Лифта, Иерусалим

 

Описание

Лифта (арабский: لفتا ; иврит: ליפתא ) была палестинской арабской деревней на окраине Иерусалима. Деревня обезлюдела в начале гражданской войны 1947–1948 годов в Подмандатной Палестине. В июле 2017 года Израиль объявил Лифту (называемую Мей Нефтоах) национальным заповедником. Его называют «Палестинскими Помпеями».

 

История

Библейская идентификация
Некоторые считают, что сайт идентичен библейскому ивриту: מי נפתוח Mei Neftoach. Он был заселен с древних времен; «Нефтоах» (иврит: נפתח, букв. Источник коридора) упоминается в еврейской Библии как граница между израильскими племенами Иуды и Вениамина и была самой северной демаркационной точкой территории колена Иуды. Другие ученые считают это отождествление правдоподобным, но отнюдь не бесспорным. Китченер и Кондер сочли отождествление с Нефтоахом неудовлетворительным и предпочли отождествить Лифту с Элефом Вениамина (Иисус Навин 18:28).

Железный век
В деревне были обнаружены археологические находки, относящиеся ко II железному веку.

Римский и византийский периоды
Римляне и византийцы называли его Нефто, а крестоносцы называли его Клепста.

Период крестоносцев
Остатки дворового дома периода крестоносцев сохранились в центре деревни.

Османская эпоха
В 1596 году Лифта была деревней в Османской империи, нахия (подрайон) Иерусалима в составе лива (округ) Иерусалима, и в ней проживало 72 мусульманских дома, примерно 396 человек. Он платил налоги на пшеницу, ячмень, оливки, фруктовые сады и виноградники; всего 4800 акче. Все доходы пошли на вакф.

В 1834 году здесь произошло сражение во время восстания того же года. Египтянин Ибрагим-паша и его армия сражались и нанесли поражение местным повстанцам во главе с шейхом Касимом аль-Ахмадом, видным местным правителем. Однако семья Касим аль-Ахмад оставалась могущественной и правила регионом к юго-западу от Наблуса из своих укрепленных деревень Дейр-Истия и Байт-Вазан примерно в 40 километрах (25 миль) к северу от Лифты. В 1838 году Эдвард Робинсон отметил Лифту как мусульманскую деревню, расположенную в районе Бени Малик, к западу от Иерусалима. Робинсон нанял погонщиков мулов из Лифты, отметив, что в Лифте «каждый крестьянин держит своего мула и обычно сопровождает его».

В 1863 году Виктор Герен описал Лифту как окруженную садами с лимонными деревьями, апельсинами, инжиром, гранатами, милостыней и абрикосами. В списке османских деревень около 1870 г. указано 117 домов и 395 жителей, хотя в подсчет населения входили только мужчины.

В обзоре Западной Палестины, проведенном PEF в 1883 году, она описывается как деревня на склоне крутого холма с родником и высеченными в скалах гробницами на юге.

В 1896 году население Лифты оценивалось примерно в 966 человек.

В 1907 году немецкий историк Густав Ротштейн был приглашен в Лифту своим учителем арабского языка Элиасом Насраллой Хаддадом. Ротштейн написал 20-страничную статью, описывающую свадебные торжества и религиозные праздники в Лифте.

Эпоха британского мандата
В 1917 году Лифта сдался британским войскам с белыми флагами и, как символический жест, ключами от деревни.

По переписи населения Палестины 1922 года население Лифты составляло 1451 человек, все мусульмане, а по переписи 1931 года (когда Лифта учитывался с «кварталом Шнеллера») оно увеличилось до 1893 человек; 1844 мусульманина, 35 евреев и 14 христиан, всего 410 домов.

Согласно одному израильскому источнику, во время палестинских беспорядков 1929 года некоторые жители деревни Лифта были среди банд, участвовавших в ряде грабежей и нападений на близлежащие еврейские общины.

По статистике 1945 года население Лифты составляло 2250 человек; 2230 мусульман и 20 христиан, а общая площадь земель составляла 8743 дунама, согласно официальному обследованию земли и населения. 3 248 дунамов приходилось на зерновые, а 324 дунама приходилось на застроенные (городские) земли.

До 1948 года в селе с населением около 2500 человек были фруктовые сады, несколько оливковых и винных прессов, а также современная клиника, две кофейни, две столярные мастерские, парикмахерские, мясная лавка и мечеть. В деревне проживало небольшое количество евреев, и одна из бывших еврейских жительниц охарактеризовала отношения своей семьи и палестинского большинства как «превосходные».

Во время гражданской войны 1947–1948 годов в Подмандатной Палестине Лифта, Ромема и Шейх Бадр, стратегически расположенные на дороге, ведущей из Иерусалима в Тель-Авив, были оперативным приоритетом для еврейских сил. Некоторые семьи уже покинули деревню после того, как несколько ранее, 4 декабря, было принято решение об эвакуации ее женщин и детей для размещения военной роты, а 4 декабря 1947 г. уехало несколько арабских семей. К середине декабря нерегулярные арабские ополченцы заняли позиции в Лифте для защиты этого места. Патрули «Хаганны» вступили в перестрелку с деревенскими ополченцами, в то время как «Иргун» и «Лехи» были еще более агрессивны. 28 декабря 1947 года деревня пострадала от того, что выжившие назвали «резней в Лифте», когда еврейские ополченцы обстреляли из пулемета и гранатометов кафе Салах Эйса. Чтобы предупредить жителей о необходимости эвакуации, дом мухтара был сожжен, а 20 домов взорваны, когда село было взято в осаду. В результате нападения семь человек погибли, еще больше женщин и детей покинули деревню. Деревня страдала от нехватки продовольствия в начале января. Впоследствии несколько жителей деревни вернулись домой, и Бенни Моррис сообщил, что «некоторые или большинство» сделали это. Впоследствии Абд аль-Кадир аль-Хусайни, посещая деревню, приказал женщинам, детям и старикам эвакуироваться, а мужчинам оставаться на месте. 29 января в результате рейда Леги были взорваны 3 дома в селе. К началу февраля село было оставлено нерегулярной милицией. Бенни Моррис называет причиной обезлюдения деревни военное нападение на поселение.

По словам одного жителя, опрошенного в 2021 году, насчитывается около 40 000 потомков первых беженцев, рассредоточенных по Восточному Иерусалиму, Западному берегу, Иордании и палестинской диаспоре. Несколько семей до сих пор сохраняют свои документы на собственность периода Османской империи, что свидетельствует о том, что они владеют частями Лифты.

Государство Израиль
После изгнания палестинских жителей из 410 домов Лифты остались 60 каменных домов, около трех этажей, вместе с мечетью, оливковым прессом и вымощенной плиткой дорожкой к источнику. Он внесен в список ЮНЕСКО как потенциальный объект всемирного наследия, а в 2018 году Фонд всемирного наследия внес деревню в список из 24 объектов наследия, находящихся под угрозой исчезновения.

Лифта использовалась для размещения еврейских беженцев во время войны, а после войны Еврейское агентство и государство Израиль поселили в деревне еврейских иммигрантов из Йемена и Курдистана, всего 300 семей. Однако право собственности на дома не было зарегистрировано на их имя. Условия жизни в Лифте были тяжелыми, дома находились в плохом состоянии, плохие дороги и транспорт, отсутствие электричества, воды и санитарной инфраструктуры. В 1969-71 годах большинство еврейских жителей Лифты предпочли уехать в рамках компенсационной программы Амидара. В крышах эвакуированных зданий были просверлены отверстия, чтобы сделать их менее пригодными для жилья, чтобы не поселились скваттеры. 13 семей, живших в той части села, которая находится недалеко от шоссе № 1 и не страдала от транспортных проблем, решили остаться.

В 1980-х годах Лифта была объявлена ​​муниципальным заповедником под эгидой Управления природы и парков Израиля.

В 1984 году одно из заброшенных зданий в селе было занято «бандой Лифта», еврейской группой, планировавшей взорвать мечети на Храмовой горе, которые были остановлены у ворот объекта с 250 фунтами взрывчатки, ручным гранаты и другое вооружение.

После отъезда еврейских жителей некоторые здания в деревне использовались для реабилитационного центра наркомании для подростков Лифта, который был закрыт в 2014 году, а с 1971 года для средней школы Лифта, школы открытого образования, которая переехала в Германию. Колония, Иерусалим, 2001 год.

В 2011 году было объявлено о планах снести деревню и построить элитный комплекс, состоящий из 212 роскошных жилых единиц и отеля. Бывшие жители подали в суд ходатайство о сохранении села как исторического места. Лифта была последней оставшейся арабской деревней, которая обезлюдела, не была ни полностью разрушена, ни вновь заселена. В 2012 году окружной суд Иерусалима отклонил планы перестройки деревни в престижный район.

К 2011 году было опубликовано три книги об истории палестинской деревни.

В июне 2017 года последние еврейские жители покинули деревню после урегулирования с правительством, которое признало, что они не были скваттерами, а были переселены в Лифту соответствующими властями. В июле 2017 года Мей Нефтоач был объявлен национальным заповедником. 55 из 450 каменных домов, построенных до 1948 года, все еще стоят.

В 2021 году Земельное управление Израиля, не проинформировав заранее власти муниципалитета Иерусалима, объявило в День Иерусалима, что, как сообщается, готовится тендер на строительство роскошного района на руинах деревни, который, по прогнозам, будет состоять из 259 вилл, отеля. , и торговый центр.

 

Археология

В 2010 году Мордехай Хейман провел археологические исследования в Лифте от имени Управления древностей Израиля (IAA).

 

Арабская традиционная одежда

Лифта была одной из самых богатых общин в районе Иерусалима, и женщины были известны своей прекрасной вышивкой. Свадебные платья Тхоб Габани были сшиты в Лифте. Они были сделаны из габани, натурального хлопка, покрытого шелковой цветочной вышивкой золотого цвета, произведенного в Алеппо, и были более узкими, чем другие платья. Рукава также были более зауженными. Бока, рукава и полотнище платья украшали шелковые вставки. Платья заказывали невесты в Вифлееме. Замужние женщины Лифты носили характерный конический головной убор шатве, который также носили в Вифлееме, Айн-Кариме, Бейт-Джале и Бейт-Сахуре.