Большая синагога Иерусалима (иврит: בֵּית הַכְּנֶסֶת הַגָּדוֹל בּיְרוּשָׁלַיִם) расположена по адресу 56 King George Street, Иерусалим, Израиль. Раввин Залман Друк был духовным лидером синагоги до своей смерти 11 декабря 2009 года.
Уже в 1923 году главные раввины Израиля, раввин Авраам Ицхак Ха-Коэн
Кук и раввин Яаков Меир призвали к созданию центральной и большой
синагоги в постоянно развивающемся Иерусалиме. В 1958 году был открыт
Зал Соломона, в который также входила синагога, что некоторые считали
ответом на призыв основать центральную синагогу в Иерусалиме. Однако с
годами небольшая синагога не удовлетворяла потребности верующих и
посетителей, число которых увеличивалось по мере того, как синагога
становилась все более известной. Через несколько лет было решено
перенести молитвы в большой вестибюль «Ичал Шломо», но аудитория росла
быстрыми темпами, и многие считали, что, наконец, должна быть построена
центральная синагога, которая станет неотъемлемой частью храма.
религиозной жизни Иерусалима, а также о том, что здесь должна быть
большая синагога, способная вместить в себя большое количество
посетителей и молящихся.
Для этой цели был выделен участок,
прилегающий к Соломонову залу. Жертвователем строительства здания стал
сэр Исаак Вольфсон, который также внес деньги на строительство Зала
Шломо. Архитекторами здания были Меир Рубин и Александр Фридман, которые
также спроектировали синагогу Йешурон. Теперь у архитекторов появилась
возможность реализовать многие строительные планы, которые изначально
были разработаны для «Йешурон». Подрядчиком был Матиаху Липшиц. Живым
духом строительства синагоги был доктор Моше Авраам Яффе, который
основал Хикал Шломо и много лет был председателем исполнительного
комитета Хикал Шломо.
Помимо основного вклада четы Вольфсонов из
Англии, чье имя закреплено на внешней площади синагоги, было много
других жертвователей, которые помогли в строительстве здания и чьи имена
выгравированы на стене возле лестницы, ведущей вверх. в молитвенный зал.
Вольфсоны посвятили здание памяти шести миллионов евреев, погибших во
время Холокоста, и мученикам Армии обороны Израиля.
Краеугольный
камень синагоги был заложен в июне 1969 года.
Открытие Большой
синагоги состоялось 2 или 5 числа 1982 года. В строительство синагоги
было вложено около 18 миллионов долларов.
За прошедшие годы
синагога несколько раз подвергалась вандализму с граффити и надписями
протеста, осуждающими Израиль, его лидеров и политику. Например, в ночь
на Йом-Кипур в 2002 году, в 2003 и 2004 годах.
Дизайн синагоги и
ее украшения
Большая синагога была спроектирована как синагога
ашкеназов; Формулировка молитвы и особенно формулировка профессиональных
канторов, прошедших перед ковчегом, была ашкеназской. Только форма
сидения в синагоге, рассчитанной на 2000 мест, напоминала сефардскую
синагогу: молящиеся сидят спиной к стене, а лицом к платформе для чтения
Торы, и это должно интегрировать культуры членов различные деноминации
ради единства Израиля. На первом этаже синагоги находится небольшая
синагога под названием «Хазон Овадия», которая используется верующими в
сефардском стиле (где раввин Овадия Йосеф регулярно молился каждый
Шаббат, поэтому синагога названа в его честь).
В просторном
молельном зале, дизайн которого дотошный и точный, есть несколько
примечательных деталей: множество витражей, окружающих места для
сидения, и особенно большой и красочный витраж над Ковчегом Завета в
передней части зала. Этот витраж, созданный художницей Региной Хейм,
сочетает в себе стихи, картины, буквы от 1 до 10, изображения и имена
предков нации.
Остальные детали в синагоге, большие и малые, были
спроектированы архитекторами: люстры, символы, которые висят на
помощницах, сиденья, ковчег и пелены на нем, и даже зал радостей на
Нижний этаж.
Перед Ковчегом Завета стоит хор, сопровождающий
кантора на сцене, используемой по субботам и праздникам. Рядом с местами
для участников хора два стула зарезервированы для главных раввинов
Израиля (раввин Давид Лау и раввин Ицхак Йосеф), которые часто посещают
это место на официальных и праздничных мероприятиях. Перед ними стоят
два кресла, украшенные государственным гербом и израильским флагом и
предназначенные для глав государств.
В центре зала, над помостом
для чтения Торы, висит люстра весом три с половиной тонны, которую раз в
год снимают и чистят. По обеим сторонам платформы стоят два стула: один
для раввина синагоги, а другой для главного кантора синагоги.
Здание вызвало отзывы, которые касались внутреннего убранства здания,
которое украшают мраморные плиты, стеклянные люстры, цветные витражи и
резные изделия из дерева. Эта критика была выражена до крайности в
статье журналиста Ицхака Тишлера, озаглавленной «У евреев был свет»:
«Символ недавно разбогатевшего Израиля. Символ общества, которое не
умеет различать красоту и роскошь. Символ страны, решившей поразить мир
в любой сфере и любой ценой (...) и потому не важен стиль. Не важна
правда, вытекающая из материала".
В 1982 году первым главным кантором синагоги был
назначен кантор Нафтали Харштик, всемирно известный кантор (который
также служил кантором в Соломоновом зале в 1981 году, за год до
основания Большой синагоги). За время работы Нафтали Харштика в Большой
синагоге в Иерусалиме он сочинил и аранжировал десятки мелодий и
речитативов для проводимых там молитв (в сотрудничестве с Раймондом
Гольдштейном) для синагогального хора (дирижер Эли Яффе) и наметил
уникальный молитвенный стиль, сочетающий традиционное пение во всех его
нюансах с современной музыкой, обеспечивая при этом точную интерпретацию
и верность написанному слову и формулировке молитвы. Многие говорят, что
«славный период» Большой синагоги пришелся на времена, когда Нафтали
Герстик служил там канторами. Он был главным кантором синагоги в течение
тридцати лет до выхода на пенсию в 2010 году.
После Харштика
главным кантором был назначен кантор Хаим Адлер. Со временем помощником
кантора был назначен Авраам Киршенбаум (ученик Нафтали Херштика и Эли
Яффе).
После окончания контракта с Адлером главными канторами
были назначены канторы Авраам Киршенбаум и кантор Цви Вайс. Сегодня они
оба канторы Большой синагоги.
Хор Большой синагоги в Иерусалиме
состоит из тридцати человек. Дирижер - Эли Яффе, сын Моше Авраама Яффе,
основателя синагоги. Аранжировщик хора – Раймонд Гольдштейн.
Большинство известных и музыкальных произведений, в которых хор и кантор
используют молитвы в Шаббат и во время праздников, - это произведения
Нафтали Херштика и Раймонда Гольдштейна.
Молитвы
Среди
множества верующих, посещающих синагогу, выделяются известные
общественные деятели Государства Израиль, среди них главные раввины:
раввин Давид Лау, раввин Исраэль Меир Лау (бывший главный раввин, ныне
раввин Тель-Авива), раввин Ицхак Йосеф (сын раввина Овадии Йосефа),
бывший премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, бывший президент
Государства Израиль Шимон Перес, бывший премьер-министр Израиля Менахем
Бегин, президент Государства Израиль Ицхак Герцог и другие. Это
усиливает национализм и этатизм, царящие в синагоге.