Балх

.

 

 Крупные город Афганистана

Кабул

Балх

Герат

Кандагар

Мазари-Шариф

 

 

 

 

Описание Балха

Балх - это город в провинции Балх в Афганистане, примерно в 20 км к северо-западу от столицы провинции Мазари-Шариф и примерно в 74 км к югу от реки Амударьи и границы с Узбекистаном. Это был исторически древний центр буддизма, ислама и зороастризма и один из крупнейших городов Хорасана, с самого раннего периода его истории.

Балх получает одно из своих ранних упоминаний в индуистских писаниях, особенно в эпическом Махабхарате, где его называют Бахлика или Вахлика. Говорят, что этот правитель принял участие в войне курушетра.

Древний город Балх был известен древним грекам как Бактра, давая название Бактрии. Это было главным образом известно как центр и столица Бактрии или Тохаристана. Марко Поло описал Балха как «благородный и великий город». В настоящее время Балх по большей части представляет собой массу руин, расположенных на расстоянии 12 км от правого берега бухты, протекающей по сезону, на высоте около 365 м.

Французская буддистска Александра Давид-Неэль связала Шамбалу с Балхом, также предлагая персидский Шам-и-Бала («приподнятая свеча») как этимология его имени. В том же духе Гурджиев Дж. Беннетт опубликовал предположение, что Шамбалха был Шамс-и-Балхом, бактрийским храмом солнца.

 

 

 

Достопримечательности Балха

Балх полностью окружен своими древними укреплениями; кирпичные и грязевые стены высотой не менее 30 футов и в хорошем состоянии. На них можно лазить, открывая вид на сельскую местность и город. На северном конце находится еще один большой холм, который был крепостью. Стены наклонены снаружи и вертикальны с внутренней стороны, создавая впечатление, что они очень высокие. Башни вдоль стен находятся в различных состояниях распада, что дает представление о технике строительства.

В Балхе есть центральный парк, где дети играют в футбол или волейбол. На одном конце руины черепичной мечети; с другой стороны, ворота медресе. Опять же можно увидеть технику строительства медресе. Так как парк полон деревьев и вокруг него маленькие магазины, сфотографировать медресе сложно.

 

Руины древнего города Бала-Хиссар - находятся на северо-восточной части города.
Гробница Ходжи Парсы - красивая мечеть, в которой покоится известный афганский богослов.
Могила Рабии Балхи - здесь похоронена первая исламская поэтесса.
Медресе Саида Субхана Кули Хана - от комплекса остались только арочные ворота.
Мечеть Масджиди Но Гумбад - "Мечеть Девяти Куполов", самый древний исламский памятник в Афганистане (около IX века).

 

Древние руины Балха
Ранние буддийские постройки оказались более прочными, чем исламские. Топ-Рустам имеет диаметр 46 м (50 ярдов) у основания и 27 м (30 ярдов) наверху, круглый и около 15 м (49 футов) в высоту. Четыре круглых свода утоплены внутри и четыре прохода пробиты снизу снаружи, которые, вероятно, ведут к ним. Основание здания построено из высушенных на солнце кирпичей площадью около 60 см (2,0 фута) и толщиной от 100 до 130 мм (от 3,9 до 5,1 дюйма). Тахте-Рустам в плане клиновидный с неровными сторонами. По всей видимости, он построен из грязи для писи (т. Е. Грязи, смешанной с соломой и лужей). Не исключено, что в этих руинах мы можем узнать Нава Вихару, описанную китайским путешественником Сюаньцзаном. В окрестностях есть остатки многих других вершин (или ступ).

Курганы руин на дороге в Мазари-Шариф, вероятно, представляют собой город, еще более древний, чем те, на которых стоит современный Балх.

 

Музей Балха
Ранее музей был вторым по величине музеем в стране, но в последнее время его коллекция пострадала от разграбления. Музей также известен как Музей Голубой мечети из здания, в котором он находится вместе с религиозной библиотекой. Помимо экспонатов из древних руин Балха, коллекция включает произведения исламского искусства, в том числе Коран XIII века, а также образцы афганского декоративного и народного искусства.

 

 

Этимология

Название города на бактрийском языке было βαχλο. В среднеперсидских текстах он был назван Баксл. Название провинции или страны также появляется в древнеперсидских надписях (B.h.i 16; Dar Pers e.16; Nr. A.23) как Bāxtri, то есть Бакхтри. Это написано в Авесте как Bāxδi. Отсюда возникла промежуточная форма баксли, санскритская бахлика (также балхика) для «бактрийского», и путем транспонирования современные персидские балхи, то есть балх, и армянский бал.

Более раннее название Балха или часть города было Ζαρίασπα, которое может происходить от важного зороастрийского храма огня Азар-и-Асп или от мидийского названия * aryāspa-, означающего «с лошадьми золотого цвета».

 

 

История

Балх считается первым городом, в который индоиранские племена переселились с севера от Амударьи между 2000 и 1500 годами до нашей эры. Арабы назвали его Умм аль-Билад или Мать городов из-за его древности. Город традиционно был центром зороастризма.

 

Поскольку индоиранцы построили свое первое царство в Балхе (Бактрия, Даксия, Бухди), некоторые ученые считают, что именно из этой области различные волны индоиранцев распространились на северо-восток Ирана и регион Систан, где они, в частности, стали сегодняшними персами, таджиками, пуштунами и белуджами этого региона. Изменение климата приводило к опустыниванию с древних времен, когда регион был очень плодородным. Его основание мифически приписывается Кеймарсу, первому королю мира в персидских легендах; и, по крайней мере, несомненно, что в очень ранние времена она была соперником Экбатаны, Ниневии и Вавилона.

Долгое время город и деревня были центральным местом дуалистической зороастрийской религии, основатель которой, Зороастр, умер в стенах, согласно персидскому поэту Фирдоуси. Армянские источники утверждают, что династия Аршакидов Парфянской империи основала свою столицу в Балхе. Есть давняя традиция, что здесь должна была быть найдена древняя святыня Анахиты, храм настолько богат, что его можно было разграбить. Александр Великий женился на Роксане Бактрийской после убийства царя Балха. Город был столицей Греко-Бактрийского царства и в течение трех лет осаждался империей Селевкидов (208–206 гг. До н.э.). После распада Греко-Бактрийского царства им правили индо-скифы, парфяне, индо-парфяне, Кушанская империя, индо-сасаниды, кидариты, империя эфталитов и сасанидские персы до прихода арабов.

Бактрийская религия
Бактрийские документы - на бактрийском языке, написанные с четвертого по восьмой века - постоянно упоминают имена местных божеств, таких как Камирд и Вахш, например, в качестве свидетелей договоров. Документы поступают из района между Балхом и Бамианом, который является частью Бактрии.

буддизм
Город Балх хорошо известен буддийским странам благодаря двум великим буддийским монахам Афганистана - Трапусе и Бахалике. Над их мощами стоят две ступы. Согласно популярной легенде, буддизм был введен в Балх Бхаликой, учеником Будды, и город получил свое название от него. Он был местным торговцем и приехал из Бодхгайи. В литературе Балх описывается как Балхика, Валхика или Бахлика. Первая Вихара в Балхе была построена для Баллика, когда он вернулся домой, став буддийским монахом. Сюаньцзан посетил Балх в 630 году, когда он был процветающим центром буддизма Хинаяны.

Согласно «Мемуарам» Сюаньцзана, на момент его посещения в VII веке в городе или его окрестностях было около сотни буддийских монастырей. Здесь было 3000 монахов и большое количество ступ и других религиозных памятников. Самой замечательной ступой была Навбахара (санскрит, Нав Вихара: Новый монастырь), в которой находилась гигантская статуя Будды. Незадолго до арабского завоевания монастырь стал зороастрийским храмом огня. [Цитата необходима] Любопытное упоминание об этом здании можно найти в трудах географа Ибн Хаукала, арабского путешественника 10 века, который описывает Балх как построенный из глиняный, с валами и шестью воротами, и простирается на полпарасанга. Он также упоминает замок и мечеть.

Китайский паломник Фа-Хейн (около 400 г.) обнаружил, что практика хинаяны распространена в Шан-Шане, Куче, Кашгаре, Оше, Удаяне и Гандхаре. Сюаньцзан заметил, что буддизм широко практиковали гуннские правители Балха, происходившие из индийской королевской семьи.

Корейский монах Хуйчао еще в VIII веке после арабского вторжения заметил, что жители Балха исповедовали буддизм и следовали за буддийским королем. Он отметил арабское вторжение и то, что царь Балха в то время бежал в соседний Бадахшан.

Кроме того, мы знаем, что в Хорасане процветал ряд буддийских религиозных центров. Самым важным из них был Навбахар (Новый храм) возле города Балх, который, очевидно, служил центром паломничества политических лидеров, которые приезжали издалека, чтобы воздать ему должное.

Большое количество санскритских медицинских, фармакологических токсикологических текстов было переведено на арабский язык под патронажем Халида, визиря Аль-Мансура. Халид был сыном главного священника буддийского монастыря. Некоторые члены семьи были убиты, когда арабы захватили Балх; другие, включая Халида, выжили, приняв ислам. Они должны были быть известны как Бармики Багдада.

Иудаизм
Древняя еврейская община существовала в Балхе, как записал арабский историк Аль-Макризи, который писал, что община была основана в результате переселения евреев в Балх ассирийским королем Сеннахирибом. Арабские географы засвидетельствовали Баб аль-Яхуд (Ворота евреев) и аль-Яхудийя (еврейский город) в Балхе. Согласно мусульманской традиции, пророк Иеремия бежал в Балх и что Иезекииль был похоронен там.

 

Эта еврейская община была известна в одиннадцатом веке, когда евреи города были вынуждены содержать сад для султана Махмуда из Газни, за который они заплатили налог в размере 500 дирхемов. Согласно еврейской устной истории, Тимур дал евреям Балха свой квартал с воротами, которые закрывали его.

Об еврейской общине в Балхе сообщалось еще в девятнадцатом веке, где евреи все еще проживали в особом квартале города.

Знаменитый еврейский экзегет Хиви аль-Балхи был из Балха.

Арабское завоевание
Однако во время исламского завоевания Персии в 7 веке Балх стал форпостом сопротивления и убежищем для персидского императора Йездигерда III, бежавшего туда от армий Умара. Позднее, в IX веке, во время правления Якуба бин Лайт ас-Саффара, ислам прочно укоренился в местном населении.

Арабы оккупировали Персию в 642 г. (во время халифата Усмана, 644–656 гг. Нашей эры). Привлеченные величием и богатством Балха, они напали на него в 645 году нашей эры. И только в 653 году арабский полководец аль-Анаф снова совершил набег на город и заставил его платить дань. Однако власть арабов над городом оставалась незначительной. Этот район был взят под контроль арабов только после того, как он был отвоеван Муавией в 663 году нашей эры. Проф. Упасак описывает последствия этого завоевания следующими словами: «Арабы разграбили город и убили людей без разбора. Говорят, что они совершили набег на знаменитую буддийскую святыню Нава-Вихара, которую арабские историки называют« Нава Бахара »и описывают его как одно из величественных мест, которое состояло из 360 ячеек вокруг высоких ступ ». Они разграбили драгоценные камни и драгоценности, которые были усыпаны на многих изображениях и ступах, и забрали богатство, накопленное в Вихаре, но, вероятно, не сделали значительного причинение вреда другим монастырским постройкам или проживающим в них монахам ".

Атаки арабов мало повлияли на нормальную церковную жизнь в монастырях или на балхское буддийское население за пределами. Буддизм продолжал процветать с их монастырями как центрами буддийского обучения и обучения. Ученые, монахи и паломники из Китая, Индии и Кореи продолжали посещать это место.

Против арабского владычества в Балхе было совершено несколько восстаний.

Власть арабов над Балхом длилась недолго, так как вскоре он перешел под власть местного принца, ревностного буддиста по имени Назак (или Низак) Тархан. Он изгнал арабов со своей территории в 670 или 671 году. Говорят, что он не только сделал выговор первосвященнику (Бармаку) Нава-Вихары, но и обезглавил его за то, что он принял ислам. Согласно другому сообщению, когда Балх был завоеван арабами, главный священник Нава-Вихары уехал в столицу и стал мусульманином. Это вызвало недовольство жителей Балха. Он был низложен, и его сын был назначен на его место.

Говорят, что Назак Тархан убил не только верховного жреца, но и его сыновей. Спасся только маленький сын. Мать отвезла его в Кашмир, где он обучался медицине, астрономии и другим наукам. Позже они вернулись в Балх. Профессор Макбул Ахмед отмечает: «Можно подумать, что семья происходит из Кашмира, потому что во время бедствия они укрылись в Долине. Как бы то ни было, их кашмирское происхождение не вызывает сомнений, и это также объясняет глубокий интерес бармаков. в последующие годы в Кашмире, поскольку мы знаем, что они были ответственны за приглашение нескольких ученых и врачей из Кашмира ко двору Аббасидов ». Проф. Макбул также ссылается на описания Кашмира, содержащиеся в отчете, подготовленном посланником Яхьи бин Бармака. Он предполагает, что посланник мог посетить Кашмир во время правления Самграпиды II (797–801). Упоминались мудрецы и искусство.

Арабам удалось взять Балх под свой контроль только в 715 году нашей эры, несмотря на сильное сопротивление, оказанное народом Балха в период Омейядов. Кутейба ибн Муслим аль-Бахили, арабский генерал, был губернатором Хорасана и востока с 705 по 715 год. Он установил твердую власть арабов над землями за Оксом. Он сражался и убил Тархана Низака в Тохаристане (Бактрия) в 715 году. После арабского завоевания монахи, проживавшие в Вихаре, были либо убиты, либо вынуждены отказаться от своей веры. Вихары были стерты с лица земли. Бесценные сокровища в виде рукописей в библиотеках монастырей были преданы праху. В настоящее время частично сохранилась лишь древняя стена города, которая когда-то его окружала. Нава-Вихара стоит в руинах, недалеко от Тахта-и-Рустама. В 726 году губернатор Омейядов Асад ибн Абдалла аль-Касри перестроил Балх и разместил в нем арабский гарнизон, а во время своего второго губернаторства, десять лет спустя, он перенес туда столицу провинции.

 

Период Омейядов длился до 747 года, когда Абу Муслим захватил его для Аббасидов (следующая династия суннитского халифата) во время революции Аббасидов. Город оставался в руках Аббасидов до 821 года, когда он был захвачен династией Тахиридов, хотя все еще во имя Аббасидов. В 870 году его захватили Саффариды.

От Саффаридов до хорезмшахов
В 870 году Якуб ибн аль-Лайс аль-Саффар восстал против правления Аббасидов и основал династию Саффаридов в Систане. Он захватил нынешний Афганистан и большую часть нынешнего Ирана. Его преемник Амр ибн аль-Лайт пытался захватить Трансоксиану у Саманидов, которые номинально были вассалами Аббасидов, но он потерпел поражение и был захвачен Исмаилом Самани в битве при Балхе в 900 году. Его отправили в плен к халифу Аббасидов. был казнен в 902 году. Власть Саффаридов уменьшилась, и они стали вассалами Саманидов. Таким образом, Балх перешел к ним.

Правление Саманидов в Балхе продолжалось до 997 года, когда их бывшие подчиненные Газневиды захватили его. В 1006 году Балх был захвачен Караханидами, но Газневиды отбили его в 1008 году. Наконец, сельджуки (турки) захватили Балх в 1059 году. В 1115 году он был занят и разграблен нерегулярными турками-огузами. Между 1141 и 1142 годами Балх был захвачен Ацизом, шахом Хорезма, после того, как сельджуки потерпели поражение от Кара-Киданьского ханства в битве при Катване. Ахмад Санджар решительно разбил армию гуридов, которой командовал Ала ад-Дин Хусейн, и взял его в плен на два года, прежде чем освободить как вассала сельджуков. В следующем году он выступил против восставших турок-огузов из Хутталя и Тухаристана. Но он дважды терпел поражение и был взят в плен после второго сражения при Мерве. Огузы после победы разграбили Хорасан.

Балхом номинально правил Махмуд Хан, бывший хан Западных Караханидов, но реальная власть принадлежала Муайид ад-Дин Ай Аба, эмиру Нишабура в течение трех лет. Санджар наконец сбежал из плена и вернулся в Мерв через Термез. Он умер в 1157 году, и контроль над Балхом перешел к Махмуд-хану до его смерти в 1162 году. Он был захвачен хорезмшахами в 1162 году, кара-китанами в 1165 году, гуридами в 1198 году и снова хорезмшахами в 1206 году.

Мухаммад аль-Идриси в XII веке говорит о том, что он владеет множеством учебных заведений и ведет активную торговлю. Из города шло несколько важных торговых путей, простирающихся на восток до Индии и Китая. В местной хронике конца XII века «Достоинства Балха» (Фада'ил-и-Балх) Абу Бакра Абдуллы аль-Ваиз аль-Балхи говорится, что женщина, известная только как хатун (женщина) Давуда, из 848 г. назначен губернатором Балха, сменив его «особой ответственностью за город и людей», пока он был занят строительством тщательно продуманного дворца удовольствий под названием Навшод (Новая радость).

Монгольское нашествие
В 1220 году Чингисхан разграбил Балх, вырезал его жителей и сровнял с землей все здания, способные к обороне, - лечение, которому он снова подвергся в 14 веке Тимуром. Однако, несмотря на это, Марко Поло (вероятно, имея в виду свое прошлое) все еще мог описать его как «благородный город и великое место обучения». Ибо, когда Ибн Баттута посетил Балх около 1333 года во время правления Картидов, которые до 1335 года были таджикскими вассалами монгольского Ильханства, базировавшегося в Персии, он описал его как город, который все еще находится в руинах: «Он полностью обветшал и необитаем, но все увидят он мог бы подумать, что он населен из-за прочности его конструкции (поскольку это был огромный и важный город), а его мечети и колледжи сохраняют свой внешний вид даже сейчас, с надписями на их зданиях, вырезанными лазурно-голубой краской. "

Он не восстанавливался до 1338 года. Он был захвачен Тамерланом в 1389 году, и его цитадель была разрушена, но Шахрукх, его преемник, восстановил цитадель в 1407 году.

16-19 веков
В 1506 году узбеки вошли в Балх под командованием Мухаммада Шайбани. Они были ненадолго изгнаны Сефевидами в 1510 году. Бабур правил Балхом между 1511 и 1512 годами как вассал персидских Сефевидов. Но он дважды терпел поражение от Бухарского ханства и был вынужден удалиться в Кабул. Балхом правила Бухара, за исключением правления Сефевидов между 1598 и 1601 годами.

Император Великих Моголов Шах Джахан безуспешно боролся с ними в течение нескольких лет в 1640-х годах. Тем не менее, с 1641 года Балх находился под властью Империи Великих Моголов, а в 1646 году Шах Джахан превратил его в субах (имперскую провинцию высшего уровня), которая была потеряна только в 1647 году, как и соседний Бадахшанский Субах. В молодости Балх был резиденцией правительства Аурангзеба. В 1736 году он был завоеван Надир-шахом. После его убийства местный узбек Хаджи-хан провозгласил независимость Балха в 1747 году, но в 1748 году он подчинился Бухаре.

 

При монархии Дурани он попал в руки афганцев в 1752 году. Бухара вернула себе его в 1793 году. Он был завоеван шахом Мурадом из Кундуза в 1826 году и некоторое время находился в ведении Бухарского эмирата. В 1850 году Дост Мохаммад-хан, эмир Афганистана, захватил Балх, и с тех пор он оставался под властью Афганистана. В 1866 году, после вспышки малярии во время сезона наводнений, Балх потерял свой административный статус в пользу соседнего города Мазари-Шариф (Mazār-e Šarīf).

20-21 века
В 1911 году Балх состоял из поселения примерно из 500 домов афганских поселенцев, колонии евреев и небольшого базара, расположенного посреди руин и гектаров развалин. Войдя через западные (Акча) ворота, один прошел под тремя арками, в которых составители узнали остатки бывшей Джама Масджид (персидский: جَامع مَسجد, латинизированный: Джама Масджид, Пятничная мечеть). [29] Внешние стены, в основном в полном запустении, по периметру оценивались примерно в 6,5–7 миль (10,5–11,3 км). На юго-востоке они были поставлены высоко на холме или валу, что указывало составителям на монгольское происхождение.

Форт и цитадель на северо-востоке были построены над городом на бесплодной насыпи и были обнесены стеной и рвом. Однако от них мало что осталось, кроме остатков нескольких столбов. Зеленая мечеть (персидский: مَسجد سَبز, латинизированная: Масджид Сабз), названная в честь ее купола, выложенного зеленой плиткой (см. Верхний правый угол фотографии) и, как говорят, гробница Хваджа Абу Наср Парса, не имела ничего, кроме арочного входа. бывшего медресе (арабский: مَـدْرَسَـة, школа).

С 1911 года в городе был гарнизон из нескольких тысяч иррегулярных формирований (касидаров), регулярные войска афганского Туркестана расквартировались в Тахтапуле, недалеко от Мазари-Шарифа. В садах на северо-востоке находился караван-сарай, который составлял одну сторону двора, затененного группой ченаровых деревьев Platanus orientalis.

В 1934 году был предпринят проект модернизации, в ходе которого были разбиты восемь улиц, построены жилые дома и базары. Современный Балх - центр хлопковой промышленности, производства шкур, широко известных на Западе как «персидский ягненок» (каракуль), и таких сельскохозяйственных продуктов, как миндаль и дыни.

Это место и музей пострадали от грабежей и неконтролируемых раскопок во время гражданской войны 1990-х годов. После падения Талибана в 2001 году некоторые бедные жители начали копать, пытаясь продать древние сокровища. Временное афганское правительство заявило в январе 2002 г., что прекратило грабежи.

 

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться

До Балха легко добраться из Мазари-Шарифа на общем такси примерно за 20 афгани. Ищите пассажиров, сидящих в открытом багажнике некоторых автомобилей. Дорога проходит через форт с разрушенными танками и БТРами; форт был, вероятно, блокпостом в период талибов. Пейзаж до и вокруг города поля. К югу от города при повороте находится большая насыпь, которая, вероятно, была сторожевой башней.

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

В Балхе нет гостиниц. Город можно посетить экскурсией на полдня из Мазари-Шарифа.

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация