Лахиш или Лахис, Израиль

Лахиш или Лахис

 

Описание Лахиша или Лахиса

Лахиш был вторым самым важным укрепленным городом в царстве Иудеи после Иерусалима. Он охранял главную дорогу от Египта до Иерусалима. Лахиш упоминается во многих библейских рассказах, в том числе о ассирийских и вавилонских походах, когда Лахиш был ключевым городом для завоевания Иудейского царства. Основные моменты визита в руины города включают ассирийский осадный пандус, основание иудейского дворцового форта и комплекс городских ворот.

 

Лахиш расположен в израильском регионе Шефела, между горой Хеврон и побережьем Средиземного моря. Впервые он упоминается в письмах Амарны как Лакиша / Лакиса (EA 287, 288, 328, 329, 335). Согласно еврейской Библии, израильтяне захватили и разрушили Лахиш за то, что присоединились к союзу против гаваонитян (Иисус Навин 10: 31–33). Позднее территория была передана колену Иуды (15:39) и стала частью Израильского царства.

Из городов древнего Иудейского царства Лахиш был вторым по значимости после Иерусалима. Одно из лахских писем предупреждает о надвигающемся вавилонском разрушении. Он гласит: «Пусть мой господин знает, что мы наблюдаем за маяком Лахиша согласно сигналам, которые дал мой господин, ибо Азека не видно». Согласно пророку Иеремии, Лахиш и Азека были двумя последними городами Иудеи, которые пали перед завоеванием Иерусалима (Иеремия 34: 7). Эту керамическую надпись можно увидеть в Музее Израиля в Иерусалиме.

 

Расположение и воздушная карта:
Тель-Лахиш примыкает к мошаву Лахиш, в 9 км к юго-востоку от города Кирьят-Гат. Он расположен в предгорном районе Иудеи (Шефела), спрятанном между невысокими холмами недалеко от долины Нахаль Лахиш (Вади Гуфр). Курган окружен глубокими долинами, обеспечивающими естественную защиту. Вершина древнего городища находится на высоте 273 м над уровнем моря или 50 м над долиной на его северной стороне.

Доступ к вершине кургана находится с южной стороны, где вы можете припарковать свой автомобиль. Тропинка поднимается по восточной стороне на вершину холма, а потом можно вернуться обратно через западные ворота.

История места:
Ранние периоды
Самые ранние останки, найденные в Тель-Лахисе, относятся к периоду неолита (8300-4500 гг. до н.э.).

Небольшое поселение было основано на вершине холма в эпоху ранней бронзы (3150–2200 гг. до н.э.), которое росло в размерах и, возможно, также было укреплено к концу эпохи ранней бронзы.

Ханаанский период
В 13 и 12 веках до нашей эры (поздний бронзовый век) Лахиш процветал под властью Египта. Он охватывал всю площадь вершины и часть склонов, но не был укреплен. Город-государство Лахиш контролировал большую территорию (по оценкам, 990 км2) и доминировал над двумя десятками спутниковых участков. Лахис был одним из самых процветающих городов Ханаана и торговал с другими странами региона.

В середине 12 века до н.э. (1140-1130 гг.) город был полностью разрушен, стерт с лица земли, а его население сослано. Это разрушение могло быть совершено израильтянами, о чем свидетельствует Библия, или народами моря (позднее: «филистимлянами»). Затем Лахиш был заброшен на два столетия.

Библейский период – Иисус Навин
Лахис был одним из ханаанских городов, сражавшихся против Иисуса Навина в битве коалиции аморейских царей. Коалиция попыталась заблокировать вторгшихся израильтян после их побед в Иерихоне и Гае. Цари решили наказать Гаваон, ханаанский город, подписавший мирное соглашение с Иисусом Навином (Иисус Навин 10:5):

«И собрались пять царей Аморрейских, царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Эглонский, и пошли, они и все воинство их, и расположились станом пред Гаваоном и воевали с ним».

Иисус Навин преследовал 5 аморейских царей вплоть до Азеки. Израильтяне убили амореев, и Бог бросил большой град, который уничтожил их (Иисус Навин 10:10-11):

«И поразил их Господь пред Израилем, и поразил их великим поражением в Гаваоне, и преследовал их по дороге, ведущей к Вефорону, и поразил их до Азеки и до Македа.

И было, когда они бежали от Израиля и спускались в Вефорон, Господь бросал на них с неба большие камни до самого Азека, и они умирали; сыны Израилевы умерщвлены мечом».

Затем израильтяне завоевали Лахис, уничтожив его ханаанских жителей (Иисус Навин 10:31-31):

«И прошел Иисус и все Израильтяне с ним из Ливны в Лахис, и расположился станом против него, и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и они взяли его во второй день и поразили его острие меча и все души, которые в нем, все, что он сделал с Ливной».

Город Лахис также указан как один из завоеванных городов (Иисус Навин 12:7, 11): «И это цари страны, которую поразил Иисус Навин и сыны Израилевы… Царь Иармуфский, один; царь Лахисский, один;…».

Библейский период - Израильское Царство

Лахиш был важным укрепленным городом во времена Иудейского царства (с 11 по 6 век до н.э.), защищая царство от нападений филистимлян на его западную границу. Есть несколько текстов, в которых подчеркивается его стратегическое значение для царей Иудеи:

Царь Робам, сын Соломона, укрепил город (2 Паралипоменон 11 5-12):

«И поселился Ровоам в Иерусалиме, и построил оборонительные города в Иудее. Он построил… Шоко, и Одоллам, и Гат, и Марешу, и Зиф, и Адораим, и Лахис, и Азеку… И укрепил крепости, и поставил в них начальников, и запасы съестных припасов, и масла и вина. И в каждом городе поставил он щиты и копья, и сделал их чрезвычайно крепкими…».

В 2019 году в слое V был обнаружен участок широкой стены, которую некоторые ученые считают стеной, построенной Ровоамом.

 

Царь Амасия, сын Иоаса, нашел убежище в городе в 767 г. до н.э. после своего поражения от Северного царства (4 Царств 14 13, 19; также 2 Паралипоменон 25 27–28):

«И взял Иоас, царь Израильский, Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Охозиина, в Вефсамисе… И составили против него заговор в Иерусалиме, и он убежал в Лахис; но послали за ним в Лахис и там убили его».

Ассирийцы (8-7 век до н.э.):

Ассирийская империя, набиравшая силу в регионе, завоевала Северное Израильское царство в 732 г. до н.э., разрушив большинство городов и деревень на этой земле. Южному Иудейскому царству удалось пережить этот натиск, объединившись с ассирийцами, но ненадолго. После смерти ассирийского царя Саргона II (722 705 гг. до н. э.) царь Езекия поднял мятеж против ассирийцев, присоединившись к другим городам области, пытавшимся освободиться от ассирийского завоевания. Предвидя грядущее ассирийское вторжение, он укрепил Иерусалим и крупные города.

Ассирийская армия пришла в 701 году под предводительством Сеннахирима, сына Саргона II (2 Паралипоменон 32:1): «После сего и устроения его пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вошел в Иудею, и расположился станом против укрепленных городов, и думал завоевать их для себя». Они расположились лагерем возле Лахиса (2 Паралипоменон 32 9-10):

«После сего Сеннахирим, царь Ассирийский, послал рабов своих в Иерусалим (а сам осадил Лахис и всю силу свою с ним) к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, находившимся в Иерусалиме, говоря: так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский, на что вы надеетесь, что остаетесь в осаде Иерусалима?».

Подробная иллюстрация осады Лахиса появляется на ассирийской рельефной скульптуре из столицы Ниневии, которая выставлена ​​в Британском музее (комната 10b). На ней показаны осадные валы, поднявшиеся к стенам Лахиса, войска с разнообразным вооружением, поднимающиеся по осадным аппарелям к стенам, тараном проникающие сквозь стены, захватывающие город и порабощающие его защитников. Остатки осадного пандуса видны в юго-западном углу города, а тщательные раскопки обнаружили свидетельства ожесточенных боев вдоль пандуса.

Согласно ассирийской глиняной табличке, Сеннахирим завоевал 46 городов в Иудее, включая Лахис.

Михей, пророк в эти трагические времена, предупреждал Иудею, что судьба Лахиса была результатом их грехов (Михей 1:13): «О, житель Лахиса, привяжи колесницу к быстрому зверю: она есть начало греха». дщери Сиона: ибо в тебе нашлись преступления Израилевы».

Бог пощадил Иерусалим от разрушения, и ассирийцы отступили (2 Паралипоменон 31:21-22): «И послал Господь ангела, который истребил всех храбрых мужей, и начальников, и тысяченачальников в стане царя Ассирийского. Поэтому он вернулся со стыдом в свою землю. И когда он вошел в дом своего бога, те, которые вышли из его собственных чресл, убили его там мечом. Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех прочих, и вел их со всех сторон». Ассирийцы отступили (4 Царств 19 36): «И пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, и пошел, и возвратился, и жил в Ниневии».

Лахиш оставался разрушенным до конца 7 века до н.э. Затем он был перестроен, вероятно, во время правления Иосии (649-609 гг. до н.э.).

Вавилоняне (610-538 до н.э.):

Вавилонская империя возникла после падения ассирийцев (610 г. до н. э.), победила египтян (609 г. до н. э.) и завоевала земли до Нила (4 Царств 24 7): «…ибо царь Вавилонский взял от реки Египетской до река Евфрат, все, что принадлежало царю Египта».

После 10 лет пребывания под вавилонским контролем Иоаким, царь Иудейский, поднял мятеж, и поэтому вавилоняне достигли ворот Иерусалима (598 г.) и осадили его (4 Царств 24:10): «В то время пришли слуги Навуходоносора, царя Вавилонского, против Иерусалима, и город был осажден».

Иоаким был убит (Иеремия 22:18-19):

«Посему так говорит Господь об Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском; Они не будут оплакивать его, говоря: «Ах, брат мой! или, Ах, сестра! они не будут оплакивать его, говоря: о господин! или, Ах, его слава! Он будет погребен с погребением осла, вытащенного и брошенного за ворота Иерусалима».

Большая часть вельмож была сослана, в том числе и сын Иехония (4 Царств 24:14-15): «И взял он весь Иерусалим, и всех князей, и всех храбрых людей, и пленников десять тысяч, и всех мастеров и кузнецы: не осталось никого, кроме самых бедных жителей страны. И увел Иехонию в Вавилон, и мать царя, и жен царя, и приближенных его, и сильных мира сего, которых увел он в плен из Иерусалима в Вавилон».

 

Навуходоносор назначил Седекию (4 Царств 24:17): «И воцарил царь Вавилонский Матфанию, брата отца своего, царем вместо него, и переменил имя его на Седекию».

Однако через некоторое время (589 г.) Седекия поднял мятеж, в результате чего Навуходоносор полностью разрушил Иудейское царство. При этом вторжении (587 г.) большинство городов было сровнено с землей. Ближе к концу сражения остались только Иерусалим, Лахис и Азека (Иеремия 34:7): «Когда войско царя Вавилонского воевало против Иерусалима и против всех оставшихся городов Иуды, против Лахиса и против Азеки, ибо эти укрепленные города остались от городов Иуды». Через некоторое время Азека пал, о чем свидетельствует письмо из Лахиса (№4). Летом 587 года последовал Иерусалим, и многие жители этой земли были сосланы в Вавилон, что положило конец Иудейскому царству.

Персидский период (538 – 332 до н.э.):

В 539 г. до н.э. персы победили вавилонян и позволили изгнанникам вернуться в Сион (538–445 гг. до н.э.). Города были реконструированы, в том числе Иерусалим и Лахис (Неемия 11 1, 30):

«И поселились начальники народа в Иерусалиме; и прочий народ бросил жребий, чтобы из десяти частей привести одну для проживания в святом городе Иерусалиме, а девять частей для проживания в других городах… Заноах, Одоллам и в селах их, в Лахисе и на полях его, в Азеке и в селах ее. “.

После окончания персидского периода статус города начал приходить в упадок, а в эллинистический период последовал полный отказ. Это был общий образец большинства этих древних теллсов.

Искать Лахиш
Местоположение этого великого города было забыто на протяжении многих лет. Однако за последние 150 лет было много попыток найти его руины.

Османский период (19 век)

Кондер и Китченер обследовали эту территорию во время исследования Западной Палестины (SWP) в 1873 году.

Им не удалось идентифицировать библейское место, и они предложили несколько вариантов (SWP, том 3, стр. 261):

«Лахиш: местонахождение этого сильного и важного города неизвестно. В «Ономастиконе» он помещен в 7 милях от Елевферополиса в сторону Даромы; но на этом расстоянии нет важных мест…».

Спустя годы библейское место было точно идентифицировано в Телль-эд-Дувейре, в Вади-Гуфре, недалеко от деревни Эль-Кубейбе (эш-Шеркиве), по дороге в Бейт-Джибрин. Здесь прилагается часть карты SWP сайта. Расстояние до Элеуферополя (Бейт-Джибрин) составляет 7 км, что меньше, чем расстояние, указанное в Ономастиконе, библейском словаре библейских мест, составленном греком Евсевием.

Их отчет о Телль-эд-Дювейре (SWP, том 3, стр. 290) звучит просто так: «Естественный холм с искусственным уступом и крутым склоном. Наверху — фундамент большого квадратного здания».

Ученые спорили о местонахождении Лахиса. Одним из главных кандидатов был Телль-эль-Хеси, как предполагали Кондер и Китченер, еще одно библейское место, которое позже было повторно идентифицировано как Гат. На ежегодном собрании PEF в 1907 году сэр Чарльз Уотсон повторил их общую теорию: «место под названием Тель-эль-Хеси, которое, скорее всего, является Лахишем из Книги Иисуса Навина».

Ранние раскопки (20 век)
Первым ученым, предложившим Телль-эд-Дювейр, в 1929 году был американский археолог и специалист по керамике У.Ф. Олбрайт.

Раскопки были впервые проведены экспедицией Wellcome Archaeological Research во главе с Дж. Л. Старки (1932-1938). Его открытия включали знаменитые письма Лахиса, а также основные районы города, в том числе ханаанский храм «Фоссе» (три храма, датированные 1223-1400 гг. до н.э.), «большой вал», двойные городские стены и городские ворота, Персидская «солнечная святыня» и резиденции периода Иудейского царства.

Старки был убит группой арабских боевиков, когда он путешествовал из Лахиса в Иерусалим, что положило конец экспедиции. Его помощница Ольга Тафнелл опубликовала тома этих ранних раскопок в Лахише.

Современные раскопки
Возобновленные раскопки возглавил Ю. Аарони (кратковременные раскопки в 1966 и 1968 гг.), затем систематические раскопки проводил коллектив Тель-Авивского университета под руководством Д. Уссишкина (1973-1994 гг.). Новые раскопки ведутся с 2013 года во главе с Давидом Гарфинкелем.

Современный период
Мошав (сельскохозяйственная деревня) был основан в 1955 году на южной стороне Тель-Лахиса. Сначала он начался как кибуц (коллективное сообщество), а затем превратился в его нынешнюю форму. Большинство его членов выращивают и продают виноград.

Районный совет Лахиса был создан в 1956 году, в его управление входило 16 деревень.

Сайт является национальным парком, который открыт для публики с 1994 года.

 

Структура:
Вершина кургана почти прямоугольная, площадью 72 дунама (7 га). Изображение города Иудейского царства VIII в. до н.э. (уровень III), основанное на данных раскопок, представлено с южной стороны.

Лахиш расположен на холме к югу от долины. Городская стена следует за верхним краем кургана, а стена посередине склона (облицовка) поддерживает предгорья. Дороги, ведущие в город, входят с южной стороны. Массивный комплекс ворот с западной стороны защищен башнями на участке, отходящем от городской стены. Главная улица внутри города продолжается от внутренних ворот до монументального дворца-крепости, расположенного в его центре.