Храм пещеры Дамбулла

 Храм пещеры Дамбулла

 

Описание Храма пещеры Дамбулла

Храм пещеры Дамбулла

Расположение: в 72 км к северу от Канди
Построено: 1-й век до н.э. - 13 век н.э.

Храм Пещеры Дамбулла расположена в 72 км к северу от Канди, недалеко от деревни Дамбулла. Это самый впечатляющий религиозный комплекс в Шри-Ланке. Несмотря на то, что здесь расположено около 80 красочных пещер, пять пещер, вырезанных в твердой горе, безусловно, самые интересные.

Самые ранние признаки человеческой деятельности в храме пещеры Дамбулла датируются I веком до нашей эры, а на протяжение последующих два тысячелетия храм Пещеры Дамбулла увеличивался в размерах. В тот же период украшения и убранства пещер становились более развитыми. Сегодня Пещеры Дамбулла имеет самую большую коллекцию статуй Будды.
 
Стены пещеры украшены настенными росписями, изображающими сцены из жизни Будды: его рождение, отказ от королевской жизни и семьи, просветление, через семь недель после просветления, первая проповедь и блаженство Нирваны. Многие картины были восстановлены в 18 веке династией художников, живущих в окрестностях Дамбуллы.
 
Храм Пещеры Дамбулла был отремонтирован во время правления царя Ниссанка Малла в 12 веке, когда 73 статуй Будды были покрыты золотом. С этого момента сайт стал известен как Храм Золотой Пещеры. Храм Пещеры Дамбулла находится под защитой ЮНЕСКО.

Храм пещеры Дамбулла

История

Этот храмовый комплекс датируется первым веком до нашей эры. В нем есть пять пещер под огромной нависающей скалой, прорезанной капельной линией, чтобы внутренние помещения оставались сухими. В 1938 году архитектуру украсили арочные колоннады и остроконечные входы. Внутри пещер потолки расписаны замысловатыми узорами религиозных изображений, повторяющих контуры скалы. Есть изображения Господа Будды и бодхисаттв, а также различных богов и богинь.

Пещерный монастырь Дамбулла все еще функционирует и остается наиболее хорошо сохранившимся древним сооружением на Шри-Ланке. Этот комплекс датируется третьим и вторым веками до нашей эры, когда он уже был основан как один из самых больших и важных монастырей. Традиционно считается, что Валагамба из Анурадхапуры превратил пещеры в храм в первом веке до нашей эры. Изгнанный из Анурадхапуры, он искал здесь убежища от южноиндийских узурпаторов в течение 15 лет. Вернув себе столицу, король построил храм в знак благодарственного поклонения. Многие другие короли присоединились к нему позже, и к 11 веку пещеры стали крупным религиозным центром и остаются им до сих пор. Ниссанка Малла из Полоннарувы позолотил пещеры и добавил около 70 статуй Будды в 1190 году. В 18 веке пещеры были восстановлены и раскрашены Королевством Канди.

Пять пещер
Храм состоит из пяти пещер разного размера и великолепия. Пещеры, построенные у подножия 150-метровой скалы во времена Анурадхапуры (1 век до н.э. – 993 год н.э.) и времена Полоннарувы (1073–1250 годы), безусловно, являются самыми впечатляющими из множества пещерных храмов, найденных на Шри-Ланке. Доступ осуществляется по пологому склону скалы Дамбулла, откуда открывается панорамный вид на окружающие равнины, в том числе на скальную крепость Сигирия, расположенную в 19 км. С наступлением сумерек ко входу в пещеру слетаются сотни ласточек. Самая большая пещера имеет размеры около 52 м с востока на запад и 23 м от входа до задней части, эта впечатляющая пещера имеет высоту 7 м в самой высокой точке. Здесь также представлены индуистские божества, как и короли Валагамба и Ниссанкамалла, и Ананда — самый преданный ученик Будды.

Пещера Божественного Короля
Первая пещера называется Devaraja lena (lena по-сингальски означает «пещера») или «Пещера Божественного Короля». Отчет об основании монастыря записан в надписи Брахми I века над входом в первую пещеру. В этой пещере доминирует 14-метровая статуя Будды, высеченная в скале. На протяжении своей истории он перекрашивался бесчисленное количество раз, и, вероятно, последний слой краски был нанесен в 20 веке. У его ног любимый ученик Будды, Ананда; во главе его стоял Вишну, который, как говорят, использовал свои божественные силы для создания пещер.

Пещера Великих Королей
Во второй, самой большой пещере, помимо 16 стоячих и 40 сидячих статуй Будды, находятся боги Саман и Вишну, которых паломники часто украшают гирляндами, и, наконец, статуи царя Ваттагамани Абхая, почтившего монастырь в I веке до н.э. ., и король Ниссанка Малла, ответственный в XII веке за позолоту 50 статуй, о чем свидетельствует каменная надпись у входа в монастырь. Соответственно, эта пещера называется Махараджа Лена, «Пещера Великих Королей». Статую Будды, высеченную из скалы в левой части комнаты, сопровождают деревянные фигуры бодхисаттв Майтрейи и Авалокитешвары или Натхи. Есть также дагоба и родник, вода которого, как говорят, обладает целебными свойствами, капает из трещины в потолке. Характерные росписи темперой на потолке пещеры, датируемые 18 веком, изображают сцены из жизни Будды, от сна Махамайи до искушения демоном Марой. Дальнейшие фотографии связаны с важными событиями из истории страны.

Великий Новый Монастырь
Третья пещера, Маха Алут Вихара, «Великий Новый монастырь», приобрела потолочные и настенные росписи в типичном стиле Канди во время правления короля Кирти Шри Раджасинхи (1747–1782), известного буддийского возрожденца. Помимо 50 статуй Будды, здесь есть и статуя короля.

 

Статуи

В этих святилищах представлены многие эпохи сингальской скульптуры и сингальского искусства. Статуи Будды бывают разных размеров и позы — самая большая из них имеет длину 15 метров. В одной пещере на потолке более 1500 картин Будды.

 

Сохранение

Сохранение храмового комплекса Дамбулла в первую очередь было сосредоточено на сохранении его схем росписи. Сенаке Бандаранаке сообщает, что схемы были очищены во время первоначального проекта консервации в 1960-х годах, который включал очистку фресок и нанесение защитного покрытия.

Последующие стратегии сохранения храмового комплекса Дамбулла (в основном с 1982 года) были сосредоточены на сохранении целостности существующего комплекса, который остался неизменным после реконструкции веранды храма в 1930-х годах. Эта стратегия была согласована в ходе совместного проекта между ЮНЕСКО, Проектом культурного треугольника Шри-Ланки и храмовыми властями Дамбуллы, который осуществлялся с 1982 по 1996 год.

Поскольку храм Дамбулла остается действующим ритуальным центром, планы сохранения проекта 1982-1996 годов были направлены на улучшение инфраструктуры и доступности этого места в соответствии с его статусом всемирного наследия ЮНЕСКО. Это включало в себя ремонт брусчатки ручной работы внутри комплекса и установку современного освещения. Дальнейшие инвестиции в инфраструктуру Храма привели к строительству музея и других туристических объектов, расположенных вдали от исторического комплекса.

Более поздние инспекции ЮНЕСКО в 2003 году предложили расширить существующую охраняемую зону вокруг комплекса, чтобы свести к минимуму ущерб окружающим археологическим объектам.

Проект консервации, предпринятый в период с 1982 по 1996 год, был сосредоточен в основном на сохранении схем росписи восемнадцатого века, которые составляют около 80% от общего числа сохранившихся картин в Дамбулле. К концу 1990-х годов большинство этих схем оставались в отличном состоянии, а схемы более крупных святынь (Вихара 3 и Вихара 2) все еще сохраняли большую часть своих черт восемнадцатого века.

Очистка не проводилась во время проекта 1982–1996 годов, который вместо этого был сосредоточен на реализации ряда корректирующих мер по стабилизации фресок, а также на разработке долгосрочной стратегии сохранения для сведения к минимуму дальнейшего человеческого или экологического ущерба.