Байсун — город в Сурхандарьинской области Узбекистана,
административный центр Байсунского района. Население составляло 16
732 человека по данным переписи 1989 года и 27 600 человек в 2016
году.
Тысячи лет в узком горном ущелье через Железные Ворота
проходили купеческие караваны. Этот регион прошли армии Александра
Македонского, Чингисхана и Тамерлана. Пещеры Тешик-Таш содержат
останки неандертальцев. В близлежащих горах Кугитанг до сих пор
сохранились настенные росписи, известные как «волшебная охота на
быков», датируемые периодом мезолита.
Жители Байсуна украшают
свои дома красочными сюзане (липкими покрывалами), легкими, прочными
и уютными гобеленами, а элегантные украшения и весеннюю одежду
украшают их одежду и обувь. На столах и скульптурных сундуках у стен
расписная керамическая посуда.
Байсун – одно из древнейших поселений Сурхандарьинской области.
Пещера Тешикташ расположена на северо-западе Байсуна. Известно, что
Байсун был заселен в конце V тысячелетия до н.э. В 1 веке до н.э. - в 1
веке н.э. на месте Байсуна была сильная крепость под названием Пойкалон.
В начале VI-XIII вв. н.э. на месте Бойсуна располагался Босанд, один из
городов Чаганьяна. Он также описывается как Босанд в «Китаб масолик ва
альмамолик» («Книга путей стран») Абу Исхака Истахри. В «Худуд улолам»
сказано, что Босанд — укрепленное место с многочисленным и воинственным
населением. Босанд расположен на торговом пути из центра Чагонияна в
Самарканд через Темир Капиг. Поверхности украшают свои дома красочными
«сюзанами» (липкими простынями), мягкими, твердыми и влажными, чайниками
и наклейками, которые можно забрать домой с помощью лент. На столах
вдоль стен стоят глиняная посуда.
Согласно археологическим
источникам, жизнь в Босанде продолжалась с раннего средневековья до
монгольского нашествия. Город, разрушенный во время монгольского
нашествия, позже был восстановлен. Байсунский район также упоминается в
«Зафарноме». В XIX веке, в период Бухарского эмирата, Байсун был центром
одной из трех губерний Сурхандарьинской области, где проживали
зажиточные узбеки.
Кочевые тюркские народы, принадлежащие к племени чигатой, называли его «Бойсун». Термин «Бойсун» происходит от древнетюркских слов «залив» и «грех» и означает «великая гора» или «большая гора». Древние тюркские народы помимо прочего поклонялись горам, а горы считались священными. Согласно местным преданиям, когда-то здесь жили богатые люди тюркского народа, а термин «Бийсун» означает «деревня богатых».
Байсун расположен в долине, проходящей через холмистую местность и возвышающейся над Бойсунтокским хребтом Гиссарского хребта, высота которого здесь достигает 3100 метров (10 200 футов), а на западе - еще выше. Пейзаж драматичен, но засушлив, и варьируется от травянистых участков до обнаженных скал.
Через южную часть Байсуна проходят межобластные магистрали. Жители города занимаются гончарным, кузнечным, ювелирным, вышивальным, столярным, ремесленным, кондитерским делом. Предприятие АО "Ишанч" в основном производит шелк, в том числе дымчатый атлас, бекасам, трикотаж, чалмы. В Байсуне 5 общеобразовательных школ, спортивная и музыкальная школы, детский дом, 2 кинотеатра, стадион на 6200 мест, клуб, 10 библиотек, 2 поликлиники, сельские врачебные кабинеты, санитарно-эпидемиологическая станция, лесхоз. Ангаронсой пересекается посреди Байсуна.
В Байсуне действуют популярные фольклорно-этнографические ансамбли «Шалола» и «Ширу шакар». Они были включены в список нематериальных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В связи с празднованием 1000-летия создания эпоса «Алпомыш» в Байсуне создан парк «Алпомыш» с оздоровительными и спортивными сооружениями, музей «Алпомыш».