Пещера Пловцов - это пещера с древним наскальным искусством первобытных людей на горном плато Гилф Кебир в Ливийской части пустыни Сахары. Она расположена в Новой долины на юго-западе Египта, недалеко от границы с Ливией. Первобытные люди оставили несколько рисунков людей похожих на пловцов. В этой пещере снимались некоторые кадры "Английского пациента".
Пещера Пловцов и наскальное искусство было
обнаружено в октябре 1933 года венгерским исследователем Ласло
Алмаси. Он описал неолитические пиктограммы (изображения наскальных
рисунков) и назвал их пловцами в связи с изображениями согнутыми
конечностями, как если бы они плавали. По оценкам археолога, они
были созданы 10 000 лет назад в начале Африканского влажного
периода, когда пустыня Сахара были значительно более плодородна, чем
сегодня.
Ласло Алмаси посвятил главу Пещере Пловцов в своей книге 1934 года
"Неизвестная Сахара". В нем он постулирует, что плавающие фигуры
является реальным изображением жизни во время его создания.
Художники реалистично изобразили свой быт и свое окружение до
изменения климата от умеренного до пустынного. Эта теория была
настолько революционной в момент своего описания, что его первый
редактор добавил несколько сносок, чтобы было ясно, что он не
разделяет этого мнения. Однако в наше время это теория получила ряд
доказательств, что Сахара действительно была намного влажней, чем
сегодня. В 2007 году Эман Гонейм обнаружил древнее озеро (30 750 кв.
км), захороненное под песком Великой Сахары в Северном Дарфуре,
Судан.
Пещера Пловцов упоминается в романе Майкла Ондатье "Английский
пациент". Она же показана в фильме, но там не изображена. Вместо нее
в фильме создана копия нарисованная современными художниками.
Сегодняшний день
Ученые, которые проводили исследования в этом районе, сделали связь между пловцами изображенные в пещере и двумя озерами, расположенными в 200 км к югу от пещеры. Однако археолог Андраш Жборай, который занимается исследованиями в этом районе, задается вопросом, плавают ли фигуры или нет. Он считает, что рисунки "явно символические ... с неизвестным значением".
Другие исследователи, такие как немецкий этнологи Ганс Ротерт,
который занимался исследованиями в области горного искусства в
Северной Африке и на Ближнем Востоке, первыми интерпретировали эти
рисунки как изображение мертвых людей. Жан-Лоик Ле Квелец, доктор
антропологии, этнологии и доисторических эпох, согласен с Ротертом.
Он указал на параллели с Текстами Саркофагов, указывающими на то, что
фигуры - это умершие души, плавающие в водах Нуна.
Из-за аналогичного искусства, найденного в соседних пещерах, таких
как Пещера Зверей заставили
исследователей полагать, что в пещерном искусстве могут проявляться
развивающие религиозные концепции, которые позже были адаптированы
в долине реки Нила.
Значительные части пещеры были необратимо повреждены посетителями на протяжении многих лет, особенно после того, как фильм был выпущен в 1996 году. Фрагменты картин были сколоты в качестве сувениров, а некоторые поверхности были испорчены водой, которая была применена для "улучшения" контраста для фотографий. Также современные надписи на стенах сильно испортили общий вид пещеры.