Город Призрак Ани

Ани

 

Описание Ани

Ани

Расположение: в 44 км к востоку от Карса, Карская провинция
Открыто: с 9:00 до 17:00 ежедневно
Инфо: (0474) 212 6817

 

Археологический объект Ани - средневековый армянский город, расположенный в 44 км к востоку от Карса, провинции Карс Турции. Он славится своими величественными руинами христианских церквей. Многие по-прежнему сохраняют красочные фрески святых и апостолов.

 

Между 961 и 1045 годами Ани была столица армянского королевства Багратид, которая покрывала большую часть современной Армении и восточной Турции. Названный «городом 1001 церквей». Ани стояла на различных торговых путях и поэтому быстро вырос в размере и богатстве. Здесь было построено много религиозных зданий, дворцов и защитных укреплений, которые были одними из самых технических и художественно продвинутых структур в мире. В разгаре население Ани, вероятно, составляло порядка 100 000 человек.

Известная своим великолепием и роскошью, Ани была уничтожена монголами в 1236 году. Город был окончательно покинут в результате землетрясения 1319 года, после чего она была сведена к размеру деревни и постепенно оставлена и в значительной степени забыта к семнадцатому столетию. Ани является широко признанным культурным, религиозным и национальным символом наследия для армян. По словам Размика Панопсяна, Ани является одним из самых заметных и «осязаемых» символов прошлого армянского величия и, следовательно, источником национальной гордости.

 

Городские ворота, стены и защитные башни археологического объекта Ани

Ани

История

История ранних веков
Армянские летописцы, такие как Егише и Газар Парпеци, впервые упомянули Ани в V веке. Они описали его как мощную крепость, построенную на вершине холма, и владение армянской династии Камсаракан.

Столица Багратуни
К началу IX века бывшие территории камсараканов в Аршарунике и Шираке (включая Ани) были включены в состав армянской династии Багратуни. Их лидер, Ашот Мсакер (Ашот Мясоед) (806–827) получил титул ишхана (князя) Армении от халифата в 804 году. Багратуни имели свою первую столицу в Багаране, примерно в 40 км к югу от Ани, до переезда он переместился в Ширакаван, примерно в 25 км к северо-востоку от Ани, а затем перенес его в Карс в 929 году. В 961 году царь Ашот III (953–777) перенес столицу из Карса в Ани. Ани быстро расширился во время правления короля Смбата II (977–89). В 992 году Армянский католикосат переехал в Ани. В 10 веке население составляло, возможно, 50 000–100 000 человек. К началу XI века население Ани превышало 100 000 человек, и его известность была такова, что он был известен как «город сорока ворот» и «город тысячи и одной церкви». Ани также стал местом расположения королевского мавзолея царей Багратуни.

Пика своего могущества Ани достиг во время долгого правления царя Гагика I (989–1020). После его смерти два его сына поссорились из-за наследования. Старший сын, Ованес-Смбат (1020–1041), получил контроль над Ани, в то время как его младший брат Ашот IV (1020–40) контролировал другие части царства Багратуни. Оганес-Смбат, опасаясь нападения Византии на его ослабленное царство, сделал своим наследником византийского императора Василия II. Когда в 1041 году умер Ованес-Смбат, император Михаил IV Пафлагониец заявил о своих правах на Ани. Новый царь Ани Гагик II (1042–1045) выступил против этого, и несколько византийских армий, посланных для захвата Ани, были отброшены. Однако в 1046 году Ани сдался византийцам после того, как Гагик был приглашен в Константинополь и задержан там, и по подстрекательству провизантийских элементов среди его населения. В городе был установлен византийский наместник.

Культурно-экономический центр
Ани не пролегал вдоль каких-либо ранее важных торговых путей, но из-за своего размера, власти и богатства он стал важным торговым центром. Его основными торговыми партнерами были Византийская империя, Персидская империя, арабы, а также небольшие государства на юге России и в Средней Азии.

Постепенный упадок и отказ
В 1064 году большая армия сельджуков под командованием Алп Арслана напала на Ани; после 25-дневной осады они захватили город и вырезали его население. Рассказ о разграблении и резне в Ани дает турецкий историк Сибт ибн аль-Джаузи, который цитирует слова очевидца:

Приведя в действие персидский меч, они никого не пощадили ... Здесь можно было увидеть горе и бедствия всех веков человечества. Ибо детей похищали из объятий своих матерей и безжалостно швыряли в скалы, а матери облили их слезами и кровью ... Город наполнился от одного края до другого телами убитых и [телами убитых] стал дорогой. [...] Армия вошла в город, уничтожила его жителей, разграбила и сожгла его, оставив в руинах и взяв в плен всех оставшихся в живых ... Трупов было так много, что они блокировали улицы; нельзя никуда идти, не переступив через них. Причем заключенных было не менее 50 000 душ. Я был полон решимости войти в город и собственными глазами увидеть разрушения. Я пытался найти улицу, по которой мне не пришлось бы ходить по трупам; но это было невозможно.

В 1072 году сельджуки продали Ани шаддадидам, мусульманской курдской династии. Шаддадиды в целом проводили примирительную политику по отношению к преимущественно армянскому и христианскому населению города и фактически женились на нескольких членах знати Багратидов. Однако всякий раз, когда правление шаддадидов становилось слишком нетерпимым, население обращалось за помощью к христианскому королевству Грузии. В период с 1124 по 1209 год грузины захватывали Ани пять раз: в 1124, 1161, 1174, 1199 и 1209. Первые три раза его отбивали шаддадиды. В 1199 году царица Грузии Тамар захватила Ани, а в 1201 году передала власть в городе генералам Закаре и Иване. Закаре наследовал его сын Шаньше (Шахншах). Новая династия Закаре - Закариды - считали себя преемниками Багратидов. Процветание быстро вернулось к Ани; его оборона была усилена, и было построено много новых церквей. Монголы безуспешно осадили Ани в 1226 году, но в 1236 году они захватили и разграбили город, уничтожив большое количество его населения. При монголах Закариды продолжали править Ани, как вассалы грузинского монарха.

 

Ани  Ани

К 14 веку городом правила череда местных турецких династий, в том числе Джалайриды и Кара Коюнлу (клан Черной Овцы), которые сделали Ани своей столицей. Он был разрушен землетрясением 1319 года. Тамерлан захватил Ани в 1380-х годах. После его смерти Кара Коюнлу восстановили контроль, но перенесли свою столицу в Ереван. В 1441 году то же самое сделал армянский католикосат. Затем персидские Сефевиды правили Ани, пока он не стал частью Турецкой Османской империи в 1579 году. Небольшой городок оставался в его стенах по крайней мере до середины семнадцатого века, но это место было полностью заброшено к 1735 году, когда последние монахи покинули монастырь. в Крепости Богородицы или Кизкале.

Современное время
В первой половине XIX века европейские путешественники открыли для себя Ани для внешнего мира, опубликовав свои описания в академических журналах и путевых заметках. Частные постройки представляли собой не что иное, как груды камней, но величественные общественные здания и двойная стена города были сохранены и, как считается, представляли «множество прекрасных архитектурных памятников». Оханнес Куркджян создал стереоскопическое изображение Ани во 2-й половине 19 века.

В 1878 году Карсский регион Османской империи, включая Ани, был включен в Закавказский регион Российской империи. В 1892 году первые археологические раскопки были проведены в Ани при финансовой поддержке Петербургской Академии наук и под руководством грузинского археолога и востоковеда Николая Марра (1864–1934). Раскопки Марра в Ани возобновились в 1904 году и продолжались ежегодно до 1917 года. Большие районы города были профессионально раскопаны, многочисленные здания были обнаружены и обмерены, находки были изучены и опубликованы в научных журналах, были написаны путеводители по памятникам и музею, и весь сайт обследован впервые. Также был проведен экстренный ремонт тех зданий, которые больше всего подвергались опасности обрушения. Создан музей, в котором хранятся десятки тысяч предметов, найденных при раскопках. Этот музей располагался в двух зданиях: мечети Минучихр и специально построенном каменном здании. Армяне из соседних деревень и городов также начали регулярно посещать город, и команда Марра даже говорила о строительстве школы для обучения местных армянских детей, строительстве парков и посадке деревьев, чтобы украсить это место.

В 1918 году, на завершающем этапе Первой мировой войны, армии Османской империи пробивались через территорию недавно провозглашенной Республики Армения, захватив Карс в апреле 1918 года. В Ани были предприняты попытки эвакуировать содержащиеся в нем артефакты. в музее, когда турецкие солдаты приближались к месту. Около 6000 самых переносных предметов было извлечено археологом Ашхарбеком Калантаром, участником раскопок Марра. По указанию Джозефа Орбели сохраненные предметы были объединены в коллекцию музея; В настоящее время они являются частью коллекции Ереванского государственного музея истории Армении. Все, что осталось, позже было разграблено или уничтожено. Капитуляция Турции в конце Первой мировой войны привела к возвращению Ани под контроль Армении, но возобновленное наступление на Армянскую республику в 1920 году привело к возвращению Ани Турцией. В 1921 году подписание Карсского мирного договора официально закрепило присоединение территории, на которой находился Ани, к Турецкой Республике.

В мае 1921 года правительственный министр Риза Нур приказал командующему Восточным фронтом Казыму Карабекиру «стереть памятники Ани с лица земли». Карабекир в своих мемуарах записывает, что он категорически отверг эту команду, и она так и не была выполнена. Некоторые разрушения действительно имели место, в том числе большая часть раскопок Марра и ремонт зданий. В октябре того же года между Турцией и РСФСР был подписан отдельный договор, подтверждающий, что граница между Турцией и Советской республикой Армения является нынешней. Российский участник переговоров по этому договору Ганецкий пытался включить Ани в состав Советской республики Армения, но Карабекир не согласился.

Во время холодной войны Ани находилась на турецко-советской границе, на отрезке железного занавеса. В 1950-х годах Ани был частью территориальных претензий СССР к Турции. В 1968 году между Советским Союзом и Турцией велись переговоры, в ходе которых Ани будет передан Советской Армении в обмен на передачу Турции двух курдских деревень, однако из переговоров ничего не вышло.

Ани 

Текущее состояние
Во время холодной войны и до 2004 года требовалось разрешение Министерства культуры Турции. В какой-то момент в 1980-х фотография была запрещена, так как это место находилось на тогдашней турецко-советской границе.

С армянской стороны границы, в Ширакской области, возле села Айкадзор был установлен наблюдательный пункт с информационным табло, но обзор очень плохой. С форпоста Харькова открывается отличный вид, но доступ ограничен пограничниками и российскими военнослужащими. Разрешение на посещение выдается в Министерстве иностранных дел в Ереване бесплатно и занимает одну неделю.

Согласно The Economist, армяне «обвиняют турок в пренебрежении этим местом в духе шовинизма. Турки возражают, что останки Ани были сотрясены взрывами из карьера на армянской стороне границы».

Другой комментатор сказал: теперь Ани - это город-призрак, необитаемый более трех веков назад и брошенный в турецкой военной зоне на разрушающейся закрытой границе Турции с современной Республикой Армения. Недавняя история Ани - это история непрерывных и постоянно увеличивающихся разрушений. Пренебрежение, землетрясения, культурные чистки, вандализм, разработка карьеров, любительские реставрации и раскопки - все это и многое другое нанесли тяжелый урон памятникам Ани.

По оценке Landmarks Foundation (некоммерческая организация, созданная для защиты священных мест), этот древний город «нуждается в защите независимо от того, под чью юрисдикцию он подпадает. Землетрясения в 1319, 1832 и 1988 годах, армейские цели и практика» всеобщее пренебрежение имело разрушительные последствия для архитектуры города. Город Ани - священное место, которое требует постоянной защиты ».

Власти Турции теперь заявляют, что сделают все возможное, чтобы сохранить и развивать это место, а министерство культуры внесло Ани в список памятников, которые оно стремится сохранить. По словам Мехмета Уфук Эрдена, местного губернатора: «Восстановив Ани, мы внесем вклад в человечество ... Мы начнем с одной церкви и одной мечети, а со временем мы включим каждый памятник».

В октябрьском отчете 2010 года, озаглавленном «Спасти исчезающее наследие», Фонд глобального наследия назвал Ани одним из 12 всемирных объектов, наиболее «находящихся на грани» непоправимых потерь и разрушений, указав в качестве основных причин недостаточное управление и грабежи.

Всемирный фонд памятников (WMF) включил Ани в свои контрольные списки 100 наиболее уязвимых мест за 1996, 1998 и 2000 годы. В мае 2011 года WMF объявила о начале реставрационных работ в соборе и церкви Святого Искупителя в партнерстве с Министерством культуры Турции.

В марте 2015 года стало известно, что Турция внесет Ани в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 году. Археологические раскопки Ани были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО 15 июля 2016 года. По словам историка искусства Хегнара Зейтлиана Ватенпау добавление «обеспечило бы значительные преимущества в области защиты, исследовательского опыта и финансирования».

 

Памятники в Ани

Все постройки в Ани построены из местного вулканического базальта, своего рода туфа. Он легко обрабатывается и бывает разных ярких цветов, от кремово-желтого до розово-красного и черного как уголь. К наиболее важным сохранившимся памятникам относятся следующие.

Собор
Также известный как Сурп Асдвадзадзин (Церковь Пресвятой Богородицы), его строительство было начато в 989 году при короле Смбате II. Работы были остановлены после его смерти и были закончены только в 1001 году (или в 1010 году, согласно другому прочтению строительной надписи). Проект собора был разработан Трдатом, самым знаменитым архитектором средневековой Армении. Собор представляет собой купольную базилику (купол обрушился в 1319 году). Интерьер содержит несколько прогрессивных элементов (таких как использование заостренных арок и сгруппированных опор), которые придают ему вид готической архитектуры (стиль, которому собор Ани предшествовал на несколько столетий).

Церковь Сурб Стефанос
Нет надписи, указывающей дату ее постройки, но указ на грузинском языке датирован 1218 годом. Церковь называлась «грузинской». В этот период «грузин» означал не просто этнического грузина, он имел конфессиональное значение и обозначал всех тех в Ани, кто исповедовал халкидонскую веру, в основном армян. Хотя Грузинская церковь контролировала эту церковь, ее прихожане в основном были армяне.

Церковь Святого Григория Тиграна Хонента

Эта церковь, построенная в 1215 году, является наиболее хорошо сохранившимся памятником Ани. Он был построен во время правления Закаридов по заказу богатого армянского купца Тиграна Хоненца. Его план относится к типу купольного зала. Перед входом находятся руины нартекса и небольшой часовни, относящиеся к более позднему периоду. Внешний вид церкви эффектно оформлен. Изысканная резьба по камню с изображениями реальных и воображаемых животных заполняет промежутки между слепыми аркадами, которые проходят по всем четырем сторонам церкви. Интерьер содержит важную и уникальную серию циклов фресок, отражающих две основные темы. В восточной трети церкви изображена Житие святого Григория Просветителя, в средней трети церкви - Житие Христа. Такие обширные циклы фресок - редкость в армянской архитектуре - считается, что они были выполнены грузинскими художниками, и в цикл также включены сцены из жизни Святой Нино, обратившей грузин в христианство. В притворе и его часовне сохранились фрагменты фресок, более византийских по стилю.

Церковь Святого Искупителя
Эта церковь была завершена вскоре после 1035 года. Она имела уникальный дизайн: 19-гранный снаружи, 8-апсидный внутри, с огромным центральным куполом, установленным на высоком барабане. Он был построен князем Аблгарибом Пехлевидом для размещения фрагмента Истинного Креста. Церковь практически не пострадала до 1955 года, когда во время шторма обрушилась вся восточная половина.

Церковь Святого Григория Абугаментского
Это небольшое здание, вероятно, датируется концом 10 века. Он был построен как частная часовня для семьи Пахлавуни. Их мавзолей, построенный в 1040 году и ныне уменьшенный до основания, был построен напротив северной стороны церкви. Церковь имеет централизованный план с куполом над барабаном, а внутри - шесть экзедера.

Церковь Святого Григория короля Гагика
Эта церковь, также известная как Гагикашен, была построена между 1001 и 1005 годами и предназначалась для воссоздания знаменитого собора Звартноц в Вагаршапате. Николай Марр обнаружил фундамент этого замечательного здания в 1905 и 1906 годах. До этого все, что было видно на месте, было огромным земляным холмом. Архитектором церкви был архитектор Трдат. Известно, что церковь обрушилась относительно быстро после постройки, а на ее руинах позже были построены дома. Дизайн Трдата точно повторяет конструкцию Звартноца по своим размерам и плану (четырехлистник, окруженный круговой амбулаторией).

Церковь Святых Апостолов
Дата его строительства неизвестна, но самая ранняя датированная надпись на его стенах относится к 1031 году. Он был основан семьей Пахлавуни и использовался архиепископами Ани (многие из которых принадлежали к этой династии). У него есть план типа вписанного четырехлистника с угловыми камерами. От церкви остались лишь фрагменты, но частично сохранился притвор с впечатляющей каменной кладкой, построенный напротив южной стороны церкви. Он датируется началом 13 века. Когда-то эту церковь окружал ряд других залов, часовен и святынь: Николас Марр раскопал их фундамент в 1909 году, но теперь они в основном разрушены.

Мечеть Манучихра
Мечеть названа в честь ее предполагаемого основателя Манучихра, первого представителя династии Шаддадидов, правившей Ани после 1072 года. Самая старая сохранившаяся часть мечети - это сохранившийся до сих пор минарет. Высоко на северной стороне у него есть арабское слово Bismillah («Во имя Бога») куфическими буквами. Молельный зал, половина которого сохранилась, датируется более поздним периодом (12 или 13 век). В 1906 году мечеть была частично отремонтирована, чтобы в ней разместился общественный музей, содержащий предметы, найденные во время раскопок Николая Марра. Реставрация мечети началась в июне 2020 года.

Цитадель
В южной части Ани находится холм с плоской вершиной, когда-то известный как Миджнаберд (Внутренняя крепость). Он имеет собственные оборонительные стены, которые относятся к периоду правления династии Камсаракан Ани (7 век нашей эры). Николас Марр раскопал холм цитадели в 1908 и 1909 годах. Он обнаружил обширные руины дворца царей Багратидов Ани, которые занимали самую высокую часть холма. Также внутри цитадели видны руины трех церквей и нескольких неопознанных построек. Одна из церквей, «церковь дворца» - самая старая сохранившаяся церковь в Ани, датируемая 6-7 веками. Марр произвел экстренный ремонт этой церкви, но большая часть ее сейчас разрушена - вероятно, во время землетрясения в 1966 году.

 

Городские стены
Линия стен, опоясывающих весь город, защищала Ани. Самая мощная оборона была на северной стороне города, единственной части, не защищенной реками и оврагами. Здесь город был защищен двойной линией стен, причем гораздо более высокая внутренняя стена была усеяна многочисленными большими и близко расположенными полукруглыми башнями. Современные летописцы писали, что эти стены построил царь Смбат (977–989). Более поздние правители укрепили стены Смбата, сделав их значительно выше и толще, а также добавив больше башен. Армянские надписи XII и XIII веков показывают, что частные лица заплатили за некоторые из этих новых башен. У северных стен было три ворот, известных как Львиные ворота, Карсские ворота и Двинские ворота (также известные как ворота с шахматной доской из-за панели из красных и черных каменных квадратов над входом).

Другие памятники
В Ани есть много других небольших памятников. К ним относятся монастырь, известный как часовня Девственниц; церковь, которую использовали халкидонские армяне; остатки одноарочного моста через р. Арпа; руины многочисленных маслобойных и нескольких бань; остатки второй мечети с обрушившимся минаретом; дворец, вероятно датируемый 13 веком; фундаменты нескольких других дворцов и небольших резиденций; недавно раскопанные остатки нескольких улиц с магазинами; и т.п.

Пещерная деревня
Непосредственно за пределами Ани была зона поселения, высеченная в скалах. Возможно, это послужило «разрастанием города», когда Ани стала слишком большой для городских стен. Сегодня козы и овцы пользуются прохладным интерьером пещер. Одной из изюминок этой части Ани является пещерная церковь с сохранившимися фресками на стенах и потолке.

 

В культуре

Ани - одно из самых популярных женских имен в Армении.

Об Ани и ее былой славе написаны песни и стихи. «Теснем Анин у нор мернем» (Տեսնեմ Անին ու նոր մեռնեմ, Дай мне увидеть Ани, прежде чем я умру) - известное стихотворение Ованеса Шираза. Это была песня турецко-армянского композитора Дженк Ташкан. Альбом народных инструментальных песен Ара Геворгяна 1999 года называется Ани.

Турецкий нишевый парфюмерный бренд Nishane и парфюмер Сесиль Зарокян создали в 2019 году парфюмерную коллекцию под названием Ani, посвященную городу, которая собрала положительные отзывы в парфюмерном сообществе. На обложке аромата изображена одна из церквей Ани.