Город Гобустан (бывший: Мараза) — поселок в административно-территориальной единице Гобустанского района Азербайджанской Республики, административный центр Гобустанского района. До 26 апреля 2009 года он был переименован в Мараза, село Нариманкенд было объединено с поселком Гобустан и исключено из Государственного реестра территориальных единиц и административно-территориальных районов Азербайджанской Республики.
Азербайджан занимает первое место в мире по количеству грязевых вулканов. В Азербайджане находится около 300 грязевых вулканов – на берегу, в море и на островах. Главными достопримечательностями Гобустанского национального парка являются наскальные рисунки (петроглифы) и грязевые вулканы.
Мавзолей Дири Баба
Мавзолей Дири Баба (азерб. Diri Baba məqbərəsi)
— мавзолей Шейха Дири Баба, расположенный в Гобустане (городе)
Гобустанского района Азербайджана.
Архитектура
Мавзолей описан
в дневниках К. де Брюина и А. Олеария, а также в работе Б. Дорна.
Мавзолей стоит на площади, расположенной на глиптической скале. Здание
двухэтажное. Первый магазин имеет перекрытый стрельчатым залом, в
котором есть выход к восьмигранному куполу из небольшого вестибюля. В
скале вырезана лестница, ведущая в холл второго магазина. Шаровидный
купол с остроконечным навершием имеет надкосы, украшенные растительным
орнаментом.
В одной из скобок фрагмент вязи с указанием даты –
1402 год, а также часть имени зодчего – «…сын устада Хаджи». С этим
местом связано множество легенд и мифов. Мавзолей Дири Баба был украшен
мозаикой и эффектной вязью работы каллиграфа по имени Дервиш.
На
пути из Баку в Шамаху находится уникальный памятник – двухэтажный
мавзолей-мечеть 15 века под названием «Дири-Баба», расположенный
напротив древнего кладбища. Долгое время местные жители верили в легенду
о том, что здесь похоронен и остался нетленным священный человек по
имени Дири Баба. Однако с этим памятником связано множество легенд и
мистических событий. Именно поэтому мавзолей с XVII века привлекает
множество паломников и любопытных. Особенность сооружения в том, что оно
было заложено архитектором в скале. Якобы он «висит» отчужденно от
земли. Мавзолей восхищает строгостью своей архитектуры, чистотой линий,
яркой и гладкой поверхностью своих стен на фоне грубого и темного утеса,
а также отличается величием. Примечательно, что не первый, а второй этаж
считается главной частью здания. Небольшой коридор, перекрытый
восьмиугольным куполом, где гости разуваются, переходит в холл. Вход в
полутемную лестницу, вырубленную в толще скалы, ведет ко второму ярусу
усыпальницы. Зал – площадью 15 квадратных метров – перекрыт сферическим
куполом. На стене высечен надгробный текст, в котором указано имя
правителя Ширваншахов – Ибрагима I Ширванца. Декоративный ярус, с вязью
как бы опоясывающий здание, отделяет этажи. Мавзолей вплотную примыкал к
скале, на массиве которой вырублен грот. Это место, где был погребен
святой. Сюда ведет узкий проход в северной стене.
Архитектура
мавзолея Дири Баба гармонично вписывается в живописное окружение здания
– вид на фоне скал и зелени деревьев. Здание мавзолея является шедевром
ширванской архитектурной школы и прекрасным творением искусства древних
мастеров. Памятник охраняется государством.
Туризм
Мараза - небольшой город. Здесь нет отеля. Поэтому здесь
можно снять комнату или частный дом для проживания. В зависимости от
ваших пожеланий, домовладельцы также могут позаботиться о приготовлении
пищи.
Ковры Мараза
Ковры здесь ткут с давних времен. Узоры местных
ковров «Мараза», «Чуханлы», «Чемджемли» известны во всем мире. Ковры
набур до сих пор ткут вручную в одноименном селе.
Прежнее название города было Мараза. Город Мараза расположен недалеко
от главной магистрали Гобустанского района, в 27 км к юго-востоку от
Шамахи. Эвлия Чалаби, турецкий путешественник 17 века, писал о Маразе:
"В квартире Пир Маризат Султан мы побывали у этого бедняка Пирин
асита.Хотя Пир и называется "Маризат", среди населения его также
называют "Пир Марза" и "Пир Мирза".- Он популярен в Иране и
Туране.Однако , слово "Маризат" в переводе с персидского означает
"завернутый". Голова Мубарака стоит на камне болота. Его тело еще свежее
и не гнилое, как белая вата..."
Знаменитые курганы Шихской
равнины, остатки древних поселений человека I-VIII вв., расположенных на
древних торговых путях современного села Даг Колани, гробница Дири Бабы
вокруг города (XV в.); Остатки караван-сарая шаха Аббаса, расположенного
в самом центре города, свидетельствуют о том, что эти места были
заселены в древние времена.
Согласно документам о царской России
в Центральном государственном историческом архиве, во времена ханств и
более поздние исторические периоды население села Маразали, включавшего
кладбищенский округ, занималось скотоводством и скотоводством. С
присоединением Ширванского ханства к царской России начался процесс
переселения молокан на территорию села Мараза. Обращаясь к историческим
фактам, можно сказать, что молокан и духаборов постоянно преследовали за
несоблюдение правил и законов православной религии.
До 1904 года
молокане и субботники проживали примерно в 10 селах Шамахинского уезда.
В селах Шамаха и Газа насчитывалось 14 000 христианских конфессий (из
них 12 600 молокан). Согласно историческим фактам, в результате двух
нападений армян на Маразу в апреле и мае 1918 года было сожжено 400
домов и зверски убито 300 человек. С тех пор село было переименовано в
Нариманкенд, а позже в Сталинкенд.
Пристав Шамахинского уездного
кладбища Бакинской губернии Ф.А. Деминский также делает некоторые
заявления о населении села Мараза, которое уже называют «Русской Мараза»
и «Татарская Мараза»: «Сектантские молокане. Много вторгшихся войск,
послы и путешественники приезжали из Ирана, Грузии и Ширвана, шли на
север и возвращались. Это очень интересное место с археологической точки
зрения».
После 1993 года подавляющее большинство
русско-молоканского населения переехало в Россию. Небольшое их
количество, особенно старшее поколение, до сих пор живут здесь и
традиционно занимаются земледелием, особенно садоводством. Часть
населения, проживавшего в «татарских маразаси», переселилась в «русские
маразаси», а часть населения, занимавшегося скотоводством, разместилась
в селе Дуванни поселка Гобустан - традиционном зимовье.
Поселок
Мараза с 25 апреля 2008 года носит название города Гобустан. Деревня
Нариманкенд была объединена с поселком Гобустан и исключена из
Государственного реестра территориальных единиц и
административно-территориальных районов Азербайджанской Республики.
Сядьте на автобус № 20 или 288 из старого города до автобусной остановки «Двадцать» (там останавливается автобус № 20). Затем сядьте на трассу 195 в сторону Алата и сойдите в городе Гобустан. Музей находится в 2-3 км ходьбы в противоположном направлении от моря в сторону холма с множеством камней. В качестве альтернативы, многие таксисты будут готовы отвезти вас туда, хотя обязательно торгуйтесь за проезд. Римское граффити находится на скале посреди дороги, которая ответвляется от дороги у подножия холма с музеем. Район вокруг музея хорош для пеших прогулок, здесь много спящих или потухших грязевых вулканов, которые сильно пострадали от эрозии, что создает впечатляющие пейзажи.