Город призрак Каякой

 Каякой

 

 

Описание Каякой

Расположение: 10 км (6 миль) к юго-западу от Фетхие.
Транспорт: из Фетхие или Олю Дениз
Открыт с апреля по октябрь: с 8:30 до 18:30 ежедневно
Ноябрь-Мар: с 8:30 до 17:00 ежедневно

Заброшенный Каякой или Каякёй, ранее известный как Кармилассос, а затем Левисси, был процветающим греческим городом, пока он не был оставлен в 1923 года во время обмена населения между Турцией и Грецией. Около 400 домов без крыши стоят на склоне холма с видом на плодородную равнину. Православная церковь Панайя Пиргиотисса была восстановлена и является основным направлением движения за мир и международное примирение. В настоящее время объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, Каякой и его руины, сохранились как историческое поселение. Город вдохновил роман «Птицы без крыльев», в котором основное внимание уделяется росту турецкого патриотизма после распада Османской империи.

 

В поздней античности жители этого региона стали христианами, а после раскола между Востоком и Западом с католической церковью в 1054 году нашей эры их стали называть греческими православными христианами. Эти грекоязычные христианские подданные и их тюркоязычные османские правители жили в относительной гармонии с конца бурного османского завоевания региона в 14 веке до начала 20 века, когда рост национализма привел к преследованию меньшинств. в пределах Османского царства и возможного создания современной Турции Турецким национальным движением.

Резня греков и других христианских меньшинств в Османской империи во время Первой мировой войны (1914–1918) привела к почти полной депопуляции 6500 греческих жителей города к 1918 году. Эти бывшие жители были лишены своего имущества и стали беженцами в Греции. или они погибли в османских батальонах принудительного труда (ср. номер 31328, автобиография грекоязычного писателя из аналогичного прибрежного города в Турции).

После этих событий союзники-победители в Первой мировой войне санкционировали оккупацию Смирны, в которой все еще проживало много греков, Грецией в мае 1919 года. Это привело к греко-турецкой войне 1919–1922 годов, последующему поражению Греции и Лозаннский договор 1923 года. Этот договор содержал протокол об обмене населением между Грецией и Турцией, который навсегда запрещал возвращение любых прежних греческих православных беженцев в их дома в Турции (включая предыдущих беженцев Ливисси) и требовал, чтобы все оставшиеся православные христиане граждане Турции покидают свои дома в Грецию (за исключением греков, проживающих в Стамбуле).

Договор также требовал, чтобы мусульманские граждане Греции навсегда уехали из Греции в Турцию (за исключением мусульман, проживающих в греческой Фракии). Большинство этих турок / мусульман из Греции использовались турецким государством для заселения его теперь пустых греческих христианских городов, но турки / мусульмане из Греции не хотели селиться в Ливисси из-за слухов о призраках греков, убитых там.

Город-призрак, ныне сохранившийся как деревня-музей, состоит из сотен ветхих, но все еще стоящих в основном домов и церквей в греческом стиле, которые покрывают небольшой горный склон и служат местом остановки для туристов, посещающих Фетхие и близлежащий Олюдениз.

Деревня сейчас пуста, за исключением туристических групп и придорожных торговцев, продающих товары ручной работы. Однако есть несколько домов, которые были отреставрированы и в настоящее время заняты.

 

 

История

Большая часть того, что осталось от Ливисси, было построено в 18 веке. Гробницы в ликийском стиле можно найти в деревне и в Гекчебуруне, к северу от деревни.

Лебесс упоминается как христианское епископство в Notitia Episcopatuum Псевдо-Епифания, составленном при византийском императоре Ираклии примерно в 640 г., и в аналогичном документе начала 10-го века, приписываемом императору Льву VI Мудрому как суфражисту столичного престола Мира, столица римской провинции Ликии, к которой принадлежал Лебесс. Поскольку это больше не жилое епископство, Лебесс внесен в список католической церкви как титульный престол.

Ливисси, вероятно, место, куда бежали жители византийского острова Гемилер, чтобы защитить себя от пиратов. Он пережил обновление после того, как соседний Фетхие (известный как Макри) был разрушен землетрясением в 1856 году и сильным пожаром в 1885 году. В деревне и на равнине было построено более 20 церквей и часовен (Таксиархес - «Верхняя» церковь - и «Панайя Пиргиотисса» - «нижняя» церковь св. Анны, св. Георгия и др.). Большинство из них до сих пор находятся в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Согласно греческим и османским источникам, в деревне проживало более 6000 человек.

Преследования жителей Ливисси, а также греков близлежащего Макри (Фетхие) были частью более широкой кампании против всех османских греков и других христиан Империи (ср. Гибель армян в Первой мировой войне). Гонения в этом районе начались в 1914 году в Макри. В 1916 году письмо на греческом языке, адресованное сэру Альфреду Билиотти, генеральному консулу Великобритании на Родосе, объясняло убийства и преследования греков Ливисси и Макри, которые просили его вмешаться. К сожалению, письмо было перехвачено в Ливисси турецкими властями. Позже в том же году многие семьи Ливисси были депортированы и отправлены пешком в Денизли, расположенный примерно в 220 км. Там они претерпели различные жестокие преступления и пытки, даже столкнувшись с смертью.

В 1917 и 1918 годах последовали еще две фазы изгнания. В 1917 году семьи были отправлены в деревни недалеко от Денизли, такие как Ачыпаям, через форсированный пятнадцатидневный марш, состоящий в основном из пожилых людей, женщин и детей, оставшихся в этом районе. Во время марша смерти дороги были усыпаны телами мертвых детей и стариков, которые умерли от голода и усталости. Не менее суровы были ссыльные следующего года.

В начале греко-турецкой войны (1919–1922) Каякёй уже был почти пуст от своих бывших жителей. Когда эта война закончилась в сентябре 1922 года, немногие оставшиеся греки Ливисси и Макри были вынуждены покинуть свои дома и отправиться на кораблях в Грецию. Некоторые из них основали поселение беженцев Неа Макри (Новый Макри) за пределами Афин.

Многие из пустующих зданий города были повреждены в результате землетрясения в Фетхие в 1957 году.

Каякей сегодня
Сегодня деревня Каякёй служит музеем и является историческим памятником. Около 500 домов остались руинами и находятся под защитой турецкого правительства, в том числе две греческие православные церкви, которые остаются наиболее важными объектами города-призрака. Есть частный музей истории города. В центре деревни стоит фонтан семнадцатого века.

Некоторые источники утверждают, что Каякёй был принят ЮНЕСКО как Деревня дружбы и мира. Однако официально это неверно, и, скорее всего, это был слух, распространенный местным туристическим советом.

9 сентября 2014 года турецкое правительство объявило о планах по развитию деревни. Он планирует предложить аренду на 49 лет, которая «частично откроет археологические раскопки Каякёя для строительства», и предполагает «строительство гостиницы, а также туристических объектов, которые охватят одну треть деревни».