Расположение: улица Мовсес Хоренаци
Вагаршапат,
Армавирская область
Эчмиадзинский монастырь - это древний
христианский комплекс, состоящий из Эчмиадзинского кафедрального
собора, материнской церкви Армянской Апостольской церкви, церкви
Рипсиме, базилики Гаянэ, церкви Шокагата и многих других. По легенде
здесь храниться копье Логина, привезенного сюда из
монастыря Гегарда.
Эчмиадзинский кафедральный собор был построен первым армянским епископом Георгием
Просветителем в 301-303 году н.э. Он стал первым христианским собором в
мире. Просто чтобы дать вам представление о времени. В то же время,
когда стоял этот храм остальная часть
Древнеримской империи
проживала некоторые из
худших лет христианских гонений. Армения, являясь полузависимой
провинцией Римской империи, увидела, что многие христиане бегут из
религиозных преследований в безопасное убежище в Армении. Гонения закончились только
после подписания Константина Великого
Миланского декрета в 313 году. Эчмиадзинский
монастырь позднее был укомплектован церквями святого Рипсиме
(построенный в 618 году нашей эры), святой Гаяне и Сен-Шокагаль
(1694 г.), посвященный первым христианским мученикам.
В 5 и 7 веке Эчмиадзинский
кафедральный собор был
перестроен из местного камня, который оказался надежным и
практически не поврежденным погодной эрозией. В 17 веке была добавлена
колокольня, а в 1869 году добавлена ризница. Фрески и фрески,
которые покрывают интерьер церкви, относятся к XVII-XVIII векам. В
1955 году был открыт Исторический музей. В нем находится коллекция
артефактов и искусства, которая была обнаружена на территории
Эчмиадзинского монастыря. Он охватывает период времени античности и
средневековья.
Эчмиадзинский Кафедральный Собор. Главный храм
Армянской апостольской церкви, престол Верховного Патриарха
Католикоса Всех Армян в 303—484 годах, и снова с 1441 года. Основан
в 301 году святым Григорием просветителем, и соответственно является
одним из древнейших христианских храмов в мире. Затем перестраивался
и дополнялся на протяжении последующих 1700 лет. Алтарь построен на
месте языческого поклонения огню (само место доступно из музея за
алтарем). В соборе можно найти значительное количество фресок.
Затейливая колокольня на входе была достроена в 1800-х годах. В
прилегающем к собору саду собраны хачкары из всей Армении, а также
несколько хачкар из Джуги (ныне в современном Азербайджане), где
была самая большая коллекция хачкар в мире.
Собор Св. Рипсиме.
Собор 7-го века, выдающийся образец ранней христианской архитектуры
с высокими потолками и огромным внутренним пространством. Служил
примером для архитекторов прошлого.
Церковь Св. Гаяне (в
нескольких кварталах к югу от Эчмиадзинского собора). Небольшая
церковь со сводчатой галереей перед входом. Построена в честь одной
из христианских девственниц, убитых армянским царем, вместе с
Рипсимэ.
Церковь Шогакат. Раннее на этом месте стояла церковь
6-го или 7-го века, не сохранившаяся до наших дней. Современное же
здание было построено в 1694 году князем Агамалом Соротеци. Название
церкви происходит от армянского словосочетания, переводящегося как
"капля света". Оно произошло из-за луча света, который спустился с
небес на мучеников Рипсиме.
Храм Звартноц. Армянский собор 7-го
века, построенный по повелению Католикоса Нерсеса Строителя в
643-652. Ныне в руинах.
Музеи
Музей Хримяна. Построен и открыт в 1896
году. Недавно был отремонтирован и преобразован в музей искусства.
Сокровищница Алекса и Мари Манукян. В музее хранятся сокровища
армянской Церкви на протяжении всей её истории. Музей основан в 1982
году.
Музей Католикосата (Бывшая епископская резиденция). Старая
епископская резиденция, построенная в 1738-1741 и служившая по
прямому назначению до 1962 года. С 1968 года здание работает как
музей.
IV век — 484 год: резиденция армянского католикоса
Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Католикоса всех армян с
начала IV века до 484 года и снова с 1441 года. В начале V века в
Вагаршапате был созван церковный собор, принявший решение о создании
армянского алфавита и перевода Библии. В Эчмиадзинском монастырском
комплексе расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и
богословские учебные заведения. Деревянный собор был впервые
построен в первые годы IV века (вскоре после введения в Армении
христианства как государственной религии) и затем перестроен в камне
в V и VII веках.
Конец V века — 1441 год
В 491 году в
Эчмиадзине был созван церковный собор, который официально предал
анафеме халкидонское вероучение. В конце V века марзпан Армении Ваан
Мамикоян назначил настоятелем монастыря Лазаря Парпеци. По мнению Н.
Токарского до VII века Эчмиадзин был базиликой с деревянной крышей.
Купол, возможно пять, появилась в VII веке после капитальной
перестройки католикосом Комитасом. Католикос Саак Дзоропореци
(677—703) посвятил монастырю свое стихотворение «Единородный от
Отца»:
Придем и воздвигнем здесь
пречистого света кладезь!—
Ибо здесь воссиял нам свет,
озаривший землю армянскую.
Н. Токарский предполагает, что уже в XIII веке монастырь был в
руинах. Написанном в 1304 году «Плаче у врат св. Катогикэ» Степанос
Орбелян оплакивал потерю независимости Армении, призывал
разбросанных по разным странам мира армян, возвращаться на родину и
восстановить монастырь.
В соборе расположен музей с
коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного
искусства. Вокруг Эчмиадзинского монастыря находятся также церковь
Святой Рипсиме (618), церковь святой Гаяне (630, реставрирована в
1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694).
Восстановление католикосата в Эчмиадзине
В 1441 году армянский
Патриарший престол был снова возвращён в Эчмиадзин. Конец XIV —
первая половина XV веков стали эпохой кризиса в истории Армянской
апостольской церкви. Престол католикоса, находящегося в городе Сисе
в Киликии, неоднократно переходил из рук в руки, в результате чего
несколько католикосов даже погибли. Параллельно с этим на территории
Восточной Армении, в частности, в Сюнике, началось движение за
возрождение армянской церкви. Именно там возникла идея о переносе
престола католикоса в Эчмиадзин — её древнейший исторический центр.
Ещё ранее, в 1304 году, эта идея отражалась в произведении «Плач у
врат св. Катогикэ» Степаноса Орбеляна. Вопрос стал наиболее
актуальным особенно после падения Киликийского армянского
государства.
Правитель государства Кара Коюнлу Джаханшах с
целью привлечения на свою сторону духовенства согласился
содействовать перенесению католикосского престола в Эчмиадзин. Он
распорядился также освободить от государственных налогов Татевский и
Вагадинский монастыри, сыгравших значительную роль по сравнению с
другими религиозными очагами указанного времени.
В мае 1441
г. с согласия ереванского бека Ягуба более 300 вардапетов,
епископов, светских вельмож и старейшин съехались в Эчмиадзин для
избрания нового католикоса. В собрании 700 епископов, архимандритов,
учёных, а также представителей знати, организованной католикосом
Григором IX, данное решение окончательно было закреплено.
Новое и новейшее время
В 1604 году иранский шах Аббас I решил
перенести соборный храм по частям в новую столицу государства
Исфахан, где в результате депортации из Закавказской Армении была
сформирована крупная армянская община. Этот план не был реализован,
но многое реликвии были вывезены и хранятся в Ванкском соборе.
Трёхъярусная колокольня была построена в 1653—1658 годах.
Шестиколонные ротонды с трёх сторон появились в XVIII веке.
В
интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков
(Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII века (Овнатан Овнатанян). В
комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века),
гостиница (середина XVIII века), дом Католикоса (1738—1741), школа
(1813), каменный водоём (1846) и другие постройки.
Побывавший
в XVIII веке в монастыре греческий митрополит Хрисанф Неопатрасский
в своем «Объяснении» генерал-фельдцейхмейстеру князю Платону Зубову,
говоря о Католикосе и монастыре, отмечал:
Сей Патриарх великую
имеет силу во всех тех местах, и почти вся нация повинуется его
повелениям. Он почти самовластен. О монастыре том могу сказать, что
нет в свете его богатее, разве монастырь Св. Иоанна Лорета, в
папском владении состоящий, и собственные папские сокровища с сим
армянским монастырем могут сравняться. В нём находится великое
множество монахов и архиереев, ибо при каждой должности монастырской
начальником должен быть один из архиереев и от мала до велика все
богаты. Сокровище монастыря сего неизвестно где хранится, но,
кажется, содержат его в подземных местах для безопасности.
Окрестности Эчмиадзина пострадали в результате
Кавказской войны. В мае 1827 г. русские войска начали наступление на
эриванском направлении, заняли Эчмиадзин, блокировали Эривань, а
затем овладели Нахичеванью и крепостью Аббасабад. 9 июня
командующего русскими войсками Паскевича известили о том, что
персидский командующий Гассан хан собирается совершить набег на
русские сообщения, собираясь пройти от Гумр через Джалал Оглы в
Башчекет до Цалки, возглавив 1500 всадников. Но прибытие Паскевича в
Эчмиадзин и его переговоры с окрестными «татарами» (азербайджанцами)
заставили Гассана изменить свои планы. Русское командование приняло
меры к отражению наступления, но остановить полностью персидскую
конницу представилось невозможным — вся её деятельность с тех времён
ограничивается лишь несколькими набегами в русские сообщения,
преимущественно в окрестностях самого Эчмиадзина. В начале августа
Аббас-Мирза, стремясь остановить дальнейшее наступление русских,
вторгся в Эриванское ханство, 15 (27) августа осадил Эчмиадзин, но
понеся поражение от А. И. Красовского у с. Ушаган (Ошакан) на р.
Касах, отступил в Персию.
8 июня 1827 года синклит армянского
духовенства приветствовал колокольным звоном фельдмаршала Ивана
Паскевича. Второй раз в ходе Персидской кампании Эчмиадзинский
монастырь был занят русскими в августе 1827 года генералом Афанасием
Красовским. Под его началом сражались армянские добровольческие
отряды, сформированные тифлисским епископом Нерсесом Аштаракеци. В
1828 году по Туркманчайскому договору Эчмиадзин вошёл в состав
Российской империи.
В Российском законодательстве проведён
был принцип, согласно которому «Эчмиадзинский верховный Патриарх
избирался всем гайканским народом армяно-григорианского исповедания
по установленному порядку, независимо от места проживания отдельных
членов народа».
В 1869 году у собора появилась ризница. Она
была пристроена с восточной стороны и используется для хранения
церковной утвари и драгоценных реликвий.
12 июня 1903 года
был издан указ о конфискации имущества Армянской апостольской
церкви. Согласно закону, всё недвижимое имущество (включая
территорию Эчмиадзинского монастыря) и капитал, принадлежавшие
Армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение
государства. Из доходов от конфискованного имущества и денежных
средств выделялась доля их прежнему владельцу — армянским духовным
учреждениям. Ограблением Эчмиадзина руководил эриванский
вице-губернатор Михаил Накашидзе, будущий бакинский губернатор.
Католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию
армянского народа, которая увенчалась успехом: 1 августа 1905 года
Николай II подписал указ о возвращении Армянской церкви
конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть
армянские национальные школы.
В 1915 году братия
Эчмиадзинского монастыря оказывала самоотверженную помощь беженцам
из Западной Армении.
В советское время в Эчмиадзине построены
многочисленные жилые дома и общественные здания. В 1965 году в
Эчмиадзине был возведён памятник жертвам Геноцида армян 1915—1922
годов.
В 2009—2011 годах в Эчмиадзине была возведена церковь
Святых Архангелов.
Как добраться
Из Еревана с автовокзала
«Киликия» ходит по заполнению маршрутка № 203, а также раз в полчаса
автобус. Если надо в центр — выходить на предпоследней остановке.
Примерное время в пути (без пробок) — 25 минут.
Центральная
автобусная станция (пересечение улицы Хоренаци и улицы Баграмяна).
Место сосредоточения маршруток в Ереван (в т.ч. и 203 маршрут), т.е.
это не станция в обычном понимании этого слова.
Еда
Кафе
«Релакс», Улица Месропа Маштоца. Обычное кафе, но расположено удобно
- в центре города, недалеко от площади Комитаса. В жаркую погоду
интересный вариант - попробовать фруктовый салат.
Где
остановиться
1 B&B «Artson», ул. Петрозаводская, 55. ☎ +374 77
990710. Двухместный номер 13000 драм. Просторная гостинная, HD ТВ,
стиральная машина, сад. Могут бесплатно встретить в аэропорту, и
также организовать бесплатную экскурсию по Эчмиадзину. Wi-Fi.
2 Гостевой дом «Machanents», ул. Шаумяна, 36. Бюджетный двухместный
номер 13000, стандарт 18000 драмов, койка в многоместном номере 7500
драмов. Очень простые номера с общими ванными комнатами, где
бюджетный номер - это, на самом деле, просто крошечный номер с
двухъярусной кроватью, стандартный же двухместный - немного лучше.
Также при гостевом доме работает армянская пекарня и таверна. Wi-Fi.
3 Ресторан и отель «Van». ☎ +374 91 475353, +374-31 4 80
24. двухместный номер 10000 AMD, люкс - 22000 AMD. 2х-звездочный
мотель, предлагающий 6 номеров с отдельным входом и 2 люкса на
втором этаже. Однако, здесь может быть людно и громко по вечерам.
Также хозяева сдают несколько квартир поблизости.
4 Отель-казино
«Zvartnots» (возле храма Звартноц, на дороге Ереван-Эчмиадзин). ☎
+374 09 402631, +3741 282423, +374 03 152024. От 22000 AMD.
2-3-звездочный гостиничный комплекс, у которого есть ресторан-бар (с
живой музыкой), теннис, бильярд, бассейн, тренажерный зал.
12 Андраник Азатян и Анжик Петросян, ул. Налбандян Погоц, 45. ☎
+374 31 5-55-03. 11 000 AMD с человека, вкл завтрак и ужин. Большой
двухкомнатный номер с антикварной мебелью, ванной комнатой с душем с
горячей водой, хороший сад.