Мозаика птиц (Иерусалим)

 

Описание

Мозаика Птиц или Армянская Мозаика, как ее обычно называют, или Мозаика Мусрара (Птица) на академическом языке, представляет собой почти идеально сохранившийся, богато украшенный мозаичный пол шестого века из армянской погребальной часовни, обнаруженный примерно в 300 метрах к северо-западу от Дамаска. Ворота в районе Мусрара в Иерусалиме.

 

Открытие и владение

Мозаика была обнаружена в 1894 году недалеко от Дамасских ворот при строительстве фундамента дома. Турецкие власти потребовали, чтобы археологи Фредерик Дж. Блисс и Арчибальд Дики, работавшие в то время на горе Сион, взяли на себя раскопки. В ходе подготовительных работ немного повредились края мозаики, и как только она была обнаружена, работа закончилась, и начался процесс вскрытия и консервации мозаики. Когда была обнаружена армянская надпись, Армянский Патриархат Иерусалима выразил заинтересованность в покупке дома и в конечном итоге купил его, желая подчеркнуть важность и центральное место армянской общины в византийском Иерусалиме.

Значение
Мозаика «Птицы» — одна из четырех армянских мозаик византийского периода, обнаруженных в этой части Иерусалима, и кажется, что мы можем узнать из нее о деятельности армянской общины в тот период. По сей день мозаика считается одним из самых важных памятников в истории армянской общины города.

Датировка и идентификация
На Земле Израиля обнаружено около 1000 мозаичных полов. Большинство из них датируются византийским периодом, между 450 и 640 годами, когда мусульмане завоевали эту территорию, а церковное искусство пришло в упадок. Большинство мозаик украшало полы греческих или армянских церквей.

Основываясь на форме букв надписи и других критериях, мозаика Мусрара была датирована серединой шестого века, примерно через два столетия после появления самых ранних свидетельств армянского присутствия на Святой Земле.

Мозаика является частью большого корпуса аналогично украшенных полов византийского периода из Палестины, обнаруженных в церквях, а также в синагогах того времени. В шестом веке произошел резкий рост числа христианских паломников, прибывающих в Святую Землю, что привело к строительству многочисленных монастырей вокруг Иерусалима, некоторые с общежитиями для паломников и кладбищами, из которых группа из не менее четырех стояла к северу от города. , помещая мозаику птиц в настоящий «монастырский квартал». В древнем списке христианских церквей и монастырей упоминается одна, посвященная святому Полиевкту в этом районе, что привело к тому, что некоторые исследователи идентифицировали часовню с мозаикой как часть монастыря Святого Полиевкта, но это оспаривается другими и не было доказано. .

Описание и анализ
Почти полностью сохранившаяся мозаика занимает площадь примерно 4 на 6 метров.

 

Мозаика

Надпись

Мозаика включает в себя полностью сохранившуюся надпись армянским алфавитом, в которой говорится: «В память и искупление всех армян, имена которых известны Богу».

Мозаика считается частью погребальной часовни, примыкающей к монастырю. Мемориальные часовни для умерших были обычным явлением в армянских церквях византийского периода.

Декоративные узоры
Красочная мозаика окаймлена «плетеной» рамкой.

Мозаичный ковер включает в себя фигурки птиц, вписанные в 39 круглых медальонов, образованных виноградными лозами. Медальоны установлены симметрично, при этом каждый элемент с правой стороны «отражается» на единицу влево, поэтому каждая птичка справа имеет близнеца слева, в дополнение к элементам, украшающим центральную ось. Поэтому большинство птиц смотрят на центральную ось. Птицам не хватает «глубины» и перспективы: в то время как греческое и римское мозаичное искусство включало в себя перспективу и трехмерное изображение, византийское мозаичное искусство, развивавшееся в Палестине с V века, находилось под влиянием восточного искусства, которое имело тенденцию к «уплощению» изображений и разделение площади на квадраты или медальоны.

Голова мозаики находится у входа в комнату, где выставлена ​​амфора с павлинами по бокам. Амфора с павлинами - распространенный мотив византийского мозаичного искусства, который также можно найти, например, в византийской церкви в Нагарии, а также в византийской церкви в Севастополе в Крыму. Тонкие круглые виноградные лозы отходят от устья амфоры, образуя каркас 39 медальонов. Многие виноградные листья и гроздья отходят от лоз и разбросаны по мозаике. Переплетенные виноградные лозы - еще один распространенный мотив византийских мозаичных полов в Египте, в том числе в синагогах того периода, например, в Газе и Маоне. Создается впечатление, что художники того периода таким образом продолжили римскую мозаичную традицию.

Ученые идентифицировали птиц как множество видов, обитающих на Земле Израиля, включая голубей, гусей, аистов, ласточек, куропаток, фазанов и других. Армянские мозаичисты широко использовали природные мотивы, такие как деревья, цветы, птицы и другие животные. Таким образом, мотивы являются яркой характеристикой армянского искусства в целом, и по сей день, например, армянская керамика характеризуется природными узорами.

 

Интерпретация

Нира Стоун, сравнивая с аналогично украшенными мозаиками из греческих и армянских церквей, а также синагог византийского периода, заключает, что нет особых оснований интерпретировать слишком много в изображениях мозаики, видя в них распространенный вид украшения. Она напоминает нам, что церковный указ от 427 г. запрещал использование религиозных предметов в мозаичных полах, так как ходить по ним считалось святотатством.

Однако многие ученые видят в сюжете мозаики переход из этого мира в загробный мир. Надпись во главе мозаики указывает на то, что часовня предназначалась для сохранения памяти об умерших, а вся мозаика идет, таким образом, на укрепление связи между мирами. Согласно этому подходу, птицу в клетке можно рассматривать как символ души, заключенной в тело, что отделяет ее от свободных от тела душ в загробной жизни. Раковина, которая появляется над амфорой на центральной оси мозаики, где она символизирует святое место или королевскую власть. Возможно, это символ «Царства Небесного». Кроме того, орел (или гриф), смотрящий назад, в отличие от других птиц, возможно, символизирует отделение от мертвых и память о них. Большая амфора, виноградные лозы и два павлина также являются мотивами загробной жизни, как писал археолог Майкл Ави-Йона о синагоге в Маоне на юге Западного берега: «Амфора и усики представляют Эдемский сад, а павлины на обе стороны представляют бессмертие».

Погребальная пещера
Под юго-восточной частью мозаики была обнаружена небольшая пещера. Среди находок в пещере были человеческие кости и масляные лампы, датируемые византийским периодом. По-видимому, пещера служила частью часовни, а возможно, это место захоронения тех армян, «чьи имена известны только Богу».

Сравнение с мозаикой птиц в Кесарии
В 1950 году в Кесарии была обнаружена мозаика, которая также включала множество изображений птиц в медальонах. Первоначально эта мозаика была идентифицирована как церковь, но более поздние раскопки в 2004 году привели к выводу, что это двор дворца поздневизантийского периода.

Несмотря на большое сходство по стилю и материалу между двумя мозаиками, между ними нет никакой дальнейшей связи. Иерусалимская мозаика небольшая, медальоны разделены виноградными лозами, птицы обращены к центральной оси, а здание было религиозным. Напротив, мозаика Кесарии почти в три раза больше, медальоны имеют каменную окантовку, все птицы обращены влево, а здание было частным. Кроме того, неизвестно, кто создал мозаику «Кесария», и нет никаких указаний на то, что художники были армянами.

Расположение и доступ
Первоначально мозаика располагалась в старом здании за Дамасскими воротами, на улице Пророков (А-Невиим), 16, в районе Мусрара. По состоянию на 2009 год вход на сайт был возможен только по согласованию с Армянским Патриархатом.

С 2022 года мозаика была перенесена в Армянский квартал Старого города, где ее планируется выставить после открытия отремонтированных армянских библиотеки и музея, что запланировано на октябрь. Мозаика находится во дворе музея.