Крупнейшие Города Израиля

Иерусалим

Тель-Авив

Вифлеем

Назарет

Акко

Хайфа

Ашдод

Ашкелон

Кесария

Тверия

 

Бейт-Шеарим, Израиль

Бейт-Шеарим

 

Описание Бейт-Шеарим

Бейт-Шеарим (иврит: בֵּית שְׁעָרִים, «Дом ворот») - это название, используемое в настоящее время для древнего еврейского города Бет-Шеараим (בּית שערַיִם, «Дом двух ворот») или Кфар-Шеарайим. (כְּפר שערַיִם, «Деревня двух ворот»), ставший популярным благодаря своему некрополю, ныне известному как Национальный парк Бейт-Шеарим. Это место, расположенное на холме, первоначально было известно под арабским названием Шейх Ибрейк или Шейх Абрейк, приобретенным Еврейским национальным фондом и которое исторический географ Самуэль Кляйн в 1936 году определил как талмудический Бейт-Шеарим.

Частично раскопанные археологические раскопки состоят в основном из обширного некрополя высеченных в скале гробниц и некоторых остатков самого города. Сайт находится в ведении Управления национальных парков. Он граничит с городом Кирьят-Тивон на северо-востоке и расположен в пяти километрах к западу от мошава Бейт-Шеарим. Он расположен в 20 км к востоку от Хайфы в южных предгорьях Нижней Галилеи.

В 2015 году некрополь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромный некрополь города вырезан из мягкого известняка и содержит более 30 систем погребальных пещер. Хотя раскопана лишь часть некрополя, его сравнивают с книгой, высеченной на камне. Его катакомбы, мавзолеи и саркофаги украшены сложными символами и фигурами, а также впечатляющим количеством вырезанных и нарисованных надписей на иврите, арамейском, пальмиренском и греческом языках, документирующих два столетия исторических и культурных достижений. Богатство художественных украшений, содержащихся на этом самом древнем обширном еврейском кладбище в мире, не имеет себе равных.

 

Название

Согласно Моше Шарону, вслед за Йехезкелем Кучером, город назывался Бейт-Шеараим или Кфар-Шеараим (Дом / Деревня Двух Врат). Древнее йеменское еврейское произношение этого имени также - «Бет Шеараим», что более тесно связано с древнегреческим переводом имени, то есть Βησάρα, «Бесара».

Популярная орфография еврейского слова «дом», בֵּית, - «бейт», в то время как традиционное слово короля Иакова - «беф». Сейчас предпринимаются попытки заменить оба этимологически более подходящим словом «бет».

 

История

Железный век
Осколки керамики, обнаруженные на этом месте, указывают на то, что первое поселение здесь восходит к железному веку.

Период Второго Храма
Бейт-Шеараим был основан в конце I века до нашей эры, во время правления царя Ирода. Римско-еврейский историк Иосиф Флавий в своей «Житии» назвал город по-гречески Бесарой, административным центром имений царицы Береники в Изреельской долине.

Римский и византийский периоды
Бенджамин Мазар описал его как процветающий еврейский город, который, в конце концов, был разрушен пожаром в 352 году в конце еврейского восстания против Галла, и что через некоторое время он был преобразован в византийский город, но более поздние исследования показывают, что восстание Галла имело много меньшее влияние на город. Землетрясение в Галилее 363 г. нанесло ущерб Бет Шеараим, но без долгосрочных последствий.

После разрушения Второго Храма в 70 г. н. Э. Синедрион (еврейский законодательный орган и высший совет) мигрировал с места на место, сначала войдя в Джабне, затем в Ушу, оттуда в Шефар'ам, а оттуда в Бейт-Шеараим. Город упоминается в раввинской литературе как важный центр еврейского образования во 2 веке. Здесь жил рабби Иуда-князь (Йехуда Ха-Наси), глава синедриона и составитель Мишны. В последние семнадцать лет своей жизни он переехал в Сепфорис по состоянию здоровья, но планировал свои похороны в Бейт-Шеариме. По преданию, ему принадлежала эта земля, которую он получил в подарок от своего друга, римского императора Марка Аврелия Антонина. Самым желанным местом захоронения евреев была Елеонская гора в Иерусалиме, но в 135 году нашей эры, когда евреям запретили посещать этот район, альтернативой стал Бейт-Шеарим. Тот факт, что здесь был похоронен раввин Иуда, побудил многих других евреев со всей страны и из еврейской диаспоры, из близлежащей Финикии в далекий Химьяр в Йемене, быть похороненным рядом с его могилой.

Первоначально считалось, что Бейт-Шеараим был разрушен во время восстания евреев против Галла в середине 4-го века, но недавние исследования показали, что разрушения были гораздо менее обширными. Землетрясение 386 г. нанесло некоторый ущерб, но город восстановился и процветал в эпоху византийского владычества. На стенах катакомб, содержащих многочисленные саркофаги, было обнаружено почти 300 надписей в основном на греческом, а также на иврите, арамейском и пальмиренском языках.

Ранний исламский период
С начала раннеисламского периода (7 век) поселения были редкими. Во время раскопок было обнаружено 75 светильников, относящихся к периоду правления Омейядов (VII-VIII вв.) И Абасидов (VIII-XIII вв.) Над Палестиной. На этом месте также была обнаружена большая стекольная фабрика IX века периода Аббасидов (см. Ниже).

Период крестоносцев
Есть некоторые свидетельства активности на территории бывшего города и некрополя, относящиеся к периоду крестоносцев (12 век), вероятно, связанные с путешественниками и временным поселением.

Османский период
По крайней мере с конца 16 века здесь располагалась небольшая арабская деревня под названием Шейх Бурейк. На карте Пьера Жакотена времен вторжения Наполеона 1799 года было показано место, названное Шейк Абрит.

Деревня снова упоминается в Обзоре Западной Палестины (SWP) Кондера и Китченера со ссылкой на данные 1859 года и Виктора Герена за 1875 год. В 1872 году османские власти продали Шейк Абрейк (вместе с 23 деревнями и примерно семьюдесятью квадратными милями земли) за 20 000 фунтов стерлингов ливанской семье Сурсук. В «Обзоре Западной Палестины», опубликованном в 1881 году, шейх Абрейк описывается как небольшая деревня, расположенная на холме с заметным макамом (святилищем, священной гробницей), расположенным на юге. Деревенские дома были построены в основном из глины и принадлежали семье Сурсук. Население в то время составляло около 150 человек. Во время Первой мировой войны «лучшие дубы» шейха Бурейка были «безжалостно уничтожены» турецкой армией для использования в качестве железнодорожного топлива.

Британский мандат
Перепись населения Палестины в октябре 1922 года зафиксировала Шейх Абрейк с населением 111 мусульман. В какой-то момент в начале 1920-х годов семья Сурсук продала земли деревни Еврейскому национальному фонду через Иегошуа Ханкина, сионистского активиста, который отвечал за большую часть крупных покупок земли Всемирной сионистской организацией в Османской Палестине. После продажи, в которую вошли земли арабских деревень Харития, Шейх Абрейк и Харбадж, в общей сложности 59 арабских арендаторов были выселены из трех деревень, при этом была выплачена компенсация в размере 3 314 фунтов стерлингов. В 1925 году сионистской политической партией и движением за поселения «Хапоэль ха-Мизрахи» было основано сельскохозяйственное поселение, также названное Шейх Абрейк.

 

Археология

Археологическое значение этого места было признано в 1880-х годах Исследованием Западной Палестины, которое исследовало множество гробниц и катакомб, но не проводило раскопок. В 1936 году Александр Заид, нанятый JNF в качестве сторожа, сообщил, что он обнаружил брешь в стене одной из пещер, которая вела в другую пещеру, украшенную надписями. В 1930-х и 1950-х годах на этом месте раскопали Бенджамин Мазар и Нахман Авигад. Еще в 2014 году система погребальных пещер в Бейт-Шеариме все еще исследовалась и раскапывалась.

 

Городские ворота

Главный вход в город был расположен на восточной стороне города. Остатки городских ворот видны ниже. Большая часть города покрыта лесом и регион вокруг холма и еще не раскопана.

Бейт-Шеарим

Доходы города Бейт-Шеарим опирались на сельское хозяйство (пшеница, кукуруза, маслины и виноград), а затем были добавлены строительство катакомб и их же грабеж. Рядом с городскими воротами находятся остатки масляного пресса, которые видны ниже. В основании масляного пресса оливки помещали в мешки поверх основания, а тяжелый камень прижимали сверху, измельчая оливки и выдавливали масляный экстракт через небольшую канавку с правой стороны. Оттуда они вливались в амфоры.

Бейт-Шеарим

Синагога

Рядом с входом в древний город стояла синагога. На фотографии ниже находится лицевая сторона синагоги. Отсюда молящиеся спустились по лестнице в Некрополь - массив катакомб, которые лежат прямо под этой областью на склоне холма. Синагога имеет размеры 35 х 15 м, а ее вход направлен на юг (к Иерусалиму).

Бейт-Шеарим

Священная гробница Шейха Ибрика

Гробница шейха Ибрика расположена на восточном краю Тель-Бей-Шэрима, с видом на долину Изреель. Не известно, кто здесь похоронен, но имя (Ибрик означает ваза) соответствует арабской традиции, связанной с легендой о верующем, который часто мыл свои руки в кувшине с водой. Основываясь на легенде, многие больные люди приходили сюда, чтобы помолиться и обмыться в местных источниках.


Вы можете подняться на крышу и насладиться увлекательным видом на долину внизу. Отсюда можно увидеть Гиват Хаморех, где расположен Наим, и гора Гибоа, где был убит король Саул. Согласно новым традициям, эта гробница названа в честь Барака, сына Абиноама, библейского военного героя, который победил Сисару во времена судьи Деборы (судьи 4 и 5). Его победа была достигнута на полях и холмах рядом (4:16: «Но Барак преследовал колесниц воинство язычников; и все воинство Сисары пало от его меча; Не осталось ни одного человека ").

Бейт-Шеарим

Бейт-Шеарим

Статуя Александра Заида

На вершине холма, в центре древнего города Бейт-Шеарим, тоит современная бронзовая статуя Александра Заида на лошади и наблюдающего за долиной Изреель под ней. Александр Зайд был фермером и охранником еврейских земель вокруг этого района, а также одним из основателей «Хашомера» (иврит - защитник). Он был убит в засаде неподалеку от Бейт-Шеарим во время одного из своих патрулей (1938 год). Его сыновья и друзья отомстили за его смерть и убили арабского убийцу. Дом Зиида находится здесь же, и его семья продолжает работать на ферме.

Бейт-Шеарим

Еврейский некрополь
На данный момент в некрополе Бейт-Шеарим обнаружена 21 катакомба, почти все из которых содержат главный зал с углублениями в стене (loculi) и саркофаги, в которых когда-то хранились останки мертвых. С тех пор они были удалены либо грабителями могил, либо Атра Кадиша, правительственным органом, ответственным за перезахоронение эксгумированных костей на археологических раскопках. Большинство останков датируются 2-4 веками нашей эры. В некрополе было обнаружено около 300 надгробных надписей, большинство из которых выгравированы на греческом языке, а некоторые - на иврите и арамейском языке. Географические ссылки в этих надписях показывают, что некрополь использовался людьми из города Бейт-Шеарим, из других мест Галилеи и даже из таких далеких городов, как Пальмира (в Сирии) и Тир. Другие прибыли из Антиохии (в Турции), Месены (в Южной Месопотамии), финикийского побережья, Сидона, Бейрута и Библа (в Ливане) и Химьяра (в Йемене), а также из других мест.

Помимо обширного массива надписей на нескольких языках, на стенах и гробницах есть множество изображений, выгравированных и вырезанных с рельефом, от еврейских символов и геометрических украшений до животных и фигур из эллинистических мифов и религии. Многие эпиграммы, написанные от имени умершего, демонстрируют сильное влияние эллинистической культуры, так как многие из них взяты непосредственно из стихов Гомера. Доступ ко многим катакомбам можно было получить, пройдя через каменные двери, которые когда-то вращались вокруг своей оси.

В октябре 2009 года для публики были открыты две новые пещеры, усыпальницы которых относятся к первым двум векам нашей эры. Катакомбы № 20 и № 14 регулярно открыты для публики, но большинство катакомб остаются закрытыми для публики, а некоторые открываются по выходным по специальному запросу и предварительной записи. 

Бейт-Шеарим

Бейт-Шеарим

Бейт-Шеарим

Бейт-Шеарим

Бейт-Шеарим

Пещера Иегуды Ханаси (принца Иуды)

Иерусалимский Талмуд и Вавилонский Талмуд цитируют Бейт-Шеарим как место захоронения раввина Иуды-принца (на иврите: Иегуда ха-Наси). Его похороны описываются следующим образом: «В тот день были совершены чудеса. Был вечер, и все города собрались, чтобы оплакивать его, и восемнадцать синагог прославили его и перенесли в Бет-Шеарим, и дневной свет оставался, пока все не добрались до его дома (Кетубот 12, 35а) ». Тот факт, что здесь был похоронен рабби Иуда, считается основной причиной популярности некрополя в эпоху поздней античности. Катакомбы нет. 14, вероятно, принадлежал семье раввина Иуды князя. Четкая надпись, в которой указаны имя и титул раввина Иуды, князя в этой катакомбе, указывает на то, что это место его захоронения. Надпись на стене на иврите из Катакомб 14 гласит: «Симон [Шимон], сын мой будет Хакхам [президент синедриона], Гамалиил, сын мой, патриарх, Ханания бар Хама будет председательствовать над великим двором», в отношении сыновей раввина Иуды рабби Шимона и Рабби Гамлиэль и его ученик, рабби Ханина бар Хама, заявление, которое также упоминается в трактате Талмуда Кесубос. Две гробницы, расположенные рядом друг с другом в одной катакомбе, идентифицируются двуязычными еврейскими и греческими надписями как гробницы «Р. Гамлиэль» и «Р. Шимон», которые, как считается, относятся к сыновьям Иуды, наси Гамалиэлю III и хахаму рабби Шимону. .

Химьяритские гробницы
В 1937 году Бенджамин Мазар обнаружил в Бейт-Шеариме систему гробниц, принадлежащих евреям Химьяра (ныне Йемен), датируемых III веком нашей эры. О прочности связей между йеменскими евреями и Землей Израиля можно узнать из системы гробниц в Бейт-Шеариме, датируемой III веком. Очень важно, что евреев из Чимьяра привозили для погребения в то место, которое тогда считалось престижным, недалеко от катакомб синедриона. Те, у кого были финансовые средства, привезли своих умерших для захоронения в Земле Израиля, поскольку для евреев считалось выдающимся достоинством не быть похороненными в чужих землях, а, скорее, в земле их предков. Предполагается, что Шимьяриты при жизни были известны и уважаемы в глазах тех, кто жил в Земле Израиля, поскольку одному из них, по имени Менахем, был придуман эпитет кыл Омир [князь Шимьяр] в восьмизначной лигатуре yimyari, а в греческой надписи он назывался Menae presbyteros (Менахем, старейшина общины). Имя женщины, написанное по-гречески в форме родительного падежа, Ενλογιαζ, также выгравировано здесь, что означает либо «добродетель», «благословение», либо «безвозмездно»; однако его точная транскрипция остается предметом научных споров.

Период Аббасидов
Стекольная промышленность
В 1956 году бульдозер, работавший на этом месте, обнаружил огромную прямоугольную плиту размером 11 × 6,5 × 1,5 футов и весом 9 тонн. Первоначально он был заасфальтирован, но в итоге был изучен и оказался гигантским стеклом. В IX веке в период Аббасидов здесь располагалась стекловаренная печь, которая производила большие партии расплавленного стекла, которое охлаждали, а затем разбивали на мелкие кусочки для изготовления стеклянных сосудов.

Поэма внутри катакомб
Элегия, написанная арабским шрифтом, типичным для IX – X веков и содержащая дату 287 или 289 г. хиджры (900 или 902 г. н.э.), была найдена в катакомбах Магарат аль-Джаханнам («Пещера ада») во время раскопок, проведенных там в 1956 году. Сложная и красиво сформулированная элегия была составлена ​​ранее неизвестным поэтом Умм аль-Касим, имя которого в стихотворении написано акростихом, и ее можно прочитать в книге Моше Шарона или здесь, в Википедии.

Моше Шарон предполагает, что это стихотворение может означать начало практики обращения с этим местом как святилищем шейха Абрейка, и предполагает, что это место использовалось для захоронения в это время, а возможно, и позже. Он также отмечает, что пещера, в которой была найдена надпись, является частью обширной области древних руин, которые представляли собой естественное место для возникновения местной святыни. Опираясь на работы Тауфика Ханаана, Шарон цитирует свое наблюдение о том, что 32% священных мест, которые он посетил в Палестине, находились поблизости от древних руин.

Раскопки продолжаются
Раскопки на этом месте были возобновлены Ади Эрлихом от имени Института археологии Зинмана Хайфского университета. Эрлих сосредоточивает свои раскопки на вершине холма над некрополем, где находился древний город.