий, врагом, а оппозиция популярам никогда не называлась единым названием, а вместо этого называлась «бони», «оптиме» или «оптиматы», подразумевая, что они были хорошими парнями.

Римская историография также очень хорошо известна подрывным стилем письма. Информация в древнеримских историях часто передается с помощью намеков, инсинуаций, импликаций и инсинуаций, потому что их отношение не всегда будет хорошо восприниматься, как в случае с отношением Тацита к Тиберию. Тацит критически относился к императорам и считал, что они были одной из причин упадка Рима, и даже пренебрежительно писал об Августе, самом почитаемом из императоров.

В римской историографии комментарии - это просто сырой отчет о событиях, часто не предназначенный для публикации. Это не считалось традиционной «историей», потому что в ней не было необходимых речей и литературных изысков. Позднее комментарии обычно превращались в «историю». Многие думают, что отчет Цезаря о галльских войнах, Commentarii Rerum Gestarum (Комментарии к содеянному), был назван commentarii в пропагандистских целях. Они считают, что это на самом деле «история», поскольку она так хорошо написана, проримская и соответствует традиционным образцам историографии.

Древнеримские историки писали не ради письма, они писали для того, чтобы убедить свою аудиторию. Пропаганда присутствует всегда и является функцией римской историографии. Древнеримские историки традиционно имели личный и политический багаж и не были беспристрастными наблюдателями. Их отчеты были написаны с конкретными моральными и политическими программами. Например, К. Фабий Пиктор положил начало традиции историографии, которая занималась как моралью, так и историей и утверждала престиж римского государства и его народа.

Древнеримские историки писали прагматичные истории, чтобы приносить пользу будущим государственным деятелям. Философия прагматической истории рассматривает исторические события с особой ссылкой на причины, условия и результаты. В римской историографии представлены факты и представление о том, что эти факты означают. Интерпретация всегда является частью историографии; Римляне никогда не притворялись по этому поводу. Противоречие между фактами и интерпретацией этих фактов указывают на хорошего историка. Полибий, писавший по-гречески, был первым прагматичным историком. Его истории имеют аристократический характер и раскрывают его взгляды на честь, богатство и войну. Тацит был также прагматиком. Его истории имеют литературные достоинства и интерпретацию фактов и событий. Он не был чисто объективным, скорее его суждения выполняли моральную функцию.

 

Основные современные историки

Цезарь
Юлий Цезарь родился 12 июля 100 г. до н.э. в дворянской семье. В молодости он получил священство как Фламена Диалиса от своего тестя Корнелиуса Цинны. Когда Сулла забрал эту должность, Цезарь провел десятилетие в Азии, заработав большую репутацию в армии. По возвращении в Рим он был избран военным трибуном и получил священство в качестве понтифика. За время своего пребывания на этих должностях Цезарь подружился с Помпеем и Крассом, двумя мужчинами, с которыми он позже сформировал Первый Триумвират. Шли годы, признание политических, военных и ораторских способностей Цезаря росло, и он легко был избран претором и советником. После его консультации Цезарь получил контроль над провинциями Иллирии, Цизальпины и Трансальпийской Галлии. В 58 г. до н.э. в галльских провинциях возникли проблемы, вызвавшие одну из самых важных войн в карьере Цезаря.

De Bello Gallico — это отчет Цезаря о галльских войнах. Пока бушевали войны, Цезарь стал жертвой критики со стороны Рима. Де Белло Галлико - это ответ на эту критику и способ Цезаря оправдать эти войны. Его аргумент состоит в том, что галльские войны были справедливыми и благочестивыми, и что он и его армия напали на Галлию в порядке самообороны. Гельветы формировали массовую миграцию прямо через провинции. Когда группа соседних союзников пришла к самому Цезарю с просьбой о помощи против вторгшихся гельветов, это было все оправдание, необходимое Цезарю для сбора своей армии. Создав учетную запись, изображающую себя превосходным военным героем, Цезарь смог развеять все сомнения в Риме относительно своих способностей как лидера.

Хотя Цезарь использовал этот отчет для собственной выгоды, это не означает, что De Bello Gallico совсем ненадежен. Победы, о которых писал Цезарь, действительно имели место. Однако более мелкие детали могли быть изменены, и выбор слов заставляет читателя более сочувствовать делу Цезаря. Де Белло Галлико — отличный пример того, как пересказы реальных событий могут быть использованы в интересах человека. По этой причине на Де Белло Галлико часто смотрят как на комментарий, а не как на часть реальной историографии.

Его сопутствующая статья, Commentarii de Bello Civili, столкнулась с более сложной задачей, представляя действия автора в положительном свете, но изображая своих солдат как одинаково героических, а себя как действующего в защиту своего официального статуса и свободы. Римский Цезарь снова делает хороший случай для себя.

Ливий
Тит Ливий, широко известный как Ливий , был римским историком, наиболее известным своей работой под названием Ab Urbe Condita , которая представляет собой историю Рима «от основания города». Он родился в Патавиуме, современной Падуе, в 59 г. до н.э. и умер там же в 17 г. н.э. Другие называли его сочинения «патавинитас». О его жизни мало что известно, но, судя по эпитафии, найденной в Падуе, у него были жена и двое сыновей. Мы также знаем, что он был в хороших отношениях с Августом, и он также поощрял Клавдия писать историю.

Ab Urbe Condita освещал историю Рима с момента его основания, принятого за 753 г. до н.э., до 9 г. до н.э. Он состоял из 142 книг, хотя полностью сохранились только книги 1–10 и 21–45, хотя существуют резюме других книг и несколько других фрагментов. Книги назывались «десятилетиями», потому что Ливи разбила свой материал на группы по десять книг. Десятилетия были далее разделены на пентады:
Книги 1–5 охватывают период от основания до 390 г. до н.э.
Книги 6–10 охватывают 390–293 годы до нашей эры.
Хотя у нас нет книг 11–20, данные свидетельствуют о том, что в книгах 11–15 обсуждался Пирр, а в книгах 16–20 — Первая Пуническая война.
Книги 21–30 посвящены Второй Пунической войне:
21–25 дело с Ганнибалом.
26–30 имеют дело со Сципионом Африканским.
Войны против Филиппа V в Греции обсуждаются в книгах 31–35.
Войны против Антиоха III на востоке в книгах 36–40.
Третьей македонской войне посвящены книги 40–45.
Книги 45–121 отсутствуют.
Книги 121–142 посвящены событиям с 42 по 9 г. до н.э.

Цель написания Ab Urbe Condita была двоякой. Первая заключалась в том, чтобы увековечить историю, а вторая — бросить вызов своему поколению, чтобы подняться на тот же уровень. Он был озабочен моралью, используя историю как моральное эссе. Он связывает успех нации с ее высоким уровнем нравственности и, наоборот, неудачу нации с ее нравственным падением. Ливий считал, что в Риме произошел моральный упадок, и ему не хватало уверенности, что Август сможет обратить его вспять. Хотя он разделял идеалы Августа, он не был «представителем режима». Он считал, что Август был необходим, но только как краткосрочная мера.

По словам Квинтиллиана, Ливи написал «lactea ubertas», или «с молочным оттенком». Он использовал язык, чтобы украсить свой материал, включая использование как поэтических, так и архаичных слов. Он включил в свою работу много анахронизмов, например, трибуны, обладающие властью, которой они не имели гораздо позже. Ливи также использовал риторические разработки, такие как приписывание речей персонажам, речи которых невозможно было узнать. Хотя он не считался первоклассным историком-исследователем, поскольку полностью зависел от своих источников, его работа была настолько обширной, что другие истории были оставлены Ливию. К сожалению, эти другие истории были заброшены, особенно потому, что большая часть работ Ливия теперь ушла, оставив пробелы в наших знаниях римской истории.

Саллюстий
C. Саллюстий Крисп, более известный как Саллюстий, был римским историком I века до н.э., родился ок. 86 г. до н.э. в сабинской общине Амитерна. Есть некоторые свидетельства того, что семья Саллюстия принадлежала к местной аристократии, но мы знаем, что он не принадлежал к правящему классу Рима. Таким образом, он начал политическую карьеру как «novus homo», служа военным трибуном в 60-х годах до нашей эры, квестором с 55 по 54 год до нашей эры и трибуном плебеев в 52 году до нашей эры. Саллюстий был исключен из сената в 50 г. до н.э. по моральным соображениям, но быстро восстановил свою карьеру, присоединившись к Юлию Цезарю. Он снова служил квестором в 48 г. до н.э., претором в 46 г. до н.э. и управлял новой провинцией на бывшей нумидийской территории до 44 г. до н.э., заработав при этом состояние. Политическая карьера Саллюстия закончилась после его возвращения в Рим и убийства Цезаря в 44 г. до н.э.

У нас есть полностью два исторических сочинения, которые были убедительно приписаны Саллюстию, монографии Bellum Catilinae и Bellum Jugurthinum. У нас есть только фрагменты третьего произведения, его «Историй». Меньше согласия относительно авторства некоторых других работ, которые иногда приписывались ему. В Bellum Catilinae Саллюстий описывает заговор Катилины, дерзкой и амбициозной аристократки, которая пыталась захватить власть в Риме в 63 г. до н.э. В другой своей монографии Саллюстий использовал Югуртинскую войну как фон для своего исследования развития партийной борьбы в Риме в I веке до нашей эры. Historiae описывает в целом историю 78–67 лет до нашей эры.

Хотя цели Саллюстия в письменной форме обсуждались на протяжении многих лет, его главной темой является моральный упадок, подобный позиции цензора. Исторические подробности, изложенные в его монографиях, служат образцом для Саллюстия. В « Bellum Catilinae» Саллюстий использует фигуру Катилины как символ коррумпированной римской знати, хотя он также представляет более широкую картину римской политической сцены за пределами самой Катилины. Содержание Bellum Jugurthinum также предполагает, что Саллюстия больше интересовали исследования персонажей (например, Мариуса), чем подробности самой войны. Что касается стиля письма, то основное влияние на творчество Саллюстия оказал Фукидид, а возможно, и Катон Старший. Доказательства влияния первого включают акцент на политике, использование архаизмов, анализ характера и выборочное упущение деталей. Использование таких приемов, как асиндетон, анафора и хиазм, отражает предпочтение старомодного латинского стиля Катона цицероновской периодической структуре его собственной эпохи.

Независимо от того, считается ли Саллюстий надежным источником или нет, он в значительной степени ответственен за наш нынешний образ Рима в поздней республике. Он, несомненно, включает в свои работы элементы преувеличения, и иногда его описывают скорее как художника или политика, чем как историка. Но наше понимание морально-этических реалий Рима I века до н.э. было бы намного слабее, если бы труды Саллюстия не сохранились.

Тацит
Тацит родился ок. 56 г. н.э., скорее всего, либо в Цизальпинской, либо в Нарбоннской Галлии. По прибытии в Рим, что должно было произойти к 75 годам, он быстро начал прокладывать пути для своей политической карьеры. К 88 году он стал претором при Домициане, а также был членом quindecimviri sacris faciundis. С 89 по 93 год Тацит находился вдали от Рима со своей новобрачной женой, дочерью полководца Агриколы. В 97 г. Тацит был назначен консулом-суффектом при Нерве. Вполне вероятно, что Тацит был проконсулом в Азии. Его смерть датируется c. 118.

Существует много научных споров о порядке публикации произведений Тацита; здесь указаны традиционные даты.
98 – Агрикола (De vita Iulii Agricolae). Это была похвала тестю автора, вышеупомянутому генералу Кн. Юлий Агрикола. Однако из «Агриколы» можно почерпнуть больше, чем биографию: Тацит включает в себя острые слова и острые фразы, направленные против императора Домициана.
98 – Германия (De origine et situ Germanorum). «принадлежит к литературному жанру, описывающему страну, народы и обычаи расы» (Cooley 2007).
в. 101/102– Диалог (Dialogus de oratoribus). Это комментарий к состоянию ораторского искусства, как его видит Тацит.
в. 109 – Истории. Эта работа охватывает период с конца правления Нерона до смерти Домициана. К сожалению, единственными сохранившимися книгами этого 12–14-томного труда являются 1–4 и четверть книги 5.
Неизвестно - Анналы (Ab excresu divi Augusti). Это самая большая и последняя работа Тацита. Некоторые ученые также считают это его самой впечатляющей работой. Дата публикации и была ли она вообще завершена, неизвестны. "Анналы" охватывают правление Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона. Как и "Истории", части "Анналов" утеряны: большая часть книги 5, книги 7–10, часть книги 11 и все после середины 16. Тацит Знакомая инвектива присутствует и в этом произведении.

Стиль Тацита очень похож на стиль Саллюстия. Короткие, резкие фразы бьют прямо в цель, и Тацит не скрывает своей мысли. Его заявление о том, что он пишет историю «sine ira et studio» («без гнева и пристрастия») (Annales I.1), не совсем верно. Многие из его отрывков источают ненависть к императорам. Несмотря на этот, казалось бы, очевидный пристрастный стиль письма, многое из того, что говорится, может остаться незамеченным, как и хотел Тацит. Его ораторское мастерство, которое восхвалял его хороший друг Плиний, несомненно, способствовало его превосходному владению латинским языком. Не из тех, кто скупится на слова, Тацит не тратит время на историю Рима ab urbe condita. Скорее, он дает краткий обзор ключевых моментов, прежде чем начинает более подробное изложение правления Августа. Оттуда он начинает свой язвительный рассказ об истории с того места, на котором Ливи остановился бы.

Эдвард Гиббон ​​считал Тацита образцом историка-философа.

Светоний
Гай Светоний Транквилл (Светоний) наиболее известен своими биографиями императоров Юлиев-Клавдиев и Флавиев и других известных исторических личностей. Он родился около 69 лет в семье наездников. Живя во времена императора Траяна и имея связь с Плинием Младшим, Светоний смог начать продвижение по служебной лестнице в имперской администрации. В с. 102, он был назначен на должность военного трибуна в Великобритании, которую фактически не принял. Однако он был среди штаба Плиния в Вифинии. В поздний период правления Траяна и при Адриане он занимал различные должности, пока не был уволен. У него была непосредственная близость к правительству, а также доступ к имперским архивам, что можно увидеть в его исторических биографиях.

Светоний написал большое количество биографий важных литературных деятелей прошлого (De Viris Illustribus). В сборник вошли известные поэты, грамматики, ораторы, историки и философы. Эта коллекция, как и другие его работы, не была организована в хронологическом порядке. Не вся она сохранилась до наших дней, но есть ряд упоминаний в других источниках об отнесении фрагментов к этой коллекции.

Однако его самая известная работа — De Vita Caesarum. Этот сборник из двенадцати биографий рассказывает о жизни императоров Юлиев-Клавдиев и Флавиев, начиная с Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом. За исключением вводной генеалогии и краткого изложения юности и смерти субъекта, биографии не следуют хронологической схеме. Вместо того, чтобы вести хронику событий, как они произошли во времени, Светоний представляет их тематически. Этот стиль позволил ему сравнить достижения и падения каждого императора, используя различные примеры имперских обязанностей, таких как строительные проекты и общественные развлечения. Однако это затрудняет датирование аспектов жизни каждого императора и событий ранней Римской империи. Это также полностью исключает возможность экстраполировать причинную последовательность из произведений. Однако целью Светония было не историческое изложение событий, а скорее оценка самих императоров.

Стиль Светония прост; он часто цитирует непосредственно из использованных источников, а художественной организации и языка, похоже, не существует, хотя некоторые обнаруживают более тонкие навыки. Он обращается к вопросам напрямую, без витиеватых или вводящих в заблуждение выражений, и часто цитирует свои источники. Однако его часто критикуют за то, что его больше интересовали интересные истории об императорах, а не о реальных событиях их правления. Стиль, в котором он пишет, в первую очередь проистекает из его главной цели — каталогизировать жизни своих подданных. Он не писал летописную историю и даже не пытался создать повествование. Его целью была оценка императоров, изображающая события и действия человека во время его пребывания у власти. Он сосредотачивается на выполнении обязанностей, критикуя тех, кто не оправдал ожиданий, и восхваляя плохих императоров за времена, когда они действительно выполняли свои обязанности.

Есть множество других утерянных или неполных работ Светония, многие из которых описывают области культуры и общества, такие как римский год или названия морей. Однако то, что мы знаем о них, мы знаем только из ссылок вне самих работ.

 

Другие известные историки

Полибий (ок. 208–116 до н. э.) был выдающимся греком, игравшим важную роль в Ахейском союзе. Попав в плен к римлянам и перевезенный в Рим, Полибий взял на себя задачу записать историю Рима, чтобы объяснить римские традиции своим собратьям-грекам. Он хотел убедить их принять господство Рима как универсальную истину. Его основная работа «История» сохранилась, несмотря на то, что она фрагментарна.
Диодор Сицилийский был греческим историком I века до нашей эры. Его основным произведением была Библиотека, состоящая из сорока книг и задуманная как всеобщая история от мифологических времен до I века до нашей эры. Он использовал очень простой и прямолинейный стиль письма и в значительной степени полагался на письменные отчеты для получения информации, большая часть которых сейчас утеряна. Часто критикуемый за отсутствие оригинальности и считающийся историком «ножниц и пасты», Диодор стремился представить всеобъемлющую историю человечества в удобной и удобочитаемой форме.
Дионисий Галикарнасский (ок. 8 г. до н. э.) был греческим историком и критиком, жившим в Риме. Его основной работой были « Римские древности» , история Рима от его мифических истоков до первой Пунической войны, состоящая из 20 книг. Обычно он считается менее надежным источником, чем большинство других историков, но он заполняет пробелы в отчетах Ливия. Среди других работ: «О подражании», «О Динархе», «О Фукидиде» и «О расположении слов».
Плиний Старший, дядя Плиния Младшего, писал в I веке нашей эры. Он был офицером римской армии, погибшим при извержении Везувия в 79 году нашей эры. Его известные работы включают Naturalis Historia, которая представляет собой сборник книг по естественной истории, Bella Germanica, 21 книгу по истории немецких войн, которые произошли при его жизни, и 31 книгу по истории Юлио-Клавдиана Рима.
Тит Флавий Иосиф (родился в 39 г. н.э.) был еврейским историком и апологетом. Среди его работ «Иудейская война» (75–79), «Иудейские древности» (93), «Жизнь Флавия Иосифа» (95) и «Против Апиона» (дата публикации неизвестна). Он находился под влиянием Фукидида и Полибия и был одобрен императором Титом. Хотя многие критики считали его предателем своего народа, его сочинения показывают, что он был ревностным защитником еврейской веры и культуры. Он известен тем, что является первоисточником периода Второго Храма, Первой иудейско-римской войны, а также упоминанием Иисуса из Назарета, Иакова Справедливого и многих других деятелей Нового Завета.
Аппиан Александрийский (ок. 95–165) написал на греческом языке свой «Ромайкенский историк» [Римская история], примерно половина которого сохранилась. Эта работа наиболее известна своим освещением гражданских войн поздней республики (в его книгах с XIII по XVII). Аппиан обращается здесь к периоду примерно с 133 по 35 г. до н. э., т. е. от реформ Тиберия Гракха до смерти Секста Помпея.
Дион Кассий был выдающимся греческим сенатором. Установив свою политическую карьеру, Дион Кассий начал писать различные литературные произведения. Его самая известная и признанная работа называется «Римская история», состоящая из 80 книг. В этой работе преобладает переход от римской республики к монархии императоров, что, по мнению Диона Кассия, было единственным способом, которым Рим мог иметь стабильное правительство. Сегодня единственная сохранившаяся часть римской истории — это часть с 69 г. до н.э. по 46 г. н.э.
В своей истории из 31 книги, иногда переводимой как «Римская история» или «Римская империя», Аммиан Марцеллин описал время от правления Нервы до битвы при Адрианополе, хотя первые тринадцать книг утеряны. Привнося в оставшиеся книги свой личный опыт военной службы, его письмо обладало уникальным описательным качеством географии, событий и даже характеров актеров. Ведутся активные споры о том, было ли целью истории продолжение Тацита.
Historia Augusta представляет собой сборник биографий римских императоров с 117 по 284 год. исследования показали, что он мог быть написан только одним писателем. У этого одного автора могла быть веская причина скрывать свою личность, поскольку большая часть информации в Historia также оказалась очень ненадежной, а работа обычно считается смесью фактов и вымысла.
В поздней античности было опубликовано большое количество бревиариев или кратких исторических сочинений. Возможно, у них был общий источник, так называемый Enmannsche Kaisergeschichte (История императоров Энмана, названная так потому, что ее существование было теоретизировано немецким ученым Александром Энманном), который утерян.
Зосимус/Зосима был языческим историком, писавшим в ок. 500 г. н.э. история Рима до 410 г. в шести книгах. Хотя его нельзя сравнивать с Аммианом Марцеллином, его работа важна для событий после 378 года.
Важные истории Приска и Олимпиодора из Фив утеряны, за исключением некоторых фрагментов.
Веллей Патеркул был римским историком, жившим примерно с 19 г. до н.э. до 30 г. н.э. Он написал Historiae Romanae, представляющую собой краткое изложение римской истории с момента основания города до 30 г. н.э. Хотя почти все его работы сейчас отсутствуют, они по-прежнему являются ценным источником о временах правления Августа и Тиберия. Он «представляет собой льстивый тип истории, осужденный Тацитом, который игнорирует Веллея, как и все древние авторитеты».