Гробница Лазаря (Вифания)

 

Описание

Гробница Лазаря — традиционное место паломничества, расположенное в городе Аль-Эйзария на Западном берегу, традиционно называемом библейской деревней Вифания, на юго-восточном склоне Елеонской горы, примерно в 2,4 км (1,5 мили) к востоку от Иерусалима. . Гробница является предполагаемым местом чуда, описанного в Евангелии от Иоанна, в котором Иисус воскресил Лазаря из мертвых.

 

История

Место, священное как для христиан, так и для мусульман, было идентифицировано как гробница евангельского повествования, по крайней мере, с 4 века нашей эры. Однако, как утверждает Католическая энциклопедия 1913 года, хотя «совершенно очевидно, что нынешняя деревня образовалась вокруг традиционной гробницы Лазаря, которая находится в пещере в деревне», идентификация этой конкретной пещеры как настоящая гробница Лазаря «просто возможно; у него нет сильного внутреннего или внешнего авторитета». Археологи установили, что этот район использовался как кладбище в I веке нашей эры, а могилы этого периода были найдены «недалеко к северу от церкви».

На протяжении веков на этом месте существовало несколько христианских церквей. С 16 века на месте гробницы находится мечеть аль-Узейр. Прилегающая римско-католическая церковь Святого Лазаря, построенная между 1952 и 1955 годами под эгидой францисканского ордена, стоит на месте нескольких гораздо более старых. В 1965 году к западу от гробницы была построена греческая православная церковь.

Исторические церковные здания в Вифании
До конца 4 века нашей эры церковь в Вифании не упоминается, но и историк Евсевий Кесарийский (ок. 330 г.), и паломник из Бордо в Itinerarium Burdigalense (ок. 333 г.) упоминают гробницу Лазаря. Первое упоминание о церкви, посвященной Святому Лазарю, называемой Лазарием, принадлежит Иерониму в 390 году. Это подтверждает паломница Эгерия в своем Путеводителе, где она рассказывает о литургии, совершенной там около 410 года. считается построенным между 333 и 390 годами. Эгерия отмечал, что, когда литургия Лазаря в субботу на седьмой неделе Великого поста была совершена, «собралось так много людей, что они заполняют не только сам Лазарий, но и все поля вокруг ."

Лазарий состоял из церкви (к востоку от участка), гробницы Лазаря (к западу) и открытого пространства между ними, которое, вероятно, служило атриумом. Церковь представляла собой трехнефную базилику. Апсида в форме цельного прямоугольного блока находилась в восточной части. Ризница с каждой стороны открывалась в проходы.

Лазарий был разрушен землетрясением в 6 веке и заменен более крупной церковью. Эта церковь была упомянута коптским папой Феодосием I Александрийским ок. 518 г. и франкским епископом Аркульфом в его повествовании о Святой Земле ок. 680. Он сохранился нетронутым до эпохи крестоносцев. Вторая церковь следовала тому же общему плану, что и первая, но апсида была расположена примерно в 13 метрах (43 фута) к востоку, чтобы создать атриум большего размера. С южной стороны атриума была построена часовня.

В 1138 году король Фульк и королева Мелисенда получили от латинского патриарха деревню Вифанию в обмен на землю недалеко от Хеврона. Королева построила большой бенедиктинский монастырь, посвященный Марии и Марте, к югу от гробницы и церкви. Мелисенда провела капитальный ремонт византийской церкви 6-го века, которая оставалась центром паломничества. Для использования монастырем королева построила новую церковь над могилой Святого Лазаря с триапсидиоловым восточным концом, поддерживаемым цилиндрическими сводами (самый большой из которых будет использоваться для существующей в настоящее время мечети). Эта новая церковь была посвящена св. Лазарю, а старая церковь была переосвящена св. Мария и Марта. Мелисенда также укрепила комплекс башней.

После падения Иерусалима в 1187 году монахини монастыря отправились в изгнание. Новая западная церковь, скорее всего, была разрушена в это время, уцелели только гробница и сводчатый свод. Церковь и башня 6-го века также были сильно повреждены в это время, но устояли. После этого деревня, похоже, была заброшена, хотя посетитель в 1347 году упомянул греческих монахов, посещавших гробницу.

 

Гробница

Сегодня вход в гробницу осуществляется по неровным каменным ступеням с улицы. Как было описано в 1896 году, от тогдашнего современного уровня улицы было двадцать четыре ступени, ведущие к квадратному помещению, служившему местом молитвы, из которого еще несколько ступеней вели к нижнему помещению, которое, как полагают, было гробницей Лазаря. То же описание применимо и сегодня.

Ступени входят в вестибюль (3,35 м в длину и 2,20 м в ширину) через северную стену; контур бывшего входа через мечеть все еще можно увидеть на восточной стене. Пол вестибюля находится на две ступени выше уровня пола мечети, возможно, из-за падения камней с потолка из мягкого известняка во время строительства церкви эпохи крестоносцев над гробницей. Крестоносцы укрепили саму гробницу каменной кладкой, которая скрывает большую часть первоначальной каменной поверхности (за исключением нескольких отверстий). Выравнивание гробницы и прихожей предполагает, что они старше византийских церквей и вполне могут быть со времен Иисуса.

Три ступени соединяют вестибюль с внутренней погребальной камерой (размером чуть более двух квадратных метров). В нем есть три погребальные ниши (аркосолии), в настоящее время в основном скрытые каменной кладкой крестоносцев. Одна традиция помещает могилу Лазаря справа от входа, который раньше был закрыт горизонтальным камнем. Предание также говорит, что Иисус стоял в этой прихожей, когда вызывал Лазаря из могилы.

 

Существующие здания

Мечеть аль-Узейр
К 1384 году на месте существующих построек была построена простая мечеть. В 16 веке османы построили большую мечеть аль-Узайр для обслуживания жителей города (ныне мусульманских) и назвали ее в честь покровителя города Лазаря из Вифании. При строительстве использовались уцелевшие цилиндрические своды бывшей западной церкви. Его двор находится в атриуме византийской церкви.

В течение 100 лет после постройки мечети христиан приглашали на богослужения в ней, но европейские церковные власти осуждали эту практику, предпочитая, чтобы приверженцы конфессий оставались отдельными. Поскольку доступ христиан к гробнице стал более трудным, францисканцам в конце концов разрешили (между 1566 и 1575 годами) прорубить новый вход в гробницу с северной стороны. В какой-то момент первоначальный вход из мечети был заблокирован. Этот вход до сих пор можно увидеть в восточной стене вестибюля церкви.

Католическая церковь Святого Лазаря
В 1863 году францисканская Кустодия Святой Земли получила право собственности на участок земли недалеко от гробницы Лазаря. Другие площади были приобретены позже. В период с 1952 по 1955 год на этом участке над остатками бывших византийских восточных церквей и крестоносцев была построена современная церковь в честь Св. Лазаря. Двор этой церкви возвышается над западным концом старых церквей. Здесь до сих пор видны части оригинального мозаичного пола. Западная стена двора содержит западный фасад базилики 6-го века, а также ее три дверных проема. Примерно в двадцати пяти метрах вверх по холму к северо-западу от церкви находится современный вход в Гробницу Лазаря.

Греческая православная церковь Святого Лазаря
В 1965 году к западу от Могилы была построена современная греческая православная церковь. Его конструкция включает в себя северную стену бывшей средневековой бенедиктинской часовни. Рядом с церковью находятся руины, которые принадлежат Православному Патриархату и традиционно идентифицируются как Дом Симона Прокаженного или Лазаря.