Дугга, Тунис

 

Описание

Дугга или Тугга были берберским, пуническим и римским поселением недалеко от современного Тебурсука на севере Туниса. Текущие археологические раскопки занимают 65 гектаров (160 акров). В 1997 году ЮНЕСКО причислила Дуггу к объектам всемирного наследия, полагая, что он представляет собой «наиболее хорошо сохранившийся римский городок в Северной Африке». Это место, расположенное посреди сельской местности, было защищено от посягательств современной урбанизации, в отличие, например, от Карфагена, который неоднократно подвергался разграблению и перестройке. Размер Дугга, хорошо сохранившиеся памятники и богатая нумидийско-берберская, пуническая, древнеримская и византийская история делают его исключительным. Среди самых известных памятников на этом месте - Либико-Пунический мавзолей, Капитолий, римский театр и храмы Сатурна и Юноны Целестиды.

Имена
Нумидийское название поселения было записано в либико-берберском алфавите как Тбгг. Пуническое название поселения записывается как тбгг и тбг'г. Корень B GG на финикийском языке означает («на террасе на крыше»). Кэмпс утверждает, что это может представлять собой заимствование берберского слова, происходящего от корня tbg («защищать»). Очевидно, это происходит из-за того, что это место располагалось на легко защищаемом плато. Имя было заимствовано на латыни как Thugga. После того, как ему был предоставлен «свободный статус», он был официально переучрежден и стал называться Municipium Septimium Aurelium Liberum Thugga; «Септимий» и «Аврелиум» относятся к «основателям» (conditores) «нового» города, Септимию Северусу и М. Аврелию Антонину (то есть Каракалле). После того, как Дугга получила статус римской колонии, она стала официально называться Colonia Licinia Septimia Aurelia Alexandriana Thuggensis.

В современных берберах он известен как Дугга или Тугга. Это было заимствовано на арабском языке как Догга ( арабский : دڨة или دقة), а Дугга - это французская транскрипция этого арабского имени.

 

Достопримечательности

Город в том виде, в каком он существует сегодня, состоит в основном из остатков римской эпохи, датируемых по большей части 2-м и 3-м веками. Римские строители должны были учитывать как особенно скалистую местность, так и более ранние постройки, что заставило их отказаться от обычной планировки римских поселений, что также особенно очевидно в таких местах, как Тимгад.

Недавние археологические раскопки подтвердили преемственность городского развития города. Сердце города всегда находилось на вершине холма, где форум заменил Нумидийскую агору. По мере развития Дугга городская застройка занимала склон холма, так что, по словам Хеди Слима, город должен был напоминать «компактную массу».

Ранние археологические раскопки были сосредоточены на общественных зданиях, а это означало, что частные здания, как правило, сначала обнаруживались на концах траншей, вырытых для этой цели. Позже траншеи были вырыты с целью обнажить особенно характерные частные постройки.

Нумидийские резиденции
Следы резиденции, относящейся к нумидийской эпохе, были обнаружены в фундаменте храма, посвященного Либеру. Хотя эти следы очень слабые, они послужили опровержению теорий первых археологов, в том числе Луи Пуанссо, о том, что римские и доримские поселения располагались на разных участках. Два поселения, очевидно, пересекались.

Вилла трифолиум
Эта резиденция, датируемая 2-м или 3-м веком, стоит вниз по склону от кварталов, окружающих форум и основные общественные памятники города, в районе с извилистыми улицами.

Вилла Trifolium, названная в честь комнаты в форме клевера, которая, без сомнения, использовалась как триклиний, является самым большим частным домом, раскопанным до сих пор в Дугге. В доме было два этажа, но от верхнего почти ничего не осталось. Он стоит на юге города, на полпути вверх по холму. Дом особенно интересен тем, как он построен, чтобы соответствовать рельефу местности; вестибюль спускается во двор, вокруг которого были расположены различные комнаты.

Магазин
Рынок датируется серединой I века. Он имел форму квадрата размером 35,5 м × 28 м (116 футов × 92 фута), окруженного портиком и магазинами с двух сторон. На северной стороне был портик, а южную сторону занимала экседра. В экседре, вероятно, находилась статуя Меркурия.

Чтобы компенсировать естественный уклон земли, на которой стоит рынок, его строители провели значительные земляные работы. Эти земляные валы относятся к числу древнейших римских построек, и их ориентация по отношению к форуму, кажется, предполагает, что они не были построены на каком-либо более раннем фундаменте. Однако современное расположение останков с рынка рядом с форумом не следует ошибочно понимать как указание на связь между ними. Рынок был почти полностью разрушен во время строительства византийского форта. Раскопки проводились в 1918-1919 гг.

Лицинийские бани
Лицинийские бани интересны тем, что большая часть их первоначальных стен не повреждена, а также имеется длинный туннель, по которому рабы работали в банях. Бани были подарены городу родом Лициных в 3 веке. В основном они использовались как зимние бани. Фригидарий имеет тройные аркады с обоих концов и большие окна с видом на долину.

 

Погребальные сооружения

Дольмены
Присутствие дольменов в Северной Африке вызвало историографические дебаты, которые, как говорят, имели идеологическую подоплеку. Дольмены в Дугге были предметом археологических раскопок, в ходе которых также были обнаружены скелеты и керамические модели.

Хотя трудно установить дату возведения дольменов, поскольку они использовались до начала христианской эры, кажется вероятным, что они датируются по крайней мере 2000 годами до нашей эры. Габриэль Кэмпс предложил ссылку на Сицилию. Он сделал то же самое предложение для гробниц «хауанет», найденных в Алжире и Тунисе.

Нумидийские гробницы базина
В Дугге была обнаружена гробница, уникальная для нумидийского мира. Их называют гробницами-базинами или круглыми гробницами-памятниками.

Пунически-ливийский мавзолей
Мавзолей Атебана — один из очень редких образцов царской нумидийской архитектуры. Есть еще один в Сабрате в Ливии. Некоторые авторы считают, что существует связь с погребальной архитектурой в Анатолии и некрополями в Александрии с 3-го и 2-го веков до нашей эры.

Эта гробница высотой 21 м (69 футов) была построена во 2 веке до нашей эры. В двуязычной надписи, установленной в мавзолее, упоминается, что гробница была посвящена Атебану, сыну Иепматата и Палу. В 1842 году сэр Томас Рид, британский консул в Тунисе, серьезно повредил памятник, удаляя эту надпись. Эта двуязычная пунически-ливийская надпись, хранящаяся сейчас в Британском музее, позволила расшифровать ливийские символы. Лишь недавно было установлено, что надпись изначально располагалась на одной стороне фальшивого окна на подиуме. Согласно последним исследованиям, имена, приведенные в надписи, принадлежат только его архитектору и представителям различных профессий, участвовавших в его строительстве. Памятник был построен жителями города для нумидийского князя; некоторые авторы считают, что он предназначался Массиниссе.

Своим нынешним видом памятник обязан работе французского археолога Луи Пуанссо, который, по сути, реконструировал его из осколков, лежащих на земле. Доступ к гробнице осуществляется через пьедестал с пятью ступенями. С северной стороны подиума (самый нижний из трех уровней памятника) есть вход в погребальную камеру, закрытый каменной плитой. Другие стороны украшены фальшивыми окнами и четырьмя эоловыми пилястрами. Второй уровень образован храмовой колоннадой (наискосом); колонны с каждой стороны ионические. Третий уровень — самый богато украшенный: помимо пилястр, подобных пилястрам нижнего уровня, он увенчан пирамидой. Сохранились также некоторые элементы резного камня.

Римские гробницы
Хотя в прошлом проводились работы по обнаружению римских гробниц, сегодня они частично заросли оливковыми деревьями.

Различные некрополи отмечают зоны поселения в Дугге. Есть пять областей, которые были идентифицированы как некрополи: первая на северо-востоке, вокруг храма Сатурна и церкви Виктории, вторая на северо-западе, зона, которая также охватывает дольмены на этом месте, третья на западе, между цистернами Айн-Мизеб и Айн-эль-Хаммам и к северу от храма Юноны Целестис, четвертая и пятая на юге и юго-востоке, одна вокруг мавзолея, а другая вокруг триумфальной арки Септимия Севера.

Гипогей
Гипогей представляет собой полузаглубленное сооружение III века. Возведен посреди древнейшего некрополя, раскопанного в 1913 г. Гипогей предназначался для размещения погребальных урн в небольших нишах в стенах; на момент открытия в нем находились саркофаги, что говорит о том, что он использовался долгое время.

 

Политические памятники

Триумфальные арки
В Дугге до сих пор есть две триумфальные арки, которые находятся в разной степени ветхости.

Сильно поврежденная арка Септимия Севера стоит рядом с мавзолеем и на пути, ведущем из Карфагена в Тевесту. Он был возведен в 205 году нашей эры.

Арка Александра Севера, датируемая 222-235 гг., относительно хорошо сохранилась, несмотря на утрату ее верхних элементов. Он находится на равном расстоянии от столицы и храма Юноны Целестиды. Его аркада имеет высоту 4 м (13 футов).

Третья триумфальная арка, относящаяся к Тетрархии, полностью утеряна.

Форумы
Городской форум площадью 924 м2 (9 950 кв. Футов) невелик. В одних местах он сохранился лучше, чем в других, потому что при строительстве византийского форта большая его часть была повреждена. Капитолий, стоящий на площади, окруженной портиками, доминирует над окрестностями благодаря своему внушительному виду. «Площадь Розы Ветров» (названная в честь декоративного элемента) больше похожа на эспланаду, ведущую к храму Меркурия, стоящему на ее северной стороне, чем на открытое общественное пространство. Вероятно, здесь же стояли городская курия и трибуна для речей.

Давным-давно археологи считали, что римское поселение в Дугге произошло ex nihilo. Этому предположению противоречит обнаружение святилища, посвященного Массиниссе, среди фундаментов позади Капитолия.

 

Места отдыха и развлечений

Театр
Римские театры были основным элементом монументального облика города времен правления Августа.

Театр, построенный в 168 или 169 году нашей эры, является одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов римской Африки. Он мог вместить 3500 зрителей, хотя в Дугге проживало всего 5000 жителей. Это было одно из ряда имперских зданий, построенных в течение двух столетий в Дугге, которые отклоняются от классических «чертежей» только в той мере, в какой они были адаптированы с учетом местного ландшафта. Были внесены некоторые незначительные коррективы, и у местных архитекторов была определенная свобода в отношении орнаментации зданий.

Посвящение, выгравированное на фронтоне сцены и на портике, возвышается над городом, вспоминает комиссар здания П. Марций Квадрат, который «построил для своей родины на свои собственные денарии»; посвящение было отмечено «живописными представлениями, раздачами жизни, праздником и спортивными играми».

Театр до сих пор используется для спектаклей классического театра, особенно во время фестиваля Дугга, и в нем были проведены работы по консервации.

Актовый зал
Место, известное как зрительный зал, является пристройкой к храму Либера, которое, вероятно, служило для инициации послушников. Несмотря на свое современное название, зрительный зал не был местом для зрелищ; только его форма говорит об обратном. Его размеры 20 м × 20 м (66 футов × 66 футов).

Цирк
В городе есть цирк, предназначенный для гонок на колесницах, но сейчас его почти не видно. Первоначально цирк представлял собой не что иное, как поле; надпись в храме в честь победы Каракаллы в Германии отмечает, что земля была подарена Габиниями в 214 году, и описывает ее как ager qui appellatur circus (поле, служащее цирком)). Однако в 225 г. было подготовлено место и построен цирк. Его финансировали магистраты (дуумвиры и эдилы) после того, как они пообещали это сделать в ответ на просьбу всего населения города. Цирк был построен, чтобы максимально использовать окружающий ландшафт, отражая понятную потребность ограничить расходы в городе среднего размера с ограниченными ресурсами, но, конечно же, и из желания закончить строительные работы как можно быстрее. учитывая, что мандаты магистратов были ограничены одним годом. Тем не менее ожидалось, что строительство будет иметь «определенный размах»; при длине 393 м (1289 футов) и позвоночнике 190 м × 6 м (623 фута × 20 футов) цирк довольно необычен для римской Африки. Цирк отмечает Дуггу как один из самых важных городов провинции, наряду с Карфагеном, Тисдром, Лептис-Магной, Хадруметом и Утикой. Пожертвование земли для удовольствия населения в целом (ad voluptatem populi) и ее развитие по просьбе всего населения (postulante universo populo) служат напоминанием о важности зрелищ в общественной жизни римских городов и спросе на них. для популярных развлечений.

Амфитеатр
На вопрос о том, был ли в Дугге амфитеатр, окончательного ответа нет. Традиционно большая эллиптическая впадина к северо-западу от участка интерпретировалась как место расположения амфитеатра. Однако археологи стали гораздо осторожнее в этом вопросе.

Ванны
Три римские бани были полностью раскопаны в Дугге; четвертый до сих пор был обнаружен лишь частично. Из этих четырех бань одна («баня дома к западу от храма Теллуса») принадлежит частной резиденции, две — баня Айн-Дура и баня, долгое время известная как «Лицинианская баня». были, судя по их размерам, открыты для публики, в то время как природа последнего купания, купания циклопов, интерпретировать труднее.

Купальня циклопов
При раскопках Купальни циклопов была обнаружена мозаика циклопов, выковывающих молнии Юпитера. Сейчас он выставлен в Национальном музее Бардо, где также выставлено несколько очень хорошо сохранившихся уборных. Здание было датировано 3 веком нашей эры на основании изучения мозаики.

Размер здания (его фригидарий составляет менее 30 м2 (320 кв. Футов)) заставил некоторых экспертов полагать, что это была частная баня, но идентификация дома в непосредственной близости оказалась сложной задачей. «Трилистная вилла» находится довольно далеко, и ближайшие руины трудно идентифицировать, так как они плохо сохранились. Поэтому Ивон Тебер предполагает, что баня служила местному кварталу.

Антониановы или Лициниевые бани
Бани Антониана, датируемые 3 веком, были известны как Лициниевые бани (в честь императора Публия Лициния Эгнатия Галлиена) и имеют несколько этажей. Идентификация Луи Пуанссо бани как относящейся к правлению Галлиена на основе неполных надписей и процветания Дугги в то время была поставлена ​​​​под сомнение недавним исследованием, проведенным, в частности, Мишелем Кристолом. Кристол предположил, что баня восходит к временам правления Каракаллы; этот тезис с тех пор был подтвержден анализом надписей. Другие даже предположили, что баня восходит к периоду правления династии Северан из-за особенности, которая век спустя стала распространена на западе: колонны в северо-западном перистиле имеют возвышения с арками.

Позже ванна использовалась для производства оливкового масла, дата неизвестна.

Симметричное здание среднего размера, его площадь составляет 1700 м2 (18000 кв. футов), не считая палестры, из которых 175 м2 (1880 кв. футов) занимает фригидарий. Строительство бани потребовало работ как по понижению, так и по поднятию участков склона, на котором она стояла, что может объяснить, почему части здания сохранились лучше, чем другие; секция, построенная на возвышении, по большей части утрачена.

Ванны Айн-Дура
В непосредственной близости от Айн-Дура находится частично раскопанный комплекс, который может оказаться самой большой купальней в городе, банями Айн-Дура. На основании найденных здесь мозаик было высказано предположение, что баня датируется концом II или началом III века, а мозаичный декор был обновлен в IV веке нашей эры.

Комплекс остается в значительной степени нетронутым, но, по словам Ивона Теберта, кажется, что он имеет симметричную конструкцию, из которой раскопана только часть холодильных комнат.

Ванная дома к западу от храма Теллуса
Эта баня площадью 75 м2 (810 кв. футов), в которую можно попасть из дома и с улицы, была обнаружена в начале 20 века. Археологический анализ связи бани с домом, в котором она расположена, привел Теберта к предположению, что это была более поздняя пристройка к первоначальной постройке, но он не предлагает дату этого события.

 

Религиозные постройки

Существуют археологические или эпиграфические свидетельства существования более двадцати храмов в Дугге; значительная цифра для небольшого города. Есть археологические останки и надписи, подтверждающие существование одиннадцати храмов, археологические остатки еще восьми и надписи, относящиеся к еще четырнадцати. Это обилие религиозных объектов является результатом, в частности, благотворительности богатых семей.

Храм Массиниссы
Храм Массиниссы расположен на западном фланге столицы. Первые археологи полагали, что остатки храма представляли собой монументальный фонтан, хотя в 1904 году была обнаружена надпись, доказывающая существование святилища умершего нумидийского царя. Эта надпись датируется 139 г. до н.э., во время правления Миципсы.

Останки похожи на останки храма в Чемту и свидетельствуют о том, что политический центр римского города находился там же, где и эллинская агора. Каменные останки, найденные в этом районе, по-видимому, принадлежат нескольким разным постройкам; точное местонахождение святилища до сих пор остается предметом споров.

Хотя считается, что святилище поставило Массиниссу на один уровень с богом, некоторые эксперты оспаривают это. Гзелл считает, что храм царя будет отражать продолжение восточных и эллинских практик; Кэмпс основывается на этой гипотезе, указывая на отсутствие каких-либо античных источников, свидетельствующих о чем-то большем, чем простое выражение уважения народа к своему королю. По словам Кэмпса, храм — это всего лишь мемориал, место, принадлежащее погребальному культу. Его строительство через десять лет правления Миципсы можно объяснить его политическим символизмом: Миципса, единоличный правитель после смерти своих братьев Гулусса и Мастанабала, утверждал единство своего королевства вокруг личности короля.

Капитолий
Капитолий — римский храм 2-го века, в основном посвященный защитной триаде Рима: Юпитеру Лучшему и Величайшему (Jupiter Optimus Maximus), Юноне-Королеве (Juno Regina) и Минерве Августе (Minerva Augusta). Он вторично посвящен благополучию императоров Луция Вера и Марка Аврелия; судя по этому упоминанию, Капитолий должен был быть завершен в 166-167 годах нашей эры.

Томас д'Аркос определил Капитолий как храм Юпитера в 17 веке. Он был объектом дальнейших исследований в конце 19 века, возглавляемых, в частности, доктором Луи Картоном в 1893 году. Стены, выполненные в стиле opus africanum, и антаблемент портика были восстановлены между 1903 и 1910 годами. Клод Пуанссо обнаружил склеп под целлой в 1955 году. Последние работы были выполнены Тунисским национальным институтом патримониана в период с 1994 по 1996 год.

Капитолий исключительно хорошо сохранился, что является следствием включения его в состав византийских укреплений. На переднее крыльцо ведет ряд из одиннадцати ступеней. Коринфские колонны фасада храма имеют высоту 8 м (26 футов), на вершине которых находится прекрасно сохранившийся фронтон. На фронтоне изображено возвышение императора Антонина Пия до божественного статуса. Императора несет орел.

В основании целлы сохранились ниши для трех статуй. В средней нише находится колоссальная статуя Юпитера.

Открытие головы статуи Юпитера привело Пуанссо к предположению, что склеп относится к периоду победы христианства над старыми религиями. Сент-Аманс не исключает возможности того, что склеп был построен в то же время, что и византийская цитадель, нервным центром которой были форум и Капитолий.

Строительство Капитолия в Дугге происходило одновременно со строительством других памятников того же типа в других местах Северной Африки, что Грос объясняет как следствие большей близости имперского культа и культа Юпитера.

Рядом с Капитолием находится «площадь Розы ветров», названная в честь розы ветров, выгравированной на полу, и остатки византийской цитадели, в которой повторно использовалась часть руин после упадка города.

Храм Меркурия
Храм Меркурия также посвящен Теллусу. Он обращен к рынку; между ними находится «площадь Розы Ветров». Храм в основном лежит в руинах. В доме три подвала, но нет двора. Святилище, в которое можно попасть по четырем лестницам, стоит на выцветшем подиуме. Он был раскопан и укреплен между 1904 и 1908 годами.

Храм Августовского Благочестия
Небольшой Храм Августовского Благочестия был построен во время правления Адриана. Он финансировался за счет благотворительности некоего Гая Помпея Нахания. Храм выходит на «площадь Розы Ветров». Часть вестибюля сохранилась. За храмом, на фундаменте Храма Фортуны, Венеры Согласия и Меркурия, стоит мечеть. Мечеть является последним остатком небольшой деревни, которая существовала на этом месте до создания Новой Дугга.

Д'Аркос идентифицировал храм в 1631 году благодаря надписи, которая в то время все еще была на месте. Подиум относительно низкий (1–1,5 м или 3 фута 3 дюйма - 4 фута 11 дюймов); на него можно подняться по семи лестницам с южной стороны.

Храм Минервы
Первый храм Минервы в Дугге был подарком покровителя civitas в конце I века, но более важным местом, посвященным этому божеству, является здание, в котором есть храм и территория, окруженная портиком, датируемая правления Антонина Пия. Он был профинансирован за счет благотворительности жрицы императорского культа Юлии Паулы Ленатианы. Здание было спроектировано с учетом склона, на котором оно стоит; подиум находится на уровне кровли портика, а храм в строгом смысле слова расположен вне окружающего здания. Лестница, ведущая в храм, подчеркивает неприступность божества.

Храм Победы Каракаллы в Германии
Храм Победы Каракаллы в Германии — единственное сооружение, посвященное имперскому культу, расположенное именно в Дугге. Фрагменты надписи на перемычке храма были обнаружены в 1835 году, но храм не был идентифицирован до 1966 года. В нем есть нимфея, датируемая правлением Коммода.

Храм, относительно узкий, имеет необычную конструкцию. Его размеры 41,5 м × 14,2 м (136 футов × 47 футов), и он расположен рядом с дорогой, которая спускается с форума к ванне Айн-Дура. Храм связан с триумфальной аркой над дорогой. В храм можно попасть по полукруглой лестнице; в каждом углу двора перед лестницей есть резервуар для дождевой воды. Целла внутри святилища имеет шесть боковых ниш, которые предназначены для размещения оснований статуй Аполлона, Либера, Нептуна, Меркурия и двух других богов, которые больше не могут быть идентифицированы.

Храм виден издалека, но прохожим видна только целла, фундаменты которой украшены декоративным рустом. Вдоль целлы расположены семь колонн, ведущих к боковой двери, ведущей на лестницу. Четырехстильный храм построен в тосканском ордере в антис. Конструкция храма необычна тем, что храмы императорского культа в основном коринфские и расположены посреди обширного двора с портиком; Таким образом, тосканский орден был довольно редок в провинциях.

Таким образом, храм свидетельствует о желании построить что-то отличное от других подобных зданий, несомненно, в ответ на ограничения, созданные местностью. Посвящение в храме проливает свет на его конструкцию: надпись, очень точно датированная 214 годом нашей эры, посвящает храм олицетворению победы, Виктории, здесь конкретно в связи с походами императора в Германию, на благо Каракаллы и его матери Юлии Домны.

Текст напоминает о военных проектах сына Септимия Севера и их прославлении в контексте имперского культа. Эта надпись также объясняет, что храм был построен за 100 000 сестерциев по желанию великой дамы Дугга по имени Габиния Гермиона после ее смерти. Помимо щедрости этого благотворительного акта, она предусмотрела проведение ежегодного банкета для ordo decurionum, который будет финансироваться ее наследниками в годовщину посвящения храма. В то же время Габиния Гермиона завещала землю цирку «для удовольствия народа».

Храм занимал, несомненно, одно из последних свободных мест в окрестностях форума. Благодетельница храма предпочитала этот участок в центре города тем, которыми она владела на окраинах: месту цирка или месту, где позже был построен храм Селесты. Семья Габинии, одна из самых богатых в Дугге, занимала хорошие позиции среди знати Карфагена и сохраняла свою власть в Дугге даже во время сокращения местной аристократии в 3 веке. Условия завещания Габинии свидетельствуют о ее заботе о семье: ежегодный банкет должен сохранить память о щедрости семьи и подчеркнуть ее общительность, а цирк доставить удовольствие самым скромным горожанам.

В конце IV века храм Победы Каракаллы в Германии был преобразован в церковь. Резервуары во дворе были заполнены, чтобы обеспечить место для верующих, а в целле были добавлены кафедры. Украшение камеры также было изменено.

Храм Плутона
Плутон получает особую честь в Дугге как божество-покровитель города, о чем свидетельствует Genius Thuggae.

Возможно, что храм Плутона находится рядом с триумфальной аркой Септимия Севера в районе города, раскопанном пока лишь частично, но эта гипотеза не очень тверда и основана на обнаружении бюста в внутренний двор, который Пуанссо датирует II или III веком. Соответствующее здание было раскопано в 1960-х годах, но мало что известно о том, как велись раскопки и работы по стабилизации на этом месте. На подиуме посреди двора обнаружена целла с одной нишей, также сохранился алтарь.

В период с 2000 по 2002 год было проведено архитектурное исследование, но оно не привело к раскопкам.

Храм Сатурна
Сатурн был преемником Пунического Баала Хаммона и был спутником (paredros) Танит или Небесной Юноны (Juno Caelestis). В римскую эпоху в городе Дугга было как минимум два святилища, посвященных Сатурну. Доказательства существования одного из двух основаны в основном на надписях, найденных в городе. Второй храм, широко известный как Храм Сатурна в Дугге, был раскопан. Остатки этого храма, которые менее значительны, чем остатки капитолия или храма Юноны Целестис, представляют особый интерес из-за своего местоположения. Руины лежат на вершине мыса, с которого открывается вид на богатую злаками долину Уэд Халлед, в 160 м (520 футов) от театра и за пределами города. Во время раскопок были обнаружены остатки храма Баал-Хаммона, в частности, ритуальные рвы (favissae), содержащие экс-вото. Таким образом, римский храм заменил местное святилище, построенное как минимум во 2 веке до нашей эры. Это святилище состояло в основном из широкого открытого пространства, предназначенного для приема ex-votos и жертвоприношений. Его засыпали, чтобы облегчить строительство Храма Сатурна, руины которого можно увидеть и сегодня.

Римский храм был построен во времена правления Септимия Севера. Он состоит из трех целл, двора с портиком и вестибюля. Вода с крыши храма собиралась в цистерны. В надписи подробно рассказывается о строительстве храма: он был возведен на средства, завещанные по завещанию знатного местного жителя по имени Луций Октавий Виктор Росциан, на сумму не менее 150 000 сестерциев, что кажется дорогим, но может быть объяснено масштабами земляные работы, необходимые для прочного основания храма; эти работы, тем не менее, оказались недостаточными, поскольку работа по восстановлению и укреплению здания, по-видимому, была проведена до того, как оно окончательно рухнуло.

Храм Юноны Целестиды
Храм Юноны Целестис, построенный на окраине города, был описан в 17 веке и раскопан в 1890-х годах. В период с 1904 по 1914 год были проведены значительные реставрационные работы, а в период с 1999 по 2002 год — новые исследования.

Храм посвящен Небесной Юноне (Juno Caelestis), наследнице пунического бога Танит. Его хорошо сохранившийся теменос ограничен стеной, большая часть которой очень хорошо сохранилась. Двор лишь частично выложен плиткой и имеет две симметричные двери. По круглой части теменоса проходит портик с 25 нишами. Портик увенчан фризом, изображающим строительство храма.

Храм в строгом смысле этого слова стоит на высоком подиуме, на который можно подняться по одиннадцати ступеням. Это коринфский шестистильный периптерос. На фронтоне изображено посвящение Александру Северусу. Ячейка полностью потеряна.

Храм, воздвигнутый между 222 и 235 г. н.э., был оплачен неким К. Габинием Руфусом Феликсом, который пожертвовал, среди прочего, две серебряные статуи Юноны Целестиды стоимостью 35 000 сестерциев.

Теменос диаметром 52 м (171 фут) напоминает полумесяц, символ Юноны Целестис.

Дар Лахеб
Назначение здания, известного как Дар Лахеб (лат. Domus Lachebia, «Дом Лахеба»), четко не определено. Сент-Аманс считает, что это святилище, посвященное Эскулапу, что согласуется с гипотезой Пуанссо о том, что это храм.

Дар Лахеб был раскопан Картоном в конце 19 века и не подвергался дальнейшим работам с 1912 года. Дом, построенный поблизости из повторного использования античных останков, был разрушен в начале 20 века.

Дар Лахеб был построен между 164 и 166 годами нашей эры, в ту же эпоху, что и Капитолий, который находится в 50 м (160 футов) от него. Вход в здание прекрасно сохранился, как и одна из колонн входного крыльца. Интерьер состоит из внутреннего двора, который когда-то был окружен портиком. К югу находится целла храма, который был полностью разрушен.

Церковь Виктории
Церковь Виктории, которая стоит на северо-востоке участка, ниже храма Сатурна, является единственным христианским зданием, раскопанным до сих пор в Дугге. В конце 4-го или начале 5-го века христианская община возвела над языческим кладбищем необычную по форме церквушку. Небольшой гипогей расположен рядом.

 

Епископство

В древности Тугга также был резиденцией епископа Тукки Теренбентина. Епископство было основано во времена Римской империи и пережило царство арианских вандалов и православную Византийскую империю, прекратив функционировать только с мусульманским завоеванием Магриба. Епархия была заново основана Римско-католической церковью в качестве титульной кафедры в 20 веке.

 

Инфраструктура

Цистерны и акведуки
Дугга имеет две сети цистерн, на севере и на западе, одна из которых хорошо сохранилась. Акведук, ведущий в город, расположенный недалеко от хорошо сохранившихся цистерн, является одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов такого типа сооружений на территории современного Туниса.

Шесть цистерн Айн-эль-Хаммама, расположенных рядом с храмом Юноны Целестис, имеют общую емкость 6000 м³, но находятся в руинах. Их питал источник в 12 км (7,5 миль) и акведук, построенный во время правления Коммода и восстановленный в последней четверти 4 века нашей эры.

Это место до сих пор используется один раз в год для проведения фестиваля в честь Мохолы, святой и благотворительницы марокканского происхождения, согласно местной устной традиции. Почитание Мохолы сопровождается жертвоприношением животных. Было показано, что эта традиция имеет языческое происхождение; объектом почитания изначально был источник, известный как fons moccolitanus.

Вторая сеть цистерн, цистерны Айн-Мизеб, очень хорошо сохранилась. Расположенные недалеко от храма Минервы, эти восемь куполообразных резервуаров могут вмещать 9 000 м3 (320 000 куб. футов) и имеют бассейн, в который они сливаются. Цистерны питаются от родника, расположенного в 200 м (660 футов) и соединенного подземным акведуком.

Последняя сеть вторичных цистерн расположена недалеко от купальни Айн-Дура, на юго-западе участка.

Улицы
Улицы Дуггы расположены не так, как предписано обычной теоретической моделью римского поселения - вокруг кардо и декумануса - из-за уникального дизайна города.

Центр города, вероятно, был вымощен; улицы напоминали извилистые переулки. В городе была канализация, о чем свидетельствуют подъездные камни, которые до сих пор стоят на улицах. У подножия холма есть следы улиц, соединяющихся с главной дорогой из Карфагена в Тевесту.

 

Открытия, сделанные в Дугге

Сайт в Дугге предлагает множество работ или произведений искусства, многие из которых были удалены и помещены в музеи, в первую очередь в Национальный музей Бардо в Тунисе.

Работает на сайте
На территории сохранилось немного произведений искусства, за исключением скульптуры человека-тогата (тогатуса) на «Площади Розы ветров» и ряда мозаик, в том числе в здании, известном как дом Венера и, в частности, в ваннах Айн-Дура. Это следствие открытия произведений искусства Дугга в то время, когда археологические раскопки были лишены своих сокровищ и заброшены после раскопок. Такой подход позволил сохранить определенное количество мозаик в неизменном виде; другие мозаики, которые были обнаружены, но не удалены, пострадали из-за воздействия стихии.

Изучается предложение построить на этом месте музей. Он будет служить, в частности, для размещения недавних открытий и тех, которые еще предстоит сделать.

Работает в Национальном музее Бардо.
Статуи
Во время раскопок на этом месте было обнаружено несколько голов императоров. Среди них особенно примечателен портрет Луция Вера: он изображен с пышной шевелюрой, окладистой бородой и живостью, что делает его одной из самых значительных статуй, когда-либо обнаруженных в римской Африке. Этот африканский шедевр был выполнен из каррарского мрамора, и на волосках до сих пор сохранились следы цвета.

В Национальном музее Бардо также хранится мужчина-тогат (тогатус), датируемый 3 веком. На ней изображен пожилой мужчина с короткой бородой, одетый в тогу. Кажется очевидным, что это более позднее произведение искусства, отражающее современный вкус в искусстве.

мозаика
На «мозаике дворецкого», датируемой серединой III века, изображена сцена распития спиртных напитков. Два персонажа обслуживают двух других, гораздо меньших размеров, с амфорами на плечах. На двух амфорах есть буквы ΡΙΕ (Рие, «Пей!» на древнегреческом языке) и ΖΗϹΗϹ (Zēsēs, «Ты будешь жить!»). По бокам от носителей амфор стоят еще два персонажа, один из которых несет еще одну амфору, а другой несет лавровую ветвь и корзину с розами. Это изображение является приветствием для всех гостей и обещанием гостеприимства. То же самое можно сказать и о другой мозаике, хранящейся в музее, на которой есть фраза Omnia tibi felicia («Пусть тебе все нравится»).

«Мозаика победоносного возничего» моложе этих работ. Он датируется второй половиной 4 века и содержит фразу Eros omnia per te («Все через тебя, Эрос»). Изображение возничего показывает большое внимание к реализму, как и изображения лошадей, две из которых названы Амандус и Фрунит в честь их персонажей. Лошади расположены симметрично; такие симметрии были очень популярны в то время. Возничий держит кнут, корону из веток и пальмовую ветвь. На заднем плане видны стартовые блоки цирка. Это произведение искусства было найдено в частном доме, и, по-видимому, его следует интерпретировать как памятник, подаренный владельцем в честь победы возничего по имени Эрос.

«Мозаика Улисса» — произведение, вдохновленное Одиссеей: греческий герой Одиссей (Улисс у римлян) стоит на лодке, украшенной человеческой головой и пальмовой ветвью, с двумя парусами и барабанным тараном. Руки Улисса привязаны к грот-мачте, чтобы он не поддался роковому очарованию музыки сирен. Спутники Улисса сидят вокруг него, их уши заложены воском, как описано в легенде. Три сирены стоят у основания скалистого утеса. Они изображены с верхней частью тела женщины, но с крыльями и ногами птицы. Один из них держит флейту, второй — лиру, а третий, у которого нет инструмента, считается поющей сиреной. Перед лодкой Улисса стоит небольшая барка с рыбаком, держащим омара, изображение которого слишком велико. Мозаика датируется примерно 260–268 годами нашей эры; он был обнаружен в «Доме Улисса и пиратов».

Мозаика «Нептун и пираты» происходит из того же перистиля, что и предыдущая работа. Он изображает наказание пиратов в Тирренском море, объединяя темы, связанные с Дионисом, и более распространенные морские темы. Бог стоит, готовый метнуть свое копье. Его поддерживают менада, сатир и престарелый Силен, держащий руль корабля. На одного из пиратов нападает леопард, который превращается в дельфина, как только узнает божественную природу своего противника. Слева гении сели на другое судно, а справа рыбаки пытаются поймать сетью осьминога.

Якуб приписывает этим двум сценам защитную функцию, средство обращения к судьбе, практика, которая, вероятно, основана на эллинской традиции.

Мозаика «циклопов, выковывающих молнии Юпитера» с пола фригидария изображает трех циклопов: Бронта, Стеропа и Пиракмона или Аргеса. Они изображены обнаженными, выковывающими молнии Юпитера, которые сидящий перед ними Вулкан держит на наковальне. Этот последний элемент был утерян. Мозаика датируется концом III века и была обнаружена в «Купальне циклопов».

Работы, хранящиеся в других музеях
Двуязычная надпись из мавзолея, сделанная британским консультантом Ридом, хранится в Британском музее. Пунически-ливийская надпись показывает один и тот же текст как на пуническом, так и на берберском языках.

 

Чем заняться

Сделайте много фотографий, побродите среди оливковых рощ, посидите и полюбуйтесь величием этого места.

 

Расположение

Археологический памятник расположен в 4,6 км (2,9 мили) к юго-западу от современного города Тебурсук на плато с беспрепятственным видом на окружающие равнины в Уэд Халлед. Это место предлагает высокую степень естественной защиты, что помогает объяснить его раннее заселение. Склон, на котором построен Дугга, поднимается на север и граничит на востоке со скалой, известной как Кеф Дугга. Дальше на восток хребет Fossa Regia, ров и граница, проложенная римлянами после разрушения Карфагена, указывает на положение Дугги как точки соприкосновения между пуническим и берберским мирами.

 

История

История Дугга наиболее известна со времен римского завоевания, хотя во время археологических раскопок были обнаружены многочисленные доримские памятники, в том числе некрополь, мавзолей и несколько храмов. Эти памятники свидетельствуют о важности этого места до прихода римлян.

Берберское королевство
Судя по всему, город был основан в 6 веке до нашей эры. Некоторые историки считают, что Дугга - это город Тока (греч. Τοκαί, Tokaí), который был захвачен лейтенантом Агафокла Сиракузского в конце 4 века до нашей эры; Диодор Сицилийский описал Токи как «город прекрасного величия».

В любом случае Дугга был ранним и важным человеческим поселением. О его городском характере свидетельствует наличие некрополя с дольменами, самой древней археологической находки в Дугге, святилища, посвященного Баал-Хаммону, неопунических стел, мавзолея, архитектурных фрагментов и храма, посвященного Масиниссе, остатки которого были обнаружены при археологических раскопках. Несмотря на то, что наши знания о городе до римского завоевания остаются очень ограниченными, недавние археологические находки произвели революцию в нашем представлении об этом периоде.

Идентификация храма, посвященного Масиниссе, под форумом опровергла теорию Луи Пуанссо о том, что нумидийский город стоял на плато, но был отделен от более нового римского поселения. Храм, возведенный на десятом году правления Миципсы (139 г. до н.э.), имеет ширину 14 м × 6,3 м (46 футов × 21 фут). Это доказывает, что территория вокруг форума уже была застроена до прихода римских колонистов. Неподалеку также было обнаружено здание, датируемое II веком до нашей эры. Точно так же мавзолей Дугги не изолирован, а стоит в городском некрополе.

Недавние находки опровергли более ранние теории о так называемых «нумидийских стенах». Стены вокруг Дугга на самом деле не нумидийские; они являются частью городских укреплений, возведенных в поздней античности. Целенаправленные раскопки также доказали, что то, что интерпретировалось как две нумидийские башни в стенах, на самом деле является двумя погребальными памятниками нумидийской эпохи, повторно использованными гораздо позже в качестве фундамента и части оборонительных сооружений.

Обнаружение на этом месте ливийских и пунических надписей вызвало споры об управлении городом во времена Нумидийского королевства. Дебаты об интерпретации эпиграфических источников были сосредоточены на вопросе о том, находился ли город все еще под пуническим влиянием или он все больше становился берберским. Местные берберские институты, отличные от любой формы пунической власти, возникли, начиная с нумидийского периода, но Кэмпс отмечает, что пунические шофеты все еще существовали в нескольких городах, включая Дуггу, в римскую эпоху, что является признаком продолжающегося пунического влияния и сохранения некоторых элементов пунической цивилизации уже после падения Карфагена.

Римская империя
Римляне предоставили Дугге статус местного города (лат. civitas) после завоевания региона.

Создание колонии Карфаген во время правления Августа усложнило институциональный статус Дугги. Город входил в состав территории (pertica) римской колонии, но примерно в это же время рядом с существующим поселением возникла и община (pagus) римских колонистов. Таким образом, в течение двух столетий этим местом управляли два гражданских и институциональных органа: город с его перегринами и паг с его римскими гражданами. У обоих были римские гражданские учреждения: магистраты и совет (ordo) декурионов для города, местный совет с конца I века нашей эры и местные администраторы для пага, которые юридически подчинялись далекой, но могущественной колонии Карфаген. . Кроме того, эпиграфические свидетельства указывают на то, что двойная магистратура в пуническом стиле, суфеты, достигла здесь определенного гражданского статуса еще в имперский период. Фактически, когда-то в городе служили сразу три магистрата, что является относительной редкостью для Средиземноморья.

Со временем романизация города сблизила две общины. Известные члены перегринов все чаще перенимали римскую культуру и поведение, становились римскими гражданами, и советы двух общин начали принимать решения в унисон. Растущей близости общин способствовала сначала их географическая близость — между их двумя поселениями не было физических различий, — а затем и институциональные механизмы. Во время правления Марка Аврелия город получил римское право; с этого момента магистраты автоматически получили римское гражданство, а права жителей города стали такими же, как у римских граждан. В ту же эпоху паг получил определенную степень автономии от Карфагена; он мог получать завещания и распоряжаться государственными средствами.

Тем не менее, только в 205 году нашей эры, во время правления Септимия Севера, две общины объединились в один муниципалитет (муниципий), ставший «свободным» (см. Ниже), в то время как пертика Карфагена была уменьшена. Город поддерживался эвергетизмом его великих семей богатых людей, который иногда достигал непомерных размеров, а его интересы успешно представлялись обращениями к императорам. Кульминацией развития Дугга стал период правления Галлиена, когда он получил статус отдельной римской колонии.

Памятники Дугге свидетельствуют о его процветании в период от правления Диоклетиана до правления Феодосия I, но с 4 века он впал в своего рода оцепенение. Судя по всему, город рано пришел в упадок, о чем свидетельствуют относительно бедные остатки христианства. В период византийского правления территория вокруг форума превратилась в форт; несколько важных зданий были разрушены, чтобы обеспечить необходимые материалы для его строительства.

Халифат
Дугга никогда не был полностью заброшен после мусульманского вторжения в этот район. Долгое время Дугга оставался на месте небольшой деревни, населенной потомками бывших жителей города, о чем свидетельствуют небольшая мечеть, расположенная в храме Августовского благочестия, и небольшая баня, относящаяся к периоду Аглабидов на южном склоне реки. форум.

Археологические работы
Первые западные посетители, оставившие свидетельства очевидцев о руинах, достигли этого места в 17 веке. Эта тенденция продолжалась в 18 веке и в начале 19 века. Описаны наиболее хорошо сохранившиеся памятники, в том числе мавзолей, которые в конце этого периода явились объектом архитектурных исследований.

Установление французского протектората Туниса в 1881 году привело к созданию национального института древностей ( французский : Institut national du patrimoine ), для которого раскопки в Дугге были приоритетом с 1901 года, параллельно с работами, проводившимися в Карфаген. Работы в Дугге сначала были сосредоточены на территории вокруг форума; другие открытия обеспечили почти постоянную серию раскопок на этом месте до 1939 года. Наряду с этими раскопками велись работы по восстановлению капитолия, от которого сохранились только фасад и основание стены целлы, и восстановить мавзолей, особенно между 1908 и 1910 годами.

После обретения Тунисом независимости были раскопаны и другие здания, в том числе Храм Победы Каракаллы в Германии. В этот же период последние жители городища были выселены и переселены в деревню, расположенную на равнине в нескольких километрах от древнего городища, которая называется Новая Дугга. В 1991 году было принято решение сделать это место национальным археологическим парком. Совместная научная программа направлена, в частности, на содействие изучению надписей на этом месте и в языческих храмах. В 1997 году Дугга был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на свою важность и исключительное состояние, Дугга остается в стороне от многих туристов и принимает всего около 50 000 посетителей в год. Чтобы сделать его более привлекательным, рассматривается возможность строительства музея на территории, а национальный институт древностей создал веб-сайт, на котором представлены это место и его окрестности. В настоящее время посетители, у которых достаточно времени, могут оценить Дуггу не только из-за ее многочисленных руин, но и из-за ее оливковых рощ, которые придают этому месту уникальную атмосферу.

 

Дугга "Свобода"

С 205 г. н.э., когда город (civitas) и община (pagus) слились в один муниципалитет (municipium), Дугга носил титул liberum, значение которого не сразу ясно. Термин появляется в названиях ряда других муниципий, основанных в то же время: Thibursicum Bure, Aulodes и Thysdrus. Было предложено несколько интерпретаций его значения. Согласно Мерлену и Пуанссо, этот термин происходит от имени бога Либера, в честь которого в Дугге был возведен храм. Таким образом, эпитет Liberum следует той же схеме, что и Frugifer и Concordia, которые появляются в названии Thibursicum Bure. Однако Thibursicum Bure является исключением из правил; названия других municipia, включая термин liberum, не включают имена каких-либо божеств, и поэтому от этой гипотезы отказались. В качестве альтернативы liberum используется как ссылка на свободный статус ( libertas , «свобода»). Эта интерпретация подтверждается найденной в Дугге надписью, в которой Александр Северус прославляется как «хранитель свободы» (conservator libertatis).

Однако неясно, какую именно форму приняла эта свобода. Тутен считает, что это обозначение особого типа муниципиев — вольных городов, в которых римский наместник не имел права контролировать муниципальных магистратов. Однако нет никаких доказательств того, что Дугга пользовался исключительными юридическими привилегиями, связанными с некоторыми свободными городами, такими как Афродисиас в Малой Азии. Таким образом, Вейн предположил, что «свобода» Дугги - не что иное, как выражение концепции свободы без какого-либо юридического значения; получение статуса муниципия освободило город от порабощения и позволило ему украсить себя «украшениями свободы» (ornamenta libertatis). Свободу города прославляли так же, как превозносили его достоинство; император Проб — «хранитель свободы и достоинства» (conservator libertatis et dignitatis). Гаску, в соответствии с интерпретацией Вейна, описывает ситуацию следующим образом: «Liberum в названии Тугги — это термин […], которым город, долго ждавший статуса муниципалитета, счастлив польстить себе». .

Несмотря на вывод Гаску, в последнее время были предприняты попытки определить конкретные аспекты свободы Дугги. Лепелли считает, с одной стороны, что это должно быть ссылкой на отношения между городом и Римом, а с другой стороны, что этот термин может охватывать ряд разнообразных привилегий разной степени. Известно, что территория Карфагена, к которой до 205 г. принадлежал паг Дугга, пользовалась такими привилегиями: жители пага даже при Траяне направили воззвание в защиту фискальной неприкосновенности территории Карфагена (иммунитас пертикае Карфагениенсиум). . Dougga civitas не получили этой уступки, поэтому слияние pagus с civitas означало, что граждане pagus рисковали потерять свою завидную привилегию. Таким образом, свобода муниципалитета, основанного во время правления Септимия Севера, могла быть ссылкой на фискальный иммунитет, ставший возможным благодаря огромному богатству региона и щедрости императора по отношению к каждому муниципалитету во время его слияния. В царствование Галлиена некто Авл Вителлий Феликс Гоноратус, известный в Дугге человек, обратился к императору с призывом «обеспечить общественную свободу». Лепелли считает, что это свидетельствует о том, что привилегии города были поставлены под сомнение, хотя Дугга, по-видимому, смог хотя бы частично сохранить свои уступки, о чем свидетельствует надпись в честь «Пробуса, защитника его свободы».

Однако, по словам Кристола, эта интерпретация строго ограничивает значение слова libertas. По мнению Кристола, важно не забывать, что решение императора в 205 г. должно было быть принято в ответ на просьбу civitas и должно было учитывать отношения, уже существовавшие между ним и пагом. Именно автономия, достигнутая civitas во время правления Марка Аврелия, и предоставление римского права вызвали призрак слияния двух общин, что, несомненно, вызвало бы определенное беспокойство у пага. Жители пага выразили бы «озабоченность или даже отказ, столкнувшись с претензиями своих ближайших соседей». Это могло бы объяснить честь, которую паг приписал Коммоду (консерватору паги, «защитнику общества»).

Для Кристола термин liberum следует понимать в этом контексте и в абстрактном смысле. Эта свобода проистекает из принадлежности к городу и выражает конец зависимости civitas, «возвышение сообщества перегринов до свободы римского гражданства», что также служило успокоению жителей пага и открытию дверь к более позднему повышению, к статусу колонии. Это повышение произошло в 261 году нашей эры, во время правления Галлиена, после обращения Авла Вителлия Феликса Гонората в версии событий Кристола. После этого защита libertas publica была не вопросом защиты привилегии, которой угрожала опасность, а требованием «высшей свободы» (summa libertas) — повышения до статуса колонии. Кристол также указывает, что, несмотря на абстрактный характер таких терминов, как libertas или dignitas, их формальный вид должен относиться к конкретным и уникальным событиям.

 

Генеральный план

 

 


Как добраться

Сядьте на автобус (минимум два часа) или louage (80 минут) до Teboursouk (произносится Tebsook) от Bab Saadoune louage/автобусной станции (Gare de Routiere Nord) в Тунисе. Такси отвезет вас на короткое расстояние до Дугга, а затем снова заберет вас в назначенное время. Водители луажа часто звонят вперед, чтобы предупредить такси о прибытии туриста. Это очень удобно и быстро, но 15-20 DT только на короткое расстояние. Если вам не удастся снизить цену, помните, что Дугга — незабываемое место для посещения, которое стоит своих денег. По состоянию на июль 2016 года в Тебурсуке было только одно очень загруженное такси, которое также служило местным автобусом, поэтому спорить с водителем о цене было бессмысленно.

Используйте обратную поездку на такси, чтобы добраться до Тебурсука, потому что почти наверняка не будет такси, ожидающих, чтобы забрать пассажиров, покидающих Дуггу (поскольку он находится в глуши).

Если вы едете на машине, из Теберсука можно следовать четким указателям, указывающим на руины Дугга.

Вы также можете поехать в составе организованного тура из Туниса.

 

Транспорт

Легкие сандалии могут быть не лучшей обувью, так как дорожки, по большей части, вымощены булыжником и местами могут быть достаточно крутыми.

 

Покупки

Нет удобств на территории. Не удивляйтесь, если местный фермер/пастух попытается продать вам римские «артефакты».

 

Еда

Небольшая тенистая зона со столиками, где можно купить прохладительные напитки, закуски, открытки и воспользоваться туалетом.

Прямо под южным входом также есть ресторан, который предлагает единственный вариант: ужин с фиксированной ценой (91-й обед на двоих, февраль 2019 г.) из супа, салата и кускуса. Дорого по местным меркам, но вкусно и приятная обстановка. Прием пищи занимает примерно один час.

 

Напитки

Убедитесь, что у вас есть запас воды, но вы можете купить ее и другие напитки на месте. Если вы покупаете воду в местном городе, убедитесь, что вы покупаете ее в магазине с хорошей репутацией — известно, что уличные торговцы наполняют пустые емкости из-под воды в бутылках местной водопроводной водой.

 

Отели

Один отель в городе в нескольких милях отсюда.