Боробудур, Индонезия

Боробудур

 

Описание Боробудура

Боробудур

Расположение: Магеланг, Центральная Ява
Обитаемый: IX-XIV в.

 

Боробудур, также пишется как Барабудур (индонезийский: Канди Боробудур, яванский: ꦕꦤ꧀ꦝꦶꦧꦫꦧꦸꦝꦸꦂ, романизированный: Кандхи Барабудур) - это буддийский храм Махаяны 9-го века в Регентстве Магеланг, недалеко от города Мунтилан, в Центральной Яве, Индонезия. Это самый большой буддийский храм в мире. Храм состоит из девяти сложенных друг на друга платформ, шести квадратных и трех круглых, увенчанных центральным куполом. Он украшен 2672 рельефными панно и 504 статуями Будды. Центральный купол окружен 72 статуями Будды, каждая из которых находится внутри перфорированной ступы.

Построенный в IX веке во время правления династии Сайлендра, храм построен в соответствии с яванской буддийской архитектурой, которая сочетает в себе индонезийский индонезийский культ поклонения предкам и буддийскую концепцию достижения нирваны. Храм демонстрирует влияние искусства Гупта, которое отражает влияние Индии на регион, но в нем достаточно местных сцен и элементов, которые делают Боробудур уникальным индонезийским. Памятник является святыней Владыки Будды и местом буддийского паломничества. Путешествие паломника начинается у подножия памятника и следует по тропе вокруг памятника, поднимаясь к вершине через три уровня, символизирующие буддийскую космологию: Камадхату (мир желаний), Рупадхату (мир форм) и Арупадхату (мир бесформенности). Памятник проводит паломников через обширную систему лестниц и коридоров с 1460 рельефными панелями на стенах и балюстрадах. В Боробудуре находится один из крупнейших и наиболее полных ансамблей буддийских рельефов в мире.

Имеются данные о том, что Боробудур был построен в 9 веке и впоследствии заброшен после упадка индуистских королевств на Яве в 14 веке и обращения яванцев в ислам. Мировое знание о его существовании было пробуждено в 1814 году сэром Томасом Стэмфордом Раффлзом, в то время британским правителем Явы, которому коренные индонезийцы сообщили о его местонахождении. С тех пор Боробудур сохранился после нескольких реставраций. Крупнейший проект реставрации был предпринят в период с 1975 по 1982 год правительством Индонезии и ЮНЕСКО, после чего памятник был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Боробудур является крупнейшим буддийским храмом в мире и считается одним из величайших археологических памятников Юго-Восточной Азии, наряду с Баганом в Мьянме и Ангкор-Ватом в Камбодже. Боробудур остается популярным местом паломничества: буддисты в Индонезии отмечают День Весак у памятника. Боробудур - самая посещаемая достопримечательность Индонезии.

Боробудур

Этимология
На индонезийском языке древние храмы называются канди; поэтому местные жители называют «Храм Боробудур» Канди Боробудур. Термин канди также свободно описывает древние сооружения, например ворота и бани. Однако происхождение названия Боробудур неясно, хотя подлинные названия большинства древних индонезийских храмов больше не известны. Название Боробудур впервые было написано в книге Раффлза по истории Явании. Раффлз писал о памятнике под названием Боробудур, но более старых документов с таким названием нет. Единственная старая яванская рукопись, которая намекает на памятник Будур как на священное буддийское святилище, - это Нагаракретагама, написанная Мпу Прапанка, буддийским ученым при дворе Маджапахита, в 1365 году.

Большинство канди названы в честь близлежащей деревни. Если бы он соответствовал конвенциям яванского языка и был назван в честь близлежащей деревни Боре, памятник следовало бы назвать «БудурБоро». Раффлз считал, что Budur может соответствовать современному яванскому слову Buda («древний»), то есть «древнее боро». Он также предположил, что это имя могло происходить от слова «боро», что означает «великий» или «благородный», и «Будур» для Будды. Однако другой археолог предполагает, что второй компонент имени (Будур) происходит от яванского термина бхудхара («гора»).

Другая возможная этимология голландского археолога А.Дж. Бернет Кемперс предполагает, что Боробудур - это искаженное упрощенное местное яванское произношение Биара Бедухур, написанное на санскрите как Вихара Будда Ур. Термин Будда-Ур может означать «город Будд», в то время как другой возможный термин Бедухур, вероятно, является старояванским термином, до сих пор сохранившимся в балийском лексиконе, что означает «высокое место», образованное от основного слова духур/ dhuhur или лухур/ luhur (высоко). Это говорит о том, что Боробудур означает вихара Будды, расположенная на высоком месте или на холме.

Строительство и открытие священного буддийского здания - возможно, отсылка к Боробудуру - упоминается в двух надписях, обнаруженных в Кеду, Регентство Темангунг. В надписи Карангтенга, датированной 824 годом, упоминается священное здание под названием Джиналайя (царство тех, кто победил мирские желания и достиг просветления), открытое Прамодхавардхани, дочерью Самаратунгги. Надпись Три Тепусана, датированная 842 годом, упоминается в симе, (не облагаемых налогом) землях, предоставленных Шри Кахулуннаном (Прамодхавардхани) для обеспечения финансирования и содержания Камулана по имени Бхумисамбхара. Камулан происходит от слова «мула», что означает «место происхождения», священное здание в честь предков, вероятно, Саилендрас. Каспарис предположил, что Бхуми Самбхара Бхудхара, что на санскрите означает «гора объединенных добродетелей десяти стадий бодхисаттвы», было первоначальным названием Боробудура.

Боробудур

Расположение
Три храма
Приблизительно в 40 км (25 миль) к северо-западу от Джокьякарты и в 86 км (53 миль) к западу от Суракарты, Боробудур расположен на возвышенности между двумя вулканами-близнецами, Сундоро-Сумбинг и Мербабу-Мерапи, и двумя реками, Прого и Эло. Согласно местному мифу, местность, известная как равнина Кеду, является яванским «священным» местом и была названа «садом Явы» из-за высокого сельскохозяйственного плодородия.

Во время реставрации в начале 20 века было обнаружено, что три буддийских храма в этом регионе, Боробудур, Павон и Мендут, расположены вдоль прямой линии. Между тремя храмами должны были существовать ритуальные отношения, хотя точный ритуальный процесс неизвестен.

Гипотеза древнего озера
Предположения о существовании окружающего озера были предметом интенсивных дискуссий среди археологов в 20 веке. В 1931 году голландский художник и исследователь индуистской и буддийской архитектуры W.O.J. Ньивенкамп выдвинул гипотезу о том, что равнина Кеду когда-то была озером, а Боробудур изначально представлял собой цветок лотоса, плывущий по озеру. Утверждается, что Боробудур был построен на скалистом холме, на высоте 265 м (869 футов) над уровнем моря и на 15 м (49 футов) над дном высохшего палеозерья.

Думарсай вместе с профессором Таникаимони взяли пробы почвы в 1974 и 1977 годах из пробных траншей, вырытых в холме, а также с равнины непосредственно на юге. Эти образцы позже были проанализированы Таникаимони, который изучил их пыльцу и содержание спор, чтобы определить тип растительности, которая росла в этом районе примерно во время строительства Боробудура. Им не удалось обнаружить никаких образцов пыльцы или спор, характерных для какой-либо растительности, которая, как известно, растет в водной среде, такой как озеро, пруд или болото. Окрестности Боробудура, похоже, были окружены сельскохозяйственными угодьями и пальмами во время строительства памятника, как и сегодня. Цезарь Вотте и геоморфолог д-р J.J. Полевые исследования Носина в 1985–86 годах пересмотрели гипотезу озера Боробудур и подтвердили отсутствие озера вокруг Боробудура во время его строительства и активного использования в качестве заповедника. Эти данные «Новый взгляд на некоторые старые вопросы, касающиеся Боробудура» были опубликованы в публикации ЮНЕСКО 2005 года под названием «Восстановление Боробудура».

Боробудур

История

Строительство
Нет никаких известных записей о строительстве или назначении Боробудура. Продолжительность строительства была оценена путем сравнения резных рельефов на скрытой подошве храма и надписей, обычно используемых в королевских грамотах в 8-м и 9-м веках. Боробудур был основан примерно в 800 году нашей эры. Это соответствует периоду между 760 и 830 годами нашей эры, пику правления династии Саилендра над королевством Матарам на центральной Яве, когда их власть охватывала не только Шривиджайскую империю, но и южный Таиланд, индийские королевства Филиппин, Северную Малайю (Кедах, также известный в индийских текстах как древнее индуистское государство Кадарам). Строительство заняло 75 лет и завершилось во время правления Самаратунгги в 825 году.

В то время существует неопределенность относительно индуистских и буддийских правителей на Яве. Сайлендры были известны как горячие последователи буддизма, хотя каменные надписи, найденные в Соджомерто, также предполагают, что они могли быть индуистами. Именно в это время на равнинах и в горах вокруг равнины Кеду были построены многие индуистские и буддийские памятники. Буддийские памятники, в том числе Боробудур, были возведены примерно в то же время, что и храмовый комплекс индуистского Шива Прамбанана. В 732 году нашей эры король шиваитов Санджая приказал построить святилище Шивалинга на холме Вукир, всего в 10 км к востоку от Боробудура.

Строительство буддийских храмов, включая Боробудур, в то время было возможно, потому что непосредственный преемник Санджая, Ракай Панангкаран, разрешил буддийским последователям строить такие храмы. Фактически, чтобы выразить свое уважение, Панангкаран отдал деревню Каласан буддийской общине, как написано в Хартии Каласана от 778 года нашей эры. Это заставило некоторых археологов поверить, что на Яве никогда не было серьезных конфликтов относительно религии, поскольку индуистский король мог покровительствовать установлению буддийского памятника; или чтобы буддийский царь поступил так же. Однако вполне вероятно, что в то время на Яве существовали две соперничающие королевские династии - буддийская сайлендра и шиваитская санджая, - в которых последняя одержала победу над своим соперником в битве 856 года на плато Ратубака. Подобная путаница существует и в отношении храма Лара Джонгранг в комплексе Прамбанан, который, как полагали, был возведен победителем Ракаи Пикатаном как ответ династии Санджая Боробудуру, но другие предполагают, что существовала атмосфера мирного сосуществования, в которой участие Сайлендры существует в Лара Джонггранг.

Отказ
Боробудур веками прятался под слоями вулканического пепла и зарослей джунглей. Факты, стоящие за его отказом, остаются загадкой. Когда прекратилось активное использование памятника и буддийское паломничество к нему, неизвестно. Где-то между 928 и 1006 годами король Мпу Синдок перенес столицу королевства Меданг в регион Восточной Явы после серии извержений вулканов; неясно, повлияло ли это на отказ, но несколько источников упоминают этот период как наиболее вероятный период отказа. Памятник неясно упоминается еще с. 1365 г., в «Нагаракретагаме» Мпу Прапанки, написанной в эпоху Маджапахит и упоминающей «вихару в Будуре». Соэкмоно (1976) также упоминает распространенное мнение о том, что храмы были расформированы, когда население обратилось в ислам в 15 веке.

Памятник не был забыт полностью, хотя народные сказки постепенно перешли от былой славы к более суеверным представлениям, связанным с невезением и несчастьем. В двух старых яванских хрониках (бабад) XVIII века упоминаются случаи неудач, связанных с памятником. Согласно Бабад Танах Джави (или Истории Явы), памятник был роковым фактором для Мас Даны, мятежника, восставшего против Пакубувоно I, короля Матарама в 1709 году. Было упомянуто, что холм «Реди Боробудур» был осажденный, повстанцы были разбиты и приговорены к смерти королем. В Бабад Матарам (или Истории Королевства Матарам) памятник был связан с несчастьем принца Монконагоро, наследного принца султаната Джокьякарта в 1757 году. Несмотря на табу на посещение памятника, «он взял то, что есть написано как рыцарь, который был схвачен в клетке (статуя в одной из дырчатых ступ) ». Вернувшись в свой дворец, он заболел и умер через день.

Повторное открытие

После захвата Ява находилась под британской администрацией с 1811 по 1816 год. Назначенным губернатором был генерал-лейтенант-губернатор Томас Стэмфорд Раффлз, который проявлял большой интерес к истории Явы. Он собирал яванский антиквариат и делал записи через контакты с местными жителями во время своего путешествия по острову. Во время инспекционной поездки в Семаранг в 1814 году он узнал о большом памятнике глубоко в джунглях недалеко от деревни Бумисегоро. Он не смог увидеть это место сам, но послал Германа Корнелиуса, голландского инженера, который, среди других исследований древности, обнаружил комплекс Севу в 1806–07 годах, для исследования. За два месяца Корнелиус и его 200 человек срубили деревья, сожгли растительность и выкопали землю, чтобы открыть памятник. Из-за опасности обрушения он не смог раскопать все галереи. Он сообщил о своих выводах Raffles, включая различные рисунки. Хотя Раффлз упомянул открытие и тяжелую работу Корнелиуса и его людей всего в нескольких предложениях, ему приписывают повторное открытие памятника как того, кто привлек к нему внимание всего мира.

Христиан Лодевийк Хартманн, житель региона Кеду, продолжил работу Корнелиуса, и в 1835 году весь комплекс был наконец раскопан. Его интерес к Боробудуру был скорее личным, чем официальным. Хартманн не писал никаких отчетов о своей деятельности, в частности о предполагаемой истории о том, что он обнаружил большую статую Будды в главной ступе. В 1842 году Хартманн исследовал главный купол, хотя то, что он обнаружил, неизвестен, а главная ступа остается пустой.

Затем правительство Голландской Ост-Индии поручило Франсу Карелу Вилсену, голландскому инженеру, который изучил памятник и нарисовал сотни рельефных эскизов. Ян Фредерик Геррит Брумунд был также назначен для проведения подробного исследования памятника, которое было завершено в 1859 году. Правительство намеревалось опубликовать статью, основанную на исследовании Брумунда, дополненную рисунками Вилсена, но Брумунд отказался сотрудничать. Затем правительство поручило другому ученому, Конрадусу Лимансу, составить монографию на основе источников Брумунда и Вильсена. В 1873 году была опубликована первая монография подробного исследования Боробудура, а годом позже ее французский перевод. Первая фотография памятника была сделана в 1872 году голландско-фламандским гравером Исидором ван Кинсбергеном.

Популярность этого места росла медленно, и какое-то время он служил в основном источником сувениров и доходов для «охотников за сувенирами» и воров. В 1882 году главный инспектор по артефактам культуры рекомендовал полностью разобрать Боробудур и перенести барельефы в музеи из-за неустойчивого состояния памятника. В результате правительство назначило Виллема Питера Греневельда, куратора археологической коллекции Батавского общества искусств и наук, для проведения тщательного исследования этого места и оценки фактического состояния комплекса; в его отчете было обнаружено, что эти опасения неоправданы, и он рекомендовал оставить его нетронутым.

Боробудур считался источником сувениров, и части его скульптур были разграблены, некоторые даже с согласия колониального правительства. В 1896 году король Сиама Чулалонгкорн посетил Яву и попросил, и ему разрешили увезти домой восемь телег со скульптурами, взятыми из Боробудура. Сюда входят тридцать частей, взятых из ряда рельефных панелей, пять изображений будды, два льва, одна горгулья, несколько мотивов кала с лестниц и ворот, а также статуя хранителя (дварапала). Некоторые из этих артефактов, в первую очередь львы, дварапала, кала, макара и гигантские водяные смерчи, теперь выставлены в зале Java Art в Национальном музее в Бангкоке.

Реставрация
Боробудур привлек внимание в 1885 году, когда голландский инженер Ян Виллем Эйзерман, председатель Археологического общества в Джокьякарте, сделал открытие о скрытой ступне. Фотографии, на которых видны рельефы на скрытой ноге, сделаны в 1890–1891 гг. Это открытие побудило правительство Голландской Ост-Индии предпринять шаги по охране памятника. В 1900 году правительство создало комиссию, состоящую из трех должностных лиц для оценки памятника: Ян Лоуренс Андрис Брандес, историк искусства, Теодор ван Эрп, голландский армейский инженер-офицер, и Бенджамин Виллем ван де Камер, инженер-строитель из Департамента. общественных работ.

 

В 1902 году комиссия представила правительству трехкратный план предложения. Во-первых, следует избегать непосредственных опасностей, переставляя углы, удаляя камни, которые угрожали соседним частям, укрепляя первые балюстрады и восстанавливая несколько ниш, арок, ступ и главный купол. Во-вторых, после ограждения дворов следует обеспечить надлежащий уход и улучшить дренаж путем восстановления полов и водостоков. В-третьих, удалить все незакрепленные камни, расчистить памятник до первых балюстрад, удалить обезображенные камни и восстановить главный купол. Общая стоимость оценивалась в то время примерно в 48 800 голландских гульденов.

Реставрация проводилась между 1907 и 1911 годами с использованием принципов анастилеза под руководством Теодора ван Эрпа. Первые семь месяцев реставрации были заняты раскопками вокруг памятника в поисках пропавших без вести голов Будды и панелей. Ван Эрп разобрал и перестроил три верхние круглые платформы и ступы. Попутно Ван Эрп обнаружил, что еще можно сделать, чтобы улучшить памятник; он представил другое предложение, которое было одобрено с доплатой в 34 600 гульденов. На первый взгляд Боробудуру вернули былую славу. Ван Эрп пошел дальше, тщательно реконструировав вершину чаттры (трехуровневого зонтика) на вершине главной ступы. Однако позже он разобрал чаттру, сославшись на недостаточное количество оригинальных камней, использованных при реконструкции вершины, а это означает, что первоначальный дизайн вершины Боробудура на самом деле неизвестен. Разобранная чаттра сейчас хранится в музее Кармавибхангга, в нескольких сотнях метров к северу от Боробудура.

Из-за ограниченного бюджета реставрация была в первую очередь сосредоточена на очистке скульптур, и Ван Эрп не решил проблему дренажа. В течение пятнадцати лет стены галереи провисли, а на рельефах появились признаки новых трещин и порчи. Ван Эрп использовал бетон, из которого выщелачивались соли щелочных металлов и гидроксид кальция, которые были перенесены в остальную часть конструкции. Это вызвало некоторые проблемы, поэтому срочно потребовался дальнейший капитальный ремонт.

С тех пор были выполнены небольшие реставрации, но их было недостаточно для полной защиты. Во время Второй мировой войны и индонезийской национальной революции с 1945 по 1949 годы работы по восстановлению Боробудура были остановлены. Памятник еще больше пострадал от погодных условий и проблем с дренажем, из-за которых земное ядро ​​внутри храма расширилось, сдвинуло каменную конструкцию и наклонило стены. К 1950-м годам некоторые части Боробудура столкнулись с неминуемой опасностью обрушения. В 1965 году Индонезия обратилась в ЮНЕСКО за советом о способах противодействия проблеме выветривания Боробудура и других памятников. В 1968 году профессор Соэкмоно, в то время глава Археологической службы Индонезии, начал свою кампанию «Спасите Боробудур», пытаясь организовать масштабный проект реставрации.

В конце 1960-х правительство Индонезии потребовало от международного сообщества капитального ремонта, чтобы защитить памятник. В 1973 году был разработан генеральный план восстановления Боробудура. Посредством Соглашения о добровольных взносах на реализацию проекта по сохранению Боробудура (Париж, 29 января 1973 г.) 5 стран согласились внести свой вклад в восстановление: Австралия (200 000 австралийских долларов), Бельгия (250 000 BEF), Кипр (100 000 кипрских фунтов), Франция (77 500 долларов США) и Германия (2 000 000 немецких марок). Затем правительство Индонезии и ЮНЕСКО провели капитальный ремонт памятника в рамках большого проекта реставрации между 1975 и 1982 годами. В 1975 году начались фактические работы. Более миллиона камней были разобраны и удалены во время реставрации и отложены, как кусочки огромного пазла, для индивидуальной идентификации, каталогизации, очистки и обработки для сохранения. Боробудур стал испытательной площадкой для новых методов консервации, в том числе новых процедур борьбы с микроорганизмами, атакующими камень. Фундамент был стабилизирован, и все 1460 панелей были очищены. Реставрация включала демонтаж пяти квадратных платформ и улучшение дренажа за счет встраивания каналов для воды в памятник. Добавлены как непроницаемый, так и фильтрующий слои. В этом колоссальном проекте было задействовано около 600 человек для восстановления памятника и обошлось в 6 901 243 доллара США.

 

После завершения ремонта ЮНЕСКО внесло Боробудур в список Всемирного наследия в 1991 году. Он внесен в список культурных критериев (i) «как шедевр человеческого творческого гения», (ii) «как свидетельство важного обмена человеческими ценностями, в течение определенного периода времени или в пределах культурного района мира, развития архитектуры или технологий, монументального искусства, городского планирования или ландшафтного дизайна », и (vi)« быть прямо или материально связанным с событиями или живыми традициями, с идеями или верованиями, художественными и литературными произведениями выдающегося всемирного значения ".

В декабре 2017 года была пересмотрена идея переустановить чаттру поверх ясти главной ступы Боробудура. Однако, по словам эксперта, необходимо провести тщательное исследование по восстановлению вершины в форме зонтика. К началу 2018 года восстановление чаттры еще не началось.

 

Современные события

Религиозная церемония
После капитальной реконструкции 1973 года, финансируемой ЮНЕСКО, Боробудур снова стал местом поклонения и паломничества. Один раз в год, в полнолуние в мае или июне, буддисты в Индонезии отмечают день Весак (индонезийский: Вайсак), отмечающий рождение, смерть и время, когда Сиддхартха Гаутама достиг высшей мудрости, чтобы стать Буддой Шакьямуни. Весак - официальный национальный праздник в Индонезии, и церемония проводится в трех буддийских храмах, идущих от Мендута до Павона и заканчивая Боробудуром.

Туризм
Памятник является самой посещаемой достопримечательностью Индонезии. В 1974 году памятник посетили 260 000 туристов, из них 36 000 иностранцев. В середине 1990-х годов, до экономического кризиса в стране, эта цифра выросла до 2,5 миллионов посетителей в год (80% составляли местные туристы). Однако развитие туризма критиковали за то, что в него не вовлекалось местное сообщество, что иногда приводило к конфликтам. В 2003 году жители и малые предприятия вокруг Боробудура организовали несколько митингов и поэтических акций протеста против плана провинциального правительства по строительству трехэтажного торгового комплекса, получившего название «Java World».

Археологический парк Боробудур получил международные туристические награды, такие как PATA Grand Pacific Award 2004, обладатель золотой награды PATA 2011 и обладатель золотой награды PATA 2012. В июне 2012 года Боробудур был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший буддистский город в мире. археологические раскопки.

Сохранение
ЮНЕСКО определила три конкретные области, вызывающие озабоченность при нынешнем состоянии сохранности: (i) вандализм со стороны посетителей; (ii) эрозия почвы в юго-восточной части участка; и (iii) анализ и восстановление недостающих элементов. Рыхлый грунт, многочисленные землетрясения и проливные дожди приводят к дестабилизации конструкции. Землетрясения, безусловно, являются наиболее важными факторами, поскольку не только камни падают и арки крошатся, но и сама земля может двигаться волнами, еще больше разрушая структуру. Растущая популярность ступы привлекает множество посетителей, большинство из которых из Индонезии. Несмотря на предупреждающие знаки на всех уровнях, запрещающие ничего прикасаться, регулярная передача предупреждений через громкоговорители и присутствие охранников, акты вандализма на рельефах и статуях являются обычным явлением и проблемой, ведущей к дальнейшему ухудшению состояния. По состоянию на 2009 год не существует системы ограничения количества посетителей в день или введения только обязательных экскурсий.

В августе 2014 года Управление охраны природы Боробудура сообщило о серьезном истирании каменной лестницы в результате царапания обуви посетителей. Природоохранный орган планировал установить деревянные лестницы, чтобы покрыть и защитить оригинальные каменные лестницы, такие же, как те, что установлены в Ангкор-Вате.

Реабилитация
Боробудур сильно пострадал от извержения горы Мерапи в октябре и ноябре 2010 года. Вулканический пепел из Мерапи упал на храмовый комплекс, который находится примерно в 28 километрах (17 миль) к западу-юго-западу от кратера. Слой пепла толщиной до 2,5 сантиметра (1 дюйм) упал на храмовые статуи во время извержения 3–5 ноября, также убив близлежащую растительность, и эксперты опасаются, что кислотный пепел может повредить историческое место. Храмовый комплекс был закрыт с 5 по 9 ноября для очистки пеплопада.

ЮНЕСКО пожертвовала 3 миллиона долларов США в качестве части расходов на восстановление Боробудура после извержения горы Мерапи в 2010 году. Более 55 000 каменных блоков, составляющих структуру храма, были разобраны для восстановления дренажной системы, которая была забита жидким навозом после дождя. Реставрация завершилась в ноябре.

 

В январе 2012 года два немецких специалиста по консервации камня провели десять дней на этом месте, анализируя храмы и давая рекомендации по обеспечению их долгосрочной сохранности. В июне Германия согласилась выделить ЮНЕСКО 130 000 долларов на второй этап реабилитации, в рамках которого шесть экспертов по консервации камня, микробиологии, строительной инженерии и химической инженерии проведут неделю в Боробудуре в июне, а затем вернутся с очередным визитом в сентябре или октябре. . В рамках этих миссий будут начаты мероприятия по сохранению, рекомендованные в январском отчете, и будут включены мероприятия по наращиванию потенциала для повышения возможностей государственных служащих и молодых экспертов по сохранению.

14 февраля 2014 года основные туристические достопримечательности в Джокьякарте и Центральной Яве, включая Боробудур, Прамбанан и Рату Боко, были закрыты для посетителей после того, как они серьезно пострадали от вулканического пепла от извержения вулкана Келуд на Восточной Яве, расположенной примерно в 200 км к востоку. из Джокьякарты. Рабочие покрыли культовые ступы и статуи храма Боробудур, чтобы защитить сооружение от вулканического пепла. Вулкан Келуд извергся 13 февраля 2014 года, и его взрыв был слышен даже в Джокьякарте.

 

Угрозы безопасности

21 января 1985 года девять ступ были сильно повреждены девятью бомбами. В 1991 году слепой мусульманский проповедник Хусейн Али аль-Хабси был приговорен к пожизненному заключению за организацию серии взрывов в середине 1980-х годов, включая нападение на храм. Два других члена исламской экстремистской группировки, осуществившие теракты, в 1986 году были приговорены к 20 годам тюремного заключения, а еще один мужчина получил 13 лет тюремного заключения.

27 мая 2006 года на южном побережье Центральной Явы произошло землетрясение силой 6,2 балла. В результате происшествия был нанесен серьезный ущерб региону и пострадал близлежащий город Джокьякарта, но Боробудур остался невредимым.

В августе 2014 года индонезийская полиция и силы безопасности усилили меры безопасности на территории храма Боробудур и вокруг него в качестве меры предосторожности против угрозы, опубликованной в социальных сетях самопровозглашенным индонезийским отделением ИГИЛ, со ссылкой на то, что террористы планировали уничтожить Боробудур и другие статуи. в Индонезии. Улучшения безопасности включали ремонт и более широкое использование мониторов видеонаблюдения, а также проведение ночного патрулирования на территории храма и вокруг него. Группа джихадистов следует строгой интерпретации ислама, которая осуждает любые антропоморфные изображения, такие как скульптуры, как идолопоклонство.

Проблема с перегрузкой посетителей
Большое количество посетителей, поднимающихся по узкой лестнице Боробудура, привело к сильному износу камня на лестнице, размыв поверхность камней, сделав их более тонкими и гладкими. Всего в Боробудуре 2033 поверхности каменных лестниц, разбросанных по четырем сторонам света; включая западную сторону, восток, юг и север. Из них около 1028 поверхностей, или около 49,15%, сильно изношены.

Во избежание дальнейшего износа камней лестниц с ноября 2014 года два основных участка лестницы Боробудура - восточная (восходящий маршрут) и северная (нисходящий маршрут) стороны - покрыты деревянными конструкциями. Похожая техника применялась в Ангкор-Вате в Камбодже и в египетских пирамидах. В марте 2015 года Центр охраны природы Боробудур предложил дополнительно закрыть лестницу резиновым покрытием. Также предлагалось выдать посетителям специальные сандалии.

 

Архитектура

Археологические раскопки в Боробудуре во время реконструкции предполагают, что приверженцы индуизма или доиндийской веры уже начали возводить большое сооружение на холме Боробудур до того, как это место было присвоено буддистами. Фундаменты не похожи ни на какие индуистские или буддийские святилища, и поэтому первоначальная структура считается более коренной яванской, чем индуистской или буддийской.

Дизайн
Боробудур построен как единая большая ступа и, если смотреть сверху, принимает форму гигантской тантрической буддийской мандалы, одновременно представляя буддийскую космологию и природу ума. Первоначальный фундамент представляет собой квадрат, примерно 118 метров (387 футов) с каждой стороны. Он имеет девять платформ, из которых нижние шесть квадратных, а верхние три круглые. Верхняя платформа содержит семьдесят две маленькие ступы, окружающие одну большую центральную ступу. Каждая ступа имеет форму колокола и пронизана множеством декоративных отверстий. Статуи Будды сидят внутри пронзенных ограждений.

 

Конструкция Боробудура представляла собой ступенчатую пирамиду. Раньше доисторическая австронезийская мегалитическая культура в Индонезии построила несколько земляных курганов и каменных ступенчатых пирамидальных структур, называемых панден берундак, которые были обнаружены на стоянке Панггуанган около Чисолока и в Чипари около Кунингана. Строительство каменных пирамид основано на местных верованиях, что горы и возвышенности являются обителью духов предков или хянгов. Ступенчатая пирамида панден берундак является основной конструкцией Боробудура, которая считается продолжением древней мегалитической традиции, объединенной с буддийскими идеями и символикой Махаяны.

Три части памятника символизируют три «царства» буддийской космологии, а именно Камадхату (мир желаний), Рупадхату (мир форм) и, наконец, Арупадхату (мир бесформенности). Обычные живые существа проживают свою жизнь на самом низком уровне, в сфере желаний. Те, кто изжег все желание продолжения существования, покидают мир желаний и живут в мире только на уровне формы: они видят формы, но не тянутся к ним. Наконец, полные будды выходят за пределы однородной формы и переживают реальность на ее самом чистом, самом фундаментальном уровне, бесформенный океан нирваны. Освобождение от цикла самсары, когда просветленная душа больше не была привязана к мирской форме, соответствует концепции шуньяты, полной пустоты или несуществования себя. Камадхату представлен основанием, Рупадхату - пятью квадратными платформами (телом), а Арупадхату - тремя круглыми платформами и большой самой верхней ступой. Архитектурные особенности между тремя этапами имеют метафорические различия. Например, квадратные и детализированные украшения в Рупадхату исчезают в простых круглых платформах в Арупадхату, чтобы представить, как мир форм - где люди все еще связаны формами и именами - превращается в мир бесформенного.

Общинное богослужение в Боробудуре совершается в виде пешего паломничества. Паломники ориентируются по системе лестниц и коридоров, поднимающихся на верхнюю площадку. Каждая платформа представляет собой одну стадию просветления. Путь, ведущий паломников, был разработан как символ буддийской космологии.

В 1885 году случайно была обнаружена скрытая конструкция под основанием. «Скрытая основа» содержит рельефы, 160 из которых являются повествованиями, описывающими настоящий Камадхату. Остальные рельефы представляют собой панели с короткими надписями, которые, по-видимому, содержат инструкции для скульпторов, иллюстрирующие сцены, которые предстоит вырезать. Настоящая база скрыта цоколем, назначение которого остается загадкой. Сначала считалось, что настоящая база должна быть закрыта, чтобы предотвратить катастрофическое проседание памятника в холм. Согласно «Васту Шастре», древней индийской книге об архитектуре и городском планировании, существует другая теория, согласно которой основание ограждения было добавлено, потому что первоначальное скрытое основание было неправильно спроектировано. Независимо от того, почему он был введен в эксплуатацию, основание корпуса было построено с детальным и тщательным дизайном, с эстетическими и религиозными соображениями.

Строительная конструкция
Приблизительно 55 000 кубометров (72 000 кубических ярдов) андезитовых камней были взяты из соседних каменоломен для строительства памятника. Камень разрезали по размеру, доставили на место и положили без раствора. Выступы, углубления и ласточкин хвост использовались для образования стыков между камнями. Крыши ступ, ниши и арочные проходы сооружены каркасным способом. Рельефы были созданы на месте после завершения строительства.

Памятник оборудован хорошей дренажной системой, чтобы обслуживать большие ливневые стоки в этом районе. Чтобы предотвратить затопление, в каждом углу установлено по 100 водосливов, каждая с уникальной резной горгульей в форме гиганта или макары.

Боробудур заметно отличается от общей конструкции других построенных для этого построек. Боробудур построен не на ровной поверхности, а на естественном холме. Однако технология строительства аналогична другим храмам на Яве. Без внутренних пространств, которые можно увидеть в других храмах, и с общим дизайном, похожим на форму пирамиды, Боробудур сначала считался более вероятным, что служил ступой, а не храмом. Ступа предназначена как святыня Будды. Иногда ступы строились только как религиозные символы буддизма. С другой стороны, храм используется как молитвенный дом. Тщательная сложность конструкции памятника позволяет предположить, что Боробудур на самом деле является храмом.

 

Мало что известно о Гунадхарме, архитекторе комплекса. Его имя взято из яванских народных сказок, а не из письменных надписей.

Основной единицей измерения, используемой во время строительства, была тала, определяемая как длина человеческого лица от линии роста волос на лбу до кончика подбородка или расстояние от кончика большого пальца до кончика среднего пальца, когда оба пальца находятся растянуты на максимальное расстояние. Таким образом, единицы измерения относительны от одного человека к другому, но памятник имеет точные размеры. Обследование, проведенное в 1977 году, показало, что частые находки вокруг памятника составляют 4: 6: 9. Архитектор использовал эту формулу, чтобы определить точные размеры фрактальной и самоподобной геометрии в дизайне Боробудура. Это соотношение также встречается в дизайне Павона и Мендута, близлежащих буддийских храмов. Археологи предположили, что соотношение 4: 6: 9 и тала имеют календарное, астрономическое и космологическое значение, как в случае с храмом Ангкор-Ват в Камбодже.

Основную конструкцию можно разделить на три компонента: основание, корпус и верх. Размер основания составляет 123 м × 123 м (404 футов × 404 фута) с 4 метрами (13 футов) стенами. Тело состоит из пяти квадратных платформ, каждая уменьшающейся в высоту. Первая терраса находится на расстоянии 7 метров (23 фута) от края основания. Каждая последующая терраса отступает на 2 метра (6,6 футов), оставляя узкий коридор на каждой ступени. Верх состоит из трех круглых платформ, каждая из которых поддерживает ряд перфорированных ступ, расположенных концентрическими кругами. В центре находится один главный купол, вершина которого является самой высокой точкой памятника на высоте 35 метров (115 футов) над уровнем земли. Лестницы в центре каждой из четырех сторон открывают доступ к вершине с несколькими арочными воротами, над которыми возвышаются 32 статуи львов. Ворота украшены вырезанной наверху головой Калы и выступающими с каждой стороны макарами. Этот мотив Кала-Макара обычно встречается на воротах яванских храмов. Главный вход находится с восточной стороны, там расположены первые повествовательные рельефы. Лестницы на склонах холма также связывают памятник с низменной равниной.

 

Рельефы

Боробудур построен таким образом, что показывает различные уровни террас, демонстрируя замысловатую архитектуру, которая идет от богато украшенного барельефами до равнины круглых террас Арупадхату. Первые четыре стены террасы представляют собой витрины барельефных скульптур. Они изысканные, считающиеся самыми элегантными и изящными в древнем буддийском мире.

Барельефы в Боробудуре изображают множество сцен повседневной жизни древней Явы VIII века, от придворной дворцовой жизни, отшельника в лесу до жизни простых людей в деревне. На нем также изображены храм, рынок, разнообразная флора и фауна, а также местная народная архитектура. Здесь изображены король, царица, князья, дворяне, придворный, солдат, слуга, простолюдины, священник и отшельник. Рельефы также изображали мифических духовных существ буддийских верований, таких как асуры, боги, бодхисаттвы, киннары, гандхарвы и апсары. Изображения, изображенные на барельефе, часто служили для историков справочными материалами для исследований по определенным предметам, таким как изучение архитектуры, оружия, экономики, моды, а также транспортных средств в Приморской Юго-Восточной Азии 8-го века. Одним из самых известных изображений корабля с двумя выносными опорами в Юго-Восточной Азии VIII века является корабль Боробудур. Сегодня точная копия корабля Боробудур, который отправился из Индонезии в Африку в 2004 году, выставлена ​​в музее Самудра Ракса, расположенном в нескольких сотнях метров к северу от Боробудура.

Рельефы боробудура также уделяют пристальное внимание индийской эстетической дисциплине, такой как поза и жест, которые содержат определенные значения и эстетическую ценность. Рельефы знатных мужчин, знатных женщин, королей или божественных существ, таких как апсары, тары и бодхисаттвы, обычно изображаются в позе трибханга, позе трех изгибов на шее, бедрах и коленях, с одной ногой, лежащей на ногах, и одной поддерживающей вес тела. . Эта поза считается самой изящной, например, фигура Шурасундари, держащего лотос.

Во время раскопок Боробудура археологи обнаружили цветные пигменты синего, красного, зеленого, черного, а также кусочки золотой фольги и пришли к выводу, что памятник, который мы видим сегодня, - темно-серая масса бесцветного вулканического камня - вероятно, когда-то был покрытый белой штукатуркой варджалепа, а затем окрашенный в яркие цвета, возможно, служивший маяком буддийского учения. Такой же пластырь ваджралепы можно найти и в храмах Сари, Каласан и Севу. Вполне вероятно, что барельефы Боробудура изначально были довольно красочными, до того, как столетия проливных тропических дождей стерли цветовые пигменты.

 

Боробудур содержит около 2670 отдельных барельефов (1460 повествовательных и 1212 декоративных панелей), которые покрывают фасады и балюстрады. Общая поверхность рельефа составляет 2500 квадратных метров (27000 квадратных футов), и они распределены у скрытого подножия (Камадхату) и пяти квадратных платформ (Рупадхату).

Повествовательные панели, рассказывающие историю Судханы и Манохара, сгруппированы в 11 серий, которые окружают памятник общей длиной 3000 метров (9800 футов). Скрытая подножка содержит первую серию из 160 повествовательных панелей, а остальные 10 серий распределены по стенам и балюстрадам в четырех галереях, начиная с восточной входной лестницы слева. Сюжетные панели на стене читаются справа налево, а панели на балюстраде - слева направо. Это соответствует прадакшине, ритуалу обхода, выполняемому паломниками, которые движутся по часовой стрелке, удерживая святилище справа от себя.

Скрытая ступня изображает действие кармического закона. На стенах первой галереи наложены две серии рельефов; каждая состоит из 120 панелей. В верхней части изображена биография Будды, а в нижней части стены, а также балюстрады в первой и второй галереях рассказывают историю прошлых жизней Будды. Остальные панели посвящены дальнейшему блужданию Судханы по его поискам, завершившемуся достижением Совершенной Мудрости.

Закон кармы (Кармавибхангга)
160 скрытых панелей не образуют непрерывной истории, но каждая панель представляет собой полную иллюстрацию причины и следствия. Есть изображения достойных порицания действий, от сплетен до убийств, с соответствующими наказаниями. Есть также достойные похвалы действия, в том числе благотворительность и паломничество к святилищам, а также их последующие награды. Также показаны адские муки и райские удовольствия. Есть сцены повседневной жизни, дополненные полной панорамой сансары (бесконечного цикла рождений и смертей). Основание облицовки храма Боробудур было разобрано, чтобы обнажить скрытую ногу, а рельефы были сфотографированы Казиджаном Чепасом в 1890 году. Именно эти фотографии выставлены в музее Боробудур (Музей Кармавибхангга), расположенном всего в нескольких сотнях метров к северу от храма. . Во время реставрации была переустановлена ​​футеровка, покрывающая рельефы Кармавибхангга. Сегодня только юго-восточный угол скрытой ступни открыт и виден посетителям.

История принца Сиддхартхи и рождения Будды (Лалитавистара)
История начинается со сошествия Владыки Будды с небес Тушита и заканчивается его первой проповедью в Оленьем парке недалеко от Бенареса. Рельеф показывает рождение Будды как принца Сиддхартхи, сына короля Суддходаны и королевы Майи Капилавасту (в Непале).

Рассказу предшествуют 27 панелей, показывающих различные приготовления на небесах и на земле, чтобы приветствовать последнее воплощение Бодхисаттвы. Перед тем как спуститься с небес Тушита, Бодхисаттва доверил свою корону своему преемнику, будущему Будде Майтрейе. Он спустился на Землю в виде белого слона с шестью бивнями, проник в правое лоно королевы Майи. Королеве Майе приснился сон об этом событии, который интерпретировался так, что его сын станет либо властелином, либо Буддой.

Пока королева Майя чувствовала, что пора рожать, она пошла в парк Лумбини за пределами города Капилавасту. Она стояла под деревом плакша, держась правой рукой за одну ветку, и родила сына, принца Сиддхартху. История на панелях продолжается до тех пор, пока принц не станет Буддой.

Истории из предыдущей жизни Будды (Джатака) и других легендарных людей (Авадана)
Джатаки - это истории о Будде до того, как он родился как принц Сиддхартха. Это истории, рассказывающие о предыдущих жизнях Будды как в человеческой, так и в животной форме. Будущий Будда может появиться в них в виде царя, изгоя, бога или слона, но, в какой бы форме он ни был, он проявляет некую добродетель, которую тем самым прививает сказка. Аваданы похожи на джатаки, но главная фигура - не сам Бодхисаттва. Святые дела в аваданах приписываются другим легендарным личностям. Джатаки и аваданы в рельефах Боробудура рассматриваются в одной серии.

Первые двадцать нижних панелей в первой галерее на стене изображают Судханакумаравадана, или святые дела Судханы. Первые 135 верхних панелей в той же галерее на балюстрадах посвящены 34 легендам Джатакамалы. Остальные 237 панелей изображают истории из других источников, как и нижняя серия и панели второй галереи. Некоторые джатаки изображены дважды, например история царя Шибхи (праотца Рамы).

Судхана в поисках истины в последней инстанции (Гандавьюха)

Гандавьюха - это история, рассказанная в последней главе Аватамсака Сутры о неутомимых странствиях Судханы в поисках Высшей Совершенной Мудрости. Он охватывает две галереи (третью и четвертую), а также половину второй галереи, в которой всего 460 панелей. Главная фигура этой истории, юноша Судхана, сын чрезвычайно богатого купца, появляется на 16-й панели. Предыдущие 15 панелей образуют пролог к ​​рассказу о чудесах во время самадхи Будды в саду Джета в Шравасти.

Во время своих поисков Судхана посетил не менее тридцати учителей, но ни один из них не удовлетворил его полностью. Затем Манджушри велел ему встретиться с монахом Мегасри, где ему было дано первое учение. По мере своего путешествия Судхана встречает (в следующем порядке) Супратистхиту, врача Мегху (Дух знания), банкира Муктаку, монаха Сарадваджу, упасика Асу (Дух высшего просветления), Бхисмоттараниргхошу, брамина Джайосмаятну, принцессу Майтраяни , монах Сударшана, мальчик по имени Индриешвара, упасика Прабхута, банкир Ратначуда, царь Анала, бог Шива Махадева, царица Майя, бодхисаттва Майтрейя, а затем обратно в Манджушри. Каждая встреча давала Судхане особое учение, знания и мудрость. Эти встречи показаны в третьей галерее.

После последней встречи с Манджушри Судхана отправился в резиденцию Бодхисаттвы Самантабхадры, изображенной в четвертой галерее. Вся серия четвертой галереи посвящена учению Самантабхадры. В конце повествовательные панели заканчиваются достижением Судханы Высшего Знания и Абсолютной Истины.

Статуи Будды
Помимо истории о буддийской космологии, высеченной в камне, в Боробудуре есть множество статуй различных Будд. Статуи со скрещенными ногами сидят в позе лотоса и распределяются на пяти квадратных платформах (уровень Рупадхату), а также на верхней платформе (уровень Арупадхату).

Статуи Будды находятся в нишах на уровне Рупадхату, расположены рядами на внешних сторонах балюстрад, причем количество статуй уменьшается по мере того, как платформы постепенно уменьшаются до верхнего уровня. Первые балюстрады имеют 104 ниши, вторые - 104, третьи - 88, четвертые - 72 и пятые - 64. Всего на уровне Рупадхату находится 432 статуи Будды. На уровне Арупадхату (или трех круглых платформ) статуи Будды помещаются внутри перфорированных ступ. На первой круглой платформе 32 ступы, на второй - 24 и на третьей - 16, что в сумме составляет 72 ступы. Из 504 оригинальных статуй Будды более 300 повреждены (в основном без головы), а 43 отсутствуют. С момента открытия памятника головы приобретались как коллекционные предметы, в основном, в западные музеи. Некоторые из этих голов Будды сейчас выставлены во многих музеях, таких как Tropenmuseum в Амстердаме, Musée Guimet в Париже и Британский музей в Лондоне. Германия в 2014 году вернула свою коллекцию и профинансировала их повторное прикрепление и дальнейшую консервацию объекта.

На первый взгляд все статуи Будды кажутся похожими, но между ними есть небольшая разница в мудрах или положении рук. Существует пять групп мудр: север, восток, юг, запад и зенит, которые, согласно Махаяне, представляют пять основных точек компаса. Первые четыре балюстрады имеют первые четыре мудры: северную, восточную, южную и западную, из которых статуи Будды, обращенные в одну сторону компаса, имеют соответствующую мудру. Статуи Будды на пятых балюстрадах и внутри 72 ступ на верхней платформе имеют одну и ту же мудру: Зенит. Каждая мудра представляет собой одного из Пяти Дхиани Будд; у каждого своя символика.

 

Наследие

Эстетическое и техническое мастерство Боробудура, а также его огромный размер вызвали у индонезийцев чувство величия и гордости. Так же, как Ангкор-Ват для Камбоджи, Боробудур стал мощным символом для Индонезии - свидетельством ее былого величия. Первый президент Индонезии Сукарно решил показать это место иностранным высокопоставленным лицам. Режим Сухарто, осознавший его важное символическое и экономическое значение, усердно приступил к реализации масштабного проекта по восстановлению памятника с помощью ЮНЕСКО. Во многих музеях Индонезии есть копия Боробудура в масштабе. Памятник стал почти иконой, сгруппированной с куклой ваянг и музыкой гамелана в туманное классическое яванское прошлое, в котором индонезийцы черпают вдохновение.

 

Несколько археологических реликвий, взятых из Боробудура или его копии, выставлялись в некоторых музеях Индонезии и за рубежом. Помимо музея Кармавибхангга на территории храма Боробудур, некоторые музеи могут похвастаться хранением реликвий Боробудура, например, Индонезийский национальный музей в Джакарте, Тропенский музей в Амстердаме, Британский музей в Лондоне и Тайский национальный музей в Бангкоке. В Лувре в Париже, Малайзийском национальном музее в Куала-Лумпуре и в Музее мировых религий в Тайбэе также была представлена ​​копия Боробудура. Памятник привлек внимание мировой общественности к классической буддийской цивилизации древней Явы.

Повторное открытие и реконструкция Боробудура было провозглашено индонезийскими буддистами как знак возрождения буддизма в Индонезии. В 1934 году Нарада Тхера, монах-миссионер из Шри-Ланки, впервые посетил Индонезию в рамках своего путешествия по распространению Дхармы в Юго-Восточной Азии. Этой возможностью воспользовались несколько местных буддистов, чтобы возродить буддизм в Индонезии. Церемония посадки дерева бодхи была проведена в юго-восточной части Боробудура 10 марта 1934 года по благословению Нарада Тхера, и некоторые Упасаки были рукоположены в монахи. Раз в год тысячи буддистов из Индонезии и соседних стран стекаются в Боробудур, чтобы отметить национальную церемонию Весак.

На гербе провинции Центральная Ява и Магелангского регентства изображен Боробудур. Он стал символом Центральной Явы, а также Индонезии в более широком масштабе. Боробудур стал названием нескольких заведений, таких как Университет Боробудур, отель Боробудур в Центральной Джакарте и несколько индонезийских ресторанов за рубежом. Боробудур появлялся на банкнотах и ​​марках рупии, а также в ряде книг, публикаций, документальных фильмов и материалов, рекламирующих индонезийский туризм. Памятник стал одной из главных туристических достопримечательностей Индонезии, жизненно важной для создания местной экономики в регионе, окружающем храм. Например, туристический сектор города Джокьякарта процветает отчасти из-за его близости к храмам Боробудур и Прамбанан.