Лука 19:33
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой
Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в
противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла
привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав
его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите
ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он
сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его
сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен
Господу.
Виффагия (иврит בית פגי Bēth Paggē «Дом незрелых смокв») или
Виффагия — христианское религиозное место на Елеонской горе к
востоку от исторического Иерусалима.
Виффагия упоминается в
Новом Завете как место в древнем Израиле, откуда Иешуа/Иисус послал
своих учеников найти осленка, на котором он поедет в Иерусалим. В
синоптических Евангелиях он упоминается как близкий к Вифании, где
он останавливался непосредственно перед своим триумфальным въездом в
Иерусалим.
Однако другая возможность, основанная на трудах
блаженной Анны Екатерины Эммерих, поместила бы его в долину к
востоку от ас-Савахира аш-Шаркия, поскольку, как она пишет,
«поднявшись от Виффагии на гору Елеонскую, можно было увидеть, через
высокие холмы, окаймлявшие дорогу с обеих сторон, и Храм, стоящий
напротив», вид, возможный только из Абу-Диса. Она описывает: «Он
лежал на низменной болотистой местности и представлял собой бедное
местечко, состоящее всего из ряда домов по обе стороны дороги».
Тогда древняя Вифания должна была быть дальше на восток, чем
Виффагия, но в непосредственной близости от Иерусалима, столицы,
данной Богом еврейскому народу.
Живущие там неизвестные
жители деревни, владельцы осленка согласно Евангелию от Луки 19:33,
разрешили ученикам Иисуса забрать осленка для триумфального въезда
Иисуса в Иерусалим, что должно было произойти за четыре дня до
Пасхи. Ежегодная прогулка Вербного воскресенья в Иерусалим
начинается здесь, в Виффагии.
Евсевий (Оном 58:13) поместил
его на Елеонской горе. Вероятно, это было по дороге из Иерусалима в
Иерихон и в пределах субботнего пути от Иерусалима, то есть 2000
локтей. В вероятном месте находится францисканская церковь Виффагии.
На этом месте была обнаружена пещера Кохм, типичная для иерусалимской
погребальной формы конца периода Второго Храма, содержащая глосскамы и
глиняную посуду. Также были обнаружены сельскохозяйственные объекты,
такие как гетто. На этом месте также есть остатки двух церквей:
византийской церкви и над ней остатки церкви крестоносцев.
Самая
захватывающая находка в этом месте - это скала, известная как «Стела
Бетпажа» или Стела Бетпажа, которая была обнаружена во время освящения
францисканской церкви в 19 веке. Это большой каменный блок,
принадлежащий апсиде церкви крестоносцев. Скала датируется 1170 годом и
с четырех сторон украшена сценами из Нового Завета: воскрешение Лазаря,
миссия двух учеников найти Иисуса на осле, въезд Иисуса в Иерусалим и
Иисус с Марфой и Марией. Крестоносцы верили, что Иисус использовал этот
камень, чтобы сесть на осла.
Скала сегодня огорожена железной
решеткой, а за ней зеркалом, так что можно легко разглядеть украшения со
всех сторон.
Нынешняя церковь в Виффагии
была построена в 1883 году на остатках предыдущих церквей. Церковь была
отремонтирована, и в 1954 году Антонио Берлуцци добавил к ней башню.
Церковь построена в стиле крестоносцев и выделяется своим отличием от
соседней греческой православной церкви, имеющей красную черепичную
крышу.
Росписи на скале были восстановлены в 1950 году художником
Чезаре Вагарини, который позже также украсил стены новой церкви фресками
в том же стиле. На фресках изображена толпа, готовящаяся к шествию
Христа. На другой стене священники держат свиток со словами из Евангелия
от Иоанна 12:19: «Фарисеи отвечали и говорили друг другу: «Видишь,
ничего не поделаешь. Вот мир смотрит ему вслед." Вокруг окон на латыни
написаны фразы, сказанные Иисусу, когда он входил в город.
Останки крестоносцев хорошо видны на полу возле апсиды. За алтарем
находится картина, изображающая историю о том, как Иисус едет в храм в
сопровождении своих учеников. Довольно интересным образом алтарь в
церкви относится к типу, который сегодня не распространен в католических
церквях, потому что вместо того, чтобы смотреть вперед, он обращен
спиной к публике. Поэтому священники, проводящие мессу, должны стоять
спиной к собранию верующих, как они это делали перед Вторым Ватиканским
Собором.
На алтаре религиозный священник совершает самое важное
таинство таинства Мессы: обряд обращения (пресуществления). Во время
церемонии берут хлеб и вино и произносят слова Иисуса: «Это моя плоть и
это моя кровь». Согласно христианскому поверью, в этот момент хлеб и
вино проходят через горечь и становятся плотью и кровью Иисуса. Перед
Вторым Ватиканским Собором священник совершал церемонию обращения, стоя
спиной к толпе, и прислужник звонил в колокол, произнося слова
обращения, возвещая о свершении чуда. После конференции публике
разрешено наблюдать за церемонией, и во многих местах колокольный звон
отменен.
Шествия Вербного воскресенья
Начиная с 1933 года
латиноамериканцы покидают дом Пегги и направляются в церковь Санта-Ана в
Вербное воскресенье, начиная за неделю до Пасхи и открывая Страстную
неделю. Шествие возглавили в IV веке, и его маршрут менялся в разные
периоды истории. В 17 веке османы отменили шествие, и латинский патриарх
Релчины возобновил его в 1933 году. Сегодня в ней участвуют и
протестанты разных конфессий. Англиканцы идут от Вифании к Елеонской
горе через ручей Кедрон, как это было принято в конце 15 века и первой
половине 16 века. Английских паломников, которые возвращались в свою
страну из Святой Земли и привозили с собой пальмовые пальмы, раньше
называли «Палмерами», и, вероятно, отсюда и происхождение английских
семей с таким именем. Греческое православное шествие от Патриархата к
Храму Гроба Господня, как и в любом религиозном шествии. Пальмовые
листья хранятся до Пепельной среды следующего года, затем их сжигают, а
пепел наносят в виде креста на головы или лбы верующих в знак траура и
епитимьи при подготовке к памяти акт искупления Иисуса на Пасху.