Монастырь Гегард, Армения

 Монастырь Гегард

Описание Монастыря Гегард

Монастырь Гегард

Расположение: Гогт, Котайкская область
Построен: 4-й век

Монастырь Гегард, основанный в IV веке нашей эры, является одним из старейших христианских монастырей. Он расположен в Гогте, Котайкской области, Армения. Монастырь Гегард был вырезан в горе, и сегодня он добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он расположен в северо-восточной части страны, в 7 км от деревни Гарни. Он стоит на горе над ущельем реки Азат. Главной достопримечательностью на пути к монастырю является фигура львицы на пьедестале возле резкого изгиба дороги. Отсюда внезапно открывается вид на монастырь Гегард.

Согласно местной легенде, место Гегардского монастыря было выбрано Григорием Просветителем на месте древнего языческого священного источника, который был расположен в пещере. Таким образом, его часто называют епо прозвищу Айриванк, что буквально означает «монастырь пещеры». Его официальное название Гегард означает «копье» на армянском языке. Согласно местным легендам, в этом монастыре находилось копье римского солдата, который использовал его во время распятия Иисуса Христа. Он широко известен как копье Лонгина. В Новом Завете копье использовалось для проверки того, были ли распятые еще живы, разрезая или проколовая их тела. По словам Армянской Апостольской Церкви, апостол Иуда привел его сюда во время его миссионерской работы. Сегодня копье было перенесено в Эчмиадзинский кафедральный собор.

Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер пытался добраться до Армении и украсть легендарное сокровище. Его тайная и узкоспециализированная организация Ананнербе (наследство предков) пыталась и не смогла захватить копье из-за поражения немецкой армии.

Монастырь Гегард не раз разрушался во время своей долгой и бурной историей. В IX веке он был захвачен арабскими силами, которые полностью разрушили монастырь. Все монахи были убиты, а богатство разграблено. Многие здания были разрушены Самое старое здание в монастыре Гегард - часовня Святого Григория Просветителя, расположенного выше дороги, примерно в 100 метрах от главного входа в религиозный комплекс. Маленькая часовня отличается каменными украшениями и небольшими сохранившимися фрагментами фресок.

Главная церковь на территории монастыря Гегард, церковь Катогике, была построена в 1215 году на руинах старых сооружений. Церковь напрямую связана с ризницей, прикрепленной к скале - Гавиту, построенной в первой половине XIII века. Гавит использовался для обучения, встреч и проведения паломников. Монастырь Гегард был не просто духовным местом. Это была важная концентрация художников, писателей, философов и историков, в том числе известного армянского историка Мхитара Айриванци, который жил в одной из келий монастыря.

 

История Монастыря Гегард

Монастырь Гегарда был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.

Первый монастырь Гегард в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков. Гавит (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, — в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов. За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов — орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

Некоторое время монастырь Гегард не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи.

Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них — копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа, распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день — Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из позолоченного серебра.

 

Комплекс Монастыря Гегард

Над главным (западным) входом расположены небольшие пещерные кельи, часовни, хачкары и иные сооружения, высеченные в склоне холма. Сразу после входа находятся крепостные валы, защищающие комплекс с трёх сторон, а также утёсы, которые защищают четвёртую. Пройдя через комплекс, можно увидеть второй (восточный) вход, а также мост через ручей.

Одно- и двухэтажные служебные помещения, расположенные по периметру монастырского двора, со времён их постройки были дважды перестроены, впервые — в XVII веке, затем — в 1968—1971 годах. Известно, что большинство монахов жило в кельях, выдолбленных внутри скалы, за пределами крепостной стены. На всём своём протяжении скалы покрыты вырезанными в них хачкарами. Более двадцати различных по форме и размерам структур было выдолблено в прочном скальном массиве, окружающем главные пещерные сооружения. Те из них, что находятся в западной части комплекса, предназначались для служебных целей, остальные — прямоугольные часовни с полукруглыми апсидами, а также алтарь. Есть спаренные и тройные часовни с одним входом, некоторые из входов орнаментированы резьбой. Имеется много, часто богато орнаментированных, хачкаров, высеченных в скале и на стенах сооружений или установленных на земле, в пределах монастырского комплекса, установленных в память об умерших или в ознаменование празднований по случаю дарения.

 

Катогике
Катогике — это главная церковь в комплексе и традиционно наиболее почитаемая. Церковь построена прямо напротив неприступной горы. Внешние очертания плана напоминают равноплечий крест, вписанный в квадрат и покрытый куполом на квадратной основе. По углам расположены небольшие двухэтажные часовни с цилиндрическими сводами и лесенками, выступающими из стены. Внутренние стены содержат много надписей с упоминаниями о дарениях, принесённых монастырю.

На южном фасаде Катогике установлены ворота с великолепной резьбой. Тимпан украшен изображениями деревьев с плодами граната, свисающими с их веток, а также листьями, переплетающимися с гроздьями винограда. Изображения голубей располагаются между сводом и внешней несущей конструкцией. Головы голубей повёрнуты в сторону ворот. Над воротами изображена сцена со львом, нападающим на быка, символизирующая княжескую мощь.

Сводчатый верх барабана купола содержит обстоятельные рельефы, изображающие птиц, человеческие лица, головы животных и т. д.

Гавит
На западе от главного храма имеется закреплённая в скале ризница, построенная между 1215 и 1225 годами, которая связана с главной церковью.

Четыре массивных свободно стоящих в центре колонны поддерживают каменную крышу с отверстием, пропускающим свет, в центре. Периферийные помещения, получающиеся вследствие соответствующего расположения колонн, имеют различные крыши, тогда как центральное пространство увенчано куполом со сталактитами — лучший, чем где бы то ни было в Армении, пример подобной техники. Гавит использовался для обучения и собраний, а также для принятия паломников и посетителей.

Западные ворота отличаются от прочих ворот того времени формой кромок дверей, которые украшены великолепными растительными узорами. Орнаментация тимпана состоит из больших цветов с лепестками различной формы на сплетённых ветвях и продолговатых листьях.