Кхаджурахо, Индия

 Кхаджурахо

Описание Кхаджурахо

Расположение: Чхатарпурский район
Закрыто: август-сентябрь
Культурный центр Чандела
(07686) 27 4051

Кхаджурахо - массивный религиозный комплекс, расположенный в районе Чхатарпур в Индии. Он обозначен как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Археологический объект Кхаджурахо был построен в 10 и 11 веках во время правления династии Чандэла. Легенда утверждает, что первоначальный основатель династии был сыном Хемавати (маленькой дочери священника Брамина) и лунного бога. Беременная женщина была вынуждена отправиться глубоко в лес центральной Индии. Там родился и вырос мальчик. В конце концов он стал лидером большой региональной империи. Он построил комплекс из около 85 храмов в столице страны, хотя около четверть первоначальных зданий сохранились и дошли до наших дне. Его первоначальное название происходит от слова Кхаджурахака, что означает «финиковая пальма» и «тот, кто несет» (вахака). Кхаджурахо славится красивыми резными статуями в причудливых позах, которые, вероятно, были созданы под впечатлением от чтения Кама-сутры. Город пришел в упадок и заброшен в 13 веке. Он был заново открыт в 1838 году британским армейским инженером капитаном Т.С. Берт.

 

Кхаджурахо

Расположение

Памятники Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья-Прадеш, в районе Чатарпур, примерно в 620 километрах (385 миль) к юго-востоку от Нью-Дели. Храмы расположены недалеко от небольшого городка, также известного как Кхаджурахо, с населением около 24 481 человек (перепись 2011 года).

Кхаджурахо обслуживается гражданским аэродромом Кхаджурахо (код IATA: HJR) с рейсами в Дели, Агра, Варанаси и Мумбаи. Сайт также связан службой индийских железных дорог, а железнодорожная станция расположена примерно в шести километрах от входа в памятники.

Памятники находятся примерно в десяти километрах от национального шоссе 75 с востока на запад и примерно в 50 километрах от города Чхатарпур, который соединен со столицей штата Бхопалом юго-восточной магистралью, проходящей по национальному шоссе 86.

Храм Бханд Дева 10-го века в Раджастане был построен в стиле памятников Кхаджурахо и часто упоминается как «Маленький Кхаджурахо».

 

История

Группа памятников Кхаджурахо была построена во время правления династии Чандела. Строительная деятельность началась почти сразу после подъема их власти по всему королевству, которое позже стало известно как Бунделькханд. Большинство храмов было построено во времена правления индуистских королей Яшовармана и Дханги. Наследие Яшовармана лучше всего представлено в храме Лакшмана. Храм Вишванатхи лучше всего отражает правление царя Дханги. Самый большой и самый известный сохранившийся храм - Кандария Махадева, построенный во времена правления царя Видьядхара. Храмовые надписи предполагают, что многие из сохранившихся в настоящее время храмов были построены между 970 и 1030 годами нашей эры, а в последующие десятилетия построены другие храмы.

Храмы Кхаджурахо были построены примерно в 35 милях от средневекового города Махоба, столицы династии Чандела, в регионе Калинджар. В древней и средневековой литературе их царство упоминалось как Джиджхоти, Джеджахоти, Чи-чи-то и Джеджакабхукти.

Первое задокументированное упоминание Кхаджурахо было сделано в 641 году Сюаньцзаном, китайским паломником, описавшим встречу с несколькими десятками бездействующих буддийских монастырей и дюжиной индуистских храмов с тысячей поклоняющихся браминов. В 1022 году н.э. Кхаджурахо был упомянут Абу Рихан-аль-Бируни, персидским историком, который сопровождал Махмуда Газни в его набеге на Калинджар; он упоминает Кхаджурахо как столицу Джаджахути. Рейд не увенчался успехом, и было достигнуто мирное соглашение, когда индуистский король согласился заплатить выкуп Махмуду из Газни, чтобы он прекратил нападение и ушел.

Храмы Кхаджурахо активно использовались до конца XII века. Это изменилось в 13 веке; после того, как армия Делийского султаната под командованием мусульманского султана Кутб-уд-дина Айбака атаковала и захватила королевство Чандела. Примерно столетие спустя Ибн Баттута, марокканский путешественник, в своих воспоминаниях о своем пребывании в Индии с 1335 по 1342 год нашей эры упомянул посещение храмов Каджурахо, назвав их «Каджарра» следующим образом:
... возле храмов (Кхаджурахо), в которых хранятся идолы, изуродованные мусульманами, живут несколько йогов, чьи спутанные локоны вырастают так же, как их тела. И из-за крайнего аскетизма все они желтого цвета. Многие мусульмане посещают этих мужчин, чтобы брать у них уроки (йоги).
- Ибн Баттута, около 1335 г. н.э., Риллат ибн Батутах, Перевод Артура Коттерелла

Центральноиндийский регион, где находятся храмы Кхаджурахо, контролировался различными мусульманскими династиями с 13 по 18 века. В этот период были осквернены некоторые храмы, после чего в течение длительного периода времени они оставались в запустении. Например, в 1495 году нашей эры кампания Сикандара Лоди по разрушению храма включала Кхаджурахо. Удаленность и изоляция Кхаджурахо защищали индуистские и джайнские храмы от продолжающегося разрушения мусульманами. На протяжении столетий храмы заросли растительностью и лесами.

В 1830-х годах местные индусы руководили британским геодезистом Т.С. Берта, в храмы, и, таким образом, мировая аудитория вновь открыла их. Александр Каннингем позже сообщил, через несколько лет после повторного открытия, что храмы тайно использовались йогами, и тысячи индуистов прибудут для паломничества во время Шиваратри, ежегодно отмечаемого в феврале или марте по лунному календарю. В 1852 году Ф. Маисей подготовил самые ранние рисунки храмов Кхаджурахо.

 

Номенклатура

Имя Кхаджурахо, или Харджуравахака, происходит от древнего санскрита (кхарюра/ kharjura, означает финиковая пальма, а vāhaka, означает «тот, кто носит» или носитель). Местные легенды гласят, что у храмов были две золотые финиковые пальмы в качестве ворот (пропавших без вести, когда они были заново открыты). Десаи утверждает, что Харджуравахака также означает носитель скорпионов, что является еще одним символическим именем божества Шивы (который носит змей и гирлянды из скорпионов в своей свирепой форме).

Номенклатура и систематическая документация Каннингема в 1850-х и 1860-х годах получили широкое распространение и продолжают использоваться. Он сгруппировал храмы в западную группу вокруг Лакшмана, восточную группу вокруг Джавери и южную группу вокруг Дуладевы.

 

Описание

Храм находится в пределах горного хребта Виндхья в центральной Индии. Древняя местная легенда гласила, что индуистское божество Шива и другие боги любили посещать впечатляющие холмы в районе Калинджара. Центр этого региона - Кхаджурахо, расположенный среди местных холмов и рек. Храмовый комплекс отражает древнюю индуистскую традицию строительства храмов, в которых любят молиться боги.

Храмы сгруппированы у воды, что является еще одной характерной чертой индуистских храмов. В настоящее время водные объекты включают Сиб Сагар, Хаджур Сагар (также называемый Нинора Тал) и Худар Нади (река). Местные легенды гласят, что в храмовом комплексе было 64 водоема, 56 из которых физически идентифицированы археологами.

Все храмы, кроме одного (Чатурбхуджа) обращены к восходу солнца - еще одна символическая особенность, преобладающая в индуистских храмах. Относительная планировка храмов объединяет мужское и женское божества, а символы подчеркивают взаимозависимость. Работа символически подчеркивает четыре жизненные цели, которые в индуизме считаются необходимыми и правильными: дхарма, кама, артха и мокша.

Из уцелевших храмов шесть посвящены Шиве, восемь - Вишну и его привязанностям, один - Ганеше, один - богу Солнца, три - джайну Тиртханкарам. Для некоторых руин недостаточно доказательств, чтобы с уверенностью приписывать храм конкретным божествам.

Общий осмотр места предполагает, что индуистский символический принцип дизайна мандалы квадрата и круга присутствует в каждом плане и дизайне храма. Далее территория разбивается на три треугольника, которые сходятся в форме пятиугольника. Ученые предполагают, что это отражает индуистский символизм трех миров, или трилокинатхи, и пяти космических субстанций, или панчбхутешвары. На месте храма выделяется Шива, тот, кто разрушает и перерабатывает жизнь, тем самым контролируя космический танец времени, эволюции и растворения.

Храмы имеют богатую экспозицию замысловато вырезанных статуй. Хотя они известны своей эротической скульптурой, сексуальные темы покрывают менее 10% храмовой скульптуры. Кроме того, большинство панелей эротических сцен не выделяются и не выделяются за счет остальных, скорее, они находятся в пропорциональном балансе с несексуальными изображениями. Зритель должен внимательно присмотреться, чтобы найти их, или получить указание от гида. Искусство охватывает множество аспектов человеческой жизни и ценностей, которые считаются важными в индуистском пантеоне. Кроме того, изображения расположены в конфигурации, чтобы выразить основные идеи индуизма. Все три идеи из Агам богато выражены в храмах Кхаджурахо - Авьякта, Вьяктавьякта и Вьякта.

Храм Беедвамандал (Beejamandal) находится в стадии раскопок. Он был отождествлен с храмом Вайдьянатх, упомянутым в надписи Грахпати Кокалла.

Из всех храмов храм Матангешвара остается активным местом поклонения. Это еще один храм с квадратной решеткой, с большим лингамом высотой 2,5 метра (8,2 фута) и диаметром 1,1 метра (3,6 фута), помещенным на платформу диаметром 7,6 метра (25 футов).

Самый посещаемый храм, Кандария Махадев, имеет площадь около 6500 квадратных футов и шикхару (шпиль), которая возвышается на 116 футов.

 

Джайнские храмы

Джайнские храмы расположены на востоке-юго-востоке памятников Кхаджурахо. В храме Чаусат-йогини есть 64 йогини, а в храме Гхантаи - скульптуры колоколов на его колоннах.

Архитектура храмов
Храмы Кхаджурахо, почти все индуистские храмы, имеют геометрическую структуру, называемую васту-пуруша-мандала. Этот план дизайна состоит из трех важных компонентов: Мандала означает круг, Пуруша - универсальная сущность, лежащая в основе индуистской традиции, а Васту означает структуру жилища.

Дизайн представляет собой индуистский храм в симметричной, концентрически слоистой, самовоспроизводящейся структуре вокруг ядра храма, называемого гарбхагрия, где обитают абстрактный принцип Пуруша и главное божество храма. Шикхара, или шпиль храма, возвышается над гарбхагрией. Эта симметрия и структура в дизайне происходят из основных убеждений, мифов, количества элементов и математических принципов.

 

Круг мандалы ограничивает квадрат. Квадрат считается божественным из-за его совершенства и как символический продукт знаний и человеческой мысли, в то время как круг считается земным, человеческим и наблюдается в повседневной жизни (луна, солнце, горизонт, капля воды, радуга). Один поддерживает другого. Квадрат разделен на 64 идеальных квадрата, называемых падами.

В большинстве храмов Кхаджурахо используется сетка пада 8x8 (64) Мандука Ваступурушамандала, а пита-мандала - квадратная сетка, встроенная в дизайн шпилей. Первичное божество или лингамы расположены в Брахма-падах решетки.

Архитектура является символической и отражает центральные индуистские верования своей формой, структурой и расположением ее частей. Мандапы, как и искусства, расположены в храмах Кхаджурахо в симметричных повторяющихся узорах, хотя каждое изображение или скульптура по-своему уникальны. Относительное расположение изображений не является случайным, но вместе они выражают идеи, точно так же, как связанные слова образуют предложения и абзацы, чтобы составить идеи. Это фрактальный узор, распространенный в индуистских храмах. На различных статуях и панно есть надписи. Многие надписи на стенах храма представляют собой двусмысленные стихи, что позволяет создавать творческие композиции из-за сложной структуры санскрита.

Все храмы Кхаджурахо, кроме одного, обращены к восходу солнца, и вход для преданных находится с этой восточной стороны.

Над васту-пуруша-мандалой каждого храма находится надстройка с куполом, называемая Шикхара (или Вимана, Шпиль). Изменения в конструкции шпиля происходят из-за разницы в углах поворота квадратов. Храм Шихара в некоторых источниках связан с горой Кайлас или Меру, мифической обителью богов.

В каждом храме центральное пространство обычно окружено амбулаторией, где паломник может обойти и ритуально обойти Пурушу и главное божество. Столбы, стены и потолки вокруг помещения, а также снаружи украшены резными орнаментами или изображениями четырех справедливых и необходимых жизненных целей - камы, артхи, дхармы и мокши. Это движение по часовой стрелке называется прадакшина.

В более крупных храмах Кхаджурахо также есть залы с колоннами, называемые мандапа. Один у входа, на восточной стороне, служит залом ожидания для паломников и преданных. Мандапы также организованы в соответствии с принципами симметрии, сеток и математической точности. Это использование одного и того же основного архитектурного принципа распространено в индуистских храмах по всей Индии. Каждый храм Кхаджурахо отчетливо вырезан, но при этом повторяет основные общие принципы почти всех индуистских храмов, один из которых Сьюзан Левандовски называет «организмом повторяющихся клеток».

 

Строительство

Храмы сгруппированы в три географических подразделения: западное, восточное и южное.

Храмы Кхаджурахо построены из песчаника с гранитным фундаментом, который почти скрыт от глаз. Строители не использовали раствор: камни складывались с помощью пазов и шипов и удерживались на месте под действием силы тяжести. Такая конструкция требует очень точных стыков. Колонны и архитравы были построены из мегалитов весом до 20 тонн. Некоторые ремонтные работы в 19 веке проводились с использованием кирпича и раствора; однако они стареют быстрее, чем исходные материалы, и со временем темнеют, поэтому кажутся неуместными.

Регион Кхаджурахо и Калинджар является домом для высочайшего качества песчаника, который можно точно вырезать. Сохранившаяся скульптура отражает мелкие детали, такие как пряди волос, ухоженные ногти и замысловатые украшения.

Во время записи телешоу «Затерянные миры» (History Channel) в Кхаджурахо Алекс Эванс воссоздал каменную скульптуру под четырьмя футами, на которую ушло около 60 дней, пытаясь составить приблизительное представление о том, сколько работы, должно быть, было необходимо. Роджер Хопкинс и Марк Ленер также провели эксперименты по добыче известняка, в ходе которых 12 работникам карьеров потребовалось 22 дня, чтобы добыть около 400 тонн камня. Они пришли к выводу, что для создания этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов.

 

Хронология

Группа храмов Кхаджурахо принадлежит школе индуизма вайшнавизма, школе индуизма шиваизма и джайнизма - почти по трети каждая. Археологические исследования показывают, что все три типа храмов строились примерно в одно и то же время в конце 10 века и использовались одновременно. Уилл Дюрант заявляет, что этот аспект храмов Кхаджурахо иллюстрирует терпимость и уважение к различным религиозным взглядам в индуистской и джайнской традициях. В каждой группе храмов Кхаджурахо были крупные храмы, окруженные храмами меньшего размера - стиль сетки, который в разной степени наблюдается в индуистских храмах в Ангкор-Вате, Парамбаране и Южной Индии.

Самый большой сохранившийся храм Шивы - Кхандарья Махадева, а самая большая сохранившаяся группа вайшнавов - это Чатурбхуджа и Рамачандра.

 

План храма Кандария Махадева составляет 109 футов в длину на 60 футов и возвышается на 116 футов над землей и на 88 футов над уровнем пола. Центральные пады окружены тремя рядами скульптурных фигур с более чем 870 статуями, большинство из которых имеют половинный размер (от 2,5 до 3 футов). Шпиль - это самовоспроизводящаяся фрактальная структура.

 

Искусство и скульптура

Храмы Кхаджурахо украшены разнообразными произведениями искусства, из которых 10% - это сексуальное или эротическое искусство вне и внутри храмов. Некоторые из храмов с двухслойными стенами имеют небольшую эротическую резьбу на внешней стороне внутренней стены. Некоторые ученые предполагают, что это тантрические сексуальные практики. Другие ученые утверждают, что эротическое искусство является частью индуистской традиции обращения с камой как неотъемлемой и надлежащей частью человеческой жизни, и ее символическое или явное проявление является обычным явлением в индуистских храмах. Джеймс МакКоннаки в своей истории Камасутры описывает сексуальные скульптуры Кхаджурахо как «апогей эротического искусства»:
"Извилистые нимфы с широкими бедрами и высокой грудью демонстрируют свои великолепные очертания и украшенные драгоценностями тела на изысканно обработанных внешних стеновых панелях. Эти мясистые апсары бегают по поверхности камня, накрашиваясь, моют волосы, играют в игры, танцуют , и бесконечно завязывая и развязывая свои пояса ... Рядом с небесными нимфами сплоченные шеренги грифонов, божеств-хранителей и, что наиболее печально известно, экстравагантно переплетенных майтхуны или любовных пар ».

В храмах есть несколько тысяч статуй и произведений искусства, и один только храм Кандарьи Махадева украшен более чем 870. Около 10% этих иконографических резных фигур содержат сексуальные темы и различные сексуальные позы. Распространенное заблуждение состоит в том, что, поскольку старые постройки с резьбой в Кхаджурахо являются храмами, они изображают секс между божествами; однако искусства кама представляют собой различные сексуальные выражения разных людей. Подавляющее большинство искусств изображают различные аспекты повседневной жизни, мифические истории, а также символическое отображение различных светских и духовных ценностей, важных в индуистской традиции. Например, изображения показывают женщин, наносящих макияж, музыкантов, занимающихся музыкой, гончаров, фермеров и других людей в повседневной жизни средневековой эпохи. Эти сцены находятся на внешних падах, что типично для индуистских храмов.

В искусствах, представленных в храмах Кхаджурахо, встроена иконографическая символика. Основные индуистские ценности выражаются множеством способов. Даже камские сцены, если рассматривать их в комбинации предшествующих и последующих скульптур, изображают духовные темы, такие как мокша. По словам Стеллы Крамриш,

Это состояние, которое «подобно мужчине и женщине в близких объятиях» является символом мокши, окончательного высвобождения или воссоединения двух принципов: сущности (Пуруша) и природы (Пракрити).
- Стелла Крамриш, 1976 г.

Храмы Кхаджурахо представляют собой одно из проявлений многих форм искусства, которые процветали в королевствах Раджпутов Индии с 8 по 10 века нашей эры. Например, современниками Кхаджурахо были публикации стихов и драматических произведений, таких как Прабодхачандродая, Карпураманджари, Виддхасалабханджика и Кавьямиманса. Некоторые темы, выраженные в этих литературных произведениях, вырезаны в виде скульптур в храмах Кхаджурахо. Некоторые скульптуры на памятниках Кхаджурахо, посвященные Вишну, включают вьялы, которые представляют собой гибрид воображаемых животных с телами львов, и встречаются в других индийских храмах. Некоторые из этих гибридных мифических произведений искусства включают Врик Вяла (гибрид волка и льва) и Гая Вяла (гибрид слона и льва). Эти вьялы могут представлять синкретическое творческое сочетание сил, присущих им обоим.


Туризм и культурные мероприятия
Храмы в Кхаджурахо в целом разделены на три части: восточную группу, южную группу и западную группу храмов, из которых только западная группа имеет возможность организовать аудиогид, во время которого туристы проходят через семь-восемь храмов. Существует также аудиогид, разработанный Археологической службой Индии, который включает рассказ об истории и архитектуре храма.

Танцевальный фестиваль Кхаджурахо проводится каждый год в феврале. В нем представлены различные классические индийские танцы на фоне храмов Читрагупта или Вишванатх.

Храмовый комплекс Кхаджурахо предлагает каждый вечер шоу son et lumière (звуковое и световое). Первая передача на английском языке, а вторая на хинди. Он проводится на открытых лужайках храмового комплекса и получил неоднозначные отзывы.