Монастырь Мартириус был основан в 5 веке н.э. Мартирием, недалеко от дороги из Иерусалима в Иерихон. Мартириус уединился здесь, в пещере, как отшельник. После того, как он стал Патриархом Иерусалимским (478-486), он превратил монастырь в крупнейший монастырь в этом регионе, покрывающий площадь 10 000 м2. Участок хорошо сохранился и содержит церковь, часовенки, трапезную и кухню, конюшню, комнаты для монахов и общежитие для посещения паломников.
Мартириус – отец-основатель (– 486 г.)
Жизнь
Мартирия задокументирована биографом Евфимия Кириллом Скифопольским,
прожившим в близлежащем Евфимиевом монастыре 10 лет (545-555). Его
свидетельство («Жизнь Евфимия» или «Кирилл фон Скифополис») представляет
собой ценный источник информации.
Мартирий родился в Каппадокии
(Восточная Турция). Он провел несколько лет отшельником в большом
монашеском центре Нитрии в Египте, который был тогда центром монашества.
Он прибыл в Иудейскую пустыню в 457 году вместе с другом Илией, бывшим
арабским монахом, который также был известным отшельником (он основал
монастыри и стал патриархом Иерусалима в 494-518 годах). Оба монаха были
изгнаны Александрийским Патриархом из-за их прохалкидонских взглядов, то
есть они присоединились к решениям Четвертого Вселенского Собора,
состоявшегося в Турции в 451 году, где христианские лидеры осудили
монофизитство.
Мартирий и Илия сначала жили в кельях Евфимиевой
Лавры. Евфимий «Великий» был одним из выдающихся отцов Иудейского
пустынного монашества и сам был «прохалкидонцем».
Чувствуя, что в
Лавре слишком многолюдно, а кельи тесны и неудобны, он удалился на
уединение в пещеру в 3 км к западу от Лавры (на месте нынешнего
монастыря). Позже он основывает там небольшой монастырь с небольшой
церковью вокруг своей пещеры.
Затем Мартирий служил священником в
храме Гроба Господня в Иерусалиме. В 478 г. он был назначен на
выдающийся пост иерусалимского патриарха, и этот титул он носил до своей
смерти в 486 г. Это положение было получено благодаря его известности и
последовательной поддержке системы общежития. Он использует свою власть
на этом посту, чтобы построить к 482 году великий монастырь, который
стал крупным центром монашества в Иудейской пустыне.
После
Мартирия
В монастыре жили десятки монахов, и в то время он был одним
из крупнейших центров монашества Иудейской пустыни. Из-за своей
популярности монастырь был отреставрирован аббатом Генезием в конце 6
века (553-568 гг.). Он отремонтировал мозаичные полы церкви, построил
большую трапезную и построил постоялый двор.
После византийского
периода
В конце византийского периода монастырь претерпел ряд
ударов: начиная с сильного землетрясения, сопровождаемого персидским
вторжением (614 г.), и, наконец, заброшенным во время раннеарабской
оккупации в 7 в.
Османский период - опрос SWP
В 1874 году
геодезисты PEF (Фонда исследования Палестины) посетили разрушенное место
и сообщили (SWP - Лист XVII, стр. 121-122):
«Хирбет-эль-Муруссус
— разрушенный монастырь с часовней, от которого остался только
фундамент. Здание имеет общий размер 270 футов на восток и запад по
линии 86 ° западной долготы. Ширина севера и юга составляет около 90
футов.
Часовня на востоке имеет три апсиды. Диаметр нефа 18 футов
3 дюйма, проходов 15 футов 6 дюймов. Длина внутри от задней части апсиды
составляет 64 фута. Северный проход почти полностью разрушен. Остатки
мозаичного покрытия встречаются на полу южного прохода. Часовня имеет
атриум на западе и узкие галереи на севере и юге. В последнем есть
колодец.
В юго-западном углу здания построена башня более
позднего времени, а к югу от нее остатки булыжника (отсюда и название
места), во дворе которого видна восточная стена. Мозаичный пол часовни
имеет простой узор: красный, белый, синий и черный. К западу от здания
есть устье цистерны с восьмиугольной крышкой, диаметром 6 футов 4 дюйма
или стороной 2 фута. Мальтийский крест вырезан на каждой стороне этого
восьмиугольника. Обложка, возможно, изначально была шрифтом, снятым со
своего места. Цистерна внизу имеет значительные размеры и имеет на
севере еще один вход со ступенями, ведущими вниз. Водный канал проходит
примерно в 10 ярдах на юго-запад к небольшому резервуару площадью около
10 квадратных футов, который питался из большей цистерны. Был измерен
один из камней в здании, и оказалось, что он имеет длину 3 фута дюйма,
высоту 1 фут 5 дюймов и толщину 2 фута 2 дюйма. Камни в башне —
изношенный старый материал; на одном был вырезан крест в виде ромба и
квадрата. Руины стоят на холме в 500 футах над долинами, и есть следы
значительного участка и других цистерн хорошего размера. Между руинами и
Хирбет эд-Дикки находится грубое сооружение, внешне почти похожее на
дольмен. Две плиты опираются на другие, а внизу есть небольшая
полукруглая площадка из необтесанных камней, а внизу небольшая
естественная пещера».
Современный период
Монастырь был
раскопан в 1980-х годах под руководством Ицхака Магена из Израильского
управления древностей. Он был открыт недавно, но с ограниченным временем
посещения.
В 1982–1985 годах на холме, возвышающемся над дорогой из Иерихона в Иерусалим, были обнаружены остатки монастыря Мартириуса (Хирбет Мурасас). Это место было раскопано Ицхаком Магеном из Управления древностей Израиля.
Стены и ворота
Комплекс монастыря квадратной формы
занимает площадь 2,5 акра (10 000 м2). Он окружен стенами,
сохранившимися до двухметровой высоты. Ворота располагались в восточной
стене. Внутри ворот был найден круглый перекати-поле диаметром 2,5
метра, вероятно, для дополнительной защиты.
План
Монастырь был
построен вокруг большого двора и включал в себя церковь, несколько
часовен, трапезную, кухню, кладовую, баню, жилые помещения и загон для
животных. За стеной располагалось общежитие для паломников.
Главная церковь
Главная церковь была вымощена красочной мозаикой с
геометрическими узорами, перемежающимися изображениями животных. В
греческой надписи упоминаются аббаты Генезий и Иоанн.
Погребальная пещера
На северной стороне комплекса находится пещера, в
которой было найдено несколько скелетов. В греческой надписи упоминаются
имена трех похороненных здесь священников. Считается, что это пещера, в
которой жил Мартирий до вступления в церковную иерархию в Иерусалиме.
Трапезная и кухня
Трапезная окружена каменными скамьями и
разделена двумя рядами колонн, поддерживающих второй этаж. Пол,
обнаруженный нетронутым, покрыт мозаикой с геометрическим орнаментом.
Кухня также была вымощена мозаикой и имела мраморные столы. Там были
найдены сотни керамических сосудов, горшков для приготовления пищи и чаш
для вина.
Общежитие паломников
В общежитии для гостей была
часовня, спальные помещения и конюшня.
Водоснабжение
Были
обнаружены многочисленные цистерны, высеченные в скале, а также каналы
для сбора и отвода дождевой воды в цистерны. Найдена массивная
двухнефная сводчатая цистерна, вырубленная в скалах. Цистерна могла
вмещать 20 000-30 000 м3 воды, которая, возможно, использовалась для
орошения огородов и фруктовых плантаций. Когда одна цистерна
наполнялась, перелив переливался в другую.