Синагога Адес (иврит: בית הכנסת עדס), также известная как Великая синагога Адес славной общины Алеппо, расположенная в иерусалимском районе Нахлаот, была основана сирийскими иммигрантами в 1901 году. Она считается центром сирийского Хаззанута в Израиле.
На рубеже 20-го века многие члены еврейской общины Сирии
эмигрировали, спасаясь от экономического спада, последовавшего за
упадком Османской империи. В то время как многие поселились в Англии,
Соединенных Штатах или Латинской Америке, некоторые семьи переехали в
Святую Землю. Большинство членов общины были чернорабочими, владельцами
магазинов или торговцами.
Через некоторое время синагога была
официально основана в 1901 году еврейской общиной из Алеппо, Сирия. Он
назван в честь двух двоюродных братьев, которые финансировали
строительство: Овадия Иосия Адес и Йосеф Исаак Адес. Йосеф Адес был
богатым человеком со связями в османской администрации и членом
городского совета Иерусалима. Новая синагога была задумана как местное
учреждение и в то время считалась одной из самых красивых синагог
Иерусалима. Несмотря на прочную конструкцию, синагога сильно пострадала
во время Первой мировой войны и войны в Палестине 1947–1949 годов.
Сегодня синагогу посещают не только алеппские евреи, но и многие другие
типы евреев-сефардов (например, курды); тем не менее литургия
конгрегации остается алеппской в чистом виде.
Традиционный интерьер в ближневосточном стиле тщательно продуман и
ухожен, с высоким потолком, люстрами, деревянными скамейками,
обращенными к центральному возвышению, небольшим балконом для женской
части и Святым ковчегом, покрывающим всю восточную стену. Большой ковчег
из орехового дерева, покрытый замысловатыми геометрическими узорами и
инкрустированный перламутром, был капитально отремонтирован в 2001 году
в честь столетия синагоги.
Фреска, изображающая стилизованные
изображения Двенадцати колен Израиля, видимая вдоль верхней части стен,
была написана примерно в 1911–1912 годах Яковом Старком, преподавателем
недавно созданной Академии искусства и дизайна Бецалель. Старк был
частью группы светских художников и интеллектуалов Второй алии, которые
стремились создать новую, яркую культуру в Иерусалиме. Со временем
фреска была частично закрашена, и краска обесцвечивалась.
Адес привлекает множество посетителей из Израиля и других стран,
отчасти благодаря своему уникальному литургическому стилю. В Адесе есть
две ежедневные утренние службы (включая Шаббат и праздничные дни) и
комбинированная дневная и вечерняя службы, которые начинаются незадолго
до захода солнца.
Известная как центр сирийского хаззанута
(еврейского литургического пения в ближневосточном стиле), Адес является
одной из двух синагог в Иерусалиме (и, возможно, во всем мире), которая
поддерживает древнюю традицию бакашот, установленный цикл
каббалистической поэзии, исполняемой в начале часов субботнего утра в
зимние месяцы. Сеансы бакашота обычно начинаются в 3 часа ночи и обычно
очень многолюдны.
Канторы синагоги Адес считаются самыми
образованными и талантливыми сирийскими евреями. Во многих случаях
канторы специально ходят в эту синагогу, чтобы выучить макамот и
хаззанут. На протяжении прошлого века из Адеса вышло много известных
канторов.
Молитвы в синагоге Адес лишь незначительно отличаются
от служб, проводимых в других сирийских синагогах по всему миру (выбор
еженедельного макама может отличаться от недели к неделе).
В
последние годы Адес привлек большое внимание из-за сочетания своего
100-летия, отмечаемого в 2001 году, его уникального статуса и тенденции
к повышенному интересу к pizmonim или религиозной песне. Синагога
является регулярной остановкой для пешеходных экскурсий по Нахлаоту и
является обычным местом для многих сирийских евреев со всего мира,
посещающих Израиль в таких случаях, как бар-мицва, свадьба или посещение
сессии бакашот. Община сохраняет связь со своей богатой историей и
традициями из поколения в поколение.
Синагога выпустила DVD и
компакт-диски с бакашотом и другой религиозной музыкой.