Монастырский комплекс Давид Гареджа (груз. დავითგარეჯის
სამონასტრო კომპლექსი, Давидгареджис самонастро) — высеченный в скале
грузинский православный монастырский комплекс в Кахетии, Грузия.
Монастырь расположен на полупустынных склонах горы Гареджа, в
60–70 км к юго-востоку от столицы Грузии Тбилиси и даже частично
находится на территории Азербайджана.
Хотя большая
часть комплекса находится в Грузии, хребет участка находится в
Азербайджане и полностью закрыт с 2022 года, и, таким образом, нет
возможности подняться наверх (хотя точная граница все еще является
предметом спора между этими странами). ). Это своего рода сводит на
нет цель всей поездки и, таким образом, делает ее, вероятно, не
стоящей того. Однако, если у вас есть машина, поездка вознаградит
вас впечатляющими пейзажами — есть короткий путь через Рустави.
Главный монастырь находится прямо за небольшой парковкой. Вы
можете посетить большую его часть; комнаты, куда не допускаются
туристы, четко обозначены знаками «вход запрещен» на английском и
грузинском языках. Посмотрите на могилу первого монаха, который жил
там (Святого Давида Гареджельского).
Затем вы можете
следовать по тропе, начинающейся прямо за церковной лавкой, которая
идет на вершину небольшой горы. Там у вас будет прекрасный вид на
Грузию и Азербайджан. И вы увидите много церквей троглодитов,
некоторые из них с росписями XI и XII веков. Общее время: около 1
часа 30 минут, по иногда крутой тропе.
На автобусе
Шаттл-автобус линии Гареджи. 1 апреля — 31
октября. Этот шаттл-автобус курсирует ежедневно туда и обратно между
монастырем и Тбилиси. Подтвердите услугу через их страницу в
Facebook, так как они не будут работать в сезон 2022 года. 40 лари
туда и обратно.
Маршрут шаттла по состоянию на сентябрь 2018
года:
11:00 Отправление с площади Пушкина (лучше быть там в
10:45)
Остановка по пути у небольшого магазина с пекарней
14:00 Прибытие в Давид Гареджи
16:30 Отправление из Давид Гареджи
17:00 Ужин в ресторане Black Horse в Удабно
18:00 Отправление из
Удабно
19:30 - 20:00 Прибытие в Тбилиси
Если вы хотите
продолжить путь в Сигнахи после посещения Давид Гареджи, попросите
водителя высадить вас в Сагареджо. Вас, скорее всего, высадят на
перекрестке шоссе 5 и улицы 172 (той, что идет на юг от Удабно). Там
вы можете попросить такси. Владелец маленького бара рядом с
«рестораном в автобусе» отвез нас в Сигнахи за 70 лари (70 км, 50
мин).
Автобусный тур по Гареджи. 1 апреля — 31 октября.
Автобус ходит ежедневно туда и обратно с остановкой в Удабно на
обед. Отправление в 11:00 от площади Авлабари в Тбилиси. 25 лари
туда и обратно.
На машине
Есть два варианта добраться
туда: либо через Сагареджо (с дорогой в нормальном состоянии), либо
через Рустави, откуда открывается потрясающий вид на промышленную
пустыню этого бывшего фабричного города, но за счет очень плохого
состояния дороги — в дождь, вероятно, не проехать на обычной машине.
В обоих случаях убедитесь, что у вас хорошее программное
обеспечение GPS, так как дорожные знаки практически отсутствуют
(чуть лучше через Сагареджо).
На такси
Три варианта:
Заказать такси из Тбилиси; это может стоить не менее 100 лари,
включая 2 или 3 часа ожидания в монастыре.
Поехать на маршрутке
(например, той, что идет в Сигнахи) до перекрестка Сагареджо; оттуда
заказать такси, что может стоить 50-60 лари. Этот вариант наверняка
подойдет в высокий сезон, но может быть более сложным в зимнее
время.
Кроме того, многие туристические агентства (в Тбилиси)
могут организовать однодневные или полудневные туры в монастырь. Но
это может быть намного дороже, чем самостоятельно арендовать такси.
Входной платы нет.
На территории монастыря возможен только пеший туризм.
В церковной лавке у входа на территорию продаются некоторые предметы религиозного культа.
В Удабно, городе прямо перед монастырем, есть множество мест, где
можно поесть и выпить. Или вы можете просто принести свою еду.
1 Black Horse Restaurant, Удабно (точное местоположение на
Google Maps), ☏ +995 551979694, blackhorseudabno@gmail.com.
Традиционная грузинская кухня, в основном из свежих местных
продуктов, и широкий выбор напитков в баре. Уютное место для отдыха
с прекрасным видом.
Oasis Club, село Удабно, ☏ +995 574805563, oasisclubudabno@gmail.com. Это место предлагает хостел, еду и напитки посреди грузинской пустыни. Польские владельцы, традиционная грузинская еда. Подробности на сайте. Общежитие от 25 лари, одноместный номер с завтраком 70 лари.
Часть монастыря находится на территории Азербайджана. В целом, въезд
возможен без проблем, но иногда азербайджанские солдаты могут преградить
путь из-за продолжающегося спора между двумя странами. Это может быть
хлопотно, но не представляет никакой опасности для туристов.
Путешествовать дальше невозможно. Для въезда в Азербайджан требуется
виза и надлежащий пограничный контроль.
Часто дует ветер, поэтому зимой обязательно надевайте теплую одежду.
Туалеты есть в здании рядом с парковкой за 0,50 лари.
Вероятно, в Oasis Club также есть Wi-Fi. Из всех мобильных операторов лучший прием у Magti, а 4G-интернет доступен на большей части пути и в Давид-Гареджи. Вы можете купить пакет сим-карт в Сагареджо или Рустави.
Название Лавры Святого Давида объясняется тем, что Давид, один из
«Тринадцати сирийских отцов», поселился в Гареджийской пустыне в VI веке
и основал первый монастырь. Позднее Лавра была названа в его честь и
образовала центральный монастырь.
Другие связанные части включают
в себя: Бертубани (сейчас в Азербайджане), Замебули, Додорка,
Натлизмземели, Удабно и Чичитури. Они расположены недалеко от Давит
Гареджи и на северном хребте возле открытого поселка Удабно. Всего здесь
насчитывается не менее 13 археологических памятников.
Монастырь Давит Гареджа расположен на слегка клиновидном склоне горы,
который пересекает хребет Удабно с запада на восток в восточной
грузинской степи. Самые старые помещения представляют собой
пещероподобные отверстия, покрытые естественными условиями наклонных
слоев песчаника. Камеры-отшельники расположены в двух противоположных
скальных стенах, которые из-за наклонного положения естественных слоев
породы расположены ярусно.
Нижняя часть клиновидного расширения
перекрыта старинной стеной, защищающей внутренний монастырский комплекс.
Вторая стена окружает Лавру в верхней части.
Особенностью
выживания этого скита является тенистая и, следовательно, похожая на
оазис местность с деревьями и другими растениями. Это позволяет
монастырю вести скромное и тщательно управляемое животноводство.
Водоснабжение играет особую роль в жизни монахов и основано на необычной
старинной системе. Небольшое количество осадков в виде капель дождя и
тумана собирается, начиная с вершинной части хребта Удабно (г. Удабно
878 м) с частично скрытой системой рвов и промежуточных цистерн и через
несколько главных водных рвов, вырезанных в наклонные поверхности скалы
вели к центральной точке каменной ниши. Ежегодные осадки не оставляют
без внимания и без того аскетичную жизнь монастыря.
В
окрестностях монастыря в направлении СЗ-ЮВ тянутся холмистые и
параллельные горные хребты. На юге местность круто переходит в слегка
холмистую равнину соседнего Азербайджана. Ландшафт беден водой, а дальше
на север редкая, преимущественно сухая степная растительность чередуется
с сухой, даже засоленной почвой. К востоку ландшафт превращается в
полупустынную зону.
Окрестности монастырского комплекса Давит Гареджи поражают необычным
строением поверхности, особенно ярким изображением наклонных слоев скал.
Этот ландшафт относится к тектоническому блоку
Сагаредшо-Ширак-Адшинаурской зоны. Он состоит из осадочных слоев миоцена
и плиоцена, то есть образованных морскими отложениями между 23 и 1,8
миллионами лет назад.
Эти осадочные отложения достигают толщины
1000 метров. В региональной геологии они называются Иорскими структурами
по названию близлежащего русла реки и представляют собой среднюю часть
Риони-Курской впадины. Эта межгорная впадина образует связь между
системами Большого и Малого Кавказа. В более крупном масштабе они
являются частью Грузи-Азербайджанской льдины.
В регионе в
основном присутствуют песчаники, мергели и глины.
Археологические раскопки обнаружили в соседнем Удабно три укрепленных
поселения городского типа позднего бронзового века и последующего
железного века, датируемые 11 и 10 веками до нашей эры. Будьте
датированы.
Монастырь Давит Гареджа был построен в середине VI
века. Вскоре в его районе и в Восточной Грузии были основаны другие
монастыри, во многом по примеру Давида Гареджи. Эти монастыри были
основаны в то время, после чего грузинские епископы уже не принимали
участия в синодах Армянской Церкви в Двине (552 г.) и отвернулись от
монофизитского учения, которое с этого времени стало обязательным для
Армянской Церкви.
Группа тринадцати сирийских отцов,
иммигрировавших из сирийских монастырей, была инициатором монашеской
жизни на территории тогдашней Грузии и завершила христианскую
миссионерскую работу в Грузии при царе Парсмане VI. (542-557). В ходе
этой христианизации «вечный огонь» зороастризма был потушен епископом
Некреси, после чего правитель персидской оккупационной державы приказал
побить его камнями.
Грузия восстановила свою полную политическую
автономию в 591 году во время правления князя Стефана I (590–607),
поскольку персидский царь Хосров II был вынужден уступить Армению и то,
что сейчас является восточной Грузией, Восточной Римской империи и,
таким образом, потерял доступ к Грузии. После того, как император
Восточной Римской империи Маурикиос навязал Армянской церкви союз с
Константинополем, армяне отделились в 610 году после оккупации
персидскими войсками во время Последней римско-персидской войны
(603–628). Это означало окончательное разделение Армянской и Грузинской
церквей, поскольку Церковь в Грузии осталась верной православию.
Изменение монашеской жизни в Давит-Гаредже связано с деятельностью
Илариона Картвелинского. Он был одним из представителей монастырского
движения и приехал в это место в 837 году. В последующие десять лет он
расширил территорию монастыря, сделал церковь Преображения Христова
главным храмом, построил для монахов новые кельи и столовые. Это
развитие положило начало преобразованию отшельнической жизни в
организованную монашескую общину. В результате монастырский комплекс
неуклонно приобретал значение вплоть до 13 века и, вероятно, достиг в
эту эпоху своего наибольшего расцвета.
Это развитие было прервано
массовым иностранным правлением в Грузии. Особенно негативное влияние
оказали Монгольская буря (1265 г.), нашествие Тимура (около 1394 г.) и
завоевание Грузии персидским шахом Аббасом в 1616–17. В результате были
утрачены некоторые монашеские общины и повреждена организационная
структура монастырского комплекса. Дальнейшие оккупационные условия,
вызванные турецкими вторжениями в XVIII и XIX веках, привели к
дальнейшему распаду монашеского движения по всей Восточной Грузии.
Несколько грузинских царей в конце 17 — начале 18 веков пытались
возродить монашескую жизнь. Когда в 1690 году игуменом был назначен
Онуфрий Мачутадзе, произошло временное возрождение. Под его руководством
монашеская община пыталась получить старые земли и права. Были даже
построены новые укрепления. Тем не менее, в XVIII веке общины пришли в
упадок, и в XIX веке только в монастыре Натлисцемели проживало несколько
монахов. Из-за такой ситуации большая часть зданий пришла в упадок.
Во времена Советского Союза и после его распада меры по сохранению и
обновлению памятников проводились через более длительные промежутки
времени и в разной степени, в основном на основе простых средств.
Поскольку этот район частично находится на территории Грузии, а частично
на территории Азербайджана, с 1991 года возникают споры, которые до сих
пор не привели к мирному решению.
Сегодня в Давит-Гаредже снова
существует небольшая монашеская община, которая прилагает большие усилия
для сохранения культурного, религиозного и архитектурного наследия.
Сейчас монастырь является туристическим объектом, здесь есть современный
визит-центр с туалетами, сувенирным магазином и автобусной парковкой, но
монастырь посещают и грузинские паломники. От монастыря ведут тропинки в
горы, к многочисленным кельям и часовням, высеченным в горе. Некоторые
из этих ячеек находятся на противоположной стороне горы, за границей, на
территории Азербайджана. На вершине горы находится грузинский военный
пост, которому поручено наблюдать за границей, и который не
взаимодействует с посетителями.
Важные фрески присутствуют в Давид-Гаредже, Удабно, Натлисцемели и
Бертубани. В Удабно находится фреска «Вход в Иерусалим» и другие
иконописные изображения.
Немногочисленные постройки Лавры в
Давид-Гаредже, в том числе колокольня, построены из резных блоков
неправильной формы и читальных камней. Для украшения их дополняет портал
из обожженного кирпича. Покрытие крыши выполнено из обожженной черепицы.
В западной части территории монастыря над всем комплексом возвышается
сторожевая башня на скалистом отроге. Самым важным скульптурным
достижением является портал с круглыми профилями, на тимпанном поле
которого находится грузинская надпись.
Весь монастырский комплекс
сильно развивался с 11 по 13 века, когда старые территории (Давит
Гареджа, Натлизмземели, Додорка) расширялись и возникали новые, такие
как Удабно, Чичитури и Бертубани. Археологические исследования выявили
около 5000 монашеских келий по всему монастырскому комплексу.
Когда дело дошло до функциональной структуры, которую они создавали, они
основывали свои строительные работы на Давит-Гаредже. Во всех монастырях
были созданы общие столовые и церковные помещения, уделялось внимание
лучшему освещению, помещения украшались фресками. В результате такого
развития эти монастыри заняли центральную роль в религиозной и
национальной духовной жизни Восточной Грузии. Они даже достигли
определенного экономического положения и оказали влияние на искусство,
особенно на живопись. Они оказали формирующее влияние благодаря своей
типичной цветовой гамме. Сохранившиеся фрески вошли в литературу как
Гареджийская школа и считаются важнейшими произведениями средневековой
живописи Грузии.
Сохранившиеся фресковые портреты сохранили
важных людей из истории Грузии, таких как Давит IV Строитель, царица
Тамара, Деметре I, Георгий III. и другое. В некоторых случаях это
единственные сохранившиеся портреты грузинских правителей.