История Запретного города

 

Описание

Запретный город был впервые построен в начале 15 века как дворец императоров династии Мин в Китае. Он расположен в центре Пекина, Китай, и был китайским императорским дворцом от ранней династии Мин в 1420 году до конца династии Цин в 1912 году, продолжая оставаться домом последнего императора Пуи до 1924 года, с тех пор когда это был музей.

Построенный с 1406 по 1420 год дворцовый комплекс претерпел множество изменений. Прослужив императорским дворцом около пятисот лет, Запретный город стал музеем, дворцовым музеем, в 1925 году. В 1987 году он был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

 

Строительство и династия Мин

Место Запретного города находилось в Императорском городе во времена монгольской династии Юань. После краха династии Юань император Хуну из династии Мин перенес столицу Китая из Пекина на севере в Нанкин на юге, а в 1369 году приказал снести дворцы Юань. Его сын Чжу Ди был назначен принцем Яня со своим местопребыванием в Пекине. В 1402 году Чжу Ди узурпировал трон и стал императором Юнлэ. Он сделал Пекин второстепенной столицей империи Мин, и в 1406 году началось строительство того, что впоследствии стало Запретным городом. План Запретного города разрабатывали многие архитекторы и дизайнеры, а затем он был рассмотрен Императорским министерством труда. Среди главных архитекторов и инженеров Цай Синь, Нгуен Ан, вьетнамский евнух (непроверенная информация), Куай Сян, Лу Сян и другие.

Строительство длилось 14 лет, в нем было задействовано 100 000 квалифицированных мастеров и до миллиона рабочих. Столбы самых важных залов были сделаны из цельных бревен драгоценного дерева фиби чжэннан (китайский: 楠木; пиньинь: нанму), найденного в джунглях юго-западного Китая. Такой подвиг не повторился в последующие годы — огромные колонны, которые можно увидеть сегодня, были перестроены из нескольких кусков сосны во времена династии Цин. Грандиозные террасы и большая резьба по камню были сделаны из камня, добытого в каменоломнях недалеко от Пекина. Большие куски нельзя было транспортировать обычным способом. Вместо этого по дороге были вырыты колодцы, и вода из колодцев выливалась глубокой зимой на дорогу, образуя слой льда. Камни волокли по льду.

Полы больших залов были вымощены «золотым кирпичом» (китайский: 金砖; пиньинь: jīnzhuān), обожженным из глины семи уездов префектур Сучжоу и Сунцзян. На выпечку каждой партии уходили месяцы, в результате чего получались гладкие кирпичи, издававшие металлический звук. Большая часть внутренней брусчатки, которую можно увидеть сегодня, представляет собой оригиналы шестисотлетней давности.

Земля, выкопанная во время строительства рва, была сложена к северу от дворца, чтобы создать искусственный холм, холм Цзиншань.

Еще до того, как дворец был достроен, Чжу Ди переехал в Пекин под видом «гастролей и охоты» (巡狩): административный центр империи постепенно переместился из Нанкина в Пекин. Когда дворец был завершен в 1420 году, Чжу Ди переехал туда, и Пекин официально стал главной столицей империи. Однако менее чем через девять месяцев после их постройки три главных зала, включая тронный зал, сгорели, и прошло 23 года, прежде чем они были восстановлены.

С 1420 по 1644 год Запретный город был резиденцией династии Мин. В апреле 1644 года повстанческие силы во главе с Ли Цзычэном захватили его, и Чунчжэнь, последний император династии Мин, повесился на холме Цзиншань. Ли Цзычэн провозгласил себя императором династии Шунь в Зале военного превосходства. Однако вскоре он бежал от объединенных армий бывшего минского генерала У Санги и маньчжурских сил, поджег при этом части Запретного города.

 

Династия Цин

К октябрю 1644 года маньчжуры добились господства в северном Китае, и принц-регент Доргон провозгласил династию Цин преемницей династии Мин. В Запретном городе состоялась церемония провозглашения молодого императора Шунжи правителем всего Китая. Правители Цин в значительной степени сохранили схему дворца династии Мин, за исключением названий некоторых основных зданий. В именах династии Мин предпочтение отдавалось иероглифу дзи (упрощенный китайский: 极; традиционный китайский: 極), означающему «превосходство» или «крайность», в то время как в новых именах Цин предпочтение отдавалось именам, означающим «мир» и «гармония»; например, Хуанцзи Дянь, «Зал Имперского Превосходства», был изменен на Тайхэ Дянь, «Зал Высшей Гармонии».

Кроме того, вывески и именные таблички были сделаны двуязычными (китайский и маньчжурский), а основная часть официальной опочивальни императрицы — Зал Земного Спокойствия — стала шаманской святыней.

Таким образом, Запретный город стал центром власти династии Цин. В 1860 году, во время Второй опиумной войны, англо-французские войска взяли под свой контроль Запретный город и оккупировали его до конца войны. В 1900 году вдовствующая императрица Цыси бежала из Запретного города во время восстания боксеров, оставив его оккупированным силами договорных держав до следующего года.

Будучи домом для двадцати четырех императоров, четырнадцати из династии Мин и десяти из династии Цин, Запретный город перестал быть политическим центром Китая в 1912 году после отречения от престола Пуи, последнего императора Китая. Однако по соглашению, подписанному между императорским домом Цин и новым правительством Китайской Республики, Пуи было разрешено, фактически требовалось, жить в стенах Запретного города. Пуи и его семья сохранили за собой Внутренний двор, а Внешний двор был передан республиканским властям. В 1914 году во Внешнем дворе был основан музей.

 

После революции

Оппозиция тому, чтобы Пуи оставался во дворце, росла во время правления Бэйяна в Китайской Республике.

В 1923 году Реджинальд Джонстон, учитель английского языка Пуи, предупредил Пуи о евнухах, вывозящих контрабандой сокровища из дворца и продающих их в антикварных магазинах. Пуи приказал провести ревизию дворцовых коллекций. Прежде чем он начался, пожар поглотил сады Дворца установления процветания (建福宫), где хранилась большая часть коллекции произведений искусства императора Цяньлуна. В своих мемуарах Пуи утверждал, что евнухи устроили пожар, чтобы скрыть свои хищения. Этот пожар еще больше подогрел общественные настроения против продолжающейся оккупации дворца Пуи. Сады не перестраивались до 2005 года.

В 1924 году Фэн Юйсян в результате переворота взял под свой контроль Пекин. Осуждая предыдущее соглашение с императорским домом Цин, Фэн изгнал Пуи из дворца. 10 октября 1925 года (День двойной декады) в Запретном городе был основан Дворцовый музей. Большое количество хранившихся там сокровищ и диковин постепенно каталогизировалось и выставлялось на всеобщее обозрение.

Однако вскоре японское вторжение в Китай поставило под угрозу сохранность этих национальных сокровищ, и они были вывезены из Запретного города. Начиная с 1933 года важные артефакты упаковывались и эвакуировались. Сначала они были отправлены в Нанкин, а оттуда в Шанхай. Однако вскоре японские войска угрожали Шанхаю. Исполнительный Юань решил эвакуировать коллекции на отдаленный запад. Артефакты были разделены на три лота. Один выбрал северный маршрут в сторону Шэньси. Один был отправлен вверх по реке Янцзы в сторону Сычуани. Последняя партия была перевезена на юг в сторону Гуанси. Темпы наступления японцев вынуждали быстро перемещать артефакты, чтобы избежать бомбардировки и захвата, часто с уведомлением всего за несколько часов. В конце концов все три коллекции оказались в относительной безопасности Сычуани, где оставались до конца войны.

Тем временем японская армия захватила Запретный город в Пекине, но смогла вывезти только несколько больших бронзовых ванн и несколько орудий. Большинство из них были восстановлены после войны в Тяньцзине.

В конце Второй мировой войны в 1945 году артефакты были возвращены в Нанкин и Пекин. Примечательно, что ни один из них не был поврежден или потерян.

В конце 1940-х годов, когда Гоминьдан проиграл Гражданскую войну в Китае, Чан Кай-ши приказал перевезти артефакты из Запретного города и Национального музея в Нанкине на Тайвань. В этом случае никакие артефакты не были отправлены из Пекина, но многие из лучших коллекций, хранящихся в Нанкине, были отправлены на Тайвань и сегодня составляют основу Национального дворца-музея в Тайбэе.

Под Китайской Народной Республикой
В 1949 году на площади Тяньаньмэнь, прямо напротив Запретного города, была провозглашена Китайская Народная Республика. В течение следующих двух десятилетий поступали различные предложения снести или реконструировать Запретный город, чтобы создать общественный парк, транспортную развязку или «место развлечений».

В этот период Запретному городу был нанесен некоторый ущерб, включая демонтаж трона в Зале Средней Гармонии, удаление табличек с именами с нескольких зданий и садов, а также снос некоторых второстепенных ворот и построек.

Ущерб достиг своего пика во время Культурной революции. В 1966 году Зал поклонения предкам был изменен, а некоторые артефакты уничтожены для выставки революционных глиняных скульптур. Однако дальнейшие разрушения были предотвращены, когда вмешался премьер-министр Чжоу Эньлай, отправив армейский батальон для охраны города. Эти войска также предотвратили грабеж красногвардейцев, которые были захвачены штормом, чтобы разрушить «Четыре старых». С 1966 по 1971 год все ворота в Запретный город были запечатаны, что спасло его от новых разрушений.

Запретный город был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1987 году как «Императорский дворец династий Мин и Цин» из-за его значительного места в развитии китайской архитектуры и культуры.

 

Современность

В настоящее время Дворцовый музей отвечает за сохранение и восстановление Запретного города. Высота зданий вокруг Запретного города ограничена. В 2005 году был начат шестнадцатилетний реставрационный проект по ремонту и восстановлению всех зданий в Запретном городе до их состояния до 1912 года. Это крупнейшая реставрация Запретного города, предпринятая за два столетия, и включает в себя постепенное закрытие частей Запретного города для оценки, ремонта и реставрации. Также в рамках проекта восстанавливаются некоторые заброшенные или разрушенные участки. Сады Дворца установления процветания, уничтоженные пожаром в 1923 году, были восстановлены в 2005 году, но остаются закрытыми для посещения. Интерьер также был выдержан в другом стиле, и здания используются приезжими высокопоставленными лицами.

Хотя были предприняты усилия по предотвращению коммерциализации дворца, существует множество коммерческих предприятий, таких как сувенирные магазины и фотокиоски. Эти коммерческие предприятия часто вызывают споры. Магазин Starbucks, открывшийся в 2000 году, вызвал возражения и в конце концов закрылся 13 июля 2007 года. Китайские СМИ также обратили внимание на пару сувенирных магазинов, которые отказались принимать граждан Китая в 2006 году. атмосфера, в которой иностранцы могут стать жертвами взвинчивания цен. Дворцовый музей пообещал разобраться в этом вопросе. Некоторые комментаторы, такие как влиятельный телеведущий Феникса Люцю Лювэй, также поставили под сомнение всю практику сдачи в аренду помещений в Запретном городе в качестве торговых площадей.

В 2005 году корпорация IBM и Дворцовый музей объявили о совместном проекте по созданию виртуальной модели Запретного города и связанных с ним мест в Пекине на основе всемирной паутины. Онлайн-проект культурного наследия под названием «Запретный город: за пределами пространства и времени» представлен на английском и китайском языках и обеспечивает интерактивные трехмерные представления структур Запретного города и культурных артефактов. Виртуальный Запретный город состоит примерно из 800 зданий и запущен в октябре 2008 года.