Мугни — село в северной армянской области Арагацотн с 781 жителем в 2011 году, которое сегодня принадлежит городу Аштарак. В центре города находится монастырь Святого Георгия (Сурб Геворг), основанный в 14 веке Армянской Апостольской церкви с трехнефной купольной базиликой, построенной между 1661 и 1669 годами. Во время ежегодных христианских фестивалей монастырь является местом паломничества.
Монастыри, построенные в 17 веке, в целом были небольшими.
Монастырский двор обычно включал в себя главную церковь, примыкающую к
ней часовню, колокольню и, на некотором расстоянии, помещения монахов с
столовой и другими хозяйственными постройками. Они были интегрированы в
ограждающую стену, которая должна была служить защитой, и поэтому не
имели окон на наружных стенах. Монастырь Святого Георгия (Сурб Геворг)
представляет собой отдельно стоящую церковь в центре усаженного
деревьями почти квадратного монастырского сада. Есть также
отреставрированные хозяйственные постройки у въездных ворот на
северо-востоке, мимо которых проходит путь к церкви. Небольшой коттедж в
северо-западном углу окружает источник монастыря.
На третьем
этапе армянской церковной архитектуры в 17 веке часто снова возводились
продольные крестово-купольные церкви - тип здания, который был
разработан уже в раннехристианские времена и позже игнорировался.
Дальними предшественниками считаются базилика Текор (самая ранняя
датируется концом V века) и Одсунский собор, построенный, вероятно, во
второй половине VI века. Церковь Мугни представляет собой одно из таких
сочетаний трехнефной базилики и центрального здания с четырьмя отдельно
стоящими колоннами, установленными рядом с внешними стенами на
центральной площади. В результате получился церковный зал с широким
центральным нефом и очень узкими боковыми приделами. В так называемой
закрытой крестово-купольной конструкции фронтоны трансептов не выступают
за продольные стены, в результате чего план этажа получается внешний
прямоугольник. Как это характерно для крестово-купольных церквей VII
века, четыре столба в Мугни имеют крестообразную форму и слегка смещены
от центра нефа к западу. Столбы соединены между собой поясными арками,
которые посредством подвесок по углам ведут к ядру цилиндрического
тамбура. Он закрыт куполом, над которым возвышается навес.
Одновременно с церковью к западной входной стороне был пристроен притвор
с одной аркадой по бокам и тремя аркадами спереди на западе как особая
форма притвора, подобная таковой в восьмиугольной церкви Зоравар. к
востоку от Мугни, который сохранился лишь в виде руин. Средний
приподнятый пролет прихожей увенчан колокольней. Он представляет собой
ротонду, двенадцать колонн которой с кубическими капителями поддерживают
пирамидальную крышу.
Двойные стены состоят из больших плит серого
туфа. Розовый туф образует цветовой контраст вокруг окон и дверей, а
также на фрамугах аркад. Внешние стены тамбура подчеркнуты чередующимися
слоями красноватого и темно-серого туфа, как и фронтоны с шахматным
узором.
Второй портал находится в южной стене. Его обрамляет
широкий арочный фриз, украшенный чередой плетня и мазни. Веерная розетка
заполняет поле тимпана. Полукруглая арка над западным порталом украшена
пышными растительными орнаментами с вазами, из которых растут букеты,
что было обычным явлением в архитектуре Османской империи и Сефевидов
того времени и связано с европейским стилем барокко. Восемь круглых
арочных окон тамбура расположены через равные промежутки, но за
пределами сторон света. Над четырьмя из этих окон расположены горельефы
с символами евангелистов. Прямоугольные окна фронтонов обрамлены
прямоугольным фризом. В 1999 году здание было капитально
отреставрировано. Внутри на северо-восточном столбе и на боковых стенах
перед алтарем сохранились фрески периода строительства, возможно,
созданные армянским художником и поэтом Овнатаняном (Овнатан Нагаш,
1661–1722). На них изображены большие стоящие фигуры святых, окруженные
цветочными узорами и завитками. Овнатанян также расписал Эчмиадзинский
собор и другие церкви вокруг Еревана.
Ежегодно в апреле Мугни становится местом паломничества, когда
священники несут шествием Шуришкан Евангелия, хранящиеся в Матенадаране
в Ереване, к монастырской церкви. Евангелия были подготовлены в 1498
году и закончились в 1602-03 годах бегством и депортацией значительной
части армянского населения персидским шахом Аббасом I в деревню Шуришкан
в современном Иране, где оно было спрятано в монастыре. По народному
поверью, там, где хранятся Евангелия, источник со святой водой творил
чудеса для христиан и мусульман. В 1971 году Евангелия были возвращены в
Армению и с тех пор находятся в Матенадаране. Перевод Евангелий в Мугни
происходит каждый год, начиная с 2002 года, в воскресенье после
праздника Воскресения Иисуса Христа. Многочисленные паломники надеются
на благословение от евангельской книги, выставленной в церкви. Еще один
христианский праздник отмечается в последнее воскресенье сентября, в
День Святого Георгия.
Евангелия Шуришкана не следует путать с
более художественными и исторически важными Евангелиями Мугни XI века,
хранящимися в Матенадаране под номером 7736, названными так потому, что
они веками хранились в ныне разрушенной армянской церкви Святого Георгия
Мугни. хранится в Тифлисе.
Мугни расположен на высоте 1314 метров на плато к юго-востоку от горы Арагаз на западном краю глубокого ущелья Кассах. Участок граничит с Аштараком и отделен от северо-восточной окраины города полосой открытых лугов и автомагистралью М1. Скоростная автомагистраль, расширенная до четырех полос в этом районе, проходит от Еревана на восток и север мимо Аштарака до Гюмри на северо-западе страны. До Мугни можно добраться от съезда на пересечении автомагистралей М1 и М3, идущих с юго-запада в направлении Спитака, или из центра Аштарака по дороге Нерсеса Аштаракеци. Скоростная автомагистраль М3 обходит Мугни на западе, а параллельная проезжая дорога связывает Мугни с соседней деревней Карби на севере и в пяти километрах от Мугни до монастыря Хованнаванк и далее до монастыря Сагмосаванк.
Исторические источники упоминают Мугни со времен Сельджуков и
противодействия византийским вторжениям в 11 веке. Это место перешло к
монгольскому Ильханству в 14 веке, когда был основан монастырь. В 1620
году Мугни был отнесен к персидскому округу (махалу) Апарана при разделе
территории между Османской империей и персидскими Сефевидами. После
разрушений и голода предыдущих двух столетий, вызванных несколькими
войнами между двумя крупными державами за господство на Южном Кавказе, в
17 веке политическая и экономическая ситуация стабилизировалась.
Монастыри теперь можно было снова возводить по всей стране. Практически
ничего не было построено с 14 века, а существующие здания вряд ли можно
было сохранить. Помимо Мугни, в число перестроенных или
отреставрированных монастырей 17 века входили монастыри Татев, Хор
Вирап, Аричаванк, Воротнаванк и Шативанк. Монастырь Мугни был построен
между 1661 и 1669 годами по приказу Вардапета Ованеса. Архитекторами
были Саак Хизанеци († 1666 г.) и его преемник и зять Мюрат.
Старые хачкары на кладбище возле монастыря указывают на былое
религиозное значение этого места. После российского завоевания в 1928
году Мугни вошел в состав Арагацотнского района. Как и в советские
времена, монастырь вновь стал местом паломничества.
По переписи 2001 года официальная численность населения составила 839
человек. В официальной статистике за январь 2012 года Мугни больше не
числится отдельно как район Аштарака.
Вытянутый город,
традиционная экономика которого в основном основана на сельском
хозяйстве, состоит из главной улицы имени архиепископа Месропа Ашчяна
(1941-2003), параллельных улиц с каждой стороны и нескольких переулков.
Одно- или двухэтажные жилища стоят посреди больших садов с фруктовыми
деревьями, которые доходят до края Разданского ущелья на востоке.
Георгсклостер расположен на проезжей дороге в центре города.